Молодежь как объект социальной работы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2013 в 22:41, реферат

Описание работы

Когда речь заходит о социальной работе с различными категориями подрастающего поколения, сами социальные работники, а также ученые и политики говорят чаще всего о достаточно острых, но частных проблемах: росте преступности, наркомании и суицидах, ухудшении здоровья молодежи, социальном сиротстве и беспризорности, насилии над детьми в семьях, молодежной безработице, моральной распущенности, бездуховности и социальной апатии молодого поколения, о деформациях в отношении к труду юношей и девушек и др. Все вышеперечисленные и целый ряд других проблем действительно в определенной степени характеризуют «молодежное поле» современного российского общества. Вместе с тем, упускается главное: целостный (комплексный) подход к восприятию подрастающего поколения как объекта и субъекта общественного воспроизводства. Именно такой подход видится перспективным и практически востребованным в социальном обслуживании молодежи, решении многочисленных проблем подрастающего поколения в современных российских условиях.

Содержание работы

1. Введение……………………………………………………………….. 3
2. Молодежь: понятие, концепции и направления в изучение молодежных проблем…………………………………………………………………4
3. Проблемы современной молодежи и состояние социальной работы с молодежью …………………………………………………………….7
4. Принципы цели и задачи социальной работы с молодежью………………………………………………………..…..10
5. Заключение……………………………………………………………13
6. Список литературы………………………………………………… ..14

Файлы: 1 файл

реферат по банковскому делу.doc

— 107.00 Кб (Скачать файл)

Развитие позитивных тенденций и использование потенциала инновационной активности молодежи в интересах созидания и гражданского служения может быть устойчивым лишь при создании адекватной системы участия государства и общества в процессах социализации молодежи, формировании действенных механизмов партнерских взаимоотношений между «взрослым» обществом и входящими в него новыми поколениями.

Современные явления  – рост экстремизма и агрессии в молодежной среде, формирование асоциальных  субкультур и контркультур – свидетельствуют  о недостаточной действенности  существующих институтов социализации, демонстрируют их системный кризис.

Разрушение традиционных социальных связей и государственной  системы воспитания значительно  снизило роль ранее доминировавших институтов социализации –  семьи, школы, вуза, предприятия.

В значительной мере утрачено влияние и таких традиционных институтов социализации как армия и профсоюзы. Явно недостаточную роль играют общественные объединения молодежи.

Лидирующее положение  в формировании сознания и мировоззрения, жизненных ценностей, образцов для  подражания заняли средства массовой информации, часто эксплуатирующие низменные инстинкты молодых людей в угоду собственным коммерческим интересам. Доминирующие продукты массовой потребительской культуры во многом способствуют росту агрессии и нравственной распущенности в молодежной среде, усиливая в ней негативные тенденции.

Задача состоит в  том, чтобы, совершенствуя и развивая институты социализации, добиться их сбалансированного и продуктивного  влияния на процессы социализации молодежи.

Между тем на сегодняшний день «модель социальной работы с молодежью в Российской Федерации, существующая на современном этапе, не отвечает сложности и масштабу задач, стоящих перед российским обществом и государством».

Нормативная правовая база государственной политики в отношении молодежи по ряду направлений существует, но она разрознена, эклектична и требует внесения изменений, так как не соответствует современной политической и социально-экономической ситуации. Следует заметить, что законодательство в отношении молодежи было сформировано в основе своей до 1995 года.

Существовавшим органам  управления молодежной сферой не удалось  обеспечить должный уровень и  масштаб работы, что в определенной мере явилось результатом частой смены моделей управления. Это  привело к значительному снижению эффективности государственной политики в отношении молодежи и реального уровня воздействия государства на решение проблем молодежи, а также к отсутствию взаимодействия с другими сферами государственной политики, искусственной замкнутости молодежной проблематики.

Бессистемность и разнонаправленность  практических действий, дублирование в деятельности ведомств снижает  эффективность социальной работы с  молодежью. Системная каждодневная социальная работа с молодежью подменяется  фрагментарными имиджевыми мероприятиями.

Социальная работа с  молодежью в большинстве субъектов  Российской Федерации и на муниципальном  уровне также не является системной. Следует отметить при этом, что  в отдельных регионах она достаточно разнообразна, и по содержанию и  по глубине решения проблем молодежи продуктивнее деятельности на федеральном уровне.

Большая часть молодежных и детских общественных объединений  сосредоточена в крупных городах. В малых городах и в сельской местности объединения молодежи представлены достаточно слабо.

В то же время, все более  заметное влияние на молодежь оказывают  националистические, экстремистские, криминальные молодежные формирования.

Нерешенные на федеральном  уровне проблемы концептуального, стратегического  характера, правового регулирования, финансового и научного обеспечения серьезно снижают эффективность социальной работы с молодежью на всех уровнях.

Принципы, цели и задачи социальной работы с молодежью

Социальная работа с  молодежью и в нашей стране, и во многих других странах является частью государственной молодежной политики. Государственная молодежная политика – это «деятельность государства по созданию социально-экономических, правовых, организационных условий и гарантий для социального становления и развития молодых граждан, наиболее полной реализации творческого потенциала молодежи в интересах всего общества».

Объектом государственной  политики выступают молодые люди от 14 до 30 лет, молодые семьи и  молодежные объединения.

Основными целями государственной молодежной политики являются :

- содействие социальному, культурному, культурному и физическому развитию молодежи;

- недопущение дискриминации  молодых граждан по возрастному  цензу;

- создание условий  для полного участия молодежи  в социально-экономической, политической  и культурной жизни общества;

- расширение возможностей  молодого человека в выборе  своего жизненного пути, достижении  личного успеха;

- реализация инновационного  потенциала молодежи в интересах  общественного развития и самой  молодежи.

Реализация государственной  молодежной политики, а следовательно, и социальной работы с молодежью, осуществляется на следующих принципах:

1. Единство и целостность  подходов и механизмов молодежной  работы во всех субъектах Российской  Федерации, которая обеспечивается  определением федеральных стандартов в этой сфере.

2. Взаимная ответственность.  Государство ответственно перед  новыми поколениями россиян за  социально-экономическое, экологическое,  культурное состояние страны, а  новые поколения ответственны  за сохранение и приумножение  ее потенциала, обеспечение преемственности и поступательности развития.

3. Разнообразие форм, методов, технологий работы для  оптимального удовлетворения потребностей  различных групп молодежи, гармоничность  отношений молодежи, общества и  государства.

4. Социальная работа  с молодежью представляет собой целостную систему мер правового, организационно-управленческого, финансово-экономического, научного, информационного, кадрового характера.

5. Социальная работа  с молодежью строится на основе  принципа равных базовых возможностей  для молодежи на всей территории Российской Федерации.

Общество и государство  рассматривает молодежь как базовый  стратегический ресурс, как реальный субъект социально-экономической  политики. Это означает повышение  внимания к проблемам молодежи, принципиальное изменение отношения к ним на всех уровнях власти, а также выстраивание общественно-государственной системы молодежной работы.

Основные принципы, направления  и стандарты социальной работы с  молодежью, политики государства в  отношении молодежи  сформулированы и определены на федеральном уровне в виде основных стратегических направлений и приоритетов, что должно получить отражение в нормативно-правовой базе, в решениях и документах органов федеральной исполнительной власти. Негосударственная (общественная) составляющая социальной работы с молодежью  строится на участии в ней институтов гражданского общества, прежде всего на самодеятельности организованного молодежного сообщества.

Целями социальной работы с молодежью в России являются:

1) развитие и реализация  потенциала молодежи в интересах стабильного демократического развития страны, обеспечения ее суверенитета, конкурентоспособности и безопасности;

2) эффективное включение  молодежи в социально-экономическую,  политическую и культурную жизнь  общества.

Задачами социальной работы с молодежью в России являются :

1) создание доступной  и востребованной молодежью системы  услуг, предложений, проектов, содействующих  процессу социального становления  молодежи, обеспечивающих получение  молодыми людьми общественной  практики и навыков самостоятельной жизнедеятельности;

2) создание условий  для самостоятельного решения  молодыми людьми своих проблем,  в том числе через повышение  субъектности молодежных общественных  объединений, развитие студенческого  самоуправления;

3) совершенствование нормативной правовой базы молодежной работы, системы кадрового, научно-методического и информационного обеспечения, способствующих достижению поставленных целей;

4) содействие получению  качественного образования, профориентации  и занятости молодежи, решению жилищных проблем;

5) обеспечение социального  и физического здоровья молодого  поколения, формирование и продвижение  позитивных образцов для подражания, моды на здоровый образ жизни.

Социальная работа с  молодежью должна строиться не на опеке и патернализме, а на стимулировании активности самих молодых людей, создании условий для самостоятельного решения стоящих перед ними проблем. Социальная работа с молодежью не ориентирована на создание льгот для молодежи. Это – адресная и системная инвестиционная политика, предусматривающая вложение средств в молодежь через организацию и стимулирование работы, инициируемой, организуемой и проводимой, прежде всего самой молодежью. Финансирование молодежной работы должно осуществляться из бюджетов всех уровней и из внебюджетных источников, строиться на принципах инвестирования, через создание эффективных механизмов, обеспечивающих результативность этой работы.

Принятые направления  и программы социальной работы с  молодежью для обеспечения ее результативности должны носить системный, долгосрочный и стабильный характер.

Для координации и  выработки основных направлений  молодежной работы необходимо совершенствовать структуру управления молодежной работой  от федерального до муниципального уровня. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

Молодежь (в широком смысле слова) можно определить как обширную совокупность групповых общностей, образующихся на основе возрастных признаков и связанных с ними субкультур, менталитета, социальной психологии и основных специфических видов деятельности в различных сферах жизни. В более узком (социологическом) смысле молодежь – это социально-демографическая группа, выделяемая на основе обусловленных возрастом особенностей социального положения молодых людей, их места и функций в социальной структуре общества, специфических интересов и ценностей, потребностей и видов жизнедеятельности.

Предназначение молодежи в современном мире заключается  в неоспоримом факте, что она  является не столько объектом воспитания, образования и социализации, сколько  активным субъектом социального воспроизводства, инновационным потенциалом общества, существенным гарантом его развития. Именно молодое поколение выступает и как важное условие дальнейших социально-экономических перемен, и инновационная сила.

Специфика социальной работы с молодежью заключается в том, что молодежь рассматривается не как объект воспитания, а как субъект социального действия, социального обновления.

Для достижения эффективности  социальной работы с молодежью надо придерживаться следующих рекомендаций.

Социальная работа с молодежью должна носить общественно-государственный характер и быть направлена на активизацию действий и развитие партнерства ее основных субъектов: органов государственной власти, местного самоуправления, институтов гражданского общества, коммерческих и некоммерческих организаций, самой молодежи по обеспечению эффективной реализации государственных и общественных интересов в процессе социального становления и самореализации молодежи.

Социальная работа с  молодежью должна осуществляться в  субъектах Российской Федерации вариативно, с учетом специфики регионов и местных условий, но при безусловном соблюдении базовых федеральных стандартов. Молодым людям во всех субъектах Российской Федерации должно быть гарантировано участие в общественном и государственном строительстве, защита их прав и законных интересов.

 

 

 

 

Список литературы.

  1. Басов, Н.Ф. Социальная работа с молодежью / Н.Ф. Басов. – М.: Дашков и К, 2009.
  2. Луков, В.А. Гуманистическая концепция молодежи / В.А. Луков // Знание. Понимание. Умение. – 2006.
  3. Молодежь в российских регионах: перспективы гражданского и профессионального становления: сборник материалов / Под ред. М.К.Горшкова, А.А.Нелюбина. - Издание совета федерации, 2006.

 

                                                                               


Информация о работе Молодежь как объект социальной работы