Методы распределения затрат

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2013 в 09:19, реферат

Описание работы

Калькуляция (от лат. calculatio – счёт, подсчёт) – определение затрат в стоимостной (денежной) форме на производство единицы или группы единиц изделий, или на отдельные виды производств. Калькуляция даёт возможность определить плановую или фактическую себестоимость объекта или изделия и является основой для их оценки. Калькуляция служит основой для определения средних издержек производства и установления себестоимости продукции.

Файлы: 1 файл

методы.docx

— 37.55 Кб (Скачать файл)

Методы распределения затрат

 

Калькуляция (от лат. calculatio – счёт, подсчёт) – определение затрат в стоимостной (денежной) форме на производство единицы или группы единиц изделий, или на отдельные виды производств. Калькуляция даёт возможность определить плановую или фактическую себестоимость объекта или изделия и является основой для их оценки. Калькуляция служит основой для определения средних издержек производства и установления себестоимости продукции.

Плановая себестоимость – это предполагаемая средняя себестоимость продукции или выполненных работ на плановый период (год, квартал). Составляют ее из норм расхода сырья, материалов, топлива, энергии, затрат труда, использования оборудования и нормы расходов по организации обслуживания производства. Эти нормы расходов средние для планируемого периода. Разновидность плановой себестоимости сметная. Она составляется на разовые (индивидуальные) изделия или работы.

Фактическая себестоимость рассчитывается по фактическим данным о затратах на производство.

Порядок формирования себестоимости для целей бухгалтерского учета определен в ПБУ 10/99 «Расходы организации» в части расходов по обычным видам деятельности и других нормативных актах. Перечень расходов, включаемых в себестоимость продукции, для целей налогообложения регламентирован гл. 25 НК РФ «Налог на прибыль». Порядок формирования себестоимости для целей управленческого учета определяется предприятием самостоятельно по выбранному методу.

Издержки – это суммарные расходы организации, связанные с выполнением тех или иных операций. Они бывают:

    • явные (расчетные) – выраженные в денежной форме фактические затраты на приобретение ресурсов для производства и продажи продукции, работ, услуг;
    • вмененные (альтернативные) – упущенная выгода организации, которая могла бы быть получена при выборе альтернативных вариантов осуществления своей финансово-хозяйственной деятельности.

Затраты – это явные издержки организации.

Расходы – это фактическое уменьшение (использование) ресурсов или увеличение долговых обязательств организации.

Затраты становятся расходами  в момент их фактического использования в производстве.

Затраты предприятия классифицируются несколькими способами в зависимости от видов учета (табл. 1).

Таблица 1. Способы классификации затрат

Признак

Виды затрат

Экономическое содержание

Экономический элемент – первичный, однородный вид затрат, который нельзя разделить на составные части:

  • материальные затраты;
  • затраты на оплату труда и отчисления на социальные нужды;
  • амортизация;
  • прочие.

Статья затрат – определенный вид затрат, раскрывающий себестоимость как отдельных видов, так и всей продукции в целом:

  • сырье и материалы;
  • возвратные отходы (вычитаются);
  • покупные изделия и полуфабрикаты;
  • топливо и энергия на технологические цели;
  • оплата труда производственных рабочих;
  • отчисления на социальные нужды;
  • расходы на подготовку и освоение производства;
  • общепроизводственные расходы;
  • общехозяйственные расходы;
  • потери от брака;
  • прочие производственные расходы.

В зависимости от объема производства

  1. переменные – величина таких затрат зависит от объема производства;
  2. постоянные – величина таких затрат практически не зависит от объема производства.

По целевому назначению

  1. основные – затраты, связанные с технологическим процессом выпуска продукции;
  2. накладные – затраты, связанные с организацией, обслуживанием производства и реализацией продукции.

По способу включения  в себестоимость

  1. прямые – расходы по производству конкретного вида продукции, которые могут быть сразу отнесены на конкретные виды продукции;
  2. косвенные – связаны с выпуском нескольких видов продукции (затраты на управление и обслуживание производства). Включаются в себестоимость всей продукции по каким-то правилам.

По времени включения  в себестоимость

  1. текущие – расходы по производству и реализации продукции данного периода, которые принесли доход в текущем периоде;
  2. будущих периодов – затраты, произведенные в текущем периоде, но подлежащие включению в себестоимость в будущих периодах.

Методы калькуляции – это методы расчёта издержек производства, себестоимости продукции, объёма незавершённого производства, основанные на калькуляции затрат.

В России используется несколько методов учета затрат и расчета себестоимости:

    • простой (попроцессный);
    • нормативный.
    • позаказный;
    • попередельный;

Попроцессный  метод используется в отраслях с ограниченной номенклатурой продукции и там, где незавершенное производство отсутствует или незначительно (в добывающей промышленности, на электростанциях и т. п.).

Простой метод определяет расчет себестоимости  продукции (работ, услуг) путем распределения  прямых производственных, общепроизводственных, общехозяйственных и прочих затрат отчетного периода на выпущенную продукцию (работы, услуги) в равных долях.

Таким образом, в течение отчетного  периода прямые производственные затраты  учитывают по принятым в организации  статьям и элементам затрат, видам  деятельности и при необходимости  по подразделениям (участкам, процессам). Общепроизводственные и общехозяйственные  затраты учитывают по статьям  затрат и подразделениям.

В конце отчетного периода все  накопленные затраты делятся  на количество изделий, произведенных  за этот период. В результате получают среднюю себестоимость единицы  продукции. При расчете себестоимости  работ (услуг) можно распределять затраты  пропорционально суммам реализации по видам работ (услуг).

Если процесс производства продукции  состоит из нескольких технологических  участков (процессов) результатом работы которых являются полуфабрикаты, прямые производственные затраты в течение  отчетного периода учитываются  обособленно по каждому участку (процессу). Общепроизводственные и  общехозяйственные затраты в  конце периода можно распределить на технологические участки пропорционально  прямым производственным затратам. В результате, получим обособленные затраты каждого технологического процесса и далее, поделив эти затраты на количество выпущенной продукции (полуфабрикатов), получим составляющую средней себестоимости продукции (полуфабрикатов) для каждого процесса.

Данный метод учета затрат и  расчета себестоимости применяется  в случаях, когда невозможно связать (сопоставить) затраты с единицей производимой продукции из-за непрерывного характера технологии производства (например, производство каких либо жидкостей или электроэнергии).

К плюсам данной системы  относится то, что она требует  меньшего числа хозяйственных операций. Однако точность полученной себестоимости  отдельного изделия невысока.

Нормативный метод  калькуляции – это метод исчисления себестоимости, применяемый на предприятиях с массовым, серийным и мелкосерийным характером производства и в других производствах (машиностроение, металлообработка, швейное, обувное, мебельное производство и другие).

Норма – это минимальные затраты, необходимые для производства продукции заданного качества. Это научно обоснованный показатель, выражающий меру затрат труда, времени, материальных и финансовых ресурсов, необходимых для производства того или иного изделия.

Норматив – норма, характеризующая расчетную потребность в натуральной или стоимостной форме, выраженная в абсолютных или относительных показателях.

Норматив товарных запасов  – оптимальный размер товарных запасов, обеспечивающий бесперебойную продажу товаров при минимуме затрат.

Нормативная калькуляция  – величина затрат, которую предприятие израсходует на единицу выпускаемой продукции с учетом норм и нормативов в постатейном разрезе.

В основе нормативного метода лежат  технически, технологически и экономически обоснованные величины затрат рабочего времени и материальных ресурсов на единицу выпускаемой продукции (оказанных услуг).

Основными требованиями к учету  производственных затрат нормативным  методом является:

    • составление нормативных (плановых) калькуляций для каждого изделия с учетом изменений норм затрат на начало отчетного периода;
    • раздельный учет фактических производственных затрат по нормам и отклонениям от норм;
    • учет изменений плановой себестоимости изделий и отражение этих изменений в нормативных калькуляциях.

В реальной жизни раздельный учет фактических производственных затрат по нормам и отклонениям от норм трудно реализуем из-за сложности  организации учетных процессов. Поэтому в течение отчетного  периода прямые производственные затраты  отражаются в учете без разделения на нормы и отклонения от норм.

Базой для расчета нормативной (плановой) себестоимости является: технологический процесс изготовления изделия, маршрутные, технологические карты, ведомости расхода материалов, составляемые на каждое изготавливаемое изделие. На основании тарифов оплаты труда, применяемых в организации, и рыночной стоимости материальных ресурсов осуществляется расчет нормативной (плановой) себестоимости выпускаемой продукции.

На основании плана выпуска  готовой продукции, технологических  процессов и ведомостей расхода  материалов формируют лимиты расхода  материалов для каждого подразделения (цеха) на отчетный период времени. Весь отпуск материальных ресурсов в цеха осуществляется на основании лимитов. Аналогичным образом для каждого  подразделения рассчитывается объем собственных трудовых ресурсов и услуг сторонних организаций, необходимый для выпуска запланированного количества готовой продукции.

В течение отчетного периода  выпуск продукции осуществляется по нормативной (плановой) себестоимости  и отражается в бухгалтерском  учете организации.

Учет фактических производственных затрат в отчетном периоде осуществляется по статьям затрат, видам деятельности и подразделениям (участкам, цехам). Привязки фактических затрат к единицам выпускаемой продукции, как правило, не происходит из-за трудоемкости учетных  процессов.

Для окончательного расчета фактической  производственной себестоимости определяется объем затрат, относящийся к незавершенному производству.

Общепроизводственные и общехозяйственные  затраты учитывают по статьям  затрат и подразделениям.

Таким образом, на конец отчетного  периода в организации формируется  прямая производственная и общепроизводственная (общехозяйственная) себестоимость  по каждому подразделению (цеху, участку).

На основании расчетных нормативов и полученных фактических данных определяется величина отклонений фактической  себестоимости от нормативной (плановой) по каждому подразделению (цеху, участку).

Величина отклонения, приходящаяся на единицу продукции, определяется путем распределения общей суммы  отклонения на объем выпущенной в  отчетном периоде продукции, пропорционально  нормативной (плановой) себестоимости.

Фактическая себестоимость единицы  продукции исчисляется путем  прибавления к нормативной (плановой) себестоимости или вычета из нее  выявленных в отчетном периоде отклонений.

Полученные отклонения анализируются, и по результатам анализа, при  необходимости, выполняется изменение  нормативной (плановой) себестоимости  выпускаемой продукции на следующий  период.

Позаказный метод  калькуляции – это метод исчисления себестоимости, применяемый на предприятиях, где производственные расходы учитывают по отдельным заказам на изделие или работу.

Применительно к производственным организациям заказ – это предложение покупателя, потребителя изготовить и поставить ему продукцию определенного вида и качества или выполнить определенную работу, оказать услуги. Заказ должен содержать сведения о запрашиваемой продукции и услугах (количество, свойства), сроках его выполнения, виде и величине оплаты.

Таким образом, если специфика производственной деятельности организации связана  с позаказной работой, и для эффективного управления необходим контроль продуктивности, прибыльности и прочих показателей  по каждому выполненному заказу, рекомендуется  при учете производственных затрат воспользоваться позаказным методом.

При позаказном методе учет прямых производственных затрат в отчетном периоде осуществляется по заказам. Заказ является уникальным объектом учета затрат, т.е. если различные  заказы предусматривают выполнение одинакового перечня работ, учет затрат все равно ведется обособленно, по каждому заказу в отдельности.

Позаказный метод учета затрат часто применяется в строительно-монтажных  организациях.

Новый заказ между заинтересованными  сторонами оформляется договором  или дополнительным соглашением. Также, на заказ может составляться смета, которая определяет плановый объем  материалов, работ и в конечном итоге денежных средств, необходимых  для выполнения как заказа в целом, так и отдельных его этапов (итоговая смета составляется на основании  поэтапных смет).

В течение отчетного периода  материалы, необходимые для выполнения заказа, отпускаются материально-ответственным  лицам в соответствии с установленными в сметах лимитами. Отпуск материалов со склада оформляется стандартным  набором документов. По мере расходования материалов, при выполнении заказа, составляются акты списания материалов (в строительстве это акты по форме  № КС-2 и № КС-3).

Учет трудовых ресурсов по заказу осуществляется посредством табелей  учета рабочего времени. Применительно  к строительству, когда бригады  рабочих часто переводятся с  объекта (заказа) на объект, целесообразно  заводить табель учета рабочего времени  не на бригаду, а на объект (заказ).

Для целей бухгалтерского учета  фактических производственных затрат на каждый заказ заводится объект аналитического или синтетического учета. Таким образом, все прямые затраты учитываются в разрезе  заказов, статей затрат и при необходимости  подразделений (участков, цехов).

Пока заказ или этап заказа не принят заказчиком (не подписаны акты приемки передачи), все прямые затраты, относящиеся к заказу, учитываются  как затраты незавершенного производства. После принятия работ (отгрузки продукции) по заказу все накопленные затраты  относятся на себестоимость выполненного заказа.

Общепроизводственные и общехозяйственные  затраты учитывают по статьям  затрат и подразделениям в течение  отчетного периода. В конце отчетного  периода эти расходы распределяются по заказам в соответствии с принятыми  в организации пропорциями (например, пропорционально прямым затратам отчетного  периода).

Информация о работе Методы распределения затрат