Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2013 в 22:41, реферат
Когда речь заходит о социальной работе с различными категориями подрастающего поколения, сами социальные работники, а также ученые и политики говорят чаще всего о достаточно острых, но частных проблемах: росте преступности, наркомании и суицидах, ухудшении здоровья молодежи, социальном сиротстве и беспризорности, насилии над детьми в семьях, молодежной безработице, моральной распущенности, бездуховности и социальной апатии молодого поколения, о деформациях в отношении к труду юношей и девушек и др. Все вышеперечисленные и целый ряд других проблем действительно в определенной степени характеризуют «молодежное поле» современного российского общества. Вместе с тем, упускается главное: целостный (комплексный) подход к восприятию подрастающего поколения как объекта и субъекта общественного воспроизводства. Именно такой подход видится перспективным и практически востребованным в социальном обслуживании молодежи, решении многочисленных проблем подрастающего поколения в современных российских условиях.
1. Введение……………………………………………………………….. 3
2. Молодежь: понятие, концепции и направления в изучение молодежных проблем…………………………………………………………………4
3. Проблемы современной молодежи и состояние социальной работы с молодежью …………………………………………………………….7
4. Принципы цели и задачи социальной работы с молодежью………………………………………………………..…..10
5. Заключение……………………………………………………………13
6. Список литературы………………………………………………… ..14
Федеральное государственное
образовательное бюджетное
высшего профессионального образования
«Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации»
(Финуниверситет)
Самарский финансово-экономический колледж
(Самарский филиал Финуниверситета)
РЕФЕРАТ
На тему: « Молодежь как объект социальной работы.»
Выполнили: студентки 2 курса
группы №211
Кучерова Ирина, Хитева Татьяна
Павлова Мария, Кистанова Наталья
Проверила: Бланк В.П.
План:
Введение.
Цель работы: рассмотреть молодежь как объект социальной работы и выделить особенности социальной работы с молодежью.
Задачи: - дать определение понятие «молодежь»
- рассмотреть проблемы современной молодежи и состояние социальной работы с молодежью.
- охарактеризовать принципы, цели и задачи социальной работы с молодежью.
Социальная работа с
молодежью, как одно из эффективных
средств успешного решения
В связи с этим молодежная
политика, социальная работа и социальная
защита молодого поколения должны стать
одними из главных приоритетов
Когда речь заходит о социальной работе с различными категориями подрастающего поколения, сами социальные работники, а также ученые и политики говорят чаще всего о достаточно острых, но частных проблемах: росте преступности, наркомании и суицидах, ухудшении здоровья молодежи, социальном сиротстве и беспризорности, насилии над детьми в семьях, молодежной безработице, моральной распущенности, бездуховности и социальной апатии молодого поколения, о деформациях в отношении к труду юношей и девушек и др. Все вышеперечисленные и целый ряд других проблем действительно в определенной степени характеризуют «молодежное поле» современного российского общества. Вместе с тем, упускается главное: целостный (комплексный) подход к восприятию подрастающего поколения как объекта и субъекта общественного воспроизводства. Именно такой подход видится перспективным и практически востребованным в социальном обслуживании молодежи, решении многочисленных проблем подрастающего поколения в современных российских условиях.
Актуальной нашей темы связана тем, что молодежь играет значительную роль в социально-демографической, экономической , политической и культурной жизни общества. Роль и значение молодежи в российском обществе возрастает по мере усложнения и развития его структур.
Молодежь: понятие, концепции и направления в изучение молодежных проблем.
Среди социологов и демографов более трех десятилетий продолжаются дискуссии по поводу определения понятия «молодежь» как возрастной когорты и возрастных границ для этой социально-возрастной группы населения. Под возрастными когортами понимаются «выделяемые в социокультурной традиции данного социума стадии жизни, этапы жизненного цикла личности, с которыми ассоциируется определенный круг видов деятельности, занятий, статусов, социальных ролей, психологической комфортности, мировосприятия, самоидентификации».
Возрастные границы периода «молодости» достаточно подвижны и во многом социально обусловлены. В различных сферах жизнедеятельности молодого человека в обществе как нижняя, так и верхняя границы молодежного возраста определяются неодинаково, и сам этот период имеет разную временную длительность.» Нижняя граница в современной юнологии, как правило, устанавливается по биопсихическим параметрам: половому созреванию, физическому росту, становлению устойчивой психики и переходу к внутренним проблемам личности, её самоопределению в мире. Верхняя граница связана с наступлением социальной «взрослости», которая характеризуется тем, что человек здесь обладает правом свободы выбора и принятия самостоятельных решений, а также всей полнотой ответственности за результаты своего выбора и действий по его осуществлению».
Среди ученых, изучающих проблемы социологии молодежи, В.Т.Лисовский одним из первых определил понятие «молодежь»: «Молодежь – поколение людей, проходящих стадию социализации, усваивающих, а в более зрелом возрасте уже усвоивших, образовательные, профессиональные, культурные и другие социальные функции; в зависимости от конкретных исторических условий возрастные критерии молодежи могут колебаться от 16 до 30 лет».
Рассмотрение концепций
молодежи дает возможность определить
ее особенности как объекта
Первые концепции молодежи появились в начале ХХ века, когда в США (Г. Стэнли, Холл), а немного позже в Германии (Ш. Бюлер, Э.Шпрангер, В. Штерн и др.) и России (В.И. Ленин, Л.С. Выгодский, А.Б.Залкинд и др.) сформировались три основные направления теоретического осмысления этого феномена:
1) трактовка молодежи
как носительницы психофизическ
2) понимание молодежи как культурной группы;
3) постижение молодежи
как объекта и субъекта
На мой взгляд, наибольший интерес представляет концепция молодежи и молодежного движения И.М. Ильинского, получившая признание в научном сообществе и одна из наиболее влиятельных в нашей стране.
Обобщения И. М. Ильинского относительно молодого поколения с полным основанием могут быть названы гуманистической концепцией молодежи. В ней развитие личности молодого человека, формирование его жизнеспособности поставлено на первое место.
По мнению И.М.Ильинского, «молодежь – это ценность особого рода, это главная ценность общества, это понятие не только демографическое, но также экономическое, социальное, политическое». Если в обществе, в деятельности государства делается ставка на молодежь, то этим изменяется не только будущее, но и настоящее, поскольку политика начинает строиться с опорой на управление процессами, на опережение событий, оттесняя политику запоздалых реакций на уже случившееся.
Концепция И.М. Ильинского включает в себя восемь базовых положений :
1. Молодежь – это
объективное общественное
а) молодость тесно связана с идеей зависимости;
б) большая часть молодежи (учащиеся, студенты и т.п.) еще не включена в процесс производства и потому «живет в кредит»;
в) большинство молодых людей, не обладает личной самостоятельностью в принятии решений, касающихся их жизни;
г) перед молодыми людьми стоит проблема выбора сферы трудовой деятельности, выбора профессии;
д) молодые люди решают проблему нравственного и духовного самоопределения; е) они решают проблему брачного выбора и деторождения.
2. Молодежь по природе
двойственна: она явление
3. Молодежь – явление конкретно-историческое.
4. Молодежь – это
носитель огромного
5. Молодежь одновременно объект и субъект социализации, что определяет ее социальный статус.
6. Молодежь обретает
субъектность по мере
7. Молодежь – носитель
процессов, которые
8. Молодежь – объект комплексных, междисциплинарных исследований, которые только в своей совокупности могут дать достаточно достоверную картину о ней.
Концепция И.М. Ильинского основывается на инновационном потенциале молодежи, ее политической неопытности, романтизме, физической выносливости и т.п.
Для определения молодежи как объекта социальной работы важно определить направления исследований молодежных проблем.
В нашей стране исследования молодежной проблематики охватывают четыре основных направления (типология, предложенная В. Чупровым и дополненная Е. Слуцким).
1) Антропологическое
(психологическое или
2) Структурно-функциональное
направление, которое
3) Представители
4) Интегративное (или ювенологическое) направление, суть которого заключается в синтезе разных сочетаний выше названных, появилось в конце 1980-х – начале 1990-х годов, когда отечественные исследователи начали изучать молодежь во всем многообразии проявлений ее сознания и поведения в сложных взаимосвязях с окружающим миром.
Таким образом, молодежь недостаточно понимать в традиционном смысле, только в качестве будущего общества. Ее необходимо оценивать как органическую часть современного общества, несущую особую, незаменимую другими социальными группами, функцию ответственности за сохранение и развитие нашей страны, за преемственность ее истории и культуры, жизнь старших и воспроизводство последующих поколений, и в конечном итоге – за выживание народов как культурно-исторических общностей. Молодежь имеет свои особые функции в обществе, никакой другой социально-демографической группой не замещаемые и не реализуемые.
Проблемы современной молодежи и состояние социальной работы с молодежью в России
В настоящее время в молодежной среде нашей страны наблюдается ряд негативных тенденций и явлений.
- продолжается деформация духовно-нравственных ценностей, размываются моральные ограничители на пути к достижению личного успеха;
- медленно развивается
культура ответственного
- обостряются проблемы молодой семьи;
- ухудшается состояние
физического и психического
- растет криминализация молодежной среды;
- снижается доступность качественного образования;
- растет имущественное расслоение в молодежной среде;
- происходит деградация структуры занятости, разрушение трудовой мотивации молодых работников - молодые люди интегрируются преимущественно в сферу обмена и перераспределения;
- минимальна включенность
С другой стороны в молодежной среде укрепляется целый ряд позитивных тенденций:
- развивается инновационный
- растет самостоятельность,
- увеличивается число молодых людей, выбирающих личную инициативу как главный способ решения своих проблем;
- возрастает престижность
- формально-статусное отношение
к образованию уступает место
практическому использованию
- растет заинтересованность в укреплении своего здоровья;
- современная российская
молодежь становится