Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2013 в 14:55, контрольная работа
Выбор иностранного партнера является важной составной частью внешнеэкономической деятельности предприятия, включающий следующие мероприятия:
1. Выявление круга иностранных фирм - потенциальных партнеров, в том числе совместных предприятий из числа тех, которые занимают ведущее положение в данной отросли и являются основными поставщиками продукции на мировой рынок;
2. Анализ показателей финансового положения и хозяйственной деятельности фирм, выбор потенциальных партнеров и рассылка им официального запроса с предложением об участии во внешнеторговой сделке;
Выбор иностранного
партнера является важной составной
частью внешнеэкономической
1. Выявление круга иностранных фирм - потенциальных партнеров, в том числе совместных предприятий из числа тех, которые занимают ведущее положение в данной отросли и являются основными поставщиками продукции на мировой рынок;
2. Анализ показателей финансового положения и хозяйственной деятельности фирм, выбор потенциальных партнеров и рассылка им официального запроса с предложением об участии во внешнеторговой сделке;
3. Проведение сравнительной технико-экономической оценки коммерческих предложений включает оценку конкурентоспособности продукции и окончательный выбор партнера. Источниками получения информации о потенциальных зарубежных партнеров является: - банковская или коммерческая отсылка; - балансовый отчет; - отчет о прибылях и убытках; - отчет об изменениях финансового состояния; - отчет об источниках и использовании основных и оборотных средств.
В процессе подготовки и осуществления внешнеторговых операций участники прибегают к детальному изучению как потенциального круга возможных контрагентов, конкретных фирм и организаций, действующих контрагентов и конкурентов. Изучение деятельности контрагента – общепринятый элемент проведения торговой операции.
Существует много
Выбор контрагента в большой степени зависит от характера сделки (экспортная, импортная, компенсационная и т.д.), а также предмета сделки. При этом возникают 2 вопроса: в какой стране и у какого иностранного контрагента лучше купить или продать необходимый товар.
Выбирая страну, наряду с экономическими соображениями учитывают, прежде всего, характер торгово-политических отношений с этой страной: предпочтение отдается тем, с которыми имеются нормальные деловые отношения, подкрепленные договорно-правовой основой и которые не допускают по отношению к нашей стране дискриминации. В настоящее время Республика Беларусь подписано более 50 международных торгово-экономических соглашений, в которых установлены определенные режимы торговли.
При выборе фирмы исключительно важно изучить различные аспекты деятельности потенциальных партнеров, учитывая такие критерии, как:
Всестороннее изучение деятельности фирм с учетом этих критериев позволит объективно подойти к выбору надежного потенциального партнера по внешнеэкономической сделке.
Как правило, сбором данных о контрагентах занимаются внешнеторговые или внешнеэкономические организации, фирмы, отделы, бюро и т.д. Такие структурные подразделения созданы, практически, на всех предприятиях Республики Беларусь.
Оперативно-коммерческая работа по изучению фирм во внешнеторговых организациях должна включать:
Суммируя практический опыт и общепринятые методики оценки потенциального партнеров, их надежности и выгодности, можно выделить ряд принципов, которые позволяют объективно подойти к выбору партнера-контрагента.
Основные принципы выбора фирмы-контрагента:
Прежде всего,
необходимо оценить степень
солидности делового партнера. Под степенью солидности фирмы
подразумеваются количественные показатели
деятельности (так называемые показатели
производственно-рыночной деятельности
фирмы), масштаб операций, степень платежеспособности,
а также степень доверия, которую ей оказывают
банки. Показатели производственно-рыночной
деятельности фирмы можно разделить на
2 группы: общие (основные) и частные. К
общим показателям относятся: чистая прибыль,
полученная фирмой; объем продаж или оборот;
показатели рентабельности производственно-рыночной
деятельности фирмы, темпы роста объемов
ее продаж и активов, качественный и количественный
состав оборотного капитала; наличие в
нем достаточного количества платежных
средств; соотношение между собственным
и заемным капиталом. Частные показатели
– это показатели платежеспособности
фирмы (коэффициенты ликвидности и покрытия).
Другим важнейшим принципом в выборе фирмы
является ее непосредственная
деловая характеристика – деловое
реноме. Репутация фирмы определяется
тщательностью и добросовестностью при
исполнении обязательств, наличием опыта
в определенной сфере бизнеса, стремлением
учитывать предложения и пожелания контрагента
и решать все возникающие сложные ситуации
путем переговоров. За последние 15 лет
доля стоимости репутации (в общей стоимости
компании) возросла с 18% до 82%. То есть, если
компания оценивается в 40 млн долларов
США, то 10 млн долларов – это цена ее материальных
активов, а 30 млн долларов – стоимость
репутации. Снижение индекса репутации
фирмы на 1% обуславливает падение ее рыночной
стоимости сразу на 3%. Так, компания ФОРД,
американский производитель легковых
машин, в 2001 году выкупила у населения
серию ранее проданных машин с допущенным
конструктивным дефектом, стремясь поддержать
свою заслуженную долголетним опытом
работы безупречную репутацию.
Следующим принципом можно назвать учет опыта прошлых сделок. При наличии прочих равных условий коммерсанты отдают предпочтение тем фирмам, которые хорошо себя зарекомендовали в прошлом.
Определенное значение при выборе партнера может оказать его положение на данном рынке – является ли он посредником или самостоятельным производителем (потребителем) продукции. Коммерсанты, как правило, стремятся к устранению излишних посреднических звеньев в торговых операциях, чтобы не уступать часть прибыли посреднику. В то же время посреднические услуги широко используются в тех случаях, когда они являются объективной необходимостью.
Источники информации о фирмах – контрагентах
Основным типом информации, используемой при проведении анализа той или иной проблемы или ситуации, является информация экономическая, которая, в свою очередь, подразделяется на три основных вида: статистику, бухгалтерию и оперативную информацию.
Статистика дает общую картину состояния и развития национального хозяйства, освещает ход социально-политических процессов в стране или ее частях. При этом используются специальные методы наблюдения и анализа массовых явлений.
Бухгалтерия (бухгалтерская отчетность) представляет собой способ отражения средств предприятий и организаций в зависимости от их состояния, размещения, использования и источников происхождения. Она отражает процесс развития предприятия и служит основой анализа его хозяйственно-финансовой деятельности.
Оперативная информация – это сведения, необходимые для текущей деятельности, для принятия оперативных решений. В качестве оперативной информации могут выступать как официальные статистические показатели, так и неопубликованные данные, являющиеся результатом непосредственного наблюдения, личного опыта, различных экспериментов, данные кредитно-справочных бюро и т.д.
Во внешнеэкономической
деятельности при выборе партнера-контрагента
необходимо использовать все виды экономической
информации, для того чтобы найти
и выбрать надежного и
Развитие информационного
пространства в республике и его
интеграция в мировую информационную
среду очень важны для
Так, в Законе Республики Беларусь "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности" №223-З от 29.12.98 г. в ст.19, гл.4 отмечено, что "в целях развития и повышения эффективности внешнеторговой деятельности на территории Республики Беларусь действует система сбора, обработки и распространения внешнеторговой информации. Порядок сбора, обработки и распространения информации, а также источники и порядок финансирования системы внешнеторговой информации определяются Правительством Республики Беларусь".
Поиск необходимой информации о рынках, ценах, клиентах, товарах, показателях деятельности фирм – важный этап внешнеторговых операций. Для того чтобы получить полную информацию об инофирмах, инвестиционном климате и рынках зарубежных стран необходимо научиться работать со справочниками, годовыми отчетами компаний, деловой экономической литературой, газетами, журналами и др. источниками средств массовой информации, а также справочниками и электронными картотеками банков и кредит-бюро, картотеками – терминалами информационных компьютерных сетей, включая сеть Интернет.
Но прежде чем пользоваться источниками информации, надо знать, где их найти. Информация является своеобразным ресурсом, а ее источник – это места и форма хранения.
Места хранения – государственные органы, торговые палаты, НИИ, библиотеки, ассоциации и союзы, банки, биржи, кредит-бюро, консультационные и информационные фирмы и агентства, дипломатические и торговые представительства, представительства фирм, выставки, ярмарки и т.д.
Форма хранения – доклады, информационные и аналитические записки, отчеты фирм, пресса, рекламные издания, справочники, каталоги, базы данных, электронные каталоги и т.д.
При изучении иностранных фирм могут быть использованы следующие источники информации:
Печатная информация содержит много сведений о текущей деятельности крупных компаний. Газеты на экономической полосе публикуют не только выдержки из годовых отчетов фирм, но и многочисленные сведения о выпуске отдельных видов продукции, капиталовложениях, состоянии заказов, экспортных сделок, покупке акций других фирм, слияниях и поглощениях фирм и т.д. В экономических и отраслевых журналах обычно публикуются полные годовые отчеты наиболее крупных фирм, а также сведения об их текущей деятельности. Так, американский журнал "Форчун" (http://www.fortune.com) публикует ежегодно сводные таблицы по 500 крупнейшим в мире фирмам и банкам, в которых проводится ранжирование фирм по объемам продаж. Приводятся данные о доходах, активах, прибыли, числе занятых на фирме. Так, впервые по итогам деятельности за 1996 год в этот престижный рейтинг Global-500 попала российская компания АО "Газпром" (146-е место). По итогам работы в 2000 и 2001 гг. эта компания занимала 280-е и 236-е места соответственно среди 500 крупнейших фирм и банков мира.
К ним относятся кредитно-справочные фирмы или кредит-бюро, союзы предпринимателей, торговые палаты, государственные организации, консультационные фирмы, торговые представительства и т.д.
Крупнейшая кредитно-справочная фирма "Дан энд Брэдстрит" (США) специализируется на выдаче справок о фирмах по запросам клиентов. В настоящее время эта фирма и "Кредитшутцфербанд" (Австрия) контролируют порядка 85% рынка фирменной информации. Американская фирма имеет филиалы более чем в 32 странах мира, персонал – около 57 тысяч человек. Кроме выдачи справок об оперативно-хозяйственной деятельности и платежеспособности фирм, "Дан энд Брэдстрит" ежегодно выпускает информационный бюллетень "Основные деловые коэффициенты", в которых содержатся сведения о фирмах по 125 отраслям промышленности. Материалы из справок кредит-бюро не подлежат публикации или разглашению, т.к. помимо информации из официальных публикуемых источников, статистических изданий они содержат частично конфиденциальные сведения, получаемые в деловых кругах, близких к данной фирме.
К государственным организациям, представляющим информацию о фирмах, относятся специализированные национальные центры разных стран, такие как Business Link, Prelink (Великобритания), JETRO (Япония), CETRA (Тайвань), Центр внешней торговли (Франция), ИнформВЭС (Россия) и др.
По аналогии с зарубежными информационными центрами в Республике Беларусь в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь №56 от 13.02.1995г., Распоряжением Совета Министров Республики Беларусь №151 от 15.02.1996г. создан Национальный центр маркетинга и конъюнктуры цен (НЦМиКЦ) при Министерстве иностранных дел Республики Беларусь. Центр призван решать задачи информационного обеспечения в области внешнеэкономической деятельности белорусских субъектов хозяйствования всех форм собственности, а также иностранных фирм, заинтересованных в сотрудничестве с Республикой Беларусь. В соответствии с Государственной программой по внешнеполитическому и внешнеэкономическому информационному обеспечению внешнеэкономической деятельности Центр определен головной организацией по сбору и распространению внешнеэкономической информации в республике. НЦМиКЦ предоставляет комплекс информационно-аналитических услуг по следующим аспектам внешнеэкономической деятельности:
Информация о работе Методика изучения и выбора зарубежных контрагентов