Методология трансформации финансовой отчетности в условиях перехода на МСФО

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 09:15, контрольная работа

Описание работы

Трансформация - это проводимая на отчетную дату процедура, при которой отсутствует необходимость вести параллельный учет. При наличии параллельного учета компания делает весомые первоначальные инвестиции, а далее только осуществляет поддержание и обслуживание системы. В целом финансовая отчетность, полученная в результате трансформации, менее точна, и общий риск ошибок выше, чем при ведении параллельного учета.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Принципы международных стандартов бухгалтерского учета 6
1.1.Внешние пользователи информации 6
1.2. Финансовое положение, результаты деятельности и изменения в финансовом положении 7
Глава 2. Методология трансформации финансовой отчетности в условиях перехода на МСФО 15
Заключение 27
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Концепция бухгалтерской отчетности 2010.doc

— 123.50 Кб (Скачать файл)

Регламентация операционных данных (способов их обработки) и финансовой отчетности приводит к серьезным потерям. Так, действующая методология, будучи недостаточно эластичной, не позволяет субъекту учета перестраиваться в зависимости от обстоятельств дела. С появлением компьютерного учета технология и методология оказались синонимами; передовые методы обработки информации начали служить методологическим обоснованием производимых действий. Стало очевидно, что только от технологических мощностей и зависят способы обработки информации.

Единство технологии и методологии в настоящее время нигде не продекларировано, не говоря уже о законодательном закреплении. В результате действующая методология оказывается несовместимой со стоящими перед учетом высокими целями. Регламентация приводит к известным методологическим недочетам и несоответствиям, которым все бухгалтеры, тем не менее, обязаны строго следовать, поскольку это закреплено законодательно.

Если рассмотреть смысловой  ряд "исходная форма - бухгалтерская  запись - отчетные формы", то просматривается, что в учете регламентировано и первое, и второе, и третье. Однако нормативные акты в сфере бухгалтерского учета и финансовой отчетности разрабатываются специалистами различной квалификации и различных научных убеждений, вследствие чего они не могут не содержать методологических, на уровне системы, противоречий. Например:

- предписывается отчетная  информация, которая не соответствует  предписанной исходной информации;

- предписывается исходная  информация, на основании которой  не создается никакой отчетной информации;

- предписываются алгоритмы,  на основании которых не создается  предписанная исходная информация;

- предписывается отчетная  информация, требующая иных, чем  предписанные, алгоритмов и т.д. 

Законодательные противоречия делают конвенции в учете и в составлении отчетности излишне навязчивыми. Любой бухгалтер при обнаружении законодательных противоречий обратится, если есть такая возможность, скорее к налоговому инспектору, чем к консультанту или аудитору. Причина выбора кроется не в квалификации первых и вторых, а в общей конвенциальности учета.

Определенные конвенции, заключающиеся в соблюдении общепринятых условностей, характерны для любой  науки, но бухгалтерский учет в этом плане отличают намного завышенные показатели. Конвенциальность учета проявляется одновременно в нескольких его сферах, в итоге делая эту дисциплину набором правил, не всегда однозначно соотносимых с действительностью. Ничто лучше не характеризует конвенциальность учета, чем его зависимость от социального фактора. Выработка конвенций независимо от того, носят они объективный или субъективный характер, происходит не спонтанно, а в результате борьбы групп заинтересованных лиц: бухгалтеров, менеджеров, законодателей и других, каждая из которых в сфере выработки бухгалтерских соглашений преследует собственные цели. Естественно, цели этих групп переменчивы и противоречивы, а интерес велик: от той или иной интерпретации бухгалтерской информации зависят суммы уплачиваемых налогов, официальные результаты финансово-хозяйственной деятельности, часто - возможности по манипулированию средствами предприятия и многое другое, а в конечном счете, - и общее финансовое состояние субъекта учета. Таким образом, сфера учета связана с колоссальными денежными потоками, что делает ее чрезвычайно уязвимой для трактовок, отвечающих не научным, а иным требованиям.

В данном случае предлагается методология трансформации финансовой отчетности российских предприятий  нефтегазового комплекса на МСФО на примере немецкой отчетности.

Отчетность, которая полностью соответствует международным стандартам, должна содержать раскрытие каждого счета.

Также в некоторых  случаях может быть необходимо провести переоценку на основе первоначальной стоимости, чтобы убедиться в  стоимости конечного продукта. Данное руководство рекомендуется использовать совместно с контрольной таблицей по раскрытию в соответствии с МСБУ, чтобы убедиться в том, что окончательные отчеты действительно соответствуют МСБУ, особенно те, которые содержат информацию о гиперинфляции, износе и основных средствах, аренде и инвестициях.

 Дополнительно новый  план счетов должен быть разработан  для каждого предприятия и  включен в данное руководство  по трансформации наряду с  другими материалами. Можно также  получить модель в виде таблицы,  которая создана, чтобы контролировать корректирующие проводки.  
Методика должна рассматриваться и перерабатываться по необходимости каждым предприятием индивидуально, в зависимости от уровня знаний и опыта бухгалтерского персонала компании к тех, кто проводит трансформацию.

Отметим, что участие  российских бухгалтерских и аудиторских  фирм в трансформации российской финансовой отчетности по МСФО в настоящее  время чрезвычайно актуально.

Перед тем, как приступить непосредственно к процессу трансформации, необходимо следующее:

- получить финансовую  отчетность, составленную в соответствии  с существующей системой ведения  бухгалтерского учета; 

- оценить объем работы  и разработать график осуществления  трансформации; 

- запросить подробную  информацию об основных видах  деятельности компании;  
- выяснить корпоративную структуру компании, отношение с филиалами или дочерними компаниями (если таковые существуют), а также с третьими сторонами;

- собрать документальную  информацию о существующей системе  бухгалтерского учета, т.е. основном  методе бухгалтерского учета (кассовый метод или метод начисления);

- подтвердить документально  цикл поступления и выплат  денежных средств - в какой  момент времени и каким образом  учитываются и проводятся через  Главную книгу операции по  выплатам и поступлениям денежных средств;

- подтвердить документально  цикл возникновения кредиторской  и дебиторской задолженности  - в какой момент времени и  каким образом учитываются и  проводятся через Главную книгу  операции по приобретению активов  и реализации товаров и услуг  в кредит, по начислению доходов и расходов;

- собрать данные о  любой переоценке нематериальных  активов или основных средств,  результатах переоценки, методе  переоценки, количественном результате  оценки и имени (названии) оценщика;  
- подтвердить документально цикл производства и основу оценки товарно-материальных запасов с указанием себестоимости реализованной продукции, незавершенного производства и готовой продукции;

- выяснить методы и  процедуры учетной практики, регулирующие  учет финансовых данных. Для каждой  из компаний, в которых будет  
проводиться процесс трансформации, необходимо подготовить пакет рабочих документов. В него должны быть включены:

1. Копия бухгалтерского  баланса, отчета о результатах  финансово-хозяйственной деятельности  и отчета о движении денежных  средств на дату трансформации.

2. Копия учетной политики  предприятия и рабочий план  счетов.

3. Информация, необходимая  для трансформации на предприятии,  содержащая:  
- общую характеристику предприятия;

- общие положения учетной  политики предприятия (метод учета выручки, оценка ТМЗ, метод начисления амортизации по основным средствам);

- рабочие документы  по трансформации, которые включают:  
распределение и движение основных средств по группам (по субсчетам);  
методы начисления амортизации основных средств по вновь созданным группам; распределение и движение нематериальных активов по группам;  
распределение и движение инвестиций предприятия в зависимые, дочерние и прочие;

распределение материалов, готовой продукции и товаров  по группам (по субсчетам);

корректировки остатков готовой продукции и незавершенного производства на суммы расходов периода. Необходимо приложить расчет определения процента расходов периода в себестоимости произведенной продукции;

распределение дебиторской  и кредиторской задолженности на краткосрочную и долгосрочную части;

распределение остатков по счетам расчетов с бюджетом и  внебюджетными фондами по видам  налогов и отчислений;

анализ доходов и  расходов предприятия за отчетный период;

анализ кредитов и  займов предприятия;

распределение сальдо счетов собственного капитала.

4. Таблицы по трансформации,  которые включают:

- корректирующие проводки;

- реклассификационные  проводки;

- текущий пробный баланс;

- пересчитанный пробный  баланс в соответствии с МСБУ;

- бухгалтерский баланс предприятия;

- отчет о прибыли  и убытках; 

- отчет о движении  денежных средств; 

- рабочий план счетов;

- проверочный лист.

Следует применять следующую  общую стратегию осуществления  трансформации. Провести анализ применяемой  учетной политики и состояния бухгалтерского учета на предприятии нефтегазовой отрасли. Выяснить, требуются ли корректировки счетов для приведения бухгалтерских записей к методу начисления. Процедура подробно разъясняется далее.

В ходе проведения процесса трансформации возникает необходимость в составлении двух типов бухгалтерских проводок. Корректирующие проводки первого типа объясняются различиями между МСБУ и действующей системой бухгалтерского учета в России. Целью корректирующих проводок является подготовка бухгалтерских данных для осуществления процесса трансформации. Корректирующие проводки второго типа предполагают внесение изменений в действующую систему бухгалтерского учета на предприятии и объясняются ошибками при составлении бухгалтерских проводок в текущем учете. Целью этих проводок является получение максимально достоверной бухгалтерской информации на дату проведения трансформации.

Подготовленный конечный финансовый отчет (бухгалтерский баланс) на немецком языке для пользователей  бухгалтерской (финансовой) информации предприятия нефтегазовой отрасли.

Необходимо отметить, что методы осуществления трансформации  могут значительно варьироваться  в различных компаниях нефтегазового  комплекса. Настоятельно рекомендуется  вовлечение в процесс трансформации  финансовой отчетности руководства компании. Этим преследуются две цели:

1. Дать возможность  руководству и сотрудникам компании  пройти соответствующее обучение  без отрыва от производства.

2. Предотвратить возникновение  последующих проблем у руководства  компании с разъяснением и обоснованием финансовой отчетности.  
Проблема соответствия отчетности международным стандартам имеет особое значение для российских банков. Полное раскрытие информации о деятельности банка в соответствии с общими для всех принципами финансовой отчетности способствует росту доверия менеджмента и клиентов, снижению затрат на привлечение иностранного капитала, расширению международных операций

Таким образом, из изложенного  следует, что внедрение МСФО - это  не только изменение стандартов отчетности, но и приближение содержания деятельности российских коммерческих банков к международной практике. А это значит, что введение МСФО займет гораздо больше времени, чем предполагается. Но именно таким и должен быть путь совершенствования деятельности российского банковского сектора в современных условиях.

Введение МСФО в российской банковской системе приведет к усилению значения внешнего аудита. От квалифицированных  внешних аудиторов, их опыта и  субъективной оценки будет зависеть признание отчетности.

Показатели финансовой отчетности банка, подготовленной в соответствии с МСФО, в настоящее время не должны резко отличаться от показателей .

Внедрение МСФО существенно  осложняется постоянными изменениями  учетного, налогового, правового законодательства, поскольку применение принципов сопоставимости финансовой отчетности потребует подготовки финансовой отчетности в соответствии с МСФО не только за текущий год, но и за предыдущий. Это неизбежно приведет к дополнительным трудовым и материальным затратам со стороны коммерческих банков. Немалые средства потребуются также на переподготовку специалистов, внедрение современных форм управленческого учета, изменение учетной политики, совершенствование информационных технологий.

Необходимо подчеркнуть, что даже после введения МСФО отчетность коммерческих банков, составленная в соответствии с РСБУ, пусть даже максимально приближенными к МСФО, скорее всего не будет удовлетворять в полной мере принципам МСФО. Каждому коммерческому банку для признания его отчетности на мировом рынке капитала потребуется проведение аудита по международным стандартам, а также дополнительные корректирующие и исправительные проводки. Однако, количество таких проволок будет не 20-50, а 5-10. Это нормальная практика, действующая сейчас в странах, применяющих МСФО.

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Российская экономика  с каждым днем все глубже интегрируется  в мировую. Для некоторых предприятий  уже сейчас ведение отчетности по международным стандартам является неотъемлемым условием успешного развития бизнеса. Предоставление консолидированной корпоративной отчетности по МСФО является обязательным условием для присутствия компании на фондовых биржах, а также делает деятельность предприятия более прозрачной и привлекательной для иностранных инвесторов и партнеров, способствует выходу компании на международные рынки. Кроме того, можно проследить тенденцию к унификации российских и международных учетных принципов и переходу от локальных требований к единым международным стандартам учета и отчетности. Так, в рамках существующего законопроекта с 2007 года предполагается сделать отчетность по МСФО обязательной.

IBS предлагает решение,  позволяющее вести параллельный  бухгалтерский учет  в соответствии с российскими стандартами (РСБУ) и международными нормами (МСФО, GAAP). Решение для параллельного учета и отчетности основано на системе SAP R/3 компании SAP. Сочетание многолетнего опыта ведения проектов в международных компаниях и понимания особенностей их бизнес-процессов, глубокого знания как российского, так и международного законодательства и методологий учета, а также особенностей и логики системы SAP R/3, делает возможным для компании IBS оказывать обширный набор услуг в области автоматизации учетных процессов клиентов.

Информация о работе Методология трансформации финансовой отчетности в условиях перехода на МСФО