Методика аудиторской проверки по учету расчетов с поставщиками и подрядчиками

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2015 в 13:20, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение теоретических вопросов бухгалтерского учета по расчетам с поставщиками и подрядчиками, а также изучение теоретических вопросов проведения аудиторской проверки с поставщиками и подрядчиками.
В первой главе данной курсовой работы на тему «Методика аудиторской проверки расчетов с поставщиками и подрядчиками» будут рассмотрены аспекты по организации и ведению бухгалтерского и налогового учета по расчетам с поставщиками и подрядчиками.

Файлы: 1 файл

00180230.docx

— 83.13 Кб (Скачать файл)

Аудитор составляет таблицу с перечнем процедур контроля и возможных методов организации внутреннего контроля на предприятии, наличие которых аудитор выявляет в ходе опроса. Примерный перечень таких процедур и методов организации внутреннего контроля представим в таблице №5.

Заполнив две последние графы такой таблицы, аудитор уже с достаточной степенью определенности может оценить действующую на предприятии систему внутреннего контроля применительно к разделу учета расчетов с поставщиками и подрядчиками. Положительный ответ на каждый из первых предложенных методов достижения поставленных двенадцати задач говорит о наличии очень высокого уровня системы внутреннего контроля в организации. Но не всегда положительные ответы на первые предложенные методы обязательно должны подтверждаться рабочими документами службы внутреннего контроля.

Таблица №5

Оценка состояния внутреннего контроля

 

Наиме- нование процедур контроля

Конечные задачи процедуры контроля

Возможные методы проведения процедуры контроля на предприятии

Оценка наличия внут- реннего контро-ля

При- ме-

ча-ние

«+»

«-«

1

2

3

4

5

6

1.Контроль законности  соверше-ния опера-ции и создания  первич-ного документа 

1.Все хозяйствен-ные операции  совершаются в учете с письмен- ного разрешения руководства  или уполномоченных на то лиц

Систематическая проверка первич- ной документации на наличие не- обходимых подписей службой внутреннего контроля

     

Отказ в принятии документа в об- работку работниками бухгалтерии без необходимых подписей

     

Отказ конкретных исполнителей в исполнении хозяйственной опе- рации без необходимых письмен- ных распоряжений

     

1

2

3

4

5

6

 

2.Все хозяйствен- ные операции  совершаются в строгом соответст- вии с заключен- ными договорами  и действующим законодатель- ством

Проверка службой внутреннего контроля соответствия произве- денных и зафиксированных на но- сителе операций хозяйственным договором и действующему зако- нодательству

     
 

Визирование договоров и прочих юридических актов главным бух- галтером или другим уполномо- ченным работником бухгалтерии

     

2.Фор- мальная проверка  докумен- тации на наличие всех  обя- зательных реквизитов

3.Весь массив первичных  доку- ментов в части наличия  необхо- димых реквизитов отвечает  требова- ниям законода- тельства  о бухгал- терском учете

Систематическая проверка службой внутреннего контроля наличия всех обязательных реквизитов в документах

     

Контроль со стороны работников бухгалтерии, обрабатывающих кон- кретные документы, за правильно- стью оформления документов

     

3.Соответ- ствие пер- вичной  докумен- тации регисриру- емым опе- ративным фактам

4.Достижение уверенности  в том, что на каждую операцию  составлен доку- мент, верно зафи- ксировавший со- вершенный опе- ративный  факт

Систематическая проверка службой внутреннего контроля соответствия созданных и полученных первич- ных документов экономическому смыслу операции

     

Арифметический и логический кон- тролль со стороны работников бух- галтерии, обрабатывающих доку- ментацию, за соответствием совер- шенной операции оформленному оправдательному документу

     

4.Контроль полноты регистра- ции пер- вичных докумен- тов

5.Достижение уве- рености, что все первичные доку- менты  на пред- приятии будут введены  и обра- ботаны

Проверка службой внутреннего контроля полноты регистрации документов в учетных регистрах

     

Единая нумерация первичной до- кументации, контроль со стороны бухгалтероии за отклонениями в нумерации документов, ведение журналов регистрации первичных учетных документов

     

1

2

3

4

5

6

5.Контроль точности регистра-ции  и об- работки первичных докумен-тов

6.Точный количес- твенный  и качес- твенный перенос данных  из доку- мента в систему учета

Проверка службой внутреннего контроля соответствия занесения данных из первичного документа в систему бухгалтерского учета

     

Автоматический ввод бухгалтер-ской проводки с документа с помощью программных продуктов

     

Обязательная контировка первич-ных документов бухгалтером, про- изводящим их обработку

     

6.Контроль своевре- менности  регистра-ции и об- работки первичных  докумен-тов

7.Достижение уверенности  в том, что принцип временной  опре- деленности на предприятии  соб-люден

Проверка службой внутреннего контроля соответствия даты доку- мента дате его регистрации в учет-ном регистре

     

Проведение инвентаризации и све- рок расчетов в целях установления реальности числящихся в учете сумм на определенную дату

     

Система поощрений и наказаний за выполнение бухгалтером – испол- нителем своих обязанностей, в том числе за своевременность регис- трации документов

     

7.Контроль докумен-топотоков

8.Достижение уверенности  в том, что на пред-приятии исполня-ются  действую-щие графики доку-ментооборота

Проверка службой внутреннего контроля исполнения функций пер-сонала, участвующего в системе до-кументооборота в соответствии с действующими графиками

     

Контроль со стороны бухгалтерии за сроками оборота документов

     

8.Контроль защиты ин-формации при орга-низации обработки и регистра-ции доку-ментов

9.Достижение уверенности  в том, что в процес-се регистрации  и обработки инфор-мации вся  первич-ная документация будет  защищена от несанкциони-рованного  доступа

Проверка службой внутреннего контроля организации хранения документов в процессе текущей де-ятельности

     

Определение круга лиц, имеющих право доступа к той или иной доку-ментации, контроль со стороны ра-ботников бухгалтерии за докумен-тами, находящимися у них на обра-ботке

     

1

2

3

4

5

6

9.Контроль системы защиты ин-формации в условиях КОД

 

Практика введения паролей на автоматизированных рабочих месс-тах (АРМ), установление системным оператором определенного поряд-ка доступа к информации с другого АРМ

     

10.Кон-троль орга-низации хранения докумен-тов

10.Достижение уверенности  в том, что в органи-зованной  на пред-приятии системе хранения  доку-ментов не будет допущено  утери или исправления первичной  доку-ментации 

Проверка службой внутреннего контроля  соблюдения требований нормативных актов в части органи-зации архивной службы

     

Контроль со стороны бухгалтерии за соблюдением сроков сдачи до-кументации в архив и сроков хране-ния первичной документации

     

Инвентаризация дел в архивах

     

11.Кон-троль за истребо-ванием  кредитор-ской за-долженности

11.Достижение уверенности  в том, что с любой сомнительной  или просроченной за-долженностью  на предприятии будет проводить-ся  необходимая работа по ее ис-требованию

Систематическая проверка службой внутреннего контроля (ВК) своевре-менности предъявления претензий поставщикам и своевременности подачи дел в арбитражные суды и отслеживание результатов про-веденных мероприятий

     

Контроль со стороны бухгалтерии за своевременностью истребования задолженности

     

12.Кон-троль за правиль-ностью  отражения операций на счетах бухгалтер-ского учета                                                                    

12.Достижение уверенности  в том, что все опе-рации по  расчетам с поставщиками и подрядчиками бу-дут отражены на соответствующих экономическому смыслу совершен-ной операции сче-тах бухгалтерского учета

Использование на предприятии автоматизированных средств обра-ботки данных, в которых реализо-вана возможность автоматического формирования корреспонденции счетов по типовым операциям

     

Контроль со стороны службы внут-реннего контроля и главного бух-галтера (или другого ответствен-ного лица) за правильностью про-изведенных на счетах записей

     

Разработка типовых корреспонден-ций счетов без дальнейшего кон-троля за их соблюдением

     

 

После проведения анализа системы внутреннего контроля аудитор определяет, каким образом на предприятии организован обмен информацией между службой внутреннего контроля и органом управления предприятия. Это важный момент в понимании организации учета на предприятии, так как сами по себе результаты внутреннего контроля лишь свидетельствуют о допущенных нарушениях и ошибках, но не являются подтверждением того, что обнаруженные ошибки нарушения будут исправлены. Аудитор должен выяснить, какие действия со стороны руководства и непосредственных исполнителей были приняты после того, как служба внутреннего контроля выявила конкретные недостатки в системе учета.

 

2.3. План и программа  аудиторской проверки учета расчетов  с поставщиками и подрядчиками.

 

План и программа аудиторской проверки учета расчетов с поставщиками и подрядчиками строятся с учетом результатов проверки системы внутреннего контроля учетов, с поставщиками и подрядчиками. План аудита охватывает четыре основные направления проверки по учету расчетов с поставщиками и подрядчиками:

- правовую оценку договоров  с поставщиками и подрядчиками  с позиций действующего законодательства;

- организацию первичного  учета операций по расчетам  с поставщиками и подрядчиками;

- организацию бухгалтерского  учета операций по расчетам  с поставщиками и подрядчиками;

- организацию налогового  учета операций по расчетам  с поставщиками и подрядчиками.

План аудиторской проверки учета расчетов с поставщиками и подрядчиками должен содержать: название проверяемой организации, период в течении которого будет проводиться проверка данной организации на этом участке, число человеко-часов, фамилию имя отчество руководителя аудиторской проверки, состав аудиторской группы, планируемый аудиторский риск, а также планируемый уровень существенности. Содержание плана представим в таблице №6.

Таблица №6

План аудиторской проверки учета расчетов с поставщиками и подрядчиками.

Проверяемая организация

Период проверки

Число человеко-часов

Руководитель аудиторской группы

состав аудиторской группы

 

п/п

Планируемые виды работ

Период

проведения

аудита

Исполнитель

Примечания

1

2

3

4

5

1

Правовая оценка договоров с поставщиками и подрядчиками

   

При возникно-вении необхо- димости при-влечения экс-перта

2

Проверка организации первичного учета расчетов с поставщиками и подрядчиками

     

3

Проверка состояния задолженнос-ти перед поставщиками и подряд-чиками

     

4

Проверка правильности отражения в бухгалтерском учете различных операций по расчетам с поставщи-ками и подрядчиками

     

5

Проверка соответствия данных аналитического учета расчетов с поставщиками и подрядчиками

     

6

Проверка организации налогового учета по расчетам с поставщиками и подрядчиками

     

 

Руководитель аудиторской организации     подпись

Руководитель аудиторской группы     подпись

 

Программа аудиторской проверки расчетов с поставщиками и подрядчиками составляется на основании Плана аудиторской проверки данного участка. Программа аудиторской проверки также, как и план содержит обязательные реквизиты: название проверяемой организации, период проверки, число человеко-часов, фамилию имя отчество руководителя аудиторской группы, состав аудиторской группы, планируемый аудиторский риск, планируемый уровень существенности. Программу аудиторской проверки учета расчетов с поставщиками и подрядчиками представим в таблице №7.

 

Таблица №7

Программа аудиторской проверки учета расчетов с поставщиками и подрядчиками

Проверяемая организация

Период проверки

Число человеко-часов

Руководитель аудиторской группы

Состав аудиторской группы 

Планируемый аудиторский риск

Планируемый уровень существенности

 

п/п

Перечень аудитор-ских процедур по разделам аудита

Период

проведения аудита

Исполнитель

Рабочие документы аудитора

Примечания

1

2

3

4

5

6

1

 

 

 

 

1.1

 

 

1.2

Правовая оценка до-говоров с поставщи-ками и подрядчика-ми

 

Экспертиза догово-ров с поставщиками

 

Экспертиза догово-ров с подрядчиками

   

Договор, со-глашения, контракты; копии пере-писки или заключение эксперта (в случае его привлечения

При провер-ке приме-нять непред-ставительную выборку

1

2

3

4

5

6

2

Проверка организа-ции первичного учета расчетов с пос-тавщиками и под- рядчиками

   

Первичные до-кументы (нак-ладные, счета-фактуры, акты сдачи-приемки)

При осущес-твлении про-верки по пос-туплению ТМЦ-приме-нять

2.1

 

 

 

 

 

2.2

 

 

 

 

2.3

 

2.4

 

 

2.5

 

 

 

2.6

Проверка достовер-ности (полноты и точности) фактов оприходования ТМЦ принятия к учету ра-бот, услуг

Проверка оператив-ности регистрации фактов поступления сырья и материалов, оказания услуг

Проверка законнос-ти ПУД

Проверка соблюде-ния графика доку-ментооборота

Проверка полноты и точности регистра-ции документа в учетных регистрах

Проверка организа-ции хранения доку-ментов и организа-ции доступа ПУД

   

договоры, складского уче-та, книги поку-пок, графики документообо-рота, организа-ционно-распо-рядительная документация по вопросам хранения и доступа к пер-вичной учетной докупентации

репрезента-тивную вы-борку (метод систематичес-кого отбора), операции по принятию к учету услуг (работ)- вы-борка не-представи-тельная

3

 

 

 

3.1

 

 

 

3.2

Проверка состояния задолженности пе-ред поставщиками и подрядчиками

Проверка реальнос-ти дебиторской и кредиторской задол-женности

Проверка правиль-ности списания де-биторской задол-женности, безна-дежной к взысканию

   

Регистры бух-галтерского учета,акты све-рок, ответы на запросы постав щикам, решения судов в части призна-ния задолжен-ности безна-дежной ко взысканию и другие подоб-ные документы

Провести вы-борочную ин-вентаризацию задолженнос-ти, списанные безнадежно долги прове-рить сплош-ным методом

1

2

3

4

5

6

4

Проверка правиль-ности отражения в бухгалтерском учете отдельных операций по расчетам с пос-тавщиками и под-рядчиками

   

Регистры бух-галтерского учета, первич-ные документы (накладные, счета-фактуры, акты сдачи), договоры и др.

Проверку проводить сплошным методом

4.1

 

 

4.2

 

 

4.3

 

 

4.4

 

4.5

Проверка расчетов по неотфактурован-ным поставкам

Проверка расчетов по векселям выдан-ным

Проверка расчетов по коммерческим кредитам

Проверка расчетов по претензия

Проверка учета кур-совых и суммовых разниц

       

5

 

 

 

 

 

 

 

5.1

 

 

 

 

 

5.2

Проверка соответ-ствия данных анали-тического учета рас-четов с поставщика-ми и подрядчиками данным сводного (синтетического) учета

Проверка соответ-ствия данных анали-тического учета обо-ротам и остаткам по счетам синтетичес-кого учета

Проверка правиль-ности отражения в отчетности итоговых данных по расчетам с поставщиками и подрядчиками

   

Регистры анна-литического учета, регистры синтетического (сводного) уче-та, отчетность

 

6

 

 

 

 

6.1

 

 

 

6.2

 

 

6.3

Проверка организа-ции налогового уче-та по расчетам с пос-тавщиками и под-рядчиками

Налоговый учет про-центов по векселям и коммерческим кредитам

Налоговый учет сом-нительной задол-женности

Налоговый учет су-мовых разниц

   

Регистры налогового учета, регистры бухгалтерского учета, догово-ры, первичные документы

 

6.4

Учет налога на до-бавленную стои-мость

       

 

 

Руководитель аудиторской организации

Руководитель аудиторской группы

 

На первом этапе проведения аудита расчетов с поставщиками и подрядчиками производится правовая оценка договоров с позиций действующего законодательства. Эта процедура необходима и обязательна, так как от правовой формы и условий договора зависят их варианты отражения в учете операций с поставщиками и подрядчиками. Юридический статус контрагента и его права заниматься определенными видами деятельности напрямую влияют на порядок принятия к учету затрат и налога на добавленную стоимость.

Различают две группы договоров: с поставщиками и с подрядчиками.

Первая группа: Экспертиза договоров с поставщиками. Операции по поступлению на предприятие различных товарно-материальных ценностей и имущественных прав оформляются договорами этой группы. В ходе проведения аудита аудитор должен убедиться в том, что форма заключенного договора полностью соответствует экономическому смыслу совершенной предприятием сделки, а также в том, что договор содержит все существенные условия и риск признания договора недействительным отсутствует. Договора этой группы отличает то, что предметом этих договоров является приобретение вещи или вещественных прав, обладающих количественными и стоимостными характеристиками. Проверка соблюдения этих договоров происходит путем сверки данных количественного и стоимостного учета по приобретенным ценностям с условиями договора, что подтверждает факт сделки. Договора с поставщиками проверяют, используя репрезентативную выборку, так как они однотипны, и при проверке определенного количества отобранных договоров можно составить мнение о всей проверяемой совокупности.

Вторая группа: Экспертиза договоров с подрядчиками. Довольно трудоемкая процедура по подтверждению факта выполнения работ, оказания услуг по договорам с подрядчиками. Предметом договоров с подрядчиками является выполнение определенной работы и сдача ее результатов заказчику. При этом некоторые виды работ не имеют вещного выражения, и определить их содержание и полноту не всегда просто. Наибольший риск при аудите в этой группе представляют договора возмездного оказания услуг: реклама, маркетинговые исследования, консультационные, нотариальные, пожарные, охранные и другие услуги подобного типа. Данные услуги довольно дорогие и риск, что подтверждающие их совершение первичные документы (аудиторские доказательства) некачественны - довольно высок. Помимо этого велика вероятность фиктивных договоров, которые обеспечивают фиктивные выплаты.

Исходя из всех перечисленных факторов, аудитору следует со всей ответственность давать правовую оценку договоров второй группы, особенно договоров возмездного оказания услуг. При аудите следует применять либо сплошную проверку таких договоров, либо непредставительную выборку договоров с большой степенью риска, опираясь на личное суждение аудитора. При необходимости аудитору следует привлекать к правовой экспертизе договоров эксперта, компетентного в юридических вопросах.

 

2.4. Состав аудиторских  процедур проверки учета расчетов  с поставщиками и подрядчиками.

 

2.4.1. Аудиторская  проверка первичного учета операций  по расчетам с поставщиками  и подрядчиками

При проверке учета расчетов с поставщиками и подрядчиками аудитору необходимо оценить качество первичной информации, поступающей в систему бухгалтерского учета. Практически все документы по расчетам поступают на предприятие извне, увеличивая внутрихозяйственный и контрольный риски при проведении аудита. Причинами этого являются:

- отсутствие много кратного  контроля за первичными документами  на стадии их создания и  проверки (как это происходит с документацией, создаваемой на предприятии);

- сложность восстановления  отсутствующих и исправления  неправильно оформленных документов;

- большая вероятность  несвоевременного поступления подтверждающих  документов;

- значительная часть первичных  документов, подтверждающих совершение  этих операций (особенно операций, связанных с договорами на  оказание услуг), не унифицирована. Отсюда риск того, что первичная  документация может быть не  признана в качестве подтверждающей, если будут какие-либо сомнения в правильности оформления документов и их комплектности.

В таких условиях анализ организации первичного учета позволит аудитору более квалифицированно провести основные аудиторские процедуры по данному разделу и более обоснованно определить объемы выборки и способы отбора элементов проверяемой совокупности. Результаты организации первичного учета позволяют делать вывод о качестве первичной учетной документации, которая будет использоваться аудитором в качестве аудиторских доказательств.

Аудиторская проверка организации первичного учета строится по схеме:

  1. Определяется степень воздействия на организацию первичного учета различных внутренних и внешних факторов. Внешние факторы: требования законодательства, принадлежность организации, специфика отрасли, размеры предприятия, местоположение, используемые ресурсы.

Внутренние факторы: организационная структура, стиль управления и стиль работы руководителей, методы распределения полномочий и ответственности, информационное и кадровое обеспечение, техническая оснащенность.

  1. Оценивается внутрихозяйственный риск системы первичного учета по результатам проведения аналитических процедур.
  2. Определяется примерный объем первичной учетной документации, представляемой к проверке.

Информация о работе Методика аудиторской проверки по учету расчетов с поставщиками и подрядчиками