Молодежная политика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Августа 2013 в 22:41, реферат

Описание работы

Государственная молодежная политика в Республике Беларусь исходит из того, что молодежь - это социально-демографическая группа, обладающая совокупными половозрастными и социально-психологическими особенностями, проходящая социализацию в конкретных условиях жизнедеятельности общества.
Молодежь - это совокупность молодых людей, которым общество предоставляет возможность социального становления, обеспечивая их льготами, способствующими полноценному участию в жизни социума.

Файлы: 1 файл

Молодежная политика.docx

— 46.82 Кб (Скачать файл)

 

Учреждение образования

 

«БЕЛОРУССКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ  УНИВЕРСИТЕТ»

 

Институт повышения  квалификации и переподготовки экономических  кадров

 

 

Факультет переподготовки «Консалтторгцентр»

 

 

РЕФЕРАТ

 

 

Специальность: Бухгалтерский учет и контроль в промышленности

 

 

Предмет: Основы идеологии белорусского государства

 

 

Тема: Молодёжная политика

 

 

Слушатель факультета:

 

Клищенкова Ирина Петровна

 

 

 

 

МИНСК-2013

 

Введение

Молодежь – важнейший  объект национально-государственных  интересов, один из главных факторов обеспечения социально-экономического развития страны. Проведение эффективной государственной молодежной политики является одной из основных задач белорусского государства.

Государственная молодежная политика в Республике Беларусь исходит  из того, что молодежь - это социально-демографическая  группа, обладающая совокупными половозрастными  и социально-психологическими особенностями, проходящая социализацию в конкретных условиях жизнедеятельности общества.  
Молодежь - это совокупность молодых людей, которым общество предоставляет возможность социального становления, обеспечивая их льготами, способствующими полноценному участию в жизни социума. Проведение эффективной молодежной политики предполагает не создание привилегий для молодежи, а оптимальную реализацию единого государственного подхода к проблемам, которые создают для молодежи значительное неравенство возможностей и напряжение в начале жизненного пути.

 

Под государственной молодежной политикой понимается деятельность органов власти и управления Республики Беларусь, направленная на регулирование (либо оказывающую влияние) политических, идеологических, социально-экономических  и социально-культурных процессов, субъектами которых выступают граждане в возрасте до 31 года. Такую деятельность в нашей стране осуществляют практически все органы власти. Согласно действующему законодательству, в Беларуси формирование и проведение в жизнь государственной молодежной политики осуществляет Президент, Совет Министров, местные Советы депутатов, исполнительные и распорядительные органы, а также государственный орган по делам молодежи. Государственная молодежная политика в Республике Беларусь осуществляется на основе Конституции РБ и других основополагающих законов, основным из которых является Закон РБ от 7 декабря 2009 г. № 65-З “ Об основах государственной молодежной политики”. 

 Важную роль в реализации государственной молодежной политики играют республиканская программа «Молодежь Беларуси», комплексные целевые программы по реализации государственной молодежной политики, которые были приняты во многих регионах Беларуси.

 Молодежь является важнейшим стратегическим социальным ресурсом общества. Формирование жизнеспособности молодого поколения становится одной из главных задач молодого белорусского государства. Молодежь – важнейший объект национально-государственных интересов, один из главных факторов обеспечения социально-экономического развития страны.  
Молодежная политика является деятельностью государства, направленная на создание правовых, экономических и организационных условий и гарантий для самореализации личности молодого человека и развития молодежных объединений, движений и инициатив, на формирование у молодых граждан патриотизма и уважения к истории и культуре Отечества.

В социальных науках понятие  «молодежь» является довольно расхожим. Наиболее универсальным является определение молодежи как социально-демографической группы, выделяющейся совокупностью возрастных, психологических и социально-статусных характеристик. 

 Возрастные границы молодости являются предметом споров. Так, по классификации ООН, молодежью считаются юноши и девушки в возрасте от 17 до 25 лет. В некоторых странах граница молодости определяется 35 годами. Молодежь Беларуси как социально-демографическая группа включает в себя лиц, постоянно проживающих на ее территории в возрасте от 14 лет до 31 года.

Политическая культура личности, в  целом сформированная с детстве, в период молодости начинает осознаваться и продолжает развиваться в соответствии с ее жизненным самоопределением. На годы молодости приходятся также главные социодемографические события в жизни человека: получение среднего и высшего образования; выбор и получение профессии, начало трудовой деятельности, вступление в брак, рождение детей. Как полагает российский исследователь И. Кон, общим для всех индустриально развитых стран является увеличивающийся разрыв между временем полового созревания и наступлением социальной зрелости. Именно эта тенденция предопределяет правовую и моральную неопределенность положения молодежи. 

В молодости у человека формируется  мировоззрение. То, каким образом  это происходит, во многом определяет характер его участия в делах  общества и государства. Именно поэтому  молодежь как группа представляет для  государства особую важность. 

 Молодежь – это социально-демографическая группа, имеющая ряд особенностей, обусловленных ее пребыванием в состоянии социализации, т.е. интеграции в систему социальных отношений. Четкое и при этом исчерпывающее определение социальных признаков «молодости», равно как границ между представителями общества, относящимися и не относящимися к категории «молодежь» затруднительно, поскольку процесс социализации личности происходит в течение всей жизни человека. 

Роль и значение молодежи в обществе обусловлены следующими тремя обстоятельствами. Во-первых, молодежь является достаточно крупной социально-демографической группой, она составляет значительную часть трудоспособного населения (около 2 млн. чел. или 1/5 от общей численности населения Беларуси). Во-вторых, это главный носитель интеллектуального и физического потенциала общества. В-третьих, их всех социальных групп молодежь обладает наибольшей мобильностью и социальными перспективами, в силу чего она способна выступать генератором социальных идей и главной движущей силой социальных изменений.

Как правило, молодость является периодом наиболее интенсивного социального  и статусного роста в жизни  человека. В то же время, это период наиболее острых противоречий между  его потребностями и возможностями. В период молодости человек сталкивается с проблемой выработки идентичности – четкого устойчивого образа себя, позволяющего последовательно действовать на основе собственных внутренних убеждений. Согласно концепции Э. Эриксона, до 20 лет перед личностью стоит задача объединения всего, что он знает о себе как о сыне (дочери), учащемся, гражданине, спортсмене, читателе, потребителе и др. в единый целостный образ себя. Все это личности приходится осмыслить, связать с прошлым и спроецировать на будущее. При удачном разрешении этой проблемы у молодого человека формируется устойчивое чувство идентичности, а при неудачном – спутанная идентичность, что проявляется в мучительных поисках себя, своего места в обществе, неясностью жизненной перспективы. В возрасте от 21 до 25 лет молодые люди, как правило, начинают заниматься решением взрослых задач: овладевают выбранной профессией и начинают полноценную трудовую деятельность, приобретают экономическую самостоятельность, устанавливают стабильные дружеские отношения, вступают в брак, обзаводятся детьми. Дальнейшие усилия личности направляются на разрешение противоречий между ее способностью к развитию, приобретенной в ходе предыдущего развития, и личностным застоем (или медленным регрессом), обусловленным рутинизацией жизни. Реализация способности к саморазвитию дает плоды в виде выработки личностью в себе наиболее ценных с ее точки зрения качеств, достижения поставленных целей, обогащения, приобретения влияния в обществе и т.п. Неблагополучно разрешенные кризисы идентичности, наоборот, ведут к маргинализации личности, оттеснению ее на периферию общественных отношений. Определенная степень маргинальности в той или иной мере свойственна любому представителю молодежи как социально-демографической группы. Не будучи обремененными семейными, имущественными и иными обязательствами, молодые люди, как правило, являются более мобильными, категоричными и склонными к радикальным действиям, чем представители других социальных групп. Не случайно в периоды различного рода социальные кризисов и потрясений именно молодежь чаще всего является авангардом революционных событий. Для того же, чтобы общество развивалось эволюционным путем, необходимо предотвращать появление критической массы молодежи, не способной реализовать себя в рамках существующей системы социальных отношений. Данная проблема является довольно старой, не случайно она стала особым направлением в деятельности ООН, в особенности после принятия Генеральной Ассамблеей ООН «Декларации о распространении среди молодежи идеалов мира, взаимного уважения и взаимопонимания между народами» в 1965 г. Под эгидой ЮНЕСКО с 1985 г. действует Всемирный конгресс по вопросам молодежи. В изучении молодежных проблем и их разрешению также задействованы еще и такие структуры как Международная организация труда и Детский фонд ООН (ЮНИСЕФ).

Степень и характер вовлеченности  молодых людей в общественные дела может существенно варьироваться  в зависимости от таких факторов как происхождение, пол, сфера деятельности, уровень доходов, образование, мировоззрение, членство в общественно-политических организациях и др. Решающим фактором, определяющим специфику молодежной социализации в поздних индустриальных и постиндустриальных обществах, является повышение доли и значения свободного времени, досуга, вокруг которого и формируются отношения в молодежной среде. В этих условиях сферой общения молодежи становится не столько семья, сколько группы сверстников. Общий рост жизненного уровня населения позволяет молодежи экспериментировать с образом жизни, заниматься поиском новых культурных оснований общения, выработки и реализации своих интересов. Развитие общества потребления, а также рынка продукции, ориентированного на молодежь, позволяют отдельным группам молодежи консолидироваться на основе общности стилевых предпочтений в одежде и музыке, образе жизни, и, в конечном счете, способствуют развитию молодежных субкультур. 

 Независимо от выраженности в обществе молодежных субкультур, молодежь – это всегда один из наиболее важных ресурсов общества, от мобилизации которых зависит его жизнеспособность. Как отмечал К. Мангейм, в обычных условиях этот ресурс остается скрытым. В случае же внезапного кризиса или при необходимости коренной перестройки системы ее выживание зависит от способности быстрой и правильной мобилизации ресурсов. В стабильных обществах опыт старших поколений и традиции ценятся выше инноваций. Такие общества пренебрегают скрытыми возможностями молодежи, а преобладающие в них механизмы и результаты социализации способствуют воспроизводству сложившейся системы ценностей и образа жизни. Институты социализации в таких обществах способствуют закреплению имеющейся в них социальной дифференциации и не преобразуют каналов социальной мобильности. Если же общество находится в состоянии изменений, роль молодежи в определении его будущего возрастает. В таких обществах стремление элит к новым стартовым возможностям заставляет их сотрудничать с молодежью, организовывать и использовать свои ресурсы так, чтобы преобразовать сложившийся уклад жизни. Особое значение здесь приобретают ценностные ориентиры нового поколения политиков и управленцев, поскольку именно от этой группы общества зависит выбор направления дальнейшего развития. 

Какой бы путь развития ни выбрало  государство, оно не может быть безучастным  к социальному положению молодежи и тем факторам, которые влияют на ее мировоззренческие ориентации. Чтобы канализировать преобразовательный потенциал молодого поколения в  общественно полезное русло, государство  помогает молодежи в решении типичных для нее проблем и проводит в молодежной среде определенную политику. Молодежная политика как сфера деятельности государственных и негосударственных организаций – это система мер, направленная на оптимизацию институциональных условий социализации подрастающего поколения в соответствии с определенными ценностными ориентирами. Поэтому в основе любого курса молодежной политики можно найти ту или иную идеологию. В Беларуси государственная молодежная политика призвана укрепить ослабленную за 90-е годы ХХ в. связь между поколениями и направлять социальную активность молодежи таким образом, чтобы обеспечить переход к постиндустриальному обществу без утраты лучших традиций современного белорусского общества. 

Согласно ст. 1. Закона «Об основах государственной молодежной политики», государственная молодежная политика – система социальных, экономических, политических, организационных, правовых и иных мер, направленных на поддержку молодых граждан и осуществляемых государством в целях социального становления и развития молодежи, наиболее полной реализации ее потенциала в интересах всего общества.

В ст. 5 Закона указываются субъекты государственной молодежной политики:

молодежь;

молодые семьи;

молодежные общественные объединения;

государственные органы и иные организации, участвующие в пределах своей  компетенции в реализации государственной  молодежной политики.

Государство обеспечивает молодым  гражданам специальные юридические  и социально-экономические гарантии, компенсирующие сложность решения  проблем, связанных с их возрастом. В Конституции Республики Беларусь данное обязательство государства  закреплено в ст. 32, гарантирующей право молодежи на духовное, нравственное и физическое развитие. Там же говориться, что государство создает необходимые условия для свободного и эффективного участия молодежи в политическом, социальном, экономическом и культурном развитии. В других статьях Конституции закреплены обязательства государства по обеспечению своим гражданам права на охрану здоровья (ст. 45), на социальное обеспечение в случаях, предусмотренных законом (ст. 47), на жилище (ст. 48), образование (ст. 49), участие в культурной жизни (ст. 51) и др. Все эти права распространяются на молодых граждан Республики Беларусь в той же мере, что и на остальных граждан. С 18 лет граждане Беларуси могут участвовать в выборах в качестве избирателей (ст. 64). С 21 года они приобретают право избираться депутатами в Палату представителей Национального собрания РБ, а с 30 лет – становиться членами Совета Республики НС РБ (ст. 92). 

Механизмы реализации права молодежи на труд призван усовершенствовать  Трудовой кодекс, который вступил  в действие 1 января 2000 г. В нем есть отдельная глава «Особенности регулирования труда молодежи», регулирующая проблемы трудовой деятельности молодежи. В Трудовом кодексе зафиксированы гарантия первого рабочего места, льготы, продолжительность рабочего дня, продолжительность рабочего времени для учащихся общеобразовательных и иных учебных заведений и другие вопросы. Положения о молодежи содержатся также в законах: «Об образовании» (от 29 октября 1991 г. с посл. изменения и дополнения от 9 ноября 2009 г.), «О здравоохранении» (от 18 июня 1993 г., посл. изменения и дополнения 10 июля 2012 г.), «О всеобщей воинской обязанности и военной службе» (принят 5 ноября 1992 г., посл. изменения и дополнения от 22 июля 2003 г.), «О милиции» (от 26 февраля 1991 г., посл. изменения и дополнения внесены 14 июня 2007 г.), «Об органах государственной безопасности Республики Беларусь» (от 10 июля 2012 г) и др.

Информация о работе Молодежная политика