Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2015 в 13:20, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение теоретических вопросов бухгалтерского учета по расчетам с поставщиками и подрядчиками, а также изучение теоретических вопросов проведения аудиторской проверки с поставщиками и подрядчиками.
В первой главе данной курсовой работы на тему «Методика аудиторской проверки расчетов с поставщиками и подрядчиками» будут рассмотрены аспекты по организации и ведению бухгалтерского и налогового учета по расчетам с поставщиками и подрядчиками.
Один из вариантов опросника работников бухгалтерии, ведущих учет расчетов с поставщиками и подрядчиками, представим в таблице №8.
При проведении аудита организации первичного учета по учету расчетов с поставщиками и подрядчиками применяются следующие методы сбора аудиторских доказательств.
Проверка достоверности (полноты и точности) фактов оприходования товарно-материальных ценностей, принятия к учету работ, услуг.
Основной целью проверки является достижение уверенности в том, что на предприятии присутствует вся первичная документация по всем поступившим ценностям и всем оказанным услугам за отчетный период. Выборку на данном участке целесообразно осуществлять следующим образом: операции по поступлению товарно-материальных ценностей проводится выборка репрезентативная, которая осуществляется с помощью случайного или систематического отбора; операции по приобретению работ, услуг проводят с помощью выборки непредставительной, в зависимости от предмета договоров, их стоимости и прочих факторов. При этом, проверяя полноту отражения приобретенных работ, услуг, аудитор может использовать информацию о типичном «наборе» услуг, представляемых проверяемой организации за определенный период, которую можно получить в устном опросе используя учетные регистры за предыдущие периоды. При проведении данной процедуры аудитор сверяет данные первичных приходных документов с договорами на поставку с тем или иным поставщиком. Затем аудитор проверяет наличие счетов- фактур от поставщиков по каждой конкретной сделке, при этом используя журнал регистрации счетов-фактур. После чего аудитор сверяет данные этих документов с данными складского учета или с информацией от бухгалтерии о принятых к учету работам, услугам.
Проверка законности оформления и содержания первичной учетной документации по операциям расчетов с поставщиками и подрядчиками.
Проведение этой процедуры является обязательным. Цель данной процедуры получение достаточного количества доказательств того, что весь массив ПУД имеет юридическую силу (соблюдены все требования к оформлению документации). Аудитор полистно просматривает те документы, которые были отобраны им для проверки ранее (в соответствии с выбранными критериями). К проверке документации, оформляющей операции, по которым были обнаружены расхождения, подходят с особой тщательностью.
По результатам проведения данной процедуры аудитор выявляет общий уровень соблюдения правил оформления документов по данному участку и , выявив нарушения, отражает их в акте проверки. Информацию по операциям, где документов не было обнаружено, либо они оформлены неверно (отсутствуют отдельные реквизиты, либо в документах имеются неоговоренные исправления) обязательно учитывают в дальнейшем, при проверке их отражения на счетах учета.
Целью проверки является установление наличия или отсутствия графика документооборота по операциям с поставщиками и подрядчиками и его существование составления на все первичные документы. В ходе данной операции желательно заполнять таблицу №9, что бы проследить основные этапы документооборота всех первичных документов, участвующих в оформлении операций по расчетам с поставщиками и подрядчиками
Таблица №8
Вопросник к определению объема и характеристик первичной документации, подлежащей проверке
№ п/п |
Раз- дел пер- вич-ного уче-та |
Типовые хозяйственные операции |
Документы которые вы |
Число докумен-тов в день, ме-сяц, квартал |
Уровень ав-томатиза-ции: АП-пол-ная АЧ-частичная Р-ручное создание |
Номер и наимено-вание учетного регистра в кото-ром вы отража-ете дан-ную опе-рацию |
Бухгал-терские провод-ки, кото рые вы выполня-ете по данной операции | |||
соз-дае-те |
обра-батыва-ете |
создаваемых вами |
обрабатываемых вами |
при создании доку-мен-та |
при об-ра-ботке до-ку-мента | |||||
1 |
Расчеты с пос-тав-щиками и под-ряд-чика-ми |
Поступление ТМЦ |
||||||||
2 |
Принятие услуг производственного и непро-изводственно-го характера |
|||||||||
3 |
Претензии пос-тавщикам |
|||||||||
4 |
Учет векселей выданных |
|||||||||
5 |
Учет курсовых и суммовых разниц по опе-рациям в инос-транной валю-те |
|||||||||
Итого |
по разделу |
Проверка соблюдения графика документооборота.
Целью проверки является установление наличия или отсутствия графика документооборота по операциям с поставщиками и подрядчиками и его существование составления на все первичные документы. В ходе данной операции желательно заполнять таблицу №9, что бы проследить основные этапы документооборота всех первичных документов, участвующих в оформлении операций по расчетам с поставщиками и подрядчиками.
Таблица №9
Основные этапы документооборота, создаваемого (обрабатываемого) документооборота
До-ку-ме-нт |
Наличие графика документообо-рота |
Исполь-зование унифи-цированной фор-мы доку-ментов |
Источник получе-ния доку-мента (если до-кумент сторон-ний |
Время, необходимое для |
Ваши дальнейшие действия с документами |
Имеет ли место возврат-ное движение докумен-та после обработ-ки | ||||
соз-дания доку-мен-та |
обра-бот-ки до-кумен-та |
про-верки доку-мен-та |
пере-дача для даль-ней-шей обра-бот-ки |
под-шив-ка в теку-щие дела |
пере-дача в архив | |||||
При необходимости аудитор может также лично проследить за движением конкретного документа и исполнением его сроков создания и обработки. По операциям, оформляемым документами, графики оборота которых не составлены или составлены только формально, есть риск того, что первичные документы:
- могут отсутствовать;
- могут быть утеряны;
- будут приняты к учету (проверенны и обработаны) несвоевременно (например, в следующем отчетном периоде);
- содержат приписки (так
как отсутствие контроля
Поэтому аудитор должен обратить особое внимание на документацию, на которую нет графиков документооборота или эти графики реально не используются при проведении процедуры Проверка полноты и точности регистрации документов в учетных регистрах.
Данная проверка нацелена на получение достаточного количества доказательств того, что при принятии документа к учету были соблюдены принципы:
Выборка документов, проверяемых в рамках данной процедуры, должна проводиться с учетом результатов предшествующих процедур. Особо внимательно подходят к:
- документам, на которые
не составлены графики
- операциям, где отсутствуют либо первичные документы, либо определенные реквизиты в них.
Проверка организации хранения документов и организации доступа к первичной учетной документации.
Цель проведения этой процедуры – установить, соблюдены ли на предприятии правила хранения документации в процессе текущей деятельности и правила хранения документов в архиве предприятия. Если на предприятии нет четко установленного порядка хранения документации в период исполнения документов и в период хранения уже исполненных документов в архиве, возникает большой риск несанкционированного доступа к ПУД. Это, в свою очередь, может привести как к утере документов, так и к разного рода злоупотреблениям с первичной учетной документацией: припискам, исправлениям в документах, уничтожению или подлогу документов.
Все организации обязаны хранить первичную учетную документацию не менее пяти лет. Соблюдение этого срока также надлежит проверить в ходе проведения данной процедуры.
Источниками информации аудитору могут служить графики документооборота (где указаны сроки сдачи документов в архив), оформленные к передаче в архив и уже хранящиеся в архиве дела, акты о выделении документов к уничтожению. Кроме того, в ходе проверки может быть использована информация о наличии или отсутствии на предприятии системы паролей доступа к автоматизированным рабочим местам, на которых осуществляется создание и обработка документов данного раздела учета.
Сведения, полученные в ходе аудита организации первичного учета по этому разделу, используются для определения дальнейшей тактики проведения проверки учета расчетов с поставщиками и подрядчиками.
2.4.2. Аудиторская
проверка организации
С учетом результатов по проведенным ранее процедурам, аудитор может приступить к детальной проверке оборотов и сальдо по счетам учета расчетов с поставщиками и подрядчиками. Для проверки правильности и полноты отражения в учете и отчетности операций по расчетам с поставщиками и подрядчиками аудитором применяются процедуры:
Проверка реальности дебиторской и кредиторской задолженностей.
Целью данной процедуры является достижение уверенности в том, что задолженности контрагентов и задолженности перед контрагентами числятся на счетах учета в реальных значениях. Наиболее эффективным способом проведения данной процедуры является инвентаризация расчетов. С учетом того, что на некоторых предприятиях инвентаризация расчетов проводится некачественно или не проводится совсем, аудитор вправе настоять на проведении данной процедуры. В процессе инвентаризации устанавливаются сроки возникновения задолженности, реальность ее погашения, тождественность расчетов с различными организациями, правильность и обоснованность числящихся по балансу сумм дебиторской и кредиторской задолженностей, а также предъявлены ли иски на взыскание просроченной дебиторской задолженности. Инвентаризацию лучше проводить с помощью запросов к контрагентам аудируемой организации о состоянии расчетов на определенную дату с приложением к запросу расшифровки задолженности. Запросы-подтверждения или акты сверок могут быть оформлены на бланке предприятия. Такой запрос отправляется поставщику или подрядчику в двух экземплярах, один из которых с подтвержденной или не подтвержденной суммой1 возвращается аудитору. Это одна из важнейших процедур аудита расчетов с поставщиками и подрядчиками, так как операции с кредиторской задолженностью и погашением ее наличными денежными средствами представляют возможность для мошенничества, растрат и искажений данных финансовой отчетности. Важно принимать данный факт во внимание и знать типичные методы совершения и сокрытия подобных действий.
Наиболее значительных размеров мошенничество может достигать при осуществлении закупочных операций. Нарушения при закупках сырья могут быть как простыми, предъявление в качестве оправдательных документов накладных и счетов фиктивных фирм. Данный факт легко выявить в ходе инвентаризации и сверок расчетов. Так и довольно сложные, которые почти невозможно вскрыть при помощи аудиторской проверки, мошенничество осуществляется по взаимной договоренности должностных лиц обеих сторон сделки в целях обеспечения неверных кассовых выплат. Аудитор также должен убедиться, что за проверяемый период не было случаев перекрытия кредиторской задолженности перед одним контрагентом дебиторской задолженностью другого. Суммы кредиторской задолженности с истекшим сроком исковой давности должны быть своевременно списаны на внереализационные доходы организации.
Информация о работе Методика аудиторской проверки по учету расчетов с поставщиками и подрядчиками