Методология трансформации финансовой отчетности в условиях перехода на МСФО

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 09:15, контрольная работа

Описание работы

Трансформация - это проводимая на отчетную дату процедура, при которой отсутствует необходимость вести параллельный учет. При наличии параллельного учета компания делает весомые первоначальные инвестиции, а далее только осуществляет поддержание и обслуживание системы. В целом финансовая отчетность, полученная в результате трансформации, менее точна, и общий риск ошибок выше, чем при ведении параллельного учета.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Принципы международных стандартов бухгалтерского учета 6
1.1.Внешние пользователи информации 6
1.2. Финансовое положение, результаты деятельности и изменения в финансовом положении 7
Глава 2. Методология трансформации финансовой отчетности в условиях перехода на МСФО 15
Заключение 27
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Концепция бухгалтерской отчетности 2010.doc

— 123.50 Кб (Скачать файл)

Нейтральность бухгалтерской  информации означает, что информация должна быть свободна от предвзятости метода оценки. Основной задачей является соответствие и надежность информации при применении принципа, а не влияние этого принципа на конкретный вопрос. Подтверждаемость стремится уменьшить предвзятость оценщика, нейтральность стремится исключить предвзятость метода оценки.

               Преобладание содержания над формой

               В соответствии с IAS, если информация  должна верно отражать те операции, которые она должна отражать, то необходимо, чтобы они представлялись  в соответствии с их содержанием  и экономическим положением, а  не просто в соответствии с их юридической формой. Содержание операций или других событий не всегда совпадает с тем, что вытекает из их юридической или другой формы.

             Предусмотрительность

           Предусмотрительность предполагает  осторожность и консерватизм  при отражении операций. Необходимо придерживаться этого для того, чтобы чистые активы и чистая прибыль не были завышены. В случае неуверенности в том, нужно ли отражать конкретную операцию, бухгалтер должен использовать принцип предусмотрительности. Данный принцип предполагает точную оценку и применяется по-разному в различных организациях, но в большей степени он используется для того, чтобы не ввести в заблуждение пользователя финансовой отчетности.

          Полнота

        Информация должна быть достаточно  полной и включать все необходимые факты для обеспечения ясного понимания финансовой отчетности.

          Сравнимость

           Сравнимость применяется в финансовой  информации в случае, если различия  и сходство записей за конкретные  периоды действительно существуют, а не являются результатом применения различных учетных политик. Преимущество обладания сравнимой финансовой информации состоит в том, что она раскрывает сильные и слабые стороны предприятия в течение определенного времени.

            Требования к соответствию и надежности информации

            Для того, чтобы финансовая информация  была полезна пользователю, он  должен иметь доступ к информации  в то время, когда информация  может быть использована для  принятия решений. С течением  времени полезность финансовой информации уменьшается. Если информация представляет какой-нибудь интерес для принятия решений, она должна быть представлена до принятия решения.

         Баланс между прибылью и затратами

         Финансовая информация является  продуктом, который нужен только тогда, когда полученная выгода больше, чем затраты на подготовку информации.

         Элементы финансовой отчетности

   Ниже определены  основные элементы финансовой  отчетности:

       Финансовое положение 

      Элементами, имеющими прямое отношение к оценке финансового положения, являются активы, обязательства и капитал компании. Они определяются следующим образом:

  1. Активы - ресурсы, контролируемые компанией, представляющие собой результат предыдущих событий и операций, и от которых ожидаются предстоящие экономические прибыли.
  2. Обязательства - текущие обязательства компании, возникающие из предшествующих событий, оплата которых ожидается в результате выбытия из компании ресурсов, содержащих экономическую прибыль.
  3. Капитал компании - остаточный интерес в активах компании после вычета из них всех обязательств.

          Деятельность

            Прибыль часто используется для  оценки деятельности предприятия,  такой как доходы по инвестициям  или доходы на одну акцию.  Элементы, прямо связанные с оценкой прибыли, - это доходы и расходы.

Доходы и расходы  определяются следующим образом:

  1. Доход - увеличение экономической прибыли за отчетный период в форме поступлений, увеличения активов или уменьшения обязательств, которые приводят к увеличению капитала компании, отличному от вклада участников. Доход включает в себя выручку и прочие доходы. Выручка представляет собой увеличение прибыли (доход), возникающий как результат основной деятельности компании при размещении активов или оказании услуг. Прочие доходы - это также доходы, приносящие прибыль, но которые могут возникнуть, а могут и нет в условиях обычной деятельности компании.
  2. Расходы - уменьшение экономической выгоды за отчетный период в форме расходования средств или уменьшения стоимости активов или увеличения пассивов, которое выражается в уменьшении капитала компании, но не в результате распределения средств среди акционеров. Определение расходов предполагает убытки и другие затраты, которые возникают в результате обычной деятельности предприятия. Расходы, возникающие в результате обычной деятельности предприятия, включают, например, себестоимость реализованной продукции, расходы на оплату труда и износ. Убытки представляют собой другие статьи, которые отвечают определению расходов и могут возникать или не возникать в результате деятельности предприятия.

           Определение элементов финансовой  отчетности

           Признание - это процесс включения  в баланс или отчет о прибылях  и убытках статьи, которая отвечает  определению элемента и удовлетворяет критерию признания, указанному ниже:

  1. Имеется вероятность того, что предприятие может получить или не получить будущую экономическую выгоду, имеющую отношение к данной статье;
  2. Статья может быть достоверно оценена.

          Оценка элементов финансовой отчетности

           Оценка - это процесс определения  денежного выражения, в котором  элементы финансовой отчетности  признаются и отражаются в  балансе и отчете о прибылях  и убытках. 

  1. Первоначальная стоимость. Активы отражаются в сумме, которая была за них уплачена, по достоверной оценке принятых обязательств или других привлеченных ресурсов, для приобретения активов. Пассивы отражаются в сумме поступлений в обмен на обязательства, возникающие при нормальном функционировании предприятия.
  2. Текущая стоимость. Активы учитываются в сумме, которая была бы уплачена в настоящий момент для приобретения активов, а пассивы учитываются в сумме, которая потребовалась бы для выполнения обязательств в настоящий момент.
  3. Цена реализации (расчетов). Активы учитываются в сумме, которая была бы получена в настоящий момент от продажи активов, а пассивы учитываются по цене расчетов.
  4. Приведенная стоимость. Активы учитываются по приведенной дисконтированной стоимости будущих нетто-поступлений денежных средств, которые будут сгенерированы при нормальном функционировании предприятия. Пассивы учитываются по приведенной дисконтированной стоимости будущих нетто-расходов денежных средств, необходимых для выполнения обязательств при нормальном функционировании предприятия.

Первоначальная стоимость - принцип оценки, наиболее часто применяемый предприятиями в процессе подготовки финансовой отчетности. Он обычно применяется совместно с другими принципами оценки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Методология трансформации финансовой отчетности в условиях перехода на МСФО

 

В России ежегодно изменяются требования бухгалтерского учета и отчетности с целью трансформации финансовой отчетности в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности (далее - МСФО). Российские организации, работающие с иностранными партнерами, сталкиваются с такой необходимостью, поскольку международные стандарты играют роль управляющей информации в системе генерации информации финансовой отчетности каждого объекта, желающего влиться в мировое информационное и экономическое пространство. Развитие рыночных отношений в стране, установление долгосрочных торговых связей, создание организаций с иностранными инвестициями и выход ценных бумаг на международный рынок требуют устранения трудностей в понимании зарубежными партнерами информации, содержащейся в бухгалтерской отчетности российских организаций. Для приведения показателей, содержащихся в российской отчетности, к международным стандартам финансовой отчетности, осуществляется перегруппировка отчетных данных, или трансформация бухгалтерской отчетности.  
Если речь идет об отдельной стране, то в качестве управляющей информации выступают национальные стандарты, соответствующие законы, нормативные документы и т.п., в зависимости от принятой системы построения бухгалтерского (финансового) учета. Но возможен вариант, когда в качестве внешней управляющей информации для внутренних целей страны принимаются МСФО [3, с. 152]. В большинстве случаев для составления финансовой отчетности в соответствии с МСФО организации приглашают аудиторские и консалтинговые компании. Лишь немногие предприятия пытаются это делать сами, так как специалистов в области трансформации финансовой отчетности почти нет. Проблема состоит и в том, что нет методологии трансформации отчетности для отдельных отраслей российской экономики.

По мнению ряда российских практиков  в области бухгалтерского учета, методы трансформации (от позднелатинского transformatio - превращение) [4, с. 1362] российской финансовой отчетности в соответствии с принятыми в международной практике GAAP и МСФО пока не разработаны [1, с.64].

Корпорация "КАРАНА" (Carana Corporation) при финансовой поддержке  Агентства по Международному Развитию США (AM P США) представила "Модель трансформации  финансовой отчетности с РСБУ на МСБУ". Данная методика была разработана и усовершенствована корпорацией "КАРАНА" (Carana Corporation) при реализации основных целей проекта "Реформа бухгалтерского учета в России". Методика была успешно применена при трансформации финансовой отчетности российских предприятий на международные стандарты бухгалтерского учета (далее - МСБУ). Метод (от греческого methodos - путь исследования, теория, учение) - способ достижения какой-либо цели, решения конкретной задачи; совокупность приемов или операций практического или теоретического освоения (познания) действительности [4, с. 808].

Данная методология (от метод и логия - учение о структуре, логической организации, методах и средствах деятельности) трансформации финансовой отчетности по МСФО составлена и представлена с целью оказания помощи в процессе трансформации финансовой отчетности, подготовленной в соответствии с российскими стандартами бухгалтерского учета в отчетность, соответствующую международным стандартам. [4, с. 808]. В ней изложена методика трансформации и указания для пользователей. Качество трансформации зависит от уровня анализа существующих данных и уровня осведомленности о российских и международных стандартах.

Трансформация первичной  информации в выходную - это процесс  сжатия исходных данных с целью получения  конечной информации в форме, удобной  для пользователей, отвечающей их потребностям. Сжатие информации необходимо, так  как иначе пользователь будет не в силах охватить все множество событий в жизнедеятельности предприятий и трансформаций в его финансово-экономическом состоянии, к которым они привели [3, с. 150 - 151]. Кто бы ни выступал в качестве пользователя, им всегда в конечном итоге оказывается человек, чьи способности восприятия информации ограничены. Поэтому сведения обо всех хозяйственных операциях должны быть преобразованы в форму, отвечающую интеллектуальным возможностям человека.

В связи с переходом  на МСФО необходимо будет перестроить всю систему электронного ведения учета. Международная отчетность отличается большим объемом и точностью раскрытия информации. Компаниям, составляющим финансовую отчетность согласно МСФО, необходимо будет закладывать в бюджет трансформационные издержки (как финансовые, так и временные). Расходы на сбор информации будут возникать как при аутсорсинге (составление отчетности внешними консультантами), так и при подготовке штатными сотрудниками.

В целом, в сферу бухгалтерского учета осуществлены настолько крупные денежные и интеллектуальные вложения, что участвующие в этом процессе стороны опасаются утратить свои позиции, даже если будущие методологические новшества и будут направлены к всеобщему прогрессу и процветанию. Изменение учетных правил означает: для бухгалтеров - необходимость переучиваться, на что ни один специалист добровольно без особой нужды не согласится; для предпринимателей - необходимость заново осуществлять подбор персонала или его переобучение, вкладываться в новое программное обеспечение и т.п.; для законодателей - заменять всю нормативную базу [2, с. 103].

Необходимо отметить, что методологическую базу учета  формируют, конечно, субъективные факторы, и методология понимается как  совокупность приемов, используемых какой-либо наукой. Методологические приемы могут основываться на не зависящих от человека обстоятельствах, по могут и целиком определяться им [2, с. 104].

Любая методология несовершенна, но несовершенство учетной методологии  во многом определяется тем, что этого  можно было бы избежать. Глубочайшей ошибкой является восприятие учетной методологии как глубоко продуманной и логически обоснованной системы, обладающей лишь частными недостатками.

Рассмотрим наиболее типичные дефекты учетной методологии  в составлении и трансформации  финансовой отчетности, отталкиваясь от той точки зрения, что все они представляют собой не что иное, как господствующие в бухгалтерском учете конвенции (от латинского convention - договор, соглашение) [2, с. 100].

Очевидно, что администрацию  предприятия интересует полученный результат - та информация, которую возможно использовать при принятии управленческих решений. Другой, помимо администрации, мощный пользователь учета - государство, заинтересованное в сборе налогов. Его усилиями, в конечном счете, и осуществляется регламентация учета - разумеется, в фискальных (от латинского fiscalis - казенный) целях, поскольку каждый субъект способен действовать исключительно в собственных целях. Любая регламентация по определению есть государственный акт; администрации же предприятия не возбраняется организовать учет и составление отчетности, параллельный с законодательно установленным, - управленческий (трансформационный), необходимый иностранным инвесторам.

В регламентации возможно опираться как на исходную, так  и на отчетную информацию. Поскольку целью учета является ознакомление пользователей не с исходными, а с отчетными данными, логичней все-таки предположить приоритет последних над первыми. Не нуждаются в регламентации операционные данные, так как искомый результат может быть достигнут различными методологическими путями, при помощи различных алгоритмов. Если возможен один наиболее оптимальный алгоритм или одна самая прогрессивная методология, профессиональное сообщество само в состоянии их обнаружить и прийти к соглашению об их повсеместном использовании. Регламентировать же методологию трансформации финансовой отчетности - приблизительно то же самое, что с помощью законов регламентировать исходный программный код в компьютерной системе.

Информация о работе Методология трансформации финансовой отчетности в условиях перехода на МСФО