Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2014 в 10:16, курсовая работа
Актуальность темы состоит в том, что сегодня налоги выступают основным источником государственных доходов и важным инструментом регулирования экономики. В Республике Беларусь в рамках государственной поддержки сельского хозяйства осуществляются различные дотационные и компенсационные выплаты сельскохозяйственным предприятиям: удешевление банковских процентных ставок, надбавки к закупочным ценам, компенсация стоимости приобретаемых горюче-смазочных материалов, сельскохозяйственных машин, электроэнергии, минеральных удобрений, средств защиты растений и др.
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы состоит в том, что сегодня налоги выступают основным источником государственных доходов и важным инструментом регулирования экономики. В Республике Беларусь в рамках государственной поддержки сельского хозяйства осуществляются различные дотационные и компенсационные выплаты сельскохозяйственным предприятиям: удешевление банковских процентных ставок, надбавки к закупочным ценам, компенсация стоимости приобретаемых горюче-смазочных материалов, сельскохозяйственных машин, электроэнергии, минеральных удобрений, средств защиты растений и др. В соответствии с Государственной программой возрождения и развития села на 2011-2015 годы в предстоящем пятилетии необходимо осуществить широкомасштабные меры по реформированию сельскохозяйственного производства, финансовому оздоровлению предприятий и организаций, развитию социальной инфраструктуры села с целью повышения уровня привлекательности сельского образа жизни. Государственная поддержка сельского хозяйства является жизненно важной необходимостью, без нее невозможно решение задач, стоящих перед отраслью.
Цель данной курсовой работы состоит в том, чтобы на основании изучения литературных источников и практики работы Коммунальное сельскохозяйственное унитарное предприятие (КСУП) «Экспериментальная база «Вольно» Барановичского района Брестской области, исследовать методику расчета и учет расчетов по налогам и неналоговым платежам.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
исследовать экономико-финансовое состояние действующего предприятия;
выполнить обзор нормативно-правовых актов и специальной экономической литературы по начислению и уплате налогов и сборов в бюджет;
изучить порядок организации и ведения налогового и бухгалтерского учета на предприятии;
рассмотреть порядок осуществление контроля за правильностью и своевременностью расчетов с бюджетом по налогам и неналоговым платежам на предприятии;
изучить состояние учета расчетов по налогам и неналоговым платежам на действующем предприятии и предложить пути его совершенствования.
В данной курсовой работе объектом исследования являются финансово-хозяйственная деятельность КСУП «Экспериментальная база «Вольно».
Предметом исследования является методика учета расчетов по налогам и неналоговым платежам.
При проведении исследования применялись аналитические, экономико- статистические методы и приемы.
В качестве теоретической
и методологической основы
Практическая значимость работы заключается в возможности использования результатов исследования при дальнейшем рассмотрении вопросов, связанных с системой налогообложения Республики Беларусь.
ГЛАВА 1 НАЛОГИ И ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ ПЛАТЕЖИ КАК ОБЪЕКТ УЧЕТА
1.1 Налоги и обязательные платежи: экономическое содержание и роль в функционировании национальной экономики
Налогообложение является атрибутом суверенитета государства, его исключительной прерогативой наряду с печатанием денег и изданием законов. Посредством налогов финансируется многообразная деятельность государства как института политической власти и как одного из основных субъектов, действующих в экономической системе общества.
Несмотря на
различные теоретические
Возникновение
и существование налогов
Необходимость налогов вытекает из функций и задач государства (политических, экономических, оборонных, социальных и т.д.), на выполнение которых требуются средства.
Для покрытия расходов государство может использовать три канала получения средств:
Экономическая сущность налогов непосредственно вытекает из сущности финансов. Началом и исходным историческим условием возникновения финансовых отношений являлся созданный в сфере производства прибавочный продукт. Часть прибавочного продукта идет на воспроизводство израсходованной части средств и рабочей силы, а другая часть направляется в доход государства [6]. Налоги в качестве перераспределительной категории являются средством и источником образования централизованного фонда финансовых ресурсов государства.
Процесс мобилизации денежных средств в государственный бюджет и их использование через систему государственных расходов представляет совокупность финансовых отношений государства.
Финансовые отношения между государством, хозяйствующими субъектами и населением по формированию бюджета – налоговые отношения.
Налоговые отношения предполагают наличие двух субъектов: плательщиков налогов и государства. Между ними возникает безвозмездное движение стоимости совокупного общественного продукта в денежной форме. Это движение является объектом налоговых отношений. Особенность налоговых отношений в том, что они носят односторонний характер – от плательщика к государству. При этом отсутствует эквивалентность, т.е. плательщик конкретно за свой платеж ничего не получает. Подавляющая часть налоговых платежей не возвращается плательщику, а расходуется властью на управление, военные цели и другие мероприятия. И лишь относительно небольшая доля поступлений возвращается плательщику (пенсии, пособия и т.д.).
Налогом признается
обязательный принудительный
Под налоговой
системой понимают
Налоговая система содержит следующие элементы:
Налогообложение в любом цивилизованном государстве должно базироваться на определенных принципах – основополагающих идеях и положениях, существующих в налоговой сфере (приложение А). Эти принципы во все времена были предметом особого внимания со стороны общества, так как от них во многом зависело социально-экономическое благополучие населения.
Основоположник классической политической экономии шотландский философ и экономист Адам Смит (1723—1790) в своей работе «Исследование о природе и причинах богатства народов» сформулировал четыре принципа, актуальных и в настоящее время:
Что касается классификации налогов, то под ней понимается группировка налогов по различным признакам. Для организации рационального управления налогообложением она имеет большое значение. Наибольшее распространение получило деление налогов по способу изъятия – на прямые и косвенные. В теории и практике налогообложения существуют и другие не менее важные классификационные признаки. Эти признаки универсальны, а поведение под них тех или иных видов налогов и сборов зависит от состояния общественно-экономических отношений в стране [10].
Состав налогов налоговой системы Беларуси можно классифицировать определенным образом, объединив группы налогов по классификационным признакам: объект налогообложения, особенности ставки, полнота прав соответствующих бюджетов в использовании поступающих налоговых сумм и др. (приложение Б). Данная классификация необходима как для составления налоговых расчетов, составления отчетности с использованием компьютерной обработки данных, так и для проведения научно-практических исследований. Пользуясь такой классификацией, можно определить роль каждого налога и налоговой группы по отношению к республиканскому бюджету, местным бюджетам, по отношению к финансовому состоянию как плательщиков, так и государства.
Классификация налогов по определенным признакам позволяет систематизировать учет налогов и налоговых групп, в свою очередь это содействует вводу налогов и сборов классификационных кодов для плательщиков.
Применение классификационных кодов ведет к возможности получения оперативной информации о состоянии налоговых процессов, выявлении негативных сторон налоговой техники и их исправлении.
Наибольшее распространение получило деление налогов по способу изъятия: прямые и косвенные.
Прямые налоги
– налоги, взимаемые государством
непосредственно с доходов
Косвенные
налоги – налоги на товары
и услуги, устанавливаемые в виде
надбавки к цене или тарифу
и взимаемые в процессе
В свою очередь акцизы делятся на индивидуальные (налогообложение по сырью, по полуфабрикатам, по готовой продукции, по мощности оборудования) и универсальные (универсальный косвенный налог часто называют налогом с оборота). Универсальные косвенные налоги делятся на однократные, многократные и налог на добавленную стоимость.
Государственные фискальные монополии делятся на полные и частичные, в зависимости от полной или частичной монополии государства на производство и продажу некоторых товаров с целью увеличения за этот счет доходов государственного бюджета.
Таможенные пошлины имеют самую сложную структуру. Они классифицируются по различным признакам. Наиболее распространенная классификация производится по следующим признакам: