Методика проведения аудита

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2013 в 13:23, доклад

Описание работы

: 4.1 Аудиторские доказательства.
Аудиторские процедуры.
Документирование аудита.

Файлы: 1 файл

аудит.doc

— 133.50 Кб (Скачать файл)

 

Глава 4. Методика проведения аудита.

 

Содержание:  4.1 Аудиторские  доказательства.

      1. Аудиторские процедуры.
      2. Документирование аудита.

 

 

4.1. Аудиторские доказательства.

 

Федеральный аудиторский  стандарт «Аудиторские доказательства»1 устанавливает единые требования к количеству и качеству доказательств, которые необходимо получить при аудите.

Аудиторские доказательства получают в результате проведения комплекса  тестовых средств внутреннего контроля и соответствующих процедур проверки по существу (рис. 4.1.1).

Аудиторские доказательства – это  информация, полученная аудиторов при  проведении проверки, и результат  анализа указанной информации, но которых основывается мнение аудитора. К аудиторским доказательствам  относятся, в частности, первичные  документы и бухгалтерские записи, являющиеся основой финансовой отчетности, письменные разъяснения уполномоченных сотрудников аудируемого лица, а так же информация, полученная от третьих лиц.

  Аудиторские доказательства должны отвечать требованиям релевантности (доказательности), достаточности и качественности. 

Релевантность – доказательства его  ценность в указании соответствия реальному  положению дел.

Достаточность – в каждом конкретном случае представляет собой количественную меру (количество доказательств) для  составления объективного и обоснованного аудиторского заключения.

Качество (надлежащий характер) доказательств  определяется надежностью источников получения информации, характера  их совпадения с реальностью.

Надежность аудиторских доказательств  зависит как от источника (внутреннего или внешнего), так и от формы предоставления (визуальной, документальной и устной). При оценке надежности аудиторских доказательств, исходят из следующего:

  • аудиторские доказательства, полученные из внешних источников, более надежны, чем доказательства, полученные из внутренних источников;
  • аудиторские доказательства, полученные из внутренних источников, более надежны, если существующие системы бухгалтерского учета внутреннего контроля эффективны;
  • аудиторские доказательства, собранные непосредственно аудитором, более надежны, чем доказательства, полученные от аудируемого лица;
  • аудиторские доказательства в форме документов и письменных заявлений более надежны, чем заявления, представленные в устной форме.

 

 

  Организация – устройство систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля, обеспечивающее предотвращение и (или) обнаружение и исправление существенных искажений.

Функционирование – эффективность  действия системы бухгалтерского учета  и внутреннего контроля в течении соответствующего периода времени.

При получении аудиторских доказательств  с использованием аудиторских процедур рассматривает достаточность и  надлежащий характер этих доказательств  наряду с доказательствами, полученными  в результате тестов средств внутреннего контроля, с целью подтверждения предпосылок подготовки финансовой отчетности.

 

Рис. 4.1.1. Аудиторские доказательства

 

 

 

Предпосылки (критерии) финансовой отчетности – утверждения, сделанные руководством аудируемого лица в явной или неявной форме и отраженные в финансовой отчетности. Они включают (рис.4.1.2)

Существование – наличие по состоянию  на определенную дату актива или обязательства, отраженного в финансовой отчетности .

Права и обязанности – принадлежность аудируемому лицу по состоянию на определенную дату актива или обязательства, отраженного в финансовой отчетности.

Возникновение – относящиеся к  деятельности аудируемого лица хозяйственная  операция или событие, имевшие место в течение соответствующего события с отнесением доходов или расходов к соответствующему периоду времени.

Представление и раскрытие –  объяснение, классификация, описание актива или обязательства в соответствии с правилами его отражения  в финансовой отчетности.

Доказательства могут группироваться по признакам приближенности к реальным фактам и источникам получения информации (рис. 4.1.2).

Рис. 4.1.2. Основные задачи, решаемые аудиторов в ходе проверки.

 

Естественные доказательства базируются на реальных фактах, (событий), зарегистрированных непосредственно самим аудитором, участие в инвентаризации товарно-материальны ценностей, в проверках их наличия.

Искусственные доказательства формируются  на основе проверки документально зарегистрированных фактов (событий) – договоров, счетов, описывающих событие и явление.

Рациональная аргументация – объединение, логическое доказательство, применяемое  к естественному  или искусственному доказательству. Например, право собственности  на имущество, при рассмотрении документов их налогообложения  и др.

Все виды доказательств могут быть также по источнику получения  информации – внешними, внутренними  и смешанными.

 

 

Рис. 4.1.3. Группировка аудиторских доказательств.

 

 

Внутренние источники – информация, полученная от клиента.

Внешние источники – информация, полученная от третьих лиц, организаций.

Смешанные источники – информация, полученная от клиента и подтвержденная внешними источниками.

Как выше было сказано, аудиторские  доказательства должны быть релевантными. А для этого должна осуществляться репрезентативная (представительная) выборка по правилу (стандарту) аудиторской деятельности «Аудиторская выборка» (Одобрен комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ 25.12.1996г., Протокол №6).

    Она предусматривает использование одного из методов (рис. 4.1.4.). Случайный отбор по таблице случайных чисел, систематических отбор, когда элементы отбираются через постоянный интервал, начиная со случайно выбранного числа и комбинированный отбор.

 

 

 

 

Рис. 4.1.4. Аудиторская выборка

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.2. Аудиторские процедуры.

 

Для сбора доказательств аудитором  применяются различные аудиторские  процедуры. В стандарте предусмотрено 6 видов процедур: инспектирование, наблюдение, запрос, подтверждение, пересчет и аналитические процедуры.

Инспектирование представляет собой проверку записей или материальных активов. Проверка документов, касающихся имущества аудируемого лица, предоставляет достоверные аудиторские доказательства относительно его существования, но не обязательно относительно права собственности на него или его стоимостной оценки.

   Наблюдение представляет собой отслеживание аудитором процесса или процедуры, выполняемой другими лицами (например, наблюдение аудитора за пересчетом материальных запасов, осуществляемым сотрудниками аудируемого лица).

Запрос - поиск информации у осведомленных лиц в пределах или за пределами аудируемого лица. По форме он может быть как официальным письменным запросом, так и неформальным устным вопросом.

Подтверждение есть ответ на запрос об информации, содержащейся в бухгалтерских записях.

Пересчет представляет собой проверку точности арифметических расчетов в первичных документах и бухгалтерских записях или выполнение аудитором самостоятельных расчетов.

Аналитические процедуры - анализ и оценку полученной аудитором информации, исследование важнейших финансовых и экономических показателей проверяемого аудируемого лица.

Однако на практике их применяется  значительно больше (рис. 4.2.1.).

А в частности, проверка арифметических расчетов путем пересчета проводится в зависимости от оценки аудитором  состояния системы внутреннего  контроля. В том случае, если состояние  системы внутреннего контроля признается аудитором удовлетворительным, проверка арифметических расчетов сделается выборочно, в противном случае она может быть либо сплошной, либо аудитор делает отрицательный вывод о правильности арифметических расчетов. На основании результатов выборочной проверки аудитор экстраполирует (распространяет) этот вывод на весь отчетный период.

Размер и шаг выборки для  арифметических расчетов устанавливаются  аудитором самостоятельно, согласовывается  с заказчиком, и фиксируется в  договоре.

Рис. 4.2.1. Основные методы аудиторских доказательств.

 

 

Необходимость проведение данной аудиторской  процедуры – проверки арифметических расчетов – зависит, прежде всего, от двух обстоятельств: во-первых, от формы  счетоводства, применяемой на предприятии. Так, если на предприятии действует автоматизированная форма счетоводства, то необходимость проверки правильности арифметических расчетов отпадает, но в таких условиях становится актуальной проблема проверки алгоритма, заложенного в систему автоматизации бухгалтерского учета. Особенно необходима такая проверка в тех случаях, когда система автоматизации бухгалтерского учета не является программным продуктом, достаточно распространенным на рынке бухгалтерских программ.

Во-вторых, проверка арифметических расчетов клиента зависит от раздела бухгалтерского учета. Так, например, проверки арифметических расчетов при оформлении операций по расчетному и другим счетам в банках практически не требуются, так как допущенные ошибки выявляются самим бухгалтером, ведущих учет безналичных расчетов. Остатки по журналу-ордеру сверяются с остатком по выписке банка, а проверка арифметических расчетов по кассе предприятия, наоборот, необходима, так как в результате подвижности денежных средств и массовости денежных операций этот участок хозяйственной деятельности предприятия наиболее уязвим с точки зрения различных нарушений.

Участие в инвентаризации – один из методов наблюдения аудитора с целью проверки достоверности данных бухгалтерского учета и отчетности. Инвентаризации подвергаются имущество и обязательства организации. При этом аудитор должен:

  • выяснить, как часто проводится инвентаризация;
  • проверить документацию по ранее проводившимся инвентаризациям;
  • ознакомиться с номенклатурой и объемами товарно-материальных ценностей (ТМЦ);
  • выявить дорогостоящие ТМЦ и проанализировать систему учета ТМЦ.  Ее слабые и сильные стороны.

В соответствии с Федеральным законом  «О бухгалтерском учете» от 21.11.96г. №129-ФЗ предприятия обязаны ежегодно проводить  инвентаризацию имущества и обязательств, в ходе которой необходимо проверять и документально подтверждать их наличие, состояние и оценку.

Основными целями инвентаризации в соответствии с  Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденные приказом Минфина России от 13.06.95г. №49 (далее – Методические указания) являются:

  1. Выявление фактического наличия имущества;
  2. Сопоставления фактического наличия имущества с данными бухгалтерского учета;
  3. Проверка полноты отражения в учете обязательств.

Отсутствие хотя бы одного члена комиссии при проведении инвентаризации может служить основание для признания ее результатов недействительными. Очень важно, что бы к документам, представленным для оформления описания недостачи ценностей и порчи сверх норм естественной убыли, были обязательно приложены решения  следственных и судебных органов, подтверждающие отсутствие виновных лиц либо отказ на взыскание ущерба с виновных лиц, либо заключение о факте порчи ценностей, полученное от отдела технического контроля или соответствующих специализированных организаций (инспекций по качеству и др.)

Данные результатов  инвентаризаций, проведенных в отчетном году, должны быть обобщены в организации  в Ведомости результатов, выявленных инвентаризацией, которая приведена  в таблице 1. 

С точки зрения технологии аудиторского дела инвентаризацию можно рассматривать как метод получения ценных и достоверных доказательств о реальности и точности статей актива баланса, фактов совершения хозяйственных операций.

Участие в инвентаризации активов клиента или наблюдение за ее проведением; позволяет сделать определенные выводы по всем основным направлениям аудиторской проверки.

 

Таблица 1. Ведомость результатов, выявления инвентаризации.

Наименование счета

№ счета

Результат, выявленный инвентаризацией

Уста-нов-лена порча иму-щест-ва

Из общей суммы недостачи  и потерь от порчи имущества

Недо-стача

Изли-шки

сумма

Зачте-но по пере-сорти-це

Спи-сано в преде-лах норм

Отне-сено на вино-вных

Списано на издержки производства и  обращения сверху норм убыли

сумма

сумма

1. основные средства

               

2. нематериальные активы

               

3. финансовые вложения

               

4. сырье и материалы, топливо,  стройматериалы, запчасти

               

5. молодняк животных и животные  на откорме

               

6. малоценные и быстроизнаши-вающиеся предметы

               

7. основное производство, полуфабрикаты  собственного производства

               

8. готовая продукция, товары

               

9. касса, денежные документы  и другие ценности

               

10. прочие

               

Информация о работе Методика проведения аудита