Международные стандарты аудиторской деятельности и их значение в международной аудиторской практике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2013 в 15:14, контрольная работа

Описание работы

Международные стандарты – это документы, формирующие единые требования, при соблюдении которых обеспечивается соответствующий уровень качества аудита и сопутствующих ему услуг. МСА предназначены для применения при аудите финансовой отчетности, но их можно адаптировать и для аудитдругой информации. МСА содержат основные принципы, необходимые процедуры, рекомендации по применению принципов и процедур.

Файлы: 1 файл

основы аудита.doc

— 57.00 Кб (Скачать файл)

Международные стандарты аудиторской деятельности и их

значение в  международной аудиторской практике.

Понятие, цели и основные задачи  международных  стандартов аудита (МСА)

Международные стандарты –  это документы,  формирующие единые требования,  при соблюдении которых обеспечивается соответствующий уровень качества аудита и сопутствующих ему услуг. МСА предназначены для применения при аудите финансовой отчетности, но их можно адаптировать и для аудитдругой информации. МСА содержат основные принципы, необходимые процедуры, рекомендации по применению принципов и процедур.

Структура МСА  включают в себя:

− введение,  где отражаются цель и задачи,  стоящие перед аудитором,  а  также даются определения важнейших используемых терминов;

− разделы, излагающие суть стандарта;

− приложение (для  некоторых стандартов).

В исключительных случаях возможно аргументированное  аудитором отступление от МСА. МСА  применяются только в отношении  существенных аспектов финансовой отчетности.

Это означает, что  возможны отступления от МСА в ситуациях с несущественными показателями или обстоятельствами.  Необходимость в МСА вызвана тем, что существует интеграция стран со своими национальными системами бухгалтерского учета и своей бухгалтерской отчетностью в мировую систему. МСА призваны регулировать единство организации, порядка и оформления процедур,  а также результаты аудиторской деятельности во всем мире. Однако МСА не отменяют национальные стандарты  (положения,  существующие в ряде стран мировой экономики). МСА в различных странах используются многовариантно.

Так, в России, Голландии и других странах МСА  принимаются за базу при разработке своих национальных стандартов.  В США, Англии, Канаде, Швеции существуют свои национальные положения. Однако требования МСА в этих странах все-таки принимаются к сведению в практической деятельности.  В ряде государств, таких как Нигерия, Шри-Ланка и др., МСА приняты как национальные.

Как известно МСА  должны применяться только к существенным аспектам. Однако мировая практика допускает возможность отступления от них с целью достижения наибольшей эффективности аудиторских проверок. В этом случае аудитор обязан аргументировано обосновать это отступление.  Разрабатывает МСА Комитет по международной аудиторской практике (КМАП), который является одним из комитетов совета Международной федерации бухгалтеров (МФБ).

Основные цели,  которые преследует данный комитет  при разработке МСА:

− гармонизировать  национальные правила и другие нормативные документы в области аудита с целью предоставления высококачественных услуг для всего мировогосообщества;

− поднять уровень  профессионализма аудиторов в странах, где он ниже общемирового.

Факторы, влияющие на разработку МСА

Методика работы над стандартами и положениями, принятая МФБ, следующая:

1. отбор тем,  предназначенных для изучения;

2. создание специальных  подкомитетов;

3. изучение в  подкомитетах исходной информации и подготовка проектов для рассмотрения комитетом;

4. в случае  утверждения проекта представление его на рассмотрение членам МФБ и международным организациям;

5. рассмотрение  комитетом комментариев и предложений  для внесения изменений; 

6. издание новой  утвержденной редакции проекта  в виде стандарта (положения).

Для ускорения  работы над МСА совет МФБ одобрил выделение дополнительных ресурсов и определил первоочередные задачи:

–  пересмотр  отдельных МСА и положений о международной аудиторской практике;

–  разработка стандартов по услугам;

–  пересмотр  рекомендаций в отношении аудиторских проверок коммерческих банков;

–  публикация МСА по производным ценным бумагам.

Некоторые задачи уже выполнены:  пересмотрен МСА «Мошенничество и ошибка», «Допущение непрерывности деятельности предприятия» и др.

Разработка МСА и дальнейшее их совершенствование осуществляется под влиянием различных факторов, как внешних, так и внутренних. К внутренним факторам относят:

–  процесс концентрации мирового капитала;

–  непрерывный процесс слияния в сфере аудиторских услуг, проводимый с целью обеспечения возможности предоставления более широкого спектра услуг в области бухгалтерского учета,  аудита,  налогообложения,  маркетинга,  финансового анализа и управленческого учета.

Этот процесс ведет  к единству стратегии,  методологии  аудита,  а так же выработке  единых критериев качества, т.е. общепризнанных стандартов. Усиление интеграционного процесса стран мирового сообщества  (внешний фактор)  требует гармонизации национальных систем бухгалтерского учета и отчетности.

Только на основе единства методических подходов, унификации применяемых моделей учета возможно формирование и представление бухгалтерской (финансовой) отчетности, понятной и одинаково трактуемой квалифицированными пользователями различных стран мирового сообщества.

Классификация МСА

В настоящее время разработано 39  Международных стандартов аудита. Все МСА классифицируются в 9 групп и 11 положений по международной аудиторской практике (ПМАП). Дадим их общую характеристику.

1  группа – «Введение»  –  включает 2  стандарта,  разъясняющие основные принципы и необходимые процедуры работы аудитора и основные принципы формирования содержания МСА.

2 группа – «Обязанности»  – включает 8 стандартов, в которых приведены общие положения аудиторской деятельности, включая цель и задачи аудита, контроль качества, документирование, ответственность аудиторов, учет законов и нормативных актов при аудите финансовой отчетности, сообщение информации аудита лицам, наделенным руководящими полномочиями.

3  группа – «Планирование»  –  посвящена организации планирования  аудиторской проверки и содержит 3 стандарта. 

4 группа – «Внутренний контроль» – включает 3 стандарта.  В ней рассматриваются вопросы,  относящиеся к оценке рисков и внутреннему контролю, проведению аудита в среде компьютерных информационных систем,  ряд особенностей при проведении аудита субъектов,  использующих обслуживающие организации.

5  группа – «Аудиторские  доказательства» –  состоит  из 11 стандартов и содержит разъяснения,  связанные с назначением аудиторских  доказательств и методов их  сбора. Эта группа стандартов используется при проведении аудиторских проверок.

6 группа – «Использование работы третьих лиц» –  включает три стандарта и посвящена использованию при проведении аудита и оказании сопутствующих услуг работы экспертов, других аудиторов, материалов внутренних аудиторов при проведении внешнего аудита.

7 группа – «Аудиторские выводы и заключения» – включает 4  стандарта.  Она посвящена заключительному этапу аудиторской проверки – составлению аудиторского заключения.

8  группа –  «Специальные области аудита»  –  включает 2 стандарта и посвящена  составлению отчета (заключения) при проведении аудита по специальным аудиторским заданиям и исследованию ожидаемой финансовой информации.

9  группа –  «Сопутствующие услуги» –  включает 3  стандарта и посвящена сопутствующим услугам по аудиту финансовой отчетности.

Положения по международной  аудиторской практике включают 11 пунктов, среди которых 5 посвящены компьютеризации аудиторской деятельности, 2 –  особенностям аудита малых предприятий и международных коммерческих банков и другим вопросам.  Главная цель этих положений –  помочь разработчикам национальных стандартов,  тематика которых соответствует ПМАП.

Связь МСА с национальными стандартами  аудита

Международная федерация бухгалтеров признает существование национальных стандартов аудита во многих странах мира.  Она стремится учесть различия и разрабатывает стандарты аудита которые могут быть приняты на международном уровне. Если национальные стандарты соответствуют МСА, то проверки и услуги,  оказанные с их соблюдением,  приравниваются к аудиту,  проведенному в соответствии с МСА.  Если национальные стандарты противоречат МСА, то организации –  члены МФБ –  должны приложить усилия для включения в свои национальные стандарты аудита принципов, на которых базируются МСА.

МСА используются по-разному:

–  в качестве национальных аудиторских стандартов (Кипр, Нигерия и др.);

–  как база для разработки собственных аудиторских стандартов (Россия, Голландия, Австрия и др.);

–  принимаются  к сведению и руководству в  странах,  где имеются национальные стандарты, при отсутствии регулирования какого-либо аспекта собственными стандартами (США и др.);

–  как основа регулирования профессиональной деятельности при проведении аудита транснациональных корпораций международными аудиторскими организациями.

Российские стандарты аудиторской деятельности создавались на основе МСА. На момент принятия Федерального закона  «Об аудиторской деятельности»  существовало 37  стандартов и одна методика,  одобренные Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ,  из которых 31  документ был создан на основе МСА. Остальные стандарты разработаны с учетом специфики аудиторской деятельность в России по вопросам,  требующим особого рассмотрения.  Такими вопросами являются особенности национального законодательства об аудиторской деятельности в РФ. В настоящее время в России 16 федеральных стандартов.

Взаимосвязь МСА с МСФО

Международные стандарты финансовой отчетности разработаны Комитетом по международным стандартам финансовой отчетности (КМСФО), входящим в состав МФБ.

Взаимосвязи международных стандартов отчетности и аудита проявляются в следующих направлениях:

1.  Единство  терминологии применяемой в МСФО  и МСА.  Общая терминология,  используемая в МСФО и МСА,

позволяет избежать разногласий относительно представления о целях и объектах аудита между аудиторами и аудируемыми лицами, отвечающими за подготовку финансовой отчетности.

2. Использование  аудиторами МСФО в целом и в качестве критерия соответствия проверяемой отчетности установленным требованиям.

Если аудируемое лицо составляет отчетность в соответствии с МСФО, то при проведении аудита возникает необходимость в использовании всех введенных в действие стандартов финансовой отчетности.  В МСА встречаются прямые ссылки на МСФО и другие документы, разработанные КМСФО.

В процессе переработки МСА все больше внимания уделяется содержанию стандартов отчетности.  Так,  новая редакция МСА 570 «Допущение о непрерывности деятельности предприятия»,  которая применяется начиная с отчетности за 2000  г.,  включает ссылки на МСФО 1  по поводу определения допущения уместности его применения и понятия  «существенная неопределенность», тогда как в прежней редакции подобные ссылки отсутствовали.

 

 

 

 

 

Практическая  часть

Укажите, к какой основной процедуре сбора  аудиторских доказательств относятся следующие аудиторские процедуры:

1) составление  плановых смет расходов материалов  и сравнение с фактическими расходами материалов;

2) проверка  правильности корреспонденции счетов;

3) оценка  правильности начисленной суммы  амортизации основных средств;

4) контрольное  взвешивание товаров на складе;

5) ответ  покупателя о задолженности по  договору на конец отчетного  периода;

6) проверка  правильности расчетов по кредитам  и займам.

Сделайте  необходимые пояснения.

Ответ:  Перечисленные аудиторские процедуры относятся к аудиторскому доказательству – инспектирование, т.к. в соответствии с правилом стандартом №5 «Аудиторские доказательства» в результате инспектирования материальных активов аудируемого лица предоставляются достоверные аудиторские доказательства относительно их существования, но необязательно относительно права собственности на них или их стоимостной оценки.      

 Инспектирование – проверка записей,  документов или материальных  активов. В ходе данной проверки аудитор получает доказательства различной степени надежности (зависит от источника, характера, эффективности средств внутреннего контроля). Результат инспектирования материальных активов – достоверные аудиторские доказательства относительно их существования, при этом необязательно относительно их стоимостной оценки или права собственности на них.      

Документальные  аудиторские доказательства, полученные в результате инспектирования: созданные третьими лицами и находящиеся у них; созданные третьими лицами, но находящиеся у аудируемого лица; созданные аудируемым лицом и находящиеся у него. 

 

 

СПИСОК

 

З.П. Архарова

Международные стандарты 

аудита (МСА) москва 2008

 

Информация о работе Международные стандарты аудиторской деятельности и их значение в международной аудиторской практике