Методика аудиторской проверки учета расчетов с бюджетом по видам налогов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 17:49, реферат

Описание работы

Каждое предприятие должно уплачивать требуемые законодательством налоги и сборы, однако не все достаточно хорошо ориентируются в налоговом законодательстве РФ. Аудит расчетов по налогам и сборам дает возможность избежать налоговых рисков и штрафов и заблаговременно предупредить возможные последствия проверок налоговых органов.

Содержание работы

Введение
1. Теоретические основы аудиторской проверки правильности расчетов по налогам и сборам......................................................................
1.1. Система (классификация) налогов и сборов в Российской Федерации..........................................................................................................
1.2. Цель и основные направления аудиторской проверки расчетов по налогам и сборам..............................................................................................
2. Методика аудиторской проверки расчетов по налогам и сборам..
2.1. Источники информации для проверки расчетов по налогам и сборам................................................................................................................
2.1. Алгоритм проведение аудиторской проверки......................................
Заключение....................................

Файлы: 1 файл

Реферат по аудиту.doc

— 126.00 Кб (Скачать файл)

Министерство образования  и науки Российской Федерации

Федеральное государственное  бюджетное образовательное

учреждение высшего  профессионального образования

Тамбовский государственный  университет 

имени Г.Р.Державина

 

АКАДЕМИЯ ЭКОНОМИКИ  И УПРАВЛЕНИЯ

Кафедра бухгалтерского учета и налогообложения

 

РЕФЕРАТ

на тему: «Методика аудиторской проверки учета расчетов с бюджетом по видам налогов»

 

 

 

 

Выполнила: студентка 513 гр.

Шаталова Ольга

Преподаватель: Абдукаримова Л.Г.

 

 

 

 

 

 

 

г. Тамбов, 2012 год

Содержание

Введение

1. Теоретические  основы аудиторской проверки  правильности расчетов по налогам  и сборам......................................................................

1.1. Система (классификация) налогов и сборов в Российской Федерации..........................................................................................................

1.2. Цель и основные направления аудиторской проверки расчетов по налогам и сборам..............................................................................................

2. Методика аудиторской проверки расчетов по налогам и сборам..

2.1. Источники информации  для проверки расчетов по налогам  и сборам................................................................................................................

2.1. Алгоритм проведение аудиторской проверки......................................

Заключение....................................

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

В настоящее время для России характерна сложная система налогообложения, наличие большого количества налогов, нестабильность налогового законодательства, а также значительные административные, финансовые и уголовные санкции за его нарушение. Поэтому вопросы правильности начисления налогов и уплаты платежей в бюджет являются наиболее трудоемкими и сложными.

В связи с этим аудит расчетов по налогам и сборам является одним из наиболее востребованных видов аудиторских услуг. Сегодня задачами бухгалтерского учета являются не только регистрации фактов хозяйственной деятельности, а также предоставление информации для принятия решений финансовых служб предприятия. Это относится и к учету расчетов по налогам и сборам - раньше бухгалтер производил лишь несколько бухгалтерских записей, в настоящее время кроме этого требуется выполнить налоговые расчеты с учетом различных вариантов исчисления налогов, а также отразить текущие и отложенные налоги.

Каждое предприятие  должно уплачивать требуемые законодательством  налоги и сборы, однако не все достаточно хорошо ориентируются в налоговом  законодательстве РФ. Аудит расчетов по налогам и сборам дает возможность избежать налоговых рисков и штрафов и заблаговременно предупредить возможные последствия проверок налоговых органов.

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Теоретические  основы аудиторской проверки  правильности расчетов по налогам  и сборам

 

1.1. Система (классификация) налогов и сборов в Российской Федерации.

Большое количество налогов, их различное назначение и построение делают необходимой классификацию налогов. Налоговым кодексом РФ предусмотрено деление налогов и сборов по видам на три группы:

• федеральные;

• региональные;

• местные.

Федеральные налоги установлены  НК РФ и обязательны к уплате на всей территории страны.

К федеральным налогам  и сборам относятся:

1) налог на добавленную стоимость (гл. 21 НК РФ);

2) акцизы (гл. 22 НК РФ);

3) налог на доходы физических лиц (гл. 23 НК РФ);

5) налог на прибыль организаций (гл. 25 НК РФ);

6) налог на добычу полезных ископаемых (гл. 26 НК РФ);

8) водный налог (гл. 25.2 НК РФ);

9) сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов (гл. 25.1 НК РФ);

10) государственная пошлина (гл. 25.3 НК РФ).

Региональными являются налоги и сборы, установленные НК РФ и законами субъектов Российской Федерации и вводимые в действие законами субъектов федерации. Эти  налоги обязательны к уплате на территории соответствующих субъектов. В эту группу налогов входят:

1) налог на имущество организаций (гл. 30 НК РФ);

2) налог на игорный бизнес (гл. 29 НК РФ);

3) транспортный налог (гл. 28 НК РФ).

К местным относятся налоги, установленные НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления. Они вводятся в действие нормативными правовыми актами представительских органов местного самоуправления и обязательны к уплате на территории соответствующих муниципальных образований. К местным налогам относятся:

1) земельный налог (гл. 31 НК РФ);

2) налог на имущество физических лиц.

Для того, чтобы налог  можно было считать установленным, должны быть выполнены следующие  основные условия:

  • определен круг налогоплательщиков;
  • обозначены объект налогообложения, налоговая база, налоговая ставка, налоговый период, порядок исчисления налога, а также порядок и сроки его уплаты.

В целях стимулирования отдельных отраслей деятельности или категорий предприятий, выполнения социальных функций государства региональные и местные законодательные акты о налогах и сборах могут предусматривать льготы по отдельным налогам и специальные основания применения их налогоплательщиками.

В отношении региональных и местных налогов органы власти соответствующего уровня могут варьировать в пределах, заданных Налоговым кодексом, такие элементы налогообложения, как налоговые ставки, порядок и сроки их уплаты.

По форме  взимания различают налоги:

• прямые;

• косвенные.

Прямые налоги устанавливаются непосредственно на доход или имущество налогоплательщика. В связи с этим при прямом налогообложении денежные отношения возникают непосредственно между налогоплательщиком и государством. Примером прямого налогообложения в российской налоговой системе могут служить такие налоги, как земельный налог, налог на доходы физических лиц, налог на прибыль организаций, налог на имущество физических лиц. В данном случае основанием для обложения служат владение и пользование доходами и имуществом.

Косвенные налоги взимаются  в процессе движения доходов или  оборота товаров, работ и услуг. Косвенными налогами облагается оборот или операции по реализации, в результате чего фактическим плательщиком налога, как правило, является потребитель. Эти налоги включаются в виде надбавки в цену товара, а также тарифа на работы или услуги и оплачиваются потребителем.

Владелец товара, работы или услуги при их реализации получает с покупателя не только стоимость  товара, работы, услуги, но и налоговые  суммы, которые затем нужно перечислить государству. Косвенные нало ги нередко называют налогами на потребление. Эти налоги переносят реальное налоговое бремя на конечного потребителя. При косвенном налогообложении налогоплательщиком является продавец товара (рабо ты или услуги), выступающий в качестве посредника между государством и фактическим носителем налога – потребителем этого товара (работы или услуги). Примером косвенного налогообложения могут слу жить налог на добавленную стоимость, акцизы, таможенные пошлины, и др. Поступления косвенных налогов в казну прямо не привязано к результатам финансово-хозяйственной деятельности субъекта налогообложения и фискальный эффект достигается в условиях падения производства и даже в случае убыточной работы организации.

В основу классификации можно положить и такой признак, как плательщик налога. В этом случае следует выделить три группы:

• налоги, плательщиками которых являются физические лица (налог на доходы физических лиц, налог на имущество физических лиц, переходящее в порядке наследования или дарения и др.);

• налоги, плательщиками которых являются организации (налог на имущество организаций, налог на прибыль организаций);

• налоги, плательщиками  которых являются организации и  физические лица (земельный налог, транспортный налог, государственная пошлина).

По источнику, за счет которого организации уплачивают налоги, различают следующие налоги:

• налоги, включаемые в стоимость продукции и оплачиваемые ее потребителями (НДС, акцизы);

• налоги, относимые на затраты (таможенная пошлина, налог на имущество организаций, налог на рекламу, земельный налог и др.);

• налоги, уплачиваемые из прибыли – налог на прибыль и организаций;

• налоги, уплачиваемые за счет прибыли, остающийся в распоряжении организаций после уплаты налога на прибыль.

По степени  обложения выделяют три группы налогов:

• прогрессивные, когда тяжесть налогообложения возрастает с ростом размеров дохода или иного объекта обложения. К этой группе налогов относятся, например, транспортный налог, налог на имущество, переходящее в порядке наследования и дарения;

• пропорциональные, когда тяжесть обложения не изменяется при изменении величины объекта (налог на добавленную стоимость, налог на рекламу, налог на имущество организаций, налог на прибыль ор ганизаций и др.);

• регрессивные, когда тяжесть обложения снижается с ростом дохода или иного объекта обложения (государственная пошлина по делам, рассматриваемым в судах, единый социальный налог, налог на игорный бизнес).

В зависимости от направления использования собранных платежей налоги делятся на:

• общие;

• специальные.

Первые могут быть использованы для финансирования любых  нужд государства. Вторые имеют целевое  назначение, и финансовые средства, полученные от их взимания, не могут  быть использованы на какиелибо иные нужды, кроме указанных в законе. Налог на прибыль, НДС – это общие налоги, а единый социальный налог – специальный.

В основу классификации  налогов может быть положен и  принцип распределения налоговых поступлений между бюджетами разных уровней. Например: в Федеральный бюджет платятся такие налоги, как налог на добавленную стоимость, налог на прибыль и др., в бюджеты субъектов Российской Федерации – налог на прибыль, налог на имущест во организаций, налог на доходы физических лиц; в местный бюджет – налог на рекламу, земельный налог и др. Распределение налоговых платежей между бюджетами определяется ежегодно в Федеральном законе Российской Федерации О Федеральном бюджете (см. Приложение 1).

По времени  уплаты налоги бывают:

• текущие;

• единовременные;

• чрезвычайные.

Текущие налоги взимаются  с определенной периодичностью в  течение всего времени владения имуществом, получения дохода в результате осуществления какой-либо деятельности. Например, НДС платится ежемесячно или ежеквартально, а транспортный налог – ежегодно.

Уплата единовременных налогов связана с совершением  каких-либо нерегулярных событий. Это относится, например, к налогу на имущество, переходящее в порядке наследования и дарения, обязанность уплаты которого возникает у физического лица при наследовании или получении в дар жилого дома, дачи, садового домика, автомобиля, ценных бумаг и другого имущества.

Чрезвычайные налоги могут вводиться государством в  особых случаях, например, начало военных  действий.

1.2. Цель и основные направления аудиторской проверки расчетов по налогам и сборам.

Цель аудита расчетов предприятия с бюджетом - подтверждение правильности расчетов, полноты и своевременности перечисления в бюджет налогов и сборов, а также подтверждение законности формирования налогооблагаемой базы и расчетов с бюджетом по различным налогам и сборам.

Этот объект проверки имеет особое значение, поскольку  определяет полноту выполнения обязательств хозяйствующего субъекта перед государством.

Общими вопросами, подлежащими проверке при проведении аудита расчетов с бюджетом по видам налогов, являются:

  • состояние внутреннего контроля расчетов с бюджетом (путем тестирования);
  • правильность применения ставок налогов и других платежей, а также арифметических подсчетов при начислении платежей (путем прослеживания, пересчета арифметических данных);
  • полнота и правильность определения налогооблагаемой базы (с помощью таких приемов контроля, как прослеживание, сканирование, сверка документов и регистров учета);
  • законность и обоснованность применения льгот при уплате налогов (путем прослеживания, сверки с нормативными материалами, изучения особенностей организации и т.д.);
  • полнота и своевременность уплаты платежей в бюджет (путем проверки платежных документов, налоговых расчетов и т.д.);
  • правильность составления бухгалтерских проводок по начислению и уплате платежей;
  • правильность оформления первичных платежно-расчетных документов и отражения в учете операций по начислению и уплате налоговых платежей (путем сканирования, сверки данных различных регистров учета).

Информация о работе Методика аудиторской проверки учета расчетов с бюджетом по видам налогов