Международная практика выделения управленческого учета из общей системы бухгалтерского учета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Сентября 2014 в 18:20, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является необходимость определить теоретические основы управленческого учета, его место в системе бухгалтерского учета. Определены такие понятия, как: сущность, методы, способы, задачи управленческого учета. Представлены различия и общность финансового и управленческого бухгалтерского учета. Системы управленческого учета классифицированы по: широте охвата информацией, степени взаимосвязи финансового и управленческого учета, оперативности, оценка продукции, целевому назначению.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………….…………..3
1. Международная практика выделения управленческого учета из общей системы бухгалтерского учета……………………………………………………………………..4
2. Сущность и задачи управленческого учета…………………………………………..6
3. Сравнительная характеристика управленческого и финансового учета………...…9
4. Метод и способы управленческого учета…………………………………………...13
5. Организация управленческого учета…………………………………………….…..15
6. Системы управленческого учета……………………………………………..…..…..19
7. Процесс принятия управленческих решений………………………………….……24
Заключение……………………………………………………………………….……..26
Список использованной литературы………………………………………….……

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 141.00 Кб (Скачать файл)
  1. Правила ведения учета. Финансовый учет и составление отчетности должны осуществляться в соответствии с общепринятыми принципами и правилами. В России эти правила установлены законодательством. В управленческом учете правила ведения учета и составление отчетности устанавливаются самими организациями.
  2. Используемые измерители. В финансовом учете используются натуральные, трудовые и денежные измерители. При этом использование денежного измерителя в национальной валюте является обязательным. В управленческом учете наряду с использованием указанных выше измерителей широко используются специфические измерители произведенной продукции и выполненных работ – машино-час, человеко-час и др.
  3. Способы группировки расходов. В финансовом учете расходы группируют и учитывают в обязательном порядке по элементам затрат. В России перечень расходов по элементам затрат установлен ПБУ 10/99 «Расходы организации», а для целей налогообложения – глава 25 Налогового кодекса. Для калькулирования себестоимости продукции в финансовом учете учет расходов можно осуществлять по статьям калькуляции, перечень которых устанавливается организацией самостоятельно. В управленческом учете учет расходов осуществляется по статьям калькуляции. Учет расходов по элементам затрат не ведется.
  4. Степень точности информации. В финансовом учете и отчетности должна отражаться достоверная, документально обоснованная информация. В управленческом учете допускаются приблизительные и примерные оценки.
  5. Временной период. В финансовом учете информация представляется за прошедший отчетный период (месяц, квартал, год). Она носит «исторический» характер.     В управленческом учете, в зависимости  от целевой установки, информация представляется за истекший, настоящий и будущий периоды. Одно из основных требований, предъявляемых к информации управленческого учета, - ее своевременность.                                                                                                     
  6. Периодичность представления отчетности. Финансовая отчетность составляется за месяц, квартал и год. Отчетность в управленческом учете составляется, как правило, за более короткие промежутки времени – за месяц, декаду, неделю, день, смену.
  7. Сроки представления отчетности. Финансовая отчетность представляется пользователем через несколько недель или месяцев. В России квартальная отчетность представляется в течение 30 дней по окончанию квартала, а годовая – в течение 90 дней по окончании года, если иные сроки не предусмотрены законодательством. В управленческом учете отчеты представляются в течение нескольких дней по окончании отчетного месяца, по ежедневным отчетам - на следующее утро, а в ряде случаев - немедленно.
  8. Ответственность за достоверность и своевременность представления учетных и отчетных данных. В финансовом учете ответственность за достоверность и своевременность представления данных предусмотрено законодательством. По учетным и отчетным данным управленческого учета ответственность обычно не предусматривается.
  9. Доступность отчетных данных. Данные финансовой отчетности доступны для внутренних и внешних пользователей. В России акционерные общества открытого типа, банки, страховые организации, биржи, инвестиционные фонды обязаны опубликовать бухгалтерскую отчетность не позднее 1 июня года, следующего за отчетом. Фонды социального назначения и ряд других организаций обязаны публиковать квартальную отчетность. Данные управленческой отчетности являются коммерческой тайной.
  10. Регулирующий орган. Основным регулирующим органом по финансовому учету является Министерство финансов РФ, а по управленческому учету (на уровне рекомендации) Минэкономразвития России.

Наряду с перечисленными отличиями финансовый и управленческий учет имеют много общего.

  • Основная часть данных первичного учета используется и в финансовом, и в управленческом учете.
  • Учет затрат и калькулирования себестоимости продукции осуществляются как в финансовом, так и в управленческом учете. При этом в финансовом учете определяется себестоимость всей производственной продукции и ее основных видов в целом по организации. В управленческом учете исчисляют различные показатели себестоимости.
  • Способы и приемы, составляющие в совокупности метод бухгалтерского учета (документации, инвентаризация, калькуляция, счета, двойная запись, бухгалтерский баланс и отчетность) применяют как в финансовом так и в управленческом учете.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Метод и способы  управленческого учета.

 

Совокупность различных приемов и способов, по средствам которых в системе управленческого учета отражаются объекты предприятия, называется методом управленческого учета.

Он состоит из следующих элементов: документов, инвентаризации, оценки, группировки и обобщения, контрольных счетов, нормирования, планирования, прогноза, контроля и анализа.

Документация - первичные документы и машинные носители информации, гарантирующие управленческому учету достаточно полное отражение производственной деятельности предприятия. Первичный учет обеспечивает: функционирование оперативно-календарного планирования, контроля и диспетчеризации хода производства и решение каждой учетной задачи производства, сопоставление данных учета выработки и начисления заработной платы, выявление и оценку незавершенного производства, Упорядочение и унификацию первичной документации на основе единого для финансового и управленческого учета документа оборота; строгий контроль за расходованием материальных и трудовых ресурсов и с соответствием размера оплаты труда списанию материалов согласно количеству изготовленной продукции.

Инвентаризация – способ определения фактического состояния объекта, выявления отклонений от учетных данных, неучтенных ценностей, потерь, недостач, хищений. Инвентаризация способствует сохранности материальных ценностей, контролирует их использование. Устанавливает полноту и достоверность учетной информации.

Группировка и обобщение, использование контрольных счетов – способ, позволяющий накапливать и систематизировать информации об объекте по определенным признакам. Главными признаками группировки объектов управленческого учета можно считать: технологическую и организационную структуру предприятия, целевые функции системы управления. Сгруппированная информация эффективно используется для оценки результатов деятельности, принятия тактических и стратегических решений.

Контрольные счета – это итоговые счета, где записи производят по итоговым суммам операций данного периода. Система контрольных счетов выступает связующим звеном финансового и управленческого учета и позволяет установить полноту и правильность учетных записей.

Планирование – непрерывный циклический процесс, направленный на приведение в соответствие возможностей предприятия и условий рынка. Оно связано с решением будущих проблем, использует методы выбора альтернативных решений. Планирование только тогда эффективно, когда базируется на статистических исследованиях и анализе результатов хозяйственной деятельности.

Нормирование – процесс научно обоснованного расчета оптимальных норм и нормативов, который направлен на обеспечение эффективного использование всех видов ресурсов и изыскание путей наиболее продуктивного превращения затрат в продукцию. Комплекс норм и нормативов составляет нормативное хозяйство предприятия, которое охватывает все сферы его деятельности.

Анализ – в силу специфических особенностей этот элемент метода управленческого учета взаимодействует практически со всеми основными его составляющими. Анализу подвергается производственная деятельность как всего предприятия, так и его отдельных подразделений, выраженная экономическими показателями. Выбор показателей определяется целями и возможностями системы управления. В процессе выявляются взаимозависимости и взаимосвязи между подразделениями по выполнению установленных плановых заданий, отклонения и причина, вызвавшие изменения в результатах производства.

Контроль – завершающий процесс системы управления, направляющий деятельность предприятия на выполнение ранее установленных заданий, позволяющий вскрывать и устранять возникающие отклонения. Основой системы контроля служит обратная связь. Она дает объемную, надежную и целесообразную информацию для осуществления  наблюдения и регулирования. Существуют разные сферы и виды контроля. Они постоянно меняются, обладают отличительными особенностями на каждом предприятии, отражая специфику его деятельности.

5. Организация управленческого  учета.

 

Под организацией управленческого учета понимают систему условий и элементов построения учетного процесса с целью получения достоверной и своевременной информации о хозяйственной деятельности организации, осуществления контроля за рациональным использованием производственных ресурсов и управления производственной деятельностью. Ответственность за организацию управленческого учета в организациях несут руководители организаций. В зависимости от объема учетной работы они могут:

  • учредить службу управленческого учета как структурное подразделение, возглавляемое соответствующим руководителем;
  • ввести в штат бухгалтерии должности специалистов по управленческому учету (бухгалтеров-аналитиков).

Для обеспечения рациональной организации управленческого учета большое значение имеет разработка плана его организации.

План организации управленческого учета состоит из следующих элементов: план документации и документооборота, план счетов и их корреспонденции, план отчетности, план технического оформления учета, план организации труда работников бухгалтерии.

В плане документации указывается перечень документов для учета хозяйственных операций и составления расчетов потребности в бланках. При этом организации могут использовать типовые формы первичных учетных документов или применять формы документов, разработанных самостоятельно.

Основой организации первичного учета в организациях является график документооборота. Под документооборотом понимают путь, который проходят документы от момента их выписки до сдачи на хранение в архив. В графике документооборота определяется круг лиц, ответственных за оформление документов, и указываются порядок, место, время прохождения документа с момента составления до сдачи в архив.

При разработке плана счетов для управленческого учета необходимо иметь в виду, что действующий в настоящее время план счетов бухгалтерского учета, утвержденный приказом Минфина РФ от 31.10.01г. № 94н, позволяет осуществлять учет затрат на производство и калькулирование себестоимости продукции одновременно для целей финансового и управленческого учета. При этом допускается использование однокруговой (монистической) и двухкруговой (дуалистической) систем учета производственных затрат.

Однокруговая система учета затрат может осуществляться:

  • без использования специальных счетов управленческого учета;
  • с использованием системы счетов управленческого учета.

Однокруговую систему учета затрат целесообразно использовать в малых и средних организациях, поскольку она  основана на использовании одинаковых оценок в финансовом и  управленческом учете, и вследствие этого возможности контроля затрат ограничены.

Двухкруговую систему учета затрат целесообразно использовать в крупных организациях. При данной системе финансовый и управленческий имеют самостоятельные планы счетов. Возможен также вариант выделения для управленческого учета обособленных счетов.

Для согласования данных финансового и управленческого учета используют переходные и зеркальные счета. Переходные счета обеспечивают перенос информации из финансового учета в управленческий и из управленческого – в финансовый. Зеркальные счета обеспечивают численное согласование данных финансового и управленческого учета и выявление возможных расхождений.

В плане отчетности указываются: перечень отчетных форм, отчетный период, за который составляется та или иная форма отчета, сроки представления отчетности, наименование служб и подразделений, а также фамилии должностных лиц, получающих отчеты способ представления отчетов и фамилии работников, отвечающих за составление отчетности, с точным указанием выполняемых работ. План отчетности, как правило, состоит из двух частей. В первой части содержатся необходимые сведения по отчетности, представляемой вышестоящим пользователям, во второй – по отчетности, получаемой от нижестоящих подразделений организации.

В плане технического оформления учета указывается, какие вычислительные машины, приборы и устройства будут использоваться в организации. Помимо использования вычислительных машин в соответствующих организационных формах необходимо предусмотреть применение различных вычислительных таблиц и разного рода средств механизации измерения и счета: мерной тары, весов, счетчиков (газовых, электрических и т.п.).

В плане организации труда работников бухгалтерии определяется структура данной службы, ее штат, дается должностная характеристика каждому работнику, намечаются мероприятия по повышению квалификации, составляются графики учетных работ. В средних организациях в состав службы управленческого учета можно включить следующие группы (отделы): планирования, материальную, учета затрат труда и его оплаты, производственно-калькуляционную, учета продажи продукции, аналитическую.

Группа планирования составляет главный бюджет, охватывающий основную деятельность организации; бюджеты структурных подразделений организации и другие частные бюджеты (бюджеты продаж, закупок, производственный и т.п.); операционный бюджет, который детализирует через частные бюджеты статьи доходов и расходов и представляется в виде прогноза прибылей и убытков; финансовый бюджет, прогнозирующий денежные потоки организации на планируемый период; специальные бюджеты для отдельных видов деятельности или программ.

Материальная группа:

  • осуществляется выбор поставщиков материальных ресурсов, контроль за поступлением, хранением и использованием этих ресурсов;
  • разрабатывает нормы расхода сырья и материалов на осуществление производственной деятельности, нормы запасов сырья и материалов на складах;
  • принимает участие в выборе типовых и разработке новых форм первичных документов и учетных регистров для учета поступления, наличия и отпуска всех видов сырья и материалов;
  • разрабатывает формы отчетов о расходе сырья и материалов;
  • осуществляет выбор цен для оприходования и расхода сырья и материалов.

Информация о работе Международная практика выделения управленческого учета из общей системы бухгалтерского учета