Методика аудиторской проверки учета расчетов с покупателями и заказчиками

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2013 в 17:26, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования данной курсовой работы являются: методические подходы к проведению аудита учета расчетов с покупателями и заказчиками для организации и проведения аудиторской проверки в ООО , разработки рекомендаций по ее результатам.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
раскрыть экономическую сущность расчётов с покупателями и заказчиками;
исследовать и обобщить методические подходы к организации и проведению аудита расчётов с покупателями и заказчиками;
ознакомиться с организацией бухгалтерского учета расчётов в ООО ;
осуществить планирование аудиторской проверки учета расчётов в ООО ;
выполнить аудиторскую проверку учета расчётов в ООО и разработать рекомендации по ее результатам.

Содержание работы

Введение
3
Глава 1
Теоретические основы аудита учета расчетов с покупателями

5
1.1.
Организация бухгалтерского учета расчетов с покупателями
5
1.2.
Нормативное регулирование аудита учета расчетов с покупателями
9
1.3.
Методические подходы к аудиторской проверке учета расчетов с покупателями
12
Глава 2
Организация аудиторской проверки учета расчетов с покупателями в ООО
19
2.1.
Экономическая характеристика ООО
19
2.2.
Планирование аудиторской проверки учета расчетов с покупателями в ООО
24
Глава 3
Аудиторская проверка учета расчетов с покупателями в ООО
30
3.1.
Аудит первичного учета операций по расчетам с покупателями
30
3.2.
Аудит бухгалтерского учета расчетов с покупателями
34
Заключение
39
Список литературы

Файлы: 1 файл

Курс. раб. Аудит.docx

— 93.87 Кб (Скачать файл)

 

    1. Нормативное регулирование аудита расчетов с покупателями

 

В процессе аудиторской проверки операций по учету расчётов с покупателями и заказчиками применяют следующие нормативные документы:

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ, часть вторая от 26 января 1996 г. № 14-ФЗ, часть третья от 26 ноября 2001 г. № 146-ФЗ и часть четвертая от 18 декабря 2006 г. № 230-ФЗ (в ред. от  11 февраля 2013 г.) (регулирует договорные отношения).
  2. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть первая от 31 июля 1998 г. № 146-ФЗ и часть вторая от 5 августа 2000 г. № 117-ФЗ (в ред. от 30 декабря 2012 г.) (регламентирует общие положения признания доходов и расходов при совершении приобретения и реализации товаров).
  3. Федеральный закон от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» (в ред. 21 ноября 2011 г.) (определяет правовые основы осуществления аудиторской деятельности в РФ).
  4. Федеральный закон от 06 декабря 2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (устанавливает единые правовые и методологические основы организации и ведения бухгалтерского учета РФ, содержит перечень обязательных первичных документов).
  5. Закон Российской Федерации от 07 февраля 1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей» (в ред. от 28.07.2012 № 133-ФЗ) (регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, импортерами, продавцами при продаже товаров; устанавливает права потребителей на приобретение товаров надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды, получение информации о товарах и об их изготовителях (продавцах), просвещение, государственную и общественную защиту их интересов, а также определяет механизм реализации этих прав).
  6. Постановление Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2002 г. № 696 «Об утверждении федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности (в ред. от 22.12.2011 № 1095) (Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности регламентируют единые требования к осуществлению и оформлению аудита и сопутствующих ему услуг, а также к оценке качества аудита, к порядку подготовки аудиторов и к оценке их квалификации).
  7. Приказ Минфина Российской Федерации от 13 июня 1995 № 49 «Об утверждении Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств» (в ред. от 08.11.2010 № 142н) (методические рекомендации устанавливают порядок проведения инвентаризации имущества и финансовых обязательств организации и оформления ее результатов).
  8. Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утв. Приказом Минфина РФ от 29 июля 1998 № 34н (ред. от 24.12.2010 № 186н) (определяет порядок организации и ведения бухгалтерского учета, составления и представления бухгалтерской отчетности юридическими лицами по законодательству Российской Федерации).
  9. Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/2008), утв. Приказом Минфина России от 06 октября 2008 № 106н (в ред. от 27.04.2012 № 55н) (устанавливает правила формирования (выбора или разработки) и раскрытия учетной политики организаций, являющихся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации).
  10. Положение по бухгалтерскому учету «Учёт активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте» ПБУ 3/2006 (в ред. от 25.11.2010 г.) (устанавливает особенности формирования в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности информации об активах и обязательствах, стоимость которых выражена в иностранной валюте).
  11. Положение по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99), утв. Приказом Минфина РФ от 06.07.1999 № 43н (в ред. от 08.11.2010) (устанавливает состав, содержание и методические основы формирования бухгалтерской отчетности организаций, являющихся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации).
  12. Положение по бухгалтерскому учету «Учет материально - производственных запасов» (ПБУ 5/01),  утв. Приказом Минфина РФ от  09.06.2001 №44н (в ред. от 25.10.10) (устанавливает правила формирования в бухгалтерском учете информации о материально-производственных запасах организации).
  13. Положение по бухгалтерскому учету «Доходы организации» ПБУ 9/99 (в ред. от 08.11.2010 г.) (устанавливает правила формирования в бухгалтерском учете информации о доходах коммерческих организаций (кроме кредитных и страховых организаций), являющихся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации).
  14. Положение по бухгалтерскому учету «Учёт расчётов по налогу на прибыль организации» ПБУ 18/02 (в ред. от 25.11.2010 г.) (устанавливает правила формирования в бухгалтерском учете и порядок раскрытия в бухгалтерской отчетности информации о расчетах по налогу на прибыль организаций).
  15. Положение о безналичных расчетах в Российской Федерации (утв. ЦБ РФ 03.10.2002 № 2-П) (ред. от 22.01.2008) (Зарегистрировано в Минюсте РФ 23.12.2002 №4068).
  16. План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций. Инструкция по применению (утв. Приказом Минфина РФ от 31 октября 2000 г. № 94н) (в ред. от 08.11.2010 г.). План счетов устанавливает счета бухгалтерского учета, используемые при учете товаров и дает краткую характеристику этих счетов.
  17. Постановление Госкомстата России от 25.12.1998 № 132 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету торговых операций. Однако следует заметить, что с 01.01.2013 г. формы первичных учетных документов, содержащиеся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, не являются обязательными к применению.

 

    1. Методические подходы к аудиторской проверке учета расчетов с покупателями

 

Методика аудита учета  расчетов с покупателями и заказчиками  Н.В. Зубкова.

Основной целью аудиторской  проверки расчетов с покупателями и  заказчиками является установление соответствия совершенных операций по расчетам с покупателями и заказчиками  действующему законодательству и достоверности  отражения операций в бухгалтерской  отчетности.

Основными задачами аудита расчетов с покупателями и заказчиками  являются:

  1. определение наличия всех оправдательных документов при использовании различных форм безналичных расчетов;
  2. установление реальной дебиторской задолженности;
  3. установление дебиторской задолженности, по которой истек срок исковой давности;
  4. установление правильности ценообразования при реализации продукции;
  5. правильность ведения аналитического учета по счету 62 “Расчеты с покупателями и заказчиками”;
  6. правильность отражения суммовых разниц;
  7. определение полноты и своевременности полученных авансов;
  8. правильности начисления и отражения в нормативных документах налога на добавленную стоимость;
  9. контроль образования резерва по сомнительным долгам;
  10. правильность применяемых схем корреспонденции счетов по расчетам с покупателями и заказчиками.

Основными источниками информации для проверки данного раздела  учета являются: договоры; счет-фактура; доверенности; счет; накладная; товарно-транспортная накладная; документы оплаты (кассовые, банковские); авансовые отчеты; книга продаж.

Для достижения цели аудита в соответствии с Правилом (стандартом) № 3 аудиторской деятельности «Планирование  аудита» составляется план и программа  аудиторской проверки по разделу  покупателей и заказчиков, являющаяся частью общей программы аудита организации.

Общий план аудита и программа  аудита должны по мере необходимости  уточняться и пересматриваться в  ходе аудита. Планирование аудитором  своей работы осуществляется непрерывно на протяжении всего времени выполнения аудиторского задания в связи  с меняющимися обстоятельствами или неожиданными результатами, полученными  в ходе выполнения аудиторских процедур. Причины внесения значительных изменений  в общий план и программу аудита должны быть документально зафиксированы.

Общий план аудиторской проверки расчетов с покупателями и заказчиками  включает в себя:

  1. Правовая оценка договоров с покупателями и заказчиками
  2. Проверка организации первичного учета расчетов с покупателями и заказчиками
  3. Проверка состояния задолженности покупателей и заказчиков
  4. Проверка правильности отражения в бухгалтерском учете различных операций по расчетам с покупателями и заказчиками
  5. Проверка соответствия данных аналитического учета расчетов с покупателями и заказчиками данным синтетического учета
  6. Проверка организации налогового учета при расчетах с покупателями и заказчиками

Перечень типичных ошибок аудиторской проверки расчетов с  покупателями и заказчиками:

  1. арифметические ошибки;
  2. несвоевременная регистрация операций на носителе информации;
  3. отсутствие необходимых реквизитов, придающих документу юридическую силу;
  4. нарушения сроков хранения документации в архиве;
  5. уничтожение первичных документов без акта о выделении документов к уничтожению;
  6. нарушения при оформлении дел с первичной учетной документацией (банковские, кассовые документы);
  7. несвоевременное списание задолженности в связи с неверным исчислением срока исковой давности;
  8. неправомерное признание задолженности безнадежной и ее списание за счет средств резерва по сомнительным долгам либо за счет прочих расходов;
  9. нарушение методологии учета в части неверно составленных корреспонденций счетов.

Методика аудита учета  расчетов с покупателями и заказчиками  В.А. Танкова.

Цель аудита – установить правильность ведения учета расчетов с покупателями и заказчиками за реализованную (отгруженную) продукцию, выполненные работы, оказанные услуги.

В ходе аудита расчетов с  покупателями и заказчиками должны быть решены следующие задачи:

  1. проверка правильности оформления первичных документов по реализации продукции, выполнению работ, оказанию услуг с целью подтверждения обоснованности возникновения дебиторской задолженности;
  2. подтверждение своевременности погашения и правильности отражения на счетах бухгалтерского учета дебиторской задолженности;
  3. оценка правильности оформления и отражения в учете предъявленных претензий.

Источниками информации являются: положение об учетной политике; договоры поставки продукции (работ, услуг); накладные; счета-фактуры; акты сверки расчетов; протоколы о зачете взаимных требований; акты инвентаризации расчетов; векселя; копии платежных документов; книга продаж; учетные регистры по счету 62; Главная книга; бухгалтерская отчетность.

При проверке расчетов с  покупателями и заказчиками используются приемы фактического и документального  контроля, аналитические процедуры, логический анализ, устные опросы должностных  лиц по отдельным вопросам данного  раздела аудиторской программы.

В процессе проверки выясняется наличие и правильность оформления договоров на поставку продукции, гарантийных  писем от покупателей. По данным первичных  расчетно-платежных документов, актов  инвентаризации расчетов и учетных  регистров по счету 62 устанавливаются  достоверность, законность и реальность задолженности за реализованную (отгруженную) продукцию (работы, услуги).

При аудите расчетов с использованием различных форм безналичных расчетов выясняется наличие всех оправдательных документов, а при необходимости  проводятся встречные сверки в банке  или у покупателя.

Путем отслеживания и арифметического  контроля устанавливается правильность ценообразования при реализации продукции (работ, услуг), использования  наценок, взаимозачетов, векселей. Осуществляется проверка правильности аналитического учета по счету 62. Изучаются также имеющиеся факты просроченной дебиторской задолженности, выясняются причины неплатежей.

Аудитор должен проверить  правильность отражения в учете  сумм неистребованной дебиторской  задолженности по договорам поставки (купли-продажи и др.), срок исполнения по которым покупателями превысил 4 месяца со дня фактического получения  ими товаров (работ, услуг). Данная задолженность  должна списываться на убытки предприятия-поставщика без уменьшения налогооблагаемой базы. Аудитору необходимо выяснить, учитывается  ли данная задолженность на забалансовом счете 007 в течение 5 лет с момента ее списания. Следует также установить наличие дебиторской задолженности, по которой истек срок исковой давности, и причины, по которым на сумму этой задолженности не была уменьшена налогооблагаемая прибыль предприятия.

Следует проанализировать также  правильность оформления и отражения  в учете полученных авансов, отражаемых на счете 62 субсчет «Авансы полученные». Аудитор путем изучения первичных  документов и учетных регистров  выясняет правильность ведения аналитического учета авансов, соответствие данных аналитического и синтетического учета, правильность уплаты НДС с авансов  полученных.

В заключение выясняется правильность применяемых схем корреспонденций  счетов по расчетам с покупателями и заказчиками.

По мнению Танкова В.А. программа аудита может выглядеть следующим образом:

Выполняя процедуру проверки расчетов с покупателями и заказчиками, аудитору необходимо ответить на следующие  вопросы:

  1. учет расчетов с покупателями и заказчиками ведется в соответствии с требованиями Инструкции по применению Плана счетов;
  2. корреспонденция счетов по расчетам с покупателями и заказчиками составлена в соответствии с требованиями нормативных актов;
  3. данные аналитического и синтетического учета по счету 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» соответствуют данным главной книги и баланса;

При этом проверка может быть проведена  в соответствии со следующим планом и программой:

I этап. При обнаружении расхождений в размере начислений налогов делается правильный расчет и определяется, повлияло ли это на показатели отчетности. Кроме того, определяется момент, с которого предприятие неправильно ведет расчеты с налоговыми органами. Все изменения, выявленные по налоговым начислениям, должны отражаться в регистрах бухгалтерского учета и в главной книге.

II этап. Проверка правильности ведения  учета непосредственно в регистрах  бухгалтерского учета, для чего  необходимо:

  1. проводить соответствие расчетных и отпускных цен учетной политики и данных бизнес-плана (приказа);

  1. наличие книги продаж и правильность ее ведения;

  1. структура реализации продукции (проверяются как отпускные цены, так и цены по реализации);

  1. размер претензий, предъявление показателей и порядок их размещения;

  1. размер коммерческих расходов и доходов по реализации продукции;

  1. транс<span class="heading_00202__Char" style=" font-family: 'Times New Roman', 'Arial'; font-weight: normal; font-

Информация о работе Методика аудиторской проверки учета расчетов с покупателями и заказчиками