Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2014 в 10:16, курсовая работа
Актуальность темы состоит в том, что сегодня налоги выступают основным источником государственных доходов и важным инструментом регулирования экономики. В Республике Беларусь в рамках государственной поддержки сельского хозяйства осуществляются различные дотационные и компенсационные выплаты сельскохозяйственным предприятиям: удешевление банковских процентных ставок, надбавки к закупочным ценам, компенсация стоимости приобретаемых горюче-смазочных материалов, сельскохозяйственных машин, электроэнергии, минеральных удобрений, средств защиты растений и др.
Конвенционная пошлина представляет собой платеж по международному договору, устанавливающий принципы таможенного режима присоединившихся к конвенции стран с общими правилами осуществления таможенного контроля и взимания таможенных пошлин.
Автономная пошлина – вид таможенного тарифа, который устанавливается правительством страны в законодательном порядке; для него характерны более высокие ставки в отличие от договорного тарифа [1].
Несмотря на критику со стороны многих экономистов, косвенные налоги довольно широко используютя во всем мире, так как при относительно простом механизме взимания (от них трудно уклониться) они обеспечивают поступления в бюджет вне прямой зависимости от динамики доходов. Кроме того, психологически они воспринимаются легче, чем прямые, потому что платятся незаметно для потребителей, нет непосредственной связи между уплатой налога и осознанием этого.
Одним из
классификационных признаков
Общие налоги
обезличиваются и поступают в
единую казну государства, они
предназначены для
Специальные (целевые)
имеют строго целевое
Также классификация налогов осуществляется в зависимости от способа налогообложения. Существуют следующие способы:
В зависимости
от того, какому уровню власти
предоставлено право
Республиканские
налоги устанавливаются
Местные налоги
устанавливаются местными
По классификационному
признаку, отражающему полноту прав
использования налоговых сумм, различают
налоги закрепленные и
Закрепленные
налоги полностью на
Регулирующие
налоги используются для
Ввиду вышеизложенного можно отметить длительность существования такого экономического явления как налогообложение, а также определить основную сущность системы налогообложения в следующем: налог является неотъемлемым элементом расширенного воспроизводства и фактора роста экономического потенциала.
1.2 Нормативное правовое регулирование учета и отчетности расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами
За последние годы в бухгалтерском учете и отчетности произошли существенные изменения, адекватно отражающие процессы становления в экономике страны рыночных отношений. В целях единообразия в ведении и соблюдении принципов бухгалтерского учета, соответствия организации бухгалтерского учета в Республике Беларусь международным стандартом бухгалтерского учета и отчетности осуществляется система государственного нормативного регулирования бухгалтерского учета. В настоящее время в Республике Беларусь сформирована четырехуровневая система нормативного регулирования бухгалтерского учета.
Основные положения и принципы организации бухгалтерского учета в Республике Беларусь регламентированы в Законе Республики Беларусь «О бухгалтерском учете и отчетности». На основании и во исполнение этого закона издаются нормативные правовые акты, устанавливающие правовые вопросы и принципы организации и методологии бухгалтерского учета и в то же время использующие все разумное и полезное, содержащееся в международных стандартах финансовой отчетности.
Правовое регулирование бухгалтерского учета можно представить в следующем иерархическом порядке.
Первый уровень: Закон Республики Беларусь «О бухгалтерском учете и отчетности» и другие нормативные акты законодательной и исполнительной власти республики, устанавливающие единые правовые и методологические основы организации и ведения бухгалтерского учета.
К данному уровню относятся: Гражданский кодекс Республики Беларусь, в первой части которого законодательно закреплены важнейшие нормы ведения учета в организациях, в том числе наличие самостоятельного баланса у каждого юридического лица, обязательность утверждения годового бухгалтерского отчета, обязательные случаи составления аудиторского заключения, порядок регистрации, реорганизации и ликвидации юридического лица и др.; Трудовой кодекс Республики Беларусь, который регламентирует трудовые отношения; Банковский кодекс Республики Беларусь; Налоговый кодекс Республики Беларусь, устанавливающий систему налогов, сборов (пошлин), взимаемых в республиканский и (или) местные бюджеты, основные принципы налогообложения в Республике Беларусь, регулирует властные отношения по установлению, введению, изменению, прекращению действия налогов, сборов (пошлин) и отношения, возникающие в процессе исполнения налогового обязательства, осуществления налогового контроля, обжалования решений налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц, а также устанавливает права и обязанности плательщиков, налоговых органов и других участников отношений, регулируемых налоговым законодательством.
Второй уровень: положения (стандарты) по бухгалтерскому учету и отчетности, утверждаемые Министерством финансов Республики Беларусь и другими органами, на которые законодательно возложены функции нормативного регулирования бухгалтерского учета.
Нормативные документы этого уровня устанавливают принципы, базовые правила ведения бухгалтерского учета отдельных объектов и на отдельных его участках, возможные бухгалтерские приемы без раскрытия конкретного механизма применения их к определенному виду деятельности, порядок составления и представления бухгалтерской отчетности.
Одним из таких нормативных актов является Постановление Министерства финансов Республики Беларусь от 29.06.2011 года «Об установлении типового плана счетов бухгалтерского учета, утверждении Инструкции о порядке применения типового плана счетов бухгалтерского учета и признании утратившими силу некоторых постановлений Министерства финансов Республики Беларусь и их отдельных структурных элементов». Также одним из основных нормативных правовых документов является Постановление Министерства финансов Республики Беларусь от 31.10.2011 №111 «Об установлении форм бухгалтерской отчетности, утверждении Инструкции о порядке составления бухгалтерской отчетности и признании утратившими силу постановления Министерства финансов Республики Беларусь от 14 февраля 2008 г. № 19 и отдельного структурного элемента постановления Министерства финансов Республики Беларусь от 11 декабря 2008 г. № 187". В нем приводятся формы бухгалтерской отчетности, рассматривается общий порядок составления и представления бухгалтерской отчетности, раскрыты общие требования по заполнению форм бухгалтерской отчетности.
При разработке национальных бухгалтерских стандартов учитываются международные стандарты финансовой отчетности, а также национальные особенности бухгалтерского учета.
Третий уровень: методические указания и рекомендации, разрабатываемые Министерством финансов Республики Беларусь и другими органами в соответствии с действующим законодательством и содержащие более детальные рекомендации по организации учета соответствующих объектов. Разрабатывать их могут все, кто заинтересован в интерпретации и детализации положений нормативных актов первого и второго уровня. Например, Инструкция по бухгалтерскому учету налога на добавленную стоимость, Разъяснение Министерства финансов Республики Беларусь «О порядке отражения в бухгалтерском учете налога на прибыль» и др.
Четвертый уровень: рабочие инструкции и указания по учету соответствующих операций и объектов непосредственно в организации, в которых на основе общеустановленных правил и принципов формируется учетная политика организации, свои подходы к раскрытию бухгалтерской информации в отчетах, представляемых заинтересованным пользователям. В КСУП «Вольно» приказом №3.1 от 04.01.2012 года [приложение В] утверждена учетная политика организации [приложение Г], рабочий план счетов [приложение Д], график документооборота [приложение Е].
Соблюдение действующих на территории Республики Беларусь нормативно - правовых документов позволяет предприятию при проверке расчетов с бюджетом избежать финансовых потерь, связанных с санкциями, налагаемыми налоговыми службами ввиду неправильного исчисления и несвоевременного перечисления платежей в бюджет.
ГЛАВА 2 ИССЛЕДОВАНИЕ УЧЕТА РАСЧЕТНЫХ ОПЕРАЦИЙ ПО НАЛОГАМ, УПЛАЧИВАЕМЫМ ОРГАНИЗАЦИЯМИ
2.1 Методика расчета и учет расчетов по налогам, включаемых в затраты производства (издержки обращения)
Исследуемое предприятие КСУП «Экспериментальная база «Вольно» находится в коммунальной собственности Барановичского района на основании Приказа Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь от 08.04.2010 №193. В качестве налогоплательщика зарегистрировано в ИМНС по Барановичскому району, УНП 200047179, в отделении ОАО «Белагробанк» г. Барановичи (БИК 150501429) открыты следующие счета:
30122200710014-расчетный счет;
3012200710216-расчетный счет;
3012200710115-расчетный счет;
360590071011-бюджетный счет.
КСУП «Экспериментальная база «Вольно» расположено в 25 километрах от г. Барановичи в северо-западной части Барановичского района. На 01 января 2012 года общая земельная площадь 8105 га, в т.ч. сельскохозяйственных угодий – 7386 га, пашни – 5032 га, водоемы – 93 га.
Специализация хозяйства – производство и реализация элитных семян зерновых культур, развито молочное животноводство.
Среднесписочная численность работников в КСУП «Экспериментальная база «Вольно» на 01 августа 2012 года составила – 257 человек. Фонд заработной платы 3356,5 млн. руб., среднемесячная зарплата – 1743 тыс. руб. [приложение Ж].
В 2011 году валовая выручка составила 16725 млн. руб., прибыль – 1318 млн. руб., рентабельность производства – 9,3 % [Приложение З].
Бухгалтерский учет осуществляется по автоматизированной форме учета с использованием программы на базе СУБД «Карат» в виде двух пакетов прикладных программ: «Зарплата» и «Сводный синтетический и аналитический учет».
В КСУП «Вольно» для бухгалтерского учета налогов и отчислений используется счет 68 "Расчеты по налогам и сборам", где обобщается информация о расчетах с бюджетом по налогам и сборам, уплачиваемым организацией, и налогам с дохода ее персонала. Аналитический учет расчетов по налогам и сборам ведется по каждому виду платежей. Исследуемое предприятие КСУП «Вольно» уплачивает в бюджет НДС, единый налог для производителей сельскохозяйственной продукции, местные налоги и сборы, подоходный налог с физических лиц.
Для этого на счете 68 открываются аналитические счета по видам налогов, сборов и платежей. В бухгалтерском учете начисление налогов и платежей в бюджет и перечисление их отражается бухгалтерскими записями (таблица 2.1).
Таблица 2.1 Выписка из реестра хозяйственных операций за июнь 2012 г.
Содержание операции |
Корреспонденция |
Сумма, тыс. руб. | |
Д-т |
К-т | ||
Начислен единый налог по оборотам от реализации товаров (работ, услуг) |
90-3 |
68 |
11655,8 |
Начислен НДС по оборотам от реализации товаров (работ, услуг), облагаемым по ставке 10 процентов |
90-1 |
68 |
894 989,410 |
Начислен НДС по оборотам от реализации товаров (работ, услуг), облагаемым по ставке 20 процентов |
90-3 |
68 |
109 357,082 |
Начислен НДС по оборотам от реализации товаров (работ, услуг), облагаемым по ставке 9,09 процентов |
90-6 |
68 |
975,030 |
Начислен НДС по оборотам от реализации товаров по розничным ценам |
90-5 |
68 |
51540,063 |
Удержание подоходного налога |
70 |
68 |
205000 |
Перечисление единого налога в бюджет |
68 |
51 |
48020,263 |
НДС, уплаченный поставщикам при создании, приобретении (ввозе) основных средств, нематериальных активов |
68-1 |
60 |
8301,033 |
Приняты к зачету налоговые вычеты по НДС, приходящиеся на обороты по реализации товаров, приходящиеся на обороты, облагаемы по ставке 10 процентов |
68 |
18-3 |
1727037,049 |
Перечисление подоходного налога в бюджет |
68 |
51 |
205000 |