Налоговый учёт, его цели и задачи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2013 в 22:01, курсовая работа

Описание работы

В данной курсовой работе « Налоговый учет, его цели и задачи » была предпринята попытка разобраться в действующей системе налогового учета в российских организациях, выделить её особенности и пути оптимизации налогообложения предприятий.

Содержание работы

Введение 3
Основная часть 5
1 Система основных положений налогового учета 5
2 Регистры налогового учета 11
3 Учет доходов и расходов предприятия 17
Заключение 25
Глоссарий 28
Список использованных источников 31
Приложения 33

Файлы: 1 файл

бухгалтерский учет.doc

— 258.50 Кб (Скачать файл)

Содержание и состав доходов  и расходов определено Положениями  РФ по бухгалтерскому учету: ПБУ 9/99 «Доходы  организации» и ПБУ 10/99 «Расходы организаций».

Доходами организации признается увеличение экономических выгод  в результате поступления активов (денежных средств и иного имущества) или погашения обязательств, приводящее к увеличению капитала организации (сюда не включаются вклады участников в уставный капитал).

Доходы классифицируются на четыре группы:

доходы от обычных видов деятельности: выручка от продаж товаров, продукции (работ, услуг);

операционные доходы включают поступления  от: предоставления за плату во временное  пользование активов и прав организации; продажи основных средств и иных активов; участия в уставных капиталах других организаций; а также проценты, полученные за предоставление в пользование денежных средств (по облигациям, депозитам, векселям) и использование банком денежных средств на счете организации;

внереализационные доходы: полученные штрафы, пени, неустойки за нарушение  договоров; поступления от возмещения убытков; прибыль прошлых лет; кредиторская и дебиторская задолженность  с истекшим сроком исковой давности; сумма дооценки активов;

чрезвычайные доходы: страховое  возмещение; стоимость материальных ценностей, остающихся от списанных  активов. Не признаются доходами организации  такие поступления от других юридических  и физических лиц: суммы НДС, акцизов, налога с продаж, экспортных пошлин и пр.; авансы в счет оплаты продукции, товаров и услуг; задатки; залоги и т. д.

Расходами организации признается уменьшение экономических выгод  в результате выбытия активов (имущества, денежных средств) или возникновения  обязательств, уменьшающих капитал организации, за исключением уменьшения вкладов в уставный капитал собственников имущества по их решению.

Не признается расходами организации  выбытие активов, связанное с  приобретением в необоротных  активов; вложениями в уставный капитал других организаций; приобретением акций АО и иных ценных бумаг; перечислением средств и взносов, связанных с благотворительной деятельностью; предварительной оплатой материально-производственных запасов и иных ценностей (работ и услуг); погашением кредита, займа и т. п.

Расходы также классифицируются на четыре группы:

расходы по обычным видам деятельности: себестоимость произведенных товаров, продукции (работ, услуг) и произведенные  расходы, сопутствующие поступлению  выручки;

операционные расходы: расходы, связанные с предоставлением за плату во временное пользование активов и прав организации; расходы, связанные с продажей, выбытием и прочим списанием основных средств и иных активов; расходы, связанные с участием в уставных капиталах других организаций; проценты, уплаченные за пользование денежными средствами и пр.;

внереализационные расходы: уплаченные штрафы, пени, неустойки за нарушение  договоров; возмещение причиненных  убытков; убытки прошлых лет; суммы  дебиторской задолженности с  истекшим сроком исковой давности, но реальных для взыскания; сумма уценки активов; убытки от списания долгов по недостачам и хищениям (на основе актов о несостоятельности ответчика);

чрезвычайные расходы: по страховому возмещению, восстановлению разрушенного имущества, приобретению утраченного имущества.

Правила для признания расходов в отчете о прибылях и убытках:

Соответствие расходов полученным доходам.

Необходимость обоснованного распределения  расходов между отчетными периодами.

Подлежат признанию независимо от предыдущих правил расходы, признанные в отчетном периоде, если по ним можно определенно утверждать о неполучении экономических выгод (доходов) или поступлении активов.

3.2 Возникновение (признание) доходов  и расходов

Пример

Предприятие 10 сентября заключает  с клиентом договор на выполнение ремонтных работ, 5 октября выполненные работы сдаются, подписывается акт об их приемке клиентом. 8 ноября клиент перечисляет деньги на расчетный счет предприятия. Возникает вопрос, в какой момент возникает доход, то есть в какой момент его можно считать полученным? Ответ на него заключается в том, что любая из трех названных дат имеет основание быть выбранной.

Возникновение (признание) доходов  в момент заключения договора. Можно  сказать, что доходы возникают уже  с момента заключения предприятием договора с клиентом. Во-первых, сам факт заключения договора в общем случае показывает, что вероятность выполнения работ в будущем и получения выручки значительно больше вероятности расторжения сделки. Цены заключенных договоров фактически формируют план продаж предприятия на определенные в них сроки. При этом выполнение такого плана, в отличие от чисто экономических плановых показателей, обеспечивается установленной юридической ответственностью за неисполнение договора. Более того, размер такой ответственности может превышать цену сделки.

Возникновение (признание) доходов  в момент исполнения договора. Мы можем  признать полученным доход от выполнения работ в момент подписания акта, т. е. в момент исполнения заключенного договора предприятием-подрядчиком. В самом деле, с того момента, когда заказчик подпишет акт, он формально признает, что работы выполнены подрядчиком полностью и в соответствии с договором. Тем самым, его обязательство принимает характер долга, т. е. безусловной обязанности выплатить подрядчику цену сделки. До того момента, как работы были приняты, обязательство заказчика заплатить деньги ставилось в зависимость от исполнения подрядчиком обязательства выполнить работу. Теперь, когда это условие исполнено, оплата долга заказчиком зависит только от его волеизъявления относительно соблюдения условий сделки. Неисполнение заказчиком своей обязанности повлечет его ответственность, в общем случае гораздо более серьезную, чем за расторжение договора, еще не начатого исполнением. Именно здесь возникает право требования подрядчика к покупателю работ, сумму которого есть все основания считать полученным доходом.

Вместе с тем, погашение задолженности  заказчика зависит от его волеизъявления, что также делает в данном случае доход от продажи работ в деньгах только величиной вероятностной. От добросовестности заказчика зависит и возможность продать его долг по сделке цессии. Вместе с тем, даже если цессия состоится, вырученная от продажи задолженности сумма будет значимо меньше ее номинала. Отсюда, в соответствии с требованием осмотрительности, мы не можем признать долг покупателя как доход. Более того, с экономической точки зрения дебиторская задолженность предприятия - это не доход, а, наоборот, отвлеченные средства, изъятые из оборота фирмы и отданные в пользование ее контрагентам. И если задолженность не будет погашена, ее сумма из дохода превратится в убытки фирмы.

Возникновение (признание) доходов  в момент получения денег. Моментом признания дохода от выполнения работ  по договору можно определить и непосредственно момент получения денег от заказчика. Только после того, как заказчик погасит долг, мы можем достоверно сказать, насколько осуществленная сделка увеличила объем средств фирмы-продавца, т. е. каков был доход предприятия. Данный подход полностью соответствует требованию осмотрительности и оправдывается им. Исходя из этого, сам факт выполнения работ не должен признаваться получением дохода. Следует отметить, что такой подход к трактовке расходов существенно сокращает возможности пользователя бухгалтерской информации в части оценки перспектив существования предприятия. Дело в том, что в этом случае из данных бухгалтерского учета мы не можем увидеть не только границ планируемого развития деятельности, но даже и объемов будущих финансовых потоков, обусловленных уже исполненными сделками. Здесь мы сталкиваемся с так называемым "эффектом заклеенного лобового стекла", когда пользователь бухгалтерской отчетности уподобляется водителю автомобиля, у которого заклеено лобовое стекло, и перед ним оставлены только зеркала заднего вида. Водитель в этом случае видит, что было "вчера", но не видит не только того, что предположительно будет "завтра", но и того, что происходит "сейчас".

Аналогично, вопрос признания факта  хозяйственной жизни определяющим, величину финансового результата относится и к учету расходов.

Возникновение (признание) расходов в  момент заключения договора. Например, предприятие заключает договор  на приобретение товаров, цена которых  представляет собой его расходы  по обеспечению своей деятельности. Факт заключения договора, как определяющий объем будущих денежных выплат поставщику, уже можно признать расходом организации. При этом данный подход значительно раздвинет временные рамки бухгалтерской информации, т. к. из данных бухгалтерской отчетности мы сможем узнать юридически подтвержденный план денежных потоков.

Возникновение (признание) расходов в  момент исполнения договора. Расходы  на приобретение товаров могут быть зафиксированы в бухгалтерском  учете после исполнения договора поставщиком, т. е. с того момента, как обязательство покупателя по договору приобретет характер безусловного долга. В этом случае до поступления товаров никаких записей в бухгалтерском учете не составляется.

Возникновение (признание) расходов в  момент погашения обязательств. Момент перечисления денег поставщику может считаться моментом возникновения (признания) расходов. Здесь следует отметить, что с экономической точки зрения последний подход не позволяет продемонстрировать с помощью данных бухгалтерского учета объем кредита, который покупатель получает от поставщика на срок с момента приобретения товаров до момента их оплаты.

Каждый из рассмотренных подходов к определению момента возникновения (признания) в учете доходов и  расходов содержит как положительные, так и отрицательные стороны. Нормативные документы, регулирующие практику бухгалтерского учета, из всех возможных вариантов выбирают один. Это не означает, что он лучше или хуже остальных, просто на определенный отрезок времени законодатель принимает одно из трех возможных решений, и оно становится бухгалтерской нормой. В управленческом учете такой выбор должен определяться информационными потребностями пользователей отчетности.

3.3 Оценка доходов и расходов  в бухгалтерском учете

Вероятность выбора методов оценки доходов и расходов, прежде всего, зависит от определения момента их возникновения (признания) в бухгалтерском учете. Так, например, договор на выполнение работ заключается на 300 тыс. руб. В ходе исполнения договора уточняется объем подлежащих выполнению работ. В результате акт подписывается на 290 тыс. руб. В дальнейшем стороны заключают дополнительное соглашение к договору о предоставлении заказчиком подрядчику коммерческого кредита. В результате чего к моменту погашения задолженности ее сумма возрастает до 305 тыс. руб. Следовательно, если моментом признания дохода определяется заключение договора, то доход будет оценен в 300 тыс. руб. А последующее изменение этой суммы до 290 тыс. руб. и 305 тыс. руб. будут отражены как дополнительные убытки (10 тыс. руб.) и прибыли (15 тыс. руб.). Если доходы будут отражаться (признаваться) в учете после исполнения договора подрядчиком, доход оценивается в 290 тыс. руб., и в дальнейшем изменение его величины до 305 тыс. руб. будет зафиксировано как прибыль. И, наконец, в случае, когда единственным основанием признания дохода будет служить получение от заказчика денег, сумма отраженного в бухгалтерском учете дохода составит 305 тыс. руб.

Существующее в теории многообразие вариантов оценки доходов и расходов в практике официального бухгалтерского учета ограничивается предписаниями нормативных актов, которые из всего спектра возможных решений выбирают какой-либо один способ, либо их оговоренное число.

Заключение

Таким образом, как следует из официальных  писем финансового ведомства, организация в обязательном порядке должна вести налоговый учет для исчисления налога на прибыль. А вот формы аналитических регистров к налоговому учету организация может разработать самостоятельно либо воспользоваться данными аналитического учета, разработанными в соответствии с правилами ведения бухгалтерского учета, при условии, что содержащаяся в документах информация содержит все необходимые сведения для исчисления налоговой базы по налогу на прибыль и составления налоговой отчетности.

Ведение налогового учёта является обязательным для всех юридических лиц, зарегистрированных на территории Российской Федерации. Налоговый учет на предприятии организуется самостоятельно налогоплательщиком. Порядок ведения налогового учёта устанавливается в учётной политике для целей налогообложения, утверждаемой соответствующим приказом руководителя. Понятие налогового учёта было введено 25 главой НК РФ «Налог на прибыль организаций». Налоговый учет определен как система обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на прибыль на основе данных первичных документов, сгруппированных в порядке, определенном НК РФ.

Целью налогового учёта является определение  налогооблагаемой базы на предприятии. Споры вокруг необходимости ведения  на предприятии отдельно налогового, и отдельно бухгалтерского учёта на сегодняшний день в России являются актуальными. Проблема состоит в том, что бухгалтерский и налоговый учеты отличаются существенно и предприятию приходится вести двойную бухгалтерию, что совершенно нерационально и требует дополнительных временных и материальных затрат. И это не смотря на то, что фактически, бухгалтерский и налоговый учёт имеет некоторые схожие черты. Проведённые исследования показали, что налоговый учёт и отчётность необходимы и неизбежны, так как функционирование любой системы подразумевает определённую систему контроля, которую нельзя организовать без учёта и отчётности. Но, все-таки, необходимо менять механизм ведения налогового учёта и составления налоговой отчётности, приспосабливая для этого данные бухгалтерского учёта предприятия и дополняя общеустановленные формы бухгалтерской отчётности соответствующими декларациями или декларационными разделами. То есть, произвести синтез (слияние) налогового и бухгалтерского учёта и отчётности. Организация при разработке методики ведения налогового учета может применить принцип "приход-расход" с ведением книги доходов и расходов (аналогично применяющейся сейчас упрощенной системе бухгалтерского учета) или принцип двойной записи с использованием "налогового" плана счетов и разработкой "налоговых" проводок. Некоторые предлагают компромиссный вариант - использовать для налогового учета дополнительно вводимые "налоговые" счета к бухгалтерскому Плану счетов, на которых вести учет доходов и расходов в разрезе требований главы 25 НК РФ. Обороты и остатки по этим счетам не будут отражаться в регистрах бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности. В этом случае бухгалтер сможет при проведении какой-либо операции в бухгалтерском учете одновременно делать запись по соответствующему субсчету налогового счета. Необходимость скорейшего приведения системы бухгалтерского и налогового учёта в РФ к мировым стандартам обусловлена предстоящим вступлением России в ВТО. Расхождение данных систем с общепринятыми международными стандартами, является дополнительным препятствием на пути к интеграции.

Информация о работе Налоговый учёт, его цели и задачи