Научно-практический инструментарий формирования заемного капитала организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2013 в 23:09, реферат

Описание работы

К собственным источникам финансовых ресурсов на действующих предприятиях относится доходы (прибыль) от основной и других видов деятельности, внереализационных операций, амортизационные отчисления, выручка от реализации выбывшего имущества. Наряду с ними источниками финансовых ресурсов выступают устойчивые пассивы, которые приравниваются к собственным источникам, так как постоянно находятся в обороте предприятия, используются для финансирования его хозяйственной деятельности, но ему не принадлежат. К устойчивым пассивам относятся: задолженность по заработной плате и отчислениям на социальное страхование, резерв предстоящих выплат заработной платы за время очередных отпусков и единовременного вознаграждения за выслугу лет, задолженность поставщикам по неотфрактурованным поставкам, средства амортизационного фонда, направляемые на образование производственных запасов для капитального ремонта, задолженность бюджету по некоторым видам налогов и др.

Содержание работы

Введение............................................................................................................
Глава 1. Научно-практический инструментарий формирования заемного
капитала организации......................................................................................
1.1 Теории, категории, концепции и принципы формирования заемного
капитала организации.........................................................................................
1.2 Механизм привлечения заемного капитала на финансовых рынках..

Файлы: 1 файл

заемны капитал организации и механизм его привлечения в финансовых рынках.docx

— 65.96 Кб (Скачать файл)

4. Вариативность подходов к разработке отдельных управленческих решений. Реализация этого принципа предполагает, что подготовка каждого управленческого решения в сфере формирования объема и структуры капитала, выбора источников и форм его привлечения предприятием должна учитывать альтернативные возможности действий. При наличии альтернативных проектов управленческих решений в этой области их выбор для реализации должен быть основан на системе критериев, определяющих финансовую идеологию, финансовую стратегию или конкретную финансовую политику предприятия. Система таких критериев в области формирования капитала устанавливается самим предприятием.

5. Ориентированность на стратегические цели развития предприятия. Какими бы эффективными не казались те или иные проекты управленческих решений в области формирования объема и структуры капитала, выбора схем финансирования отдельных видов деятельности и хозяйственных операций в текущем периоде, они должны быть отклонены, если они вступают в противоречие с миссией (главной целью деятельности) предприятия, стратегическими направлениями его развития, подрывают экономическую базу формирования высоких размеров собственных финансовых ресурсов за счет внутренних источников и эффективного использования капитала в предстоящем периоде.

Эффективная система управления формированием капитала, организованная с учетом изложенных принципов, создает основу высоких темпов наращения ресурсного потенциала предприятия, обеспечения необходимой финансовой его устойчивости в процессе развития, постоянного роста его рыночной стоимости.

 

1. 2 Механизм привлечения заемного капитала на финансовых рынках. 

В процессе развития предприятия  по мере погашения его финансовых обязательств возникает потребность  в привлечении новых заемных  средств. Источники и формы привлечения  заемных средств предприятием весьма многообразны. Классификация привлекаемых предприятием заемных средств по основным признакам.

 С учетом изложенной классификации организуется управление привлечением заемных средств, которое представляет собой целенаправленный процесс их формирования из различных источников и в разных формах в соответствии с потребностями предприятия в заемном капитале на различных этапах его развития. Многообразие задач, решаемых в процессе этого управления, определяет необходимость разработки специальной финансовой политики в этой области на предприятиях, использующих значительный объем заемного капитала.

Политика привлечения  заемных средств представляет собой  часть общей финансовой стратегии, заключающейся в обеспечении  наиболее эффективных форм и условий  привлечения заемного капитала из различных  источников в соответствии с потребностями  развития предприятия. 
 Процесс формирования политики привлечения предприятием заемных средств включает следующие основные этапы:

1. Анализ привлечения и использования заемных средств в предшествующем периоде. Целью такого анализа является выявление объема, состава и форм привлечения заемных средств предприятием, а также оценка эффективности их использования.

На первом этапе анализа  изучается динамика общего объема привлечения  заемных средств в рассматриваемом  периоде; темпы этой динамики сопоставляются с темпами прироста суммы собственных  финансовых ресурсов, объемов операционной и инвестиционной деятельности, общей  суммы активов предприятия.

На втором этапе анализа  определяются основные формы привлечения  заемных средств, анализируются  в динамике удельный вес сформированных финансового кредита, товарного  кредита и внутренней кредиторской задолженности в общей сумме  заемных средств, используемых предприятием. 
 На третьем этапе анализа определяется соотношение объемов используемых предприятием заемных средств по периоду их привлечения. В этих целях проводится соответствующая группировка используемого заемного капитала по этому признаку, изучается динамика соотношения кратко- и долгосрочных заемных средств предприятия и их соответствие объему используемых оборотных и внеооборотных активов. 
На четвертой стадии анализа изучается состав конкретных кредиторов предприятия и условия предоставления ими различных форм финансового и товарного (коммерческого) кредитов. Эти условия анализируются с позиций их соответствующей конъюнктуре финансового и товарного рынков. 
 На пятой стадии анализа изучается эффективность использования заемных средств в целом и отдельных их форм на предприятии. В этих целях используются показатели оборачиваемости и рентабельности заемного капитала, рассмотренные ранее. Первая группа этих показателей сопоставляется в процессе анализа со средним периодом оборота собственного капитала.

Результаты проведенного анализа служат основой оценки целесообразности использования заемных средств  на предприятии в сложившихся  объемах и формах.

2. Определение целей привлечения  заемных средств в предстоящем  периоде. Эти средства привлекаются  предприятием на строго целевой  основе, что является одним из  условий последующего эффективного  их использования. Основными целями  привлечения заемных средств  предприятиями являются: 
а) пополнение необходимого объема постоянной части оборотных активов. В настоящее время большинство предприятий, осуществляющих производственную деятельность, не имеют возможности финансировать полностью эту часть оборотных активов за счет собственного капитала. Значительная часть этого финансирования осуществляется за счет заемных средств; 
б) обеспечение формирования переменной части оборотных активов. Какую бы модель финансирования активов не использовало предприятие, во всех случаях переменная часть оборотных активов частично или полностью финансируется за счет заемных средств;

 в) формирование недостающего объема инвестиционных ресурсов. Целью привлечения заемных средств в этом случае выступает необходимость ускорения реализации отдельных реальных проектов предприятия (новое строительство, реконструкция, модернизация); обновление основных средств (финансовый лизинг) и т.п.

г) обеспечение социально-бытовых  потребностей своих работников. В  этих случаях заемные средства привлекаются для выдачи ссуд своим работникам на индивидуальное жилищное строительство, обустройство садовых и огородных  участков и на другие аналогичные  цели;

д) другие временные нужды. Принцип целевого при влечения заемных средств обеспечивается и в этом случае, хотя такое их привлечение осуществляется обычно на короткие сроки и в небольших объемах. 
3. Определение предельного объема привлечения заемных средств. Максимальный объем этого привлечения диктуется двумя основными условиями: 
а) предельным эффектом финансового левериджа. Так как объем собственных финансовых ресурсов формируется на предшествующем этапе, общая сумма используемого собственного капитала может быть определена заранее. По отношению к ней рассчитывается коэффициент финансового левериджа (коэффициент финансирования), при котором его эффект будет максимальным. С учетом суммы собственного капитала в предстоящем периоде и рассчитанного коэффициента финансового левериджа вычисляется предельный объем заемных средств, обеспечивающий эффективное использование собственного капитала;

б) обеспечением достаточной  финансовой устойчивости предприятия. Она должна оцениваться не только с позиций самого предприятия, но и с позиций возможных его  кредиторов, что обеспечит впоследствии снижение стоимости привлечения  заемных средств.

С учетом этих требований предприятие  устанавливает лимит использования  заемных средств в своей хозяйственной  деятельности. 
4. Оценка стоимости привлечения заемного капитала из различных источников. Такая оценка проводится в разрезе различных форм заемного капитала, привлекаемого предприятием из внешних и внутренних источников. Результаты такой оценки служат основой разработки управленческих решений относительно выбора альтернативных источников привлечения заемных средств, обеспечивающих удовлетворение потребностей предприятия в заемном капитале.

5. Определение соотношения  объема заемных средств, привлекаемых  на кратко- и долгосрочной основе. Расчет потребности в объемах  кратко- и долгосрочных заемных  средств основывается на целях  их использования в предстоящем  периоде. На долгосрочный период (свыше 1 года) заемные средства  привлекаются, как правило, для  расширения объема собственных  основных средств и формирования  недостающего объема инвестиционных  ресурсов (хотя при консервативном подходе к финансированию активов заемные средства на долгосрочной основе привлекаются и для обеспечения формирования оборотного капитала). На краткосрочный период заемные средства привлекаются для всех остальных целей их использования. 
Расчет необходимого размера заемных средств в рамках каждого периода осуществляется в разрезе отдельных целевых направлений их предстоящего использования. Целью этих расчетов является установление сроков использования привлекаемых заемных средств для оптимизации соотношения долго- и краткосрочных их видов. В процессе этих расчетов определяются полный и средний срок использования заемных средств. 
Полный срок использования заемных средств представляет собой период времени с начала их поступления до окончательного погашения всей суммы долга. Он включает в себя три временных периода: 

а) срок полезного использования - это период времени, в течение  которого предприятие непосредственно  использует предоставленные заемные  средства в своей хозяйственой деятельности;; 

б) льготный (грационный) период — это период времени с момента окончания полезного использования заемных средств до начала погашения долга. Он служит резервом времени для аккумуляции необходимых финансовых средств;

 в) срок погашения — это период времени, в течение которого происходит полная выплата основного долга и процентов по используемым заемным средствам. Этот показатель используется в тех случаях, когда выплата основного долга и процентов осуществляется не одномоментно после окончания срока использования заемных средств, а частями в течение определенного периода времени по предусмотренному графику. 
Расчет полного срока использования заемных средств осуществляется в разрезе перечисленных элементов исходя из целей их использования и сложившейся на финансовом рынке практике установления льготного периода и срока погашения.

Средний срок использования  заемных средств определяется по каждому целевому направлению привлечения  этих средств; по объему их привлечения  на кратко-и долгосрочной основе; по привлекаемой сумме заемных средств в целом. 
Соотношение заемных средств, привлекаемых на кратко- и долгосрочной основе, может быть оптимизировано также с учетом стоимости их привлечения. 
6. Определение форм привлечения заемных средств. Эти формы дифференцируются в разрезе финансового кредита; товарного (коммерческого) кредита; прочих форм. Выбор форм привлечения заемных средств предприятие осуществляет исходя из целей и специфики своей хозяйственной деятельности.

7. Определение состава  основных кредиторов. Этот состав  определяется формами привлечения  заемных средств. Основными кредиторами  предприятия являются обычно  его постоянные поставщики, с  которыми установлены длительные  коммерческие связи, а также  коммерческий банк, осуществляющий  его расчетно-кассовое обслуживание. 
8. Формирование эффективных условий привлечения

кредитов. К числу важнейших  из этих условий относятся: 

а) срок предоставления кредита;

б) ставка процента за кредит; 

в) условия выплаты суммы  процента; 

г) условия выплаты основной суммы долга;

д) прочие условия, связанные с получением кредита. 
 Срок предоставления кредита является одним из определяющих условий его привлечения. Оптимальным считается срок предоставления кредита, в течение которого полностью реализуется цель его привлечения (например, ипотечный кредит — на срок реализации инвестиционного проекта; товарный кредит — на период полной реализации закупленных товаров и т.п.).

 Ставка процента за кредит характеризуется тремя основными параметрами: ее формой, видом и размером.

По применяемым формам различают процентную ставку (для  наращивания суммы долга) и учетную  ставку (для дисконтирования суммы  долга). Если размер этих ставок одинаков, то предпочтение должно быть отдано процентной ставке, так как в этом случае расходы по обслуживанию долга будут  меньшими.

По применяемым видам  различают фиксированную ставку процента (устанавливаемую на весь срок кредита) и плавающую ставку процента (с периодическим пересмотром  ее размера в зависимости от измения учетной ставки центрального банка, темпов инфляции и конъюнктуры финансового рынка). Время, в течение которого ставка процента остается неизменной, называется процентным периодом. В условиях инфляции для предприятия предпочтительней является фиксированная ставка или плавающая ставка с высоким процентным периодом.

Размер ставки процента за кредит является определяющим условием при оценке его стоимости. По товарному  кредиту он принимается при оценке в размере ценовой скидки продавца за осуществление немедленного расчета  за поставленные товары, выраженной в  годовом исчислении. 
Условия выплаты суммы процента характеризуются порядком выплаты его суммы. Этот порядок сводится к трем принципиальным вариантам: выплате всей суммы процента в момент предоставления кредита; выплате суммы процента равномерными частями; выплате всей суммы процента в момент уплаты основной суммы долга (при погашении кредита). При прочих равных условиях предпочтительным является третий вариант.

Условия выплаты основной суммы долга характеризуются  предусматриваемыми периодами его  возврата. Эти условия сводятся к  трем принципиальным вариантам: частичному возврату основной суммы долга в  течение общего периода функционирования кредита; полному возврату всей суммы  долга по истечении срока использования  кредита; возврата основной или части суммы долга с предоставлением льготного периода по истечении срока полезного использования кредита. При прочих равных условиях третий вариант является для предприятия предпочтительней.

  Прочие условия, связанные с получением кредита, могут предусматривать необходимость его страхования, выплаты дополнительного комиссионного вознаграждения банку, разный уровень размера кредита по отношению к сумме заклада или залога и т.п. 

9. Обеспечение эффективного  использования кредитов. Критерием  такой эффективности выступают  показатели оборачиваемости и  рентабельности заемного капитала.

Информация о работе Научно-практический инструментарий формирования заемного капитала организации