Методика и организация аудита расчетов с поставщиками и подрядчиками

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2013 в 00:06, курсовая работа

Описание работы

Задачи курсовой работы основываются на проведении комплексного исследования и освоения основных принципов и подходов при аудите расчетов с поставщиками и подрядчиками, а также привести примеры ряда аудиторских процедур там, где подобная иллюстрация будет необходима для более глубокого понимания сущности аудита и облегчения восприятия материала в целом.

Содержание работы

Введение 1
Глава 1. Теоретические аспекты аудита операций по учету расчетов с поставщиками и подрядчиками 3
1.1. Общие положения, цели, задачи, нормативные документы, информационная база и источники информации по учету расчетов с поставщиками и подрядчиками 3
1.2. Перечень возможных аудиторских проверок учета операций по расчетам с поставщиками и подрядчиками, а также типичных ошибок по разделу учета 10
Глава 2. Организация аудиторской проверки 17
2.1.Характеристика деятельности ООО «Раздолье» 17
2.2. Оценка системы внутреннего контроля 19
2.3. Планирование аудиторской проверки 20
Глава 3. Аудит операций по учету расчетов с поставщиками и подрядчикам 28
3.1. Проверка организации аудита по учету расчетов с поставщиками и подрядчиками 28
3.2 Результаты и рекомендации, сформированные по результатам проведенной проверки 33
Заключение 35
Список литературы 36
Приложения 38

Файлы: 1 файл

Audit._Kursovaya_rabota..doc

— 278.50 Кб (Скачать файл)

При применении в организации  журнально-ордерной формы бухгалтерского учета все операции по расчетам с поставщиками и подрядчиками отражаются в журнале-ордере № 6. При ведении учета с использованием средств автоматизированной обработки данных все операции группируются в различных аналитических карточках и ведомостях аналитического и синтетического учета.

Данные синтетического и аналитического учета расчетов с поставщиками и подрядчиками должны давать полное представление о расчетах:

• с поставщиками и  подрядчиками по акцептованным и  другим расчетным документам, срок оплаты которых не наступил;

• с поставщиками и  подрядчиками по не оплаченным в срок расчетным документам;

• с поставщиками по неотфактурованным  поставкам;

• с поставщиками и  подрядчиками по выданным векселям, срок оплаты которых не наступил.

Основные источники информации для проверки данного раздела учета: договоры на поставку товарно-материальных ценностей (работ, услуг); счета-фактуры поставщиков (при импортных операциях – таможенные декларации); накладные на поступившие ТМЦ, акты выполненных работ; документы оплаты поставщикам (кассовые, банковские, акты о взаимозачетах); журналы регистрации счетов-фактур; книга покупок; регистры аналитического и синтетического учета.

Обнаруженные в ходе аудита ошибки и нарушения аудиторы регистрируют в рабочей документации и определяют их количественное влияние на показатели бухгалтерской отчетности.

Наиболее распространенные методы получения аудиторских доказательств, применяемые  на этом участке аудита:

• Проверка фактического существования задолженности перед поставщиками и подрядчиками.

• Проверка списания со счетов бухгалтерского учета просроченной задолженности.

• Проверка правильности оформления договоров с поставщиками и подрядчиками.

• Проверка правильности оценки в учете и отчетности кредиторской задолженности.

• Проверка соответствия кредиторской задолженности проверяемому периоду.

• Проверка правильности квалификации кредиторской задолженности по времени: долгосрочная и краткосрочная.

• Проверка раскрытия в отчетности всей существенной информации.

Для более эффективного сбора аудиторских доказательств аудитор обязан грамотно планировать, какие аналитические процедуры, в каком количестве и объеме необходимо выполнить для сбора нужных данных.

1.2. Перечень возможных аудиторских проверок учета операций по расчетам с поставщиками и подрядчиками, а также типичных ошибок по разделу учета

Рассмотрим аудиторские  процедуры, которые могут присутствовать в зависимости от результатов  проведенного анализа в программе  проверки учета расчетов с поставщиками и подрядчиками.

1) Проверка достоверности (полноты и точности) фактов оприходования товарно-материальных ценностей, принятия к учету работ, услуг. Основная цель проверки – достижение уверенности в том, что на предприятии присутствует вся первичная документация по всем поступившим ценностям и всем оказанным услугам за отчетный период. Проводя эту процедуру, аудитору надлежит сверить данные первичных приходных документов с договорами на поставку с тем или иным поставщиком. Затем необходимо проверить наличие счетов-фактур от поставщиков по каждой конкретной сделке (целесообразно использовать журнал регистрации счетов-фактур). После этого следует сверить данные указанных документов с данными складского учета или с информацией от бухгалтерии о принятых к учету работах, услугах.

2) Проверка оперативности регистрации фактов поступления сырья, оказания услуг.  Аудитор должен установить причины расхождений (если они есть) между датами совершения хозяйственных операций  и сроками их регистрации в учете, а также выяснить, имеют такие факты разовый или систематический характер. С помощью опроса аудитор должен выяснить, каким образом и в какие сроки обрабатываются поступившие на предприятие документы, каковы основные каналы поступления документов, ведется ли их централизованная регистрация, осуществляются ли работы по истребованию документов в случае их отсутствия. 

3) Проверка  законности оформления и содержания  первичной учетной документации  по операциям расчетов с поставщиками  и подрядчиками. Проведение этой процедуры обязательно. Ее цель – получение достаточного количества доказательств того, что весь массив первичной учетной документации имеет юридическую силу (то есть, соблюдены все требования к оформлению документации). Аудитор полистно просматривает те документы, которые были отобраны им для проверки ранее (в соответствии с выбранными критериями). По результатам проведения данной процедуры аудитор должен выявить общий уровень соблюдения правил оформления документов по данному участку и, выявив нарушения, отразить их в акте проверки. Информация по тем операциям, где документов не удалось обнаружить, либо они оформлены неверно, обязательно должна быть учтена в дальнейшем, при проверке их отражения на счетах учета.

4) Проверка  соблюдения графика документооборота. Проверка проводится с целью установить наличие или отсутствие графика документооборота по операциям с поставщиками и подрядчиками, на все ли первичные документы он составлен, а также работает ли этот график в действительности.

5) Проверка  полноты и точности регистрации  документа в учетных регистрах. Эта проверка нацелена на получение достаточного количества доказательств того, что при принятии документов к учету были соблюдены следующие принципы:

 

 

• было достаточно оснований  для регистрации документа в  системе учета;

• все документы, оформляющие проверяемые операции, зарегистрированы полностью;

• все документы зарегистрированы своевременно;

• все документы зарегистрированы в соответствующих данной хозяйственной  операции учетных регистрах;

• все документы отражены в соответствии с экономической сущностью операции и по всем документам проведен точный количественный и качественный перенос данных в систему учета;

• документ принят к учету  единожды.

6) Проверка  организации хранения документов  и организации доступа к первичной  учетной документации. Аудитор изучает установленный порядок хранения документации, а также соблюдение срока хранения документов.

7) Проверка  реальности дебиторской и кредиторской  задолженности. Цель процедуры – достижение уверенности в том, что задолженности контрагентов и задолженности перед контрагентами числятся на счетах учета в реальных значениях. Наиболее эффективным способом проведения данной процедуры является инвентаризация расчетов. Аудитору следует убедиться также в том, что за проверяемый период не было случаев перекрытия кредиторской задолженности перед одним контрагентом дебиторской задолженностью другого. Кроме того, суммы кредиторской задолженности с истекшим сроком исковой давности должны быть своевременно списаны на прочие доходы организации.

8) Проверка расчетов по неотфактурованным поставкам.  Цель проведения – проверка отражения на счетах учета операций по получению товарно-материальных ценностей (работ, услуг) от сторонних организаций, не подтвержденных в течение определенного срока первичными документами.

9) Проверка  расчетов по векселям выданным  и расчетов по коммерческим  кредитам.  Аудитору необходимо обратить внимание на то, что аналитический учет по счету 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» должен обеспечить возможность получения данных в разрезе поставщиков по выданным векселям, срок оплаты которых не наступил, и по просроченным оплатой векселям. Кроме того, по векселям, просроченным оплатой, с истекшим сроком исковой давности следует проверить своевременность списания кредиторской задолженности на прочие доходы организации.

10) Проверка  расчетов по претензиям. При проверке таких операций аудитор должен обратить внимание на:

• в соответствии с  новым Планом счетов все претензии  учитываются на счете 76 «Расчеты с  разными дебиторами и кредиторами» субсчет «Расчеты по претензиям»;

• необходимо убедиться, что претензия действительно  была предъявлена.

11) Проверка  учета курсовых разниц. Если у проверяемого предприятия есть поставщик-нерезидент, а также, если расчеты между контрагентами-резидентами проводятся в рублях, а в договоре сумма указана в иностранной валюте или в условных единицах, в учете возникают курсовые разницы. При проверке аудитор должен убедиться в правильности расчета курсовых разниц, отнесенных на прочие доходы и расходы организации. Курсовые разницы подлежат отражению на счете 91 «Прочие доходы и расходы».

12) Проверка  правильности списания дебиторской  задолженности за счет прочих  расходов или за счет резервов  по сомнительным долгам.  Аудитору необходимо выяснить, создаются ли в организации резервы по сомнительным долгам и были ли в течение проверяемого периода случаи списания дебиторской задолженности с истекшим сроком исковой давности, либо не реальной к взысканию.

13) Проверка  правильности отражения итоговых  данных по расчетам с поставщиками и подрядчиками. Основная цель проверки – определение достоверности сумм кредиторской и дебиторской задолженности в части расчетов с поставщиками и подрядчиками, отраженных в отчетности аудируемого предприятия. В ходе проверке аудитору следует убедиться, что суммы, отраженные в активе, пассиве баланса и в приложении к бухгалтерскому балансу соответствуют остаткам дебиторской и кредиторской задолженностей на соответствующих счетах бухгалтерского учета.

Проводя аудит расчетов с поставщиками и подрядчиками, аудитор должен знать о возможных ошибках и нарушениях, свойственных данному разделу учета. Наиболее типичные из них сгруппированы так:

  1. В части организации первичного учета:

• арифметические ошибки при фиксировании оперативного факта (при измерении количества, веса, размеров и т.п.);

• несвоевременная регистрация  оперативного факта на носителе информации;

• регистрация хозяйственных  операций в документах неунифицированной  формы (в случае, если для данной операции унифицированный документ предусмотрен);

• отсутствие необходимых  реквизитов, придающих документу  юридическую силу;

• нарушения, допущенные при оформлении первичного документа (заполнение документов средствами, не допускающими их долговременного хранения, нарушения при внесении исправлений в первичный документ);

• ошибки при регистрации  документа (количественные либо качественные расхождения при переносе данных из документа в учетные регистры);

• несвоевременная регистрация  документа в учетном регистре (либо отсутствие данных в учетном  регистре по отдельным первичным документам);

• нарушения сроков хранения документации в архиве;

• уничтожение первичных  документов без акта о выделении  документов к уничтожению;

• нарушения при оформлении дел с первичной учетной документацией (касается кассовых и банковских документов).

  1. В части организации бухгалтерского и налогового учета:

• перекрытие задолженности  одного контрагента авансами, выданными  другому контрагенту (проводка: Дт 60 – Кт 60 субсчет «Авансы выданные», 76);

• несвоевременное списание задолженности в связи с неверным исчислением сроков исковой давности (проводка: Дт 91 «Прочие доходы и расходы» - Кт 60);

• возмещение входящего  НДС по неотфактурованным поставкам (проводки Дт 19 – Кт 60 субсчет «Неотфактурованные поставки» и Дт 68 – Кт 19);

• отсутствие корректировки  по списанным на затраты ТМЦ (работам, услугам), ранее отраженным как неотфактурованные  поставки,  документы по которым  поступили и имеют несоответствия с ранее отраженными в учете  показателями;

• возмещение входящего  НДС по поставкам, обеспеченным выданными организацией собственными векселями;

• несвоевременное предъявление претензий поставщикам (проводка: Дт 76 субсчет «Расчеты по претензиям» - Кт 60), отражение на счете 76 субсчет  «Расчеты по претензиям» нереальных сумм;

• счетные ошибки при исчислении курсовых разниц (проводки Дт 91 – Кт 60 или Дт 60 – Кт 91);

• списание безнадежного долга на счет прочих доходов и  расходов при наличии ранее образовательного резерва под эту задолженность (проводка Дт 91 – Кт 60);

• неправомерное признание задолженности безнадежной и ее списание за счет резерва по сомнительным долгам либо за счет прочих расходов (проводки Дт 63 или 91 – Кт 60 субсчет «Авансы выданные»);

• отсутствие аналитического учета  по: поставщикам, не оплаченным в срок расчетным документам, неотфактурованным поставкам, авансам выданным, выданным векселям, просроченным оплатой векселям и др. (исходя из требований нормативных актов);

• нарушение методологии учета  в части неверно составленных корреспонденций счетов.

Информация о работе Методика и организация аудита расчетов с поставщиками и подрядчиками