Молодежная политика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Августа 2013 в 22:41, реферат

Описание работы

Государственная молодежная политика в Республике Беларусь исходит из того, что молодежь - это социально-демографическая группа, обладающая совокупными половозрастными и социально-психологическими особенностями, проходящая социализацию в конкретных условиях жизнедеятельности общества.
Молодежь - это совокупность молодых людей, которым общество предоставляет возможность социального становления, обеспечивая их льготами, способствующими полноценному участию в жизни социума.

Файлы: 1 файл

Молодежная политика.docx

— 46.82 Кб (Скачать файл)

Основные принципы государственной  молодежной политики в Беларуси определены в ст. 4 закона «Об основах государственной молодежной политики»:

Государственная молодежная политика основывается на принципах:

защиты прав и законных интересов  молодежи;

сочетания государственных, общественных интересов, прав и свобод личности в  формировании и реализации государственной  молодежной политики;

обеспечения молодежи правовых и социально-экономических  гарантий, компенсирующих обусловленные  возрастом ограничения ее социального  статуса;

научной обоснованности и комплексности;

гласности;

привлечения молодежи к непосредственному  участию в формировании и реализации государственной молодежной политики;

приоритета конкурсных механизмов при реализации программ в сфере  государственной молодежной политики.

Для подготовки и рассмотрения вопросов в области государственной  молодежной политики, относящихся к  ведению соответствующего Совета, обеспечения  исполнения его решений и контроля за проведением их в жизнь Парламент Республики Беларусь и местные Советы депутатов могут образовывать постоянные комиссии либо иные депутатские органы, занимающиеся проблемами молодежи. В республиканском и местных бюджетах предусматриваются средства на финансирование мероприятий в области государственной молодежной политики (ст. 22)

В деятельности государства  в молодежной среде можно выделить три основных направления:

      1. помощь молодежи в реализации ее прав и разрешении типичных для молодежи проблем (быт, жилье, здравоохранение, образование, трудоустройство, досуг и т.д.);
      2. содействие духовно-нравственной, интеллектуальной, творческой самореализации молодежи, а также ее социальной активности (поощрение деятельности различных кружков, клубов, секций для молодежи, создание благоприятных условий для деятельности молодежных общественных объединений, поддержка талантливой молодежи, создание условий для развития международного молодежного сотрудничества и т.п.);
      3. целенаправленное воспитание молодежи, формирование у нее определенных политических, мировоззренческих, нравственных, этических, эстетических и других ориентаций.

Первое направление государственной  молодежной политики направлено на адаптацию  молодежи к взрослой жизни, то второе – на ее самореализацию, а третье – на обеспечение социального  контроля за процессом социализации молодежи для обеспечения той или иной модели общественного развития. В эпоху перемен перед обществом неизменно встает проблема воспитания в новом поколении таких качеств, которые позволили бы ему эти перемены осуществить. В противном случае общество рискует столкнуться либо с проблемой стагнации и деградации, либо с проблемой саморазрушения в результате неразрешенных конфликтов. Поэтому с начала периода независимости и особенно с середины 90-х годов белорусское государство придает молодежной политике первостепенное значение. 
 
Как известно, одной из опор белорусской модели общественного развития является мощная молодежная организация. Статус молодежных общественных объединений в Беларуси определен в законе «Об общих началах государственной молодежной политики». Молодежное объединение на территории Республики Беларусь – это добровольное общественное формирование преимущественно молодых граждан республики (не менее двух третей от общего числа членов), выражающее их специфические интересы, уставная деятельность которого направлена на обеспечение социального становления и развития молодежи. Согласно закону, в Беларуси не допускается прямое или косвенное принуждение молодых граждан к вступлению в молодежные объединения, а также запрещение на участие в их деятельности, основанное на использовании их зависимого положения. 

В соответствии со ст. 19 закона «Об основах  государственной молодежной политики», ни одно молодежное объединение не вправе претендовать на монопольное выражение интересов и потребностей всей молодежи республики. В то же время, для вовлечения молодежных общественных объединений в процесс реализации государственной молодежной политики, государство может оказывать молодежным общественным объединениям материально-финансовую и организационную поддержку. Такая поддержка оказывается молодежным объединениям, «не преследующим политические цели и оказывающим помощь молодым гражданам в исполнении их конституционных обязанностей» (ст. 20).

Сегодня такая поддержка  приобрела законодательную форму. 9 ноября 1999 г. Национальное Собрание приняло  Закон «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений в Республике Беларусь». Принципами государственной поддержки молодежных и детских объединений являются:

- равенство прав на  государственную поддержку молодежных  и детских объединений; 

- признание самостоятельности  молодежных и детских объединений  и их права на участие в  определении мер государственной  поддержки; 

- гласность в оказании  государственной поддержки.

Государственная поддержка  осуществляется в отношении международных  или республиканских объединений  численностью не менее 300 членов или  если их проект (программа) предусматривает  предоставление социальных услуг не менее чем для 300 детей и (или) молодых  граждан. Местному объединению для  этого необходимо насчитывать не менее 50 членов либо заявленный им для  финансирования проект (программа) должен предусматривать предоставление социальных услуг не менее чем для 50 детей  и (или) молодых граждан (ст. 5).

Молодежные и детские  объединения имеют право:

готовить Президенту Республики Беларусь и Совету Министров Республики Беларусь доклады о положении  детей и молодежи; 

по решению соответствующих  органов участвовать в обсуждении докладов республиканских органов  государственного управления, местных  исполнительных и распорядительных органов по указанным вопросам, а  также вносить предложения по реализации государственной молодежной политики;

вносить субъектам права  законодательной инициативы предложения  о внесении изменений и дополнений в акты законодательства, затрагивающие  интересы детей и молодежи;

участвовать в подготовке и обсуждении проектов республиканских  и местных программ в области  государственной молодежной политики.

По решению соответствующих  государственных органов представители  молодежных и детских объединений  могут участвовать в заседаниях республиканских органов государственного управления, местных исполнительных и распорядительных органов при  принятии решений по вопросам, затрагивающим  интересы детей и молодежи.(ст. 6).

Предусмотрено в законе и  выполнение молодежными общественными  объединениями государственного заказа по реализации проектов или программ в сфере молодежной политики (ст. 9).

На улучшение положения  молодежи направлен ряд Указов Президента Республики Беларусь.

Указ Президента Республики Беларусь «О специальном фонде Президента Республики Беларусь по поддержке талантливой  молодежи» от 12 января 1996 года № 18. Внебюджетный фонд Президента Республики Беларусь по поддержке талантливой молодежи существует для финансирования мероприятий, направленных на создание условий для поиска, становления и творческого развития одаренной молодежи. Функции по накоплению и перечислению средств фонда, согласно указу, осуществляются Управлением делами Президента Республики Беларусь. 

Указ Президента Республики Беларусь «О государственной поддержке общественного объединения «Белорусский республиканский союз молодежи» от 13 января 2003 года № 16 содержит положения о включении членов руководящих органов БРСМ в состав коллегий Министерства информации, Министерства культуры, Министерства образования, Министерства сельского хозяйства и продовольствия, Министерства спорта и туризма, Министерства труда и социальной защиты. Указ предусматривает также содержание аппаратов руководящих органов, территориальных комитетов и аппарата ЦК БРСМ за счет средств республиканского и местных бюджетов. 

Среди прочих Указов Президента в сфере молодежной политики можно  отметить указы «О поддержке талантливой  молодежи Республики Беларусь» от 20 ноября 1995 г. № 473; «О Программе международного молодежного сотрудничества» от 2 марта 1998 г. № 92; «О некоторых вопросах деятельности республиканского государственно-общественного объединения «Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту Республики Беларусь» от 1 декабря 1999 г. № 700.

Сегодня молодежная политика белорусского государства, ее формирование, развитие и осуществление являются частью прямых обязанностей всех властных структур на всех уровнях. Наряду с  Президентом, Национальным собранием  и Советом Министров, в число  государственных органов, ответственных  за реализацию государственной молодежной политики, входят местные Советы депутатов, исполнительные и распорядительные органы. Парламент и местные Советы могут образовывать постоянные комиссии или иные депутатские органы, занимающиеся проблемами молодежи. В системе органов  управления также могут создаваться  соответствующие структуры. Так, в  структуре Министерства образования  существует Департамент по делам  молодежи. Другими органами исполнительной власти, участвующими в реализации государственной молодежной политики, являются: 

Министерство экономики (разрабатывает и представляет субъектам молодежной политики прогнозы развития производственных сил, рынка труда, ресурсов молодежи; формирует государственный заказ на подготовку молодых специалистов в системе профессионального образования; совместно с Министерством образования разрабатывает прогнозы и обеспечение программ развития образования молодежи).

Министерство финансов (осуществляет финансовое обеспечение государственной молодежной политики, молодежных программ из средств бюджете; обеспечивает в соответствии с законодательством льготное кредитование образования, трудоустройства, жилищно-бытового, медицинского обслуживания молодых граждан).

Министерство образования (в соответствии с законом «Об образовании в Республике Беларусь» осуществляет весь комплекс мероприятий по обеспечению приоритетного развития образования, права молодых граждан на получение общего и профессионального образования, усвоение общекультурных ценностей, защиту таланта и образования личности ).

Министерство труда (мероприятия по трудоустройству выпускников учебных заведений, государственные гарантии на труд).

Министерство социальной защиты

Министерство здравоохранения.

Министерство статистики и анализа 

Важную роль в жизни молодежи играют предприятия, учреждения и организации, выступающие в качестве работодателей  и субъектов, обеспечивающих молодым  людям реализацию их прав, а также  получение различных видов социальной поддержки. Прямое и опосредованное отношение к осуществлению молодежной политики имеют работающие с молодежью  профсоюзы, политические партии, общественные объединения, общественные и политические движения, религиозные организации. Реализуя свои цели и задачи, они  либо непосредственно вовлекают  в свою деятельность молодежь, либо иным образом учитывают молодежный фактор. В программных документах зарегистрированных политических партий и общественных объединений различные  интересы и потребности молодежи также находят отражение. 

Существенное влияние на молодежь оказывают органы печати и средства массовой информации, специализирующихся на молодежной проблематике или затрагивающих ее. 

Одним из средств реализации мер  по формированию эффективной государственной  молодежной политики является программа  «Молодежь Беларуси», направленная на решение таких проблем как  молодежная безработица, безотцовщина, социально опасные болезни, наркомания, алкоголизм, уклонение от воинской службы, правонарушения и преступления в молодежной среде. Программа также предполагает оптимизацию деятельности учреждений по работе с молодежью, поддержку общественного движения детей и молодежи, интенсификацию международного молодежного сотрудничества.

В 1996 году в указами Главы государства в Республике Беларусь созданы специальный фонд Президента Республики Беларусь по социальной поддержке одаренных учащихся и студентов и специальный фонд Президента Республики Беларусь по поддержке талантливой молодежи.

Этими фондами осуществляется выплата стипендий и установленных видов премий, оказание единовременной материальной помощи. Средства фондов используются при проведении национальных и международных студенческих научных конференций, конкурсов, семинаров, олимпиад, а также для финансирования участия творческой молодежи в международных конкурсах, выставках, симпозиумах и других акциях в области культуры и искусства. И это только малая часть деятельности фондов.

За последние десять лет премии, стипендии, материальную помощь из фонда  Президента Беларуси по социальной поддержке  одаренных учащихся и студентов  получили более 10 тыс. человек, из фонда  по поддержке талантливой молодежи - свыше полутора тысяч юных дарований.

Звание стипендиата и лауреата Президентского фонда – это не просто награда. А знак того, что  государство берет на себя ответственность  за дальнейшее профессиональное становление  этого лауреата - школьника или  студента. Талант является национальным достоянием, поэтому научная творческая судьба каждого из юных участников встречи берется под опеку  и контроль министерствами образования  и культуры. Талантливые люди –  основа любого государства. Именно на родной земле ребята должны реализовать  свои способности.

Сама идея создания фондов Президента Республики Беларусь по социальной поддержке  одаренных учащихся и студентов, талантливой молодежи родилась в  непростое время. Тогда, в середине 1990-х годов, серьезные занятия  научными исследованиями или творчеством  становились все менее престижными. Лучшие выпускники наших ВУЗов, молодые  деятели культуры стремились уехать на работу за границу. Чтобы изменить ситуацию, в стране стала проводиться целенаправленная политика поддержки белорусской науки и национальной культуры, одним из приоритетов которой стала помощь талантливой молодежи. Была создана сеть средних учебных заведений нового типа: гимназий, лицеев, учебных комплексов гимназия-колледж, более тысячи школ с углубленным изучением отдельных предметов.

Став студентами, молодые таланты  имеют широкие возможности для  занятия исследовательской деятельностью, участия в студенческих научных  конкурсах. А те, кто решил посвятить  науке всю свою жизнь, по окончании  ВУЗа могут продолжать учебу в  аспирантуре. Одаренные ребята имеют  возможность с юных лет развивать  свои способности и совершенствовать мастерство более чем в 500 детских  школах искусств, колледжах и училищах, творческих ВУЗах. В столице открыты  специальные учебные заведения  интернатного типа, где воспитываются самые способные юные музыканты, художники, танцоры со всей республики. При поддержке государства в Беларуси ежегодно проводятся олимпиады, региональные, республиканские и международные конкурсы, выставки детского и молодежного творчества.

Информация о работе Молодежная политика