Необходимость классификации аудита и аудиторской деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2013 в 09:32, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является исследование видов аудита и классификации аудиторской деятельности
Для достижения поставленной цели выделены следующие задачи:
- определить понятие и признаки аудита;
- раскрыть необходимость классификации аудита и аудиторской деятельности;
- охарактеризовать основные виды аудита и аудиторской деятельности.

Содержание работы

Введение 3
Основная часть 5
1 Понятие и признаки аудита 5
2 Необходимость классификации аудита и аудиторской деятельности 10
3 Характеристика видов аудита 15
Заключение 20
Глоссарий 22
Список использованных источников 26

Файлы: 1 файл

Курсовая работа Виды аудита, классификация этой деятельности.doc

— 197.50 Кб (Скачать файл)

Российская национальная система аудита развивалась не эволюционным путем, а путем внедрения «сверху», и сегодня она, во многом зависящая от внешней мировой конъюнктуры, также находится в состоянии кризиса.

Используя западный опыт, аудит в России мог бы избежать многих ошибок. Однако вместо этого законодатель копирует западную модель развития бухгалтерского учета и аудита: переносит западные стандарты на российскую землю; вводит законодательные акты, способствующие укрупнению аудиторских организаций. При этом аудит в России приобретает своеобразную специфику. Например, на Западе наибольшее количество скандалов было связано с завышением прибыли аудируемых организаций. В России основной неофициальной задачей перед аудитом остается подтверждение правильности исчисления и уплаты налогов, а, следовательно, завышение прибыли в России не востребовано и скандалов по западному сценарию в ближайшее время не ожидается.

Безусловно, российская система аудита должна опираться на мировую систему аудита. Это важно, в первую очередь, для предприятий, акции которых обращаются на западных, в т.ч. американских, фондовых рынках, а также для предприятий, которые рассчитывают привлечь иностранные инвестиции. Но разве не правильным будет учитывать чужие ошибки и добиваться наибольшей независимости аудиторских организаций и значимости аудиторов.

Надо признать, что  за столь короткий период времени (почти 20 лет) благодаря усилиям отечественных ученых и экспертов в области аудита была проделана колоссальная работа по формированию национальной системы аудита.

Тем не менее, аудит в России находится пока еще в стадии становления, т.к. не до конца сформирована структура самоуправления, не в полной мере отработан механизм получения аттестатов аудиторами (действующий механизм вызывает массу нареканий со стороны аудиторского сообщества), не подведен итог по созданию необходимых стандартов аудиторской деятельности, на момент написания статьи кодекс этики аудиторов только готовится к принятию и т.д.

В ряде случаев (как правило, если это  не связано с привлечением организацией дополнительного финансирования) аудиторские проверки носят формальный характер. Это не позволяет использовать аудит как инструмент повышения качества информации в финансовой отчетности и превращает его в бесполезный элемент рыночной экономики.

С другой стороны, существует мода на слово аудит. Можно предположить, что это связано с тем, что  в момент становления аудита как вида деятельности аудиторами стали наиболее грамотные и подготовленные финансисты и экономисты: опытные работники налоговых органов, главные бухгалтеры. Кроме того, сама профессия толкает аудитора к постоянному самосовершенствованию. Поэтому отношение к аудиторам как к высококвалифицированным специалистам автоматически переносится и на само понятие «аудит». Аудитом стали называть многие сферы деятельности, как связанные с бухгалтерской (финансовой) отчетностью, так и весьма далекие от нее. И это нивелирует особенности аудита, запутывает потребителя аудиторских услуг, размывает цели и задачи, стоящие перед аудиторской проверкой6.

Понять ценность, место и значение аудита в современной экономике поможет разграничение аудита как такового (деятельности, которая осуществляется аудиторами) и других видов деятельности, иначе говоря, систематизация и классификация видов аудита.

Надо отметить, что классификация  предметов и явлений - основа для выработки понятий, названий, основа специфики языка, присущего той или иной сфере деятельности. Классификация необходима для того, чтобы при названии того или иного предмета или явления любому (или хотя бы специалисту) было понятно, о чем идет речь. В одной и той же классификации необходимо применять одно основание, а составляющие классификации должны взаимно исключать друг друга. В специальной литературе делаются попытки классификации видов аудита, однако не всегда используются правила классификации, не всегда указываются основания для такой классификации7. В то же время сам факт того, что о классификации и систематизации видов аудита задумываются российские ученые, говорит о том, что такая проблема существует, об актуальности этого вопроса, о важности поиска подходов к решению этой задачи. Классификация видов аудита поможет устранить имеющиеся противоречия, отменить неэффективные нормативно- правовые акты, использовать новое, более совершенное регулирование этой сферы деятельности.

В качестве первого основания для  классификации можно выделить объект проверки: правильность уплаты налогов; достоверность выполнения природоохранных мероприятий й их соответствие нормативным требованиям действующего законодательства; правильность оформления отношений с работниками и соблюдения трудового законодательства; выполнение тех или иных технологических процедур и операций и их соответствие нормативным требованиям действующего законодательства и стандартам и др. Соответственно, речь может идти о налоговом аудите, экологическом аудите, кадровом аудите, технологическом аудите и др. Список видов аудита по данному основанию можно продолжить. Однако в целях Федерального закона «Об аудиторской деятельности» можно использовать только один объект проверки - бухгалтерскую (финансовую) отчетность аудируемого лица.

Одним из важнейших оснований  классификации видов аудита является независимость аудиторов от аудируемого субъекта. В этой связи принято выделять внешний и внутренний аудит8.

Внешний аудит - это проверка, которая, осуществляется независимыми проверяющими. В принципе, внешние проверки могут быть осуществлены не только аудиторскими организациями (или индивидуальными аудиторами), но и другими специализированными организациями (специалистами) в зависимости от объекта проверки. Целью такой проверки для заказчика является получение именно независимого профессионального мнения в отношении объекта проверки. При этом аудитор, согласно требованиям ст. 8 Федерального закона об аудиторской деятельности, при проведении аудиторской проверки должен быть независим от аудируемого лица. В противном случае аудитор может быть подвергнут мерам дисциплинарного воздействия вплоть до лишения права участвовать в осуществлении аудиторской деятельности (ст. 20 Федерального закона об аудиторской деятельности). Но не все виды деятельности имеют аналогичные строгие правила, касающиеся проведения независимых проверок.

Внутренний аудит (внутренняя проверка) - это элемент системы внутреннего контроля. Он не является независимой проверкой, и в этом смысле не соответствует сущности аудита, поскольку отличительной особенностью аудита (согласно требованиям Федерального закона об аудиторской деятельности) является его независимость.

В последние годы понятие  внутреннего аудита широко используется также применительно к деятельности органов исполнительной власти. Согласно положениям ст. 270.1 Бюджетного кодекса РФ, внутренний финансовый аудит (контроль) - контроль органов исполнительной власти (органов местной администрации), которые вправе создавать подразделения внутреннего финансового аудита (внутреннего контроля), осуществляющие разработку и контроль за соблюдением внутренних стандартов и процедур составления и исполнения бюджета, составления бюджетной отчетности и ведения бюджетного учета, а также подготовку и организацию осуществления мер, направленных на повышение результативности (эффективности и экономности) использования бюджетных средств9.

В то же время государственный  аудит может рассматриваться  и в более широком смысле. Согласно определению, данному С.В. Степашиным, государственный аудит - это система внешнего, независимого публичного аудита деятельности органов государственной власти по управлению общественными ресурсами (финансовыми, материальными, интеллектуальными)10.

3 Характеристика видов  аудита

 

Исследование различных  видов аудита на основании научной  литературы и практики позволило  нам систематизировать их (Приложение А).

В понятие «экономический аудит» входит традиционный финансовый аудит, а также различные услуги, включаемые в понятие аудиторской деятельности согласно законодательству. Понятие «промышленный аудит» объединяет виды аудита, востребованные в производственной сфере. Проникновение аудита в различные области общественной жизни потребовало выделения группы «прочие виды аудита». Рассмотрим виды аудита подробнее.

Под финансовым аудитом  понимается независимая экспертиза финансово-хозяйственной деятельности организации, проводимая аудиторами путем проверки соблюдения установленного порядка ведения бухгалтерского учета, соответствия хозяйственных операций законодательству, полноты и правильности отражения показателей деятельности предприятий в финансовой отчетности. Такой тип финансового аудита определяется как независимая проверка бухгалтерского учета и финансовой отчетности организации и индивидуальных предпринимателей и выражение мнения о ее достоверности.

Налоговый аудит - один из наиболее востребованных видов аудиторской деятельности. Представляет собой проверку систем бухгалтерского и налогового учета организации на предмет правильности формирования налоговой базы по каждому налогу; исчисления и уплаты налогов и сборов за определенный период времени; состояния расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами; соответствия систем бухгалтерского и налогового учета требованиям действующего законодательства11.

Налоговый аудит позволяет  снизить вероятность возникновения  конфликтных ситуаций с налоговыми и правоохранительными органами, минимизировать финансовые потери в виде штрафов и пеней, повысить деловую репутацию организации.

Маркетинговый аудит - это  независимое периодически повторяющееся  исследование маркетинговой среды, целей, стратегий и деятельности предприятия для выявления проблемных областей и нереализованных возможностей, а также разработки рекомендаций по улучшению положения дел.

Ценовой аудит представляет собой проверку обоснованности цен, смет и т.п. при проверке суммы  бюджетных ассигнований или стоимости договоров между коммерческими организациями.

В рамках управленческого  аудита формируются рекомендации клиенту  по совершенствованию управления предприятием, оптимизации производственных процессов, повышению производительности.

Организационный аудит - контроль механизма и структуры управления организацией на основе принятых стандартов, норм, законов и принципов.

Цель инвестиционного  аудита состоит в выражении мнения о целевом использовании инвестиции.

Операционный аудит  представляет собой независимую систематическую оценку организационной деятельности на разных этапах управления с целью улучшить функционирование системы. При этом обычно основное внимание уделяется надежности работы системы внутреннего контроля и служб предприятия. Операционный аудит в более широком контексте понимается в качестве консультаций по бизнесу.

Аудит в условиях несостоятельности  предполагает выявление признаков  фиктивного и преднамеренного банкротства, проверку соответствия действий арбитражного управляющего законодательству и оценку эффективности его работы.

Инвентаризационный аудит  проводится с целью оценки качества и надежности инвентаризации, проведенной  внутренними подразделениями компании. В отличие от инвентаризации, задача которой состоит в получении точной информации о наличии, состоянии и стоимости имущества и финансовых обязательствах организации, инвентаризационный аудит позволяет сделать вывод о достоверности результатов инвентаризации имущества и обязательств, полноте и правильности учета такого имущества и обязательств и их отражения в бухгалтерской отчетности.

Аудит использования  финансирования представляет собой  независимую проверку некоммерческих организаций (органов государственного управления, муниципальных структур, благотворительных фондов) в целях оценки результативности и эффективности использования ими средств финансирования. Он проводится, когда стандартные ориентированные на коммерческие организации, преследующие получение прибыли, способы контроля не применены. Аудит использования финансирования представляет собой финансовый анализ, направленный на оценку экономичности, результативности и эффективности использования ресурсов.

Некоторые виды экономического аудита можно отнести к сопутствующим  услугам или прочим услугам в  области аудиторской деятельности

Промышленный аудит  тесно связан с инспекционной  деятельностью. В его состав входят такие виды проверок, как технический, экологический и энергетический аудиты.

Технический (технологический) аудит представляет собой проверку рациональности организации производства, системы качества и управления. Под техническим аудитом подразумевается также проверка технического состояния зданий, машин, оборудования и т.д.

Энергетический аудит - это техническое инспектирование  энергогенерирования и энергопотребления предприятия. Цель - определение возможности экономить энергию и предоставлять помощь предприятию в проведении мероприятий, обеспечивающих экономию энергоресурсов на практике12.

Экологическим аудитом  является систематический документированный процесс проверки, заключающийся в получении объективным путем и оценке свидетельств аудирования. Экологический аудит направлен на установление соответствия экологически значимых видов деятельности, событий, условий, систем менеджмента или информации по этим вопросам критериям аудирования.

Аудит можно рассматривать  шире - вне финансовой сферы - как  независимую оценку качества продукта и (или) результатов чьей-то деятельности. Прочие виды аудита включают проверки и экспертизы в различных областях.

Аудит систем менеджмента качества - это систематический, независимый и документированный процесс получения свидетельств аудита и объективного их оценивания с целью установления степени выполнения согласованных критериев аудита. Он проводится для получения представления о работе системы качества на предприятии за определенный период времени. Цель его состоит в том, чтобы собрать свидетельства, которые позволят выявить несоответствия в процессах, продуктах и системе качества.

Кадровый аудит (аудит  персонала) включает: оценку соответствия кадрового потенциала организации ее целям и стратегии развития; диагностику причин возникновения проблем по вине персонала; подготовку конкретных рекомендаций для руководства и службы управления персоналом. Предметом аудита персонала являются все составляющие процесса управления персоналом.

Правовой аудит представляет собой комплексную юридическую  проверку статуса организации и  ее деятельности с целью выявления  и оценки возможных юридических  рисков. Целью проведения правового  аудита является исправление нарушений в деятельности предприятия, которые могут повлечь уголовную, административную и гражданско-правовую ответственность компании и (или) ее администрации.

Информация о работе Необходимость классификации аудита и аудиторской деятельности