Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 22:42, курсовая работа
Цель работы – определить общую сущность нематериальных активов, изучить учет нематериальных активов и его задачи.
Исходя из цели можно выделить следующие задачи:
Рассмотреть сущность нематериальных активов;
Рассмотреть задачи учета нематериальных активов;
Изучить классификацию и оценку нематериальных активов.
1.Экономическая сущность и значение нематериальных активов в хозяйственном обороте ……………………………………………………………………...….7
1.1 Сущность Нематериальных активов, их классификация и оценка…………………………………………………………………………….……......7
1.2 Финансово-экономическая характеристика ЗАО «Пинскдрев «Адрианаплюс»…………………… ……………………………………………….....13
1.3 Нормативно-правовая база учета операций с нематериальными актими…………………………………………………………………..……………....18
2.Методика учета операций с нематериальными активами ………………...….20
2.1 Документальное оформление и учет поступления нематериальных активов……………………………………………….………………..……………..20
2.2 Документальное оформление и учет амортизации нематериальных активов…………………..………………………………..……………………..…22
2.3 Документальное оформление и учет выбытия нематериальных активов……………………………………………………………………..…………...24
2.4 Направления совершенствования учета нематериальных активов……………………………………………………………………..….......……25
Заключение……………………………….……………………………..….28
Список использованных источников……………..……………………....30
Приложения………………………….………………………………….…32
В настоящее время в состав ЗАО "Пинскдрев" входят следующие структурные подразделения: комбинат мягкой мебели: СООО "Пинскдрев-Адриана"; унитарное производственное предприятие "Пинскдрев-Евро-Мебель" в свободной экономической зоне "Брест", СООО "Бел-Эст-Мебель"; лесопромышленный комплекс: Пинский леспромхоз, Лесобиржа; комбинат корпусной мебели: фабрика экспортной мебели, Городищенская мебельная фабрика, стульевая фабрика, фабрика столов, завод строганого шпона и мебели; деревообрабатывающий комбинат: фанерный завод, СООО "Пинскдрев-ДСП", спичечная фабрика, лесопильный завод, управление производственно-технической комплектации; управление розничной торговли и общественного питания "Папараць" с фирменными магазинами в г.Пинске; представительства ЗАО "Пинскдрев" в г. Минске с магазинами, в г. Бресте с магазинами, в г. Гродно с магазинами, в г. Могилеве с магазинами, в г. Гомеле с магазинами, в г. Слуцке с магазинами, в г. Витебске с магазинами, унитарное предприятие "Техэнергосервис", унитарное предприятие "Ремстроймонтаж", унитарное предприятие "Автопарк", УП "Социальный комплекс", УП "Улыбка".
Местонахождение общества:225710, Республика Беларусь, Брестская обл., г. Пинск, ул. И.Чуклая, 1.
Достижения ЗАО "Пинскдрев": в настоящее время обществом выпускается свыше 800 наименований продукции. За 2007 год освоено производство и обновлен выпуск 196 наименований продукции: наборы мягкой мебели, наборы корпусной мебели, гарнитуры мебели для кухни, прихожей, столовой и прочие виды продукции повышенного спроса. Продукция общества экспортируется в более чем 30 стран дальнего и ближнего зарубежья. Внешнеторговый оборот более 50 млн. долл. США. Удельный вес экспортируемой продукции с учетом давальческих сырья и материалов составляет около 70 % от общего выпуска.
Численность персонала ЗАО "Пинскдрев" - 4740 человек.
Основные направления
- заготовка древесины;
- лесопиление;
- производство шпона
- производство
- изготовление спичек;
- организация работы по
- выпуск мебели мягкой, корпусной, детской, кухонной, специальной и пр.;
- производство изделий
- выполнение строительно-
Место ЗАО "Пинскдрев" среди предприятий концерна: объем выпускаемой ЗАО "Пинскдрев" продукции составляет 12,6 % в общем объеме выпуска по концерну, по изготовлению мебели - 25,2 %, спичек - 49,4 %, производству фанеры - 27,8 % , древесно-стружечных плит - 22,5 %.
Виды и организация
Концепция планирования в ЗАО "Пинскдрев", заключается в том, что планирование начинается с маркетинга и заканчивается реализацией конкретной продукции. Так, планирование маркетинга на предприятии включает как составление перечня задач маркетинговой деятельности и расчет издержек на их выполнение, так и оценку поступлений выручки от реализации товаров и величины прибыли. Управление маркетингом на предприятии заключается в ранжировании хозяйственных задач и организации своевременного их решения по всей технологической цепочке движения продукции.
Для выбора стратегии ЗАО "Пинскдрев" необходимо провести глубокий анализ существующих направлений деятельности, его позиции на рынке, перспектив на будущее, а также тенденций развития. На основе анализа разработать приоритеты в распределении ресурсов. Объектом анализа является база стратегических данных, которая представляет собой наиболее существенную характеристику внутренних и внешних условий деятельности организации и ее основных партнеров. На основе анализа формируются выводы относительно 10-15 наиболее существенных факторов, влияющих на деятельность организации, выявляющие сильные и слабые стороны, а также воздействие на нее и каковы тенденции этого воздействия, тем самым рисуется достоверный портрет будущего организации.
Анализ базы стратегических данных осуществляется по трем направлениям:
1) объективная оценка положения предприятия в целом;
2) исследование эффективности
3) модель функционирования
Внешнее окружение организации. Выясняется ее реальная репутация, реализуемая продукция в глазах деловых партнеров и потребителей, исследуются тенденции рынка, реальные потенциальные потребители, определяется круг товаров и услуг, на которые имеет смысл ориентироваться.
Выявляются помехи препятствующие развитию, несоответствие целей и средств к их достижению, возможные производственные конфликты.
Необходима также разработка бизнес-плана,
то есть надо спланировать хозяйственную
деятельность фирмы на ближайший
и отдалённый периоды в соответствии
с потребностями рынка и
Денежные доходы, накопления и поступления, формируемые на предприятии и предназначенные на цели выполнения финансовых обязательств, осуществления затрат по расширенному воспроизводству, экономическому стимулированию работающих, удовлетворению их социальных и других потребностей, образуют его финансовые ресурсы. Основная цель финансового планирования - оптимизация соотношения между кратко- и долгосрочными целями развития производства.
Таблица 1.1 - Основные показатели деятельности ЗАО "Пинскдрев" за 2010-2011 гг.
Показатели |
2010г., млн. руб. |
2011г., млн. руб. |
Отклонение от прошлого периода | |
в стоимостном выражении |
в % | |||
Выручка от реализации продукции, товаров, работ, услуг |
129147 |
153904 |
+24757 |
119,2 |
Налоги, включаемые в выручку от реализации продукции, товаров, работ, услуг |
10189 |
10564 |
+375 |
103,7 |
Выручка от реализации продукции, товаров, работ, услуг (за минусом налога НДС, акцизов и иных аналогичных обязательных платежей) |
118958 |
143340 |
+24382 |
120,5 |
Себестоимость реализованных товаров, работ, услуг |
92390 |
103692 |
+11302 |
112,2 |
Расходы на реализацию |
2743 |
3371 |
+628 |
122,9 |
Прибыль (убыток) от реализации |
23825 |
36277 |
+12452 |
152,3 |
Операционные доходы |
54612 |
46580 |
-8032 |
85,3 |
Налоги, включаемые в операционные доходы |
70 |
39 |
-31 |
55,7 |
Операционные доходы (за минусом НДС, иных аналогичных обязательных платежей) |
54542 |
46541 |
-8001 |
85,3 |
Операционные расходы |
54561 |
45515 |
-9046 |
83,4 |
Прибыль (убыток) от операционных доходов и расходов |
-19 |
1026 |
+1045 |
- |
Внереализационные доходы |
2529 |
5485 |
+2956 |
216,9 |
Внереализационные расходы |
7750 |
11004 |
+3254 |
142,0 |
П р и м е ч а н и е – Источник: собственная разработка
План счетов организации на 2012 год представлен в Приложении А.
Положения об учетной политике организации на 2012 год представлены в Приложении Б.
Все первичные учетные документы применяются к учету бухгалтерией от исполнителей в соответствии с графиком документооборота (Приложение В).
Должностная инструкция главного бухгалтера представлена в Приложении Г.
ЗАО «Пинскдрев « Адриана плюс» является развивающейся организацией, её продукция экспортируется во множество зарубежных стран, что говорит о конкурентоспособности и востребованности производимой продукции.
1.3 Нормативно-правовая база учета операций с нематериальными активами.
При проведении хозяйственных операций по учету НМА необходимо руководствоваться следующими нормативными документами:
1) Гражданским кодексом РБ от 07.12.1998 № 218-З и соответствующими законами, принятыми в развитие норм ГК РБ в части учета авторских и лицензионных прав, в которых утверждаются методические рекомендации по оценке стоимости и учету объектов интеллектуальной собственности в составе нематериальных активов, а также порядок экспертизы достоверности оценки стоимости объектов интеллектуальной собственности в составе нематериальных активов.
2) Положением по бухгалтерскому учету нематериальных активов, в редакции постановления Минфина РБ от 31.03.2003 № 48. Является элементом системы государственного нормативного регулирования бухгалтерского учета в Республике Беларусь в соответствии с законодательством Республики Беларусь и применяется с учетом других положений по бухгалтерскому учету. В нем рассматриваются оценка стоимости нематериальных активов, амортизация и выбытие нематериальных активов [9].
3) Инструкцией по бухгалтерскому учету нематериальных активов, в редакции постановления Минфина РБ от 09.07.2003 № 1472, которая определяет правила организации и ведения бухгалтерского учета нематериальных активов для коммерческих организаций (кроме банков и иных небанковских кредитно-финансовых организаций) и некоммерческих (кроме организаций, финансируемых из бюджета) организаций.
4) Инструкцией о порядке применения типового плана счетов бухгалтерского учета в редакции постановления Минфина РБ от 29.06.2011 N 50, которая устанавливает единый порядок применения типового плана счетов бухгалтерского учета и отражения хозяйственных операций на счетах бухгалтерского учета для организаций. Также в Инструкции приведены наименования и номера синтетических счетов (счетов первого порядка) и открываемых к ним субсчетов (счетов второго порядка), забалансовых счетов, раскрыты их структура и назначение, а также порядок отражения наиболее распространенных хозяйственных операций на счетах и субсчетах методом двойной записи.
5) Постановлением Министерства финансов Республики Беларусь 29 декабря 2007 г. № 208 «О внесении изменений и дополнений в Постановление Министерства финансов Республики Беларусь» от 20 декабря 2001 г. № 127, где рассматривается применение унифицированных форм первичной учетной документации для учета движения основных средств и нематериальных активов в качестве первичных учетных документов.
6) Инструкцией по бухгалтерскому учету результатов научно-исследовательских работ, опытно-конструкторских и опытно-технологических работ, утвержденной постановлением Минфина РБ от 30.06.2006 № 75, которая определяет порядок бухгалтерского учета расходов на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ и отражения на счетах бухгалтерского учета операций, связанных с использованием имущественных прав на результаты научно-технической деятельности в организациях.
Следует отметить, что нематериальные активы как объекты учета уже достаточно изучены и регламентированы должным образом.
ГЛАВА 2
МЕТОДИКА УЧЕТА ОПЕРАЦИЙ С НЕМАТЕРИАЛЬНЫМИ АКТИВАМИ
2.1 Документальное оформление и учет поступления нематериальных активов
Согласно п. 18 Инструкции N 127 принятие объектов основных средств к бухгалтерскому учету осуществляется на основании утвержденного руководителем организации акта о приеме-передаче объекта основных средств и иных документов, в том числе подтверждающих их государственную регистрацию в установленных законодательством случаях.
Типовые формы первичных учетных документов по учету НМА:
1) НА-1 "Акт о приеме нематериальных активов", который служит документом на оприходование НМА. Составляется в одном экземпляре и хранится в бухгалтерии;
2) НА-2 "Инвентарная карточка учета нематериальных активов", которая применяется для учета НМА, поступивших в организацию. Карточка ведется в бухгалтерии на каждый объект. Форма заполняется в одном экземпляре на основании первичных документов, подтверждающих факт совершения хозяйственной операции (акт о приеме-передаче, накладная и другие аналогичные документы).
Первичные учетные документы должны содержать следующие сведения:
1) наименование документа, дату его составления;
2) наименование организации, фамилию и инициалы индивидуального предпринимателя;
3) содержание и основание совершения хозяйственной операции, ее оценку в натуральных и стоимостных показателях (или в стоимостных показателях);
Информация о работе Методика учета операций с нематериальными активами