Нормативное регулирование бухгалтерского учета России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2013 в 10:27, реферат

Описание работы

Финансовый (бухгалтерский ) учет как система регистрации, контроля и анализа хозяйственной деятельности людей зародился много тысячелетий тому назад. Он развивался и совершенствовался одновременно с развитием человеческого общества. Понятия и принципы финансового учета отбирались, шлифовались и дополнялись все новыми и новыми поколениями. Все страны, эпохи, общества и государства внесли свой вклад в эту научно-практическую деятельность людей. И Россия не оставалась в стороне от этой деятельности.

Любое коммерческое предприятие функционирует в двух состояниях: как замкнутая внутренняя система и как элемент общей экономической системы государства.

Содержание работы

Введение

1. Система нормативного регулирования бухгалтерского учета в РФ

2. Законодательные акты, регламентирующие организацию учета

3. Стандарты и инструктивные документы, регламентирующие организацию учета, организация бухгалтерского учёта в организациях

Заключение

Список литературы

Файлы: 1 файл

курсовая работа.doc

— 118.50 Кб (Скачать файл)

Нормативное регулирование бухгалтерского учета России

 

План

 

 

Введение 

 

1. Система нормативного регулирования  бухгалтерского учета в РФ 

 

2. Законодательные акты, регламентирующие  организацию учета

 

3. Стандарты и инструктивные  документы, регламентирующие организацию учета, организация бухгалтерского учёта в организациях

 

Заключение

 

Список литературы

 

Приложения

 

Введение

 

 

В настоящее время, каждый, кто занят  предпринимательской и хозяйственной  деятельностью, должен знать необходимые  ему основы права. Деятельность организации в хозяйственном обороте невозможна без соблюдения многочисленных норм и правил.

 

В современных условиях именно от знаний бухгалтера во многом зависит  функционирование и благосостояние организации. Благосостояние самого бухгалтера также напрямую зависит от багажа знаний, которыми он располагает.

 

Для того чтобы продолжать нормальную работу, бухгалтер обязан владеть  правовой терминологией, знать, как  применяются и действуют нормативные  акты, кто может быть субъектом  хозяйственных отношений, как совершаются сделки и заключаются договоры, что такое имущество и интеллектуальная собственность, как регулируются трудовые отношения в организации и многое другое.

 

Финансовый (бухгалтерский) учет - важный элемент финансово-экономических  отношений в человеческом обществе, выступающий в сфере действия коммерческого предприятия, как:

 

Ш звено управления, осуществляющее взаимную связь между руководством предприятия и его трудовым коллективом;

 

Ш специальный финансовый язык, с  помощью которого отображаются сущность и своеобразие хозяйственной деятельности.

 

Финансовый (бухгалтерский ) учет как  система регистрации, контроля и  анализа хозяйственной деятельности людей зародился много тысячелетий  тому назад. Он развивался и совершенствовался  одновременно с развитием человеческого общества. Понятия и принципы финансового учета отбирались, шлифовались и дополнялись все новыми и новыми поколениями. Все страны, эпохи, общества и государства внесли свой вклад в эту научно-практическую деятельность людей. И Россия не оставалась в стороне от этой деятельности.

 

Любое коммерческое предприятие функционирует  в двух состояниях: как замкнутая  внутренняя система и как элемент  общей экономической системы  государства.

 

В этом смысле можно говорить о  внутренней и внешней среде предпринимательства. Рассмотрим внешнюю предпринимательскую среду. Она характеризуется следующими элементами, существенно влияющими на деятельность предприятия:

 

Ш экономическое состояние и  обстановка в обществе;

 

Ш политическая ситуация;

 

Ш правовая система государства;

 

Ш социально-культурная среда;

 

Ш технологическая сфера;

 

Ш физическая и географическая среда;

 

Ш партнерская финансово-техническая  сфера.

 

Правовая система государства  теснейшим образом связана с  двумя вышеназванными сферами воздействия на предприятие. Наличие развитой правовой основы коммерческой деятельности в совокупности с отработанным налоговым законодательством во многом способствуют динамичной и прибыльной работе коммерческих фирм и общему экономическому подъему государства. Именно поэтому считается данная тема актуальной.

 

Предметом исследования в данной работе является система нормативного регулирования  такого объекта, как финансовый учет.

 

Цель данной работы состоит в  следующем: раскрыть содержание нормативного регулирования - приведение правовой системы финансового учета в соответствии с требованиями рыночной экономики и международными стандартами финансовой отчетности.

 

Для достижения данной цели поставлены задачи, такие как:

 

* определение основных аспектов  нормативного регулирования финансового (бухгалтерского) учета России.

 

* изучение теоретических предпосылок  совершенствования нормативного  регулирования бухгалтерского учета.

 

* предложения возможных альтернатив  нормативного регулирования финансового  (бухгалтерского) учета в РФ.

 

В настоящее время складываются благоприятные условия для дальнейшего  развития бухгалтерского учета и  отчетности в Российской Федерации.

 

Введены в действие нормативные  правовые акты, охватывающие большинство  объектов финансового (бухгалтерского) учета и отчетности.

 

В профессиональном сообществе накоплены  определенные навыки и опыт ведения  бухгалтерского учета и отчетности в рыночных условиях. В обществе созрело понимание необходимости  повышения темпов перехода к использованию  МСФО.

 

Общее методологическое руководство осуществляется правительством РФ.

 

Кроме того, существуют органы, которым  федеральным законом предоставлено  право разрабатывать, и утверждать определенные документы.

 

Данный вопрос прорабатывался коллективом  авторов и специалистов в области финансового учета, среди которых: А.С.Бакаев, В.Ю. Бакшинскас, Н.Г. Волков, В.И. Мещеряков, В.А.. Кашин, Н.П.. Кондраков, И.Н. Ложников, Е.В.Орлова и другие.

 

Для выполнения курсовой работы были изучены и использованы нормативные  акты, Постановления Правительства РФ ит.д. использованы материалы экономических Интернет - форумов, статистика.

 

Практическая значимость данной работы заключается в том, что ее можно  использовать не только с теоретической  но и практической стороны, как студентами ВУЗа, так и предпринимателями.

 

Для реализации поставленных в данной работе задач были использованы следующие  методы:

 

- монографический, статистический, аналитический (анализ документов).

 

1. Система  нормативного регулирования бухгалтерского  учета в РФ 

 

 

В связи с осуществлением мероприятий  по переходу на рыночные условия хозяйствования произошли изменения в законодательстве Российской Федерации, функциях управления органов исполнительной власти различных  уровней, степени их влияния на происходящие процессы. Важную роль в этой деятельности играет бухгалтерский учет. Он впитал в себя лучшие традиции и правила зарубежной практики ведения учета, сохраняя в целом национальную систему организации бухгалтерского учета. Переход на рыночные условия экономики потребовал разработки новой системы нормативных документов, регламентирующих вопросы организации и ведения бухгалтерского учета в организации, а также определения роли государственных органов в ее создании. Нынешняя система нормативного регулирования бухгалтерского учета в России состоит из документов четырех уровней.

 

Первую группу документов составляют законы и иные законодательные акты (указы Президента, постановления  Правительства), регулирующие прямо  или косвенно постановку учета в  организации. Особое место в этом уровне системы должен занять Федеральный закон "О бухгалтерском учете". Очень важным документом первого уровня системы является Гражданский кодекс Российской Федерации. В его первой части законодательно закреплены многие вопросы учетной работы. Среди них: наличие самостоятельного баланса как необходимый признак юридического лица; обязательность утверждения годового бухгалтерского отчета; обязательные случаи аудиторского заключения; понятие чистых активов, дочерних и зависимых обществ (предприятий); порядок реорганизации и ликвидации различных видов юридического лица. Гражданский кодекс РФ (ГК РФ) от 30.11.1994 N 51-ФЗ - Часть 1

 

К этой же группе документов можно  отнести Федеральный закон от 14.06.95 88-ФЗ "О государственной поддержке  малого предпринимательства в Российской Федерации", Федеральный закон от 26.12.95 208-ФЗ "Об акционерных обществах"

 

В настоящее время разработан Налоговый  кодекс Российской Федерации, в котором  установлены особые правила организации  налогового учета, принципы которого резко отличаются от традиционных принципов бухгалтерского учета. Налоговый кодекс РФ (НК РФ) часть 1 от 31.07.1998 N 146-ФЗ

 

Второй уровень системы нормативного регулирования составят положения  по бухгалтерскому учёту. В этих документах будут обобщены принципы и базовые правила бухгалтерского учета, изложены основные понятия, относящиеся к отдельным участкам учета, возможные бухгалтерские приемы без раскрытия конкретного механизма применения их к определенному виду деятельности.

 

Такое раскрытие должно осуществляться в документах третьего уровня - методических указаниях по ведению бухгалтерского учета, в т. ч. в инструкциях, рекомендациях и т. п. К этой группе документов относятся методические рекомендации по планированию, учету и калькулированию себестоимости продукции (работ, услуг) в строительстве, сельском хозяйстве, науке и проектно-изыскательских работах, методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, инструкции по заполнению форм бухгалтерской отчетности и др. Одним из важнейших документов этого уровня является План счетов бухгалтерского учета и инструкция по его применению. К ним также можно причислить многочисленные указания Министерства финансов Российской Федерации по вопросам, возникающим впервые в хозяйственной деятельности организаций (договор о совместной деятельности, векселя и казначейские обязательства); а также методические указаний по бухгалтерскому учету, которые разрабатываются применительно к важнейшим отраслям народного хозяйства и видам деятельности (промышленность, капитальное строительство, наука, торговля, туризм, сельское хозяйство, бытовые услуги, финансовый рынок и др.).

 

2. Законодательные акты, регламентирующие  организацию учета

 

 

Нормативный акт - это акт правотворчества, исходящий от компетентного государственного органа и содержащий нормы права. Нормативный акт действует непрерывно, предназначен для регулирования неопределенного числа однообразных и повторяющихся случаев и обязателен для исполнения неопределенным кругом лиц. Этим нормативный акт отличается от индивидуальных актов, применяющих норму права в конкретной ситуации к конкретному лицу, и актов толкования, разъясняющих существующие нормы права. Нормативные акты различаются по уровню и виду органа, издавшего акт. В зависимости от того, каким органом принят нормативный акт, определяется его юридическая сила. Нормативные акты принято делить на четыре большие группы: законы, акты федеральных органов государственного управления, акты федеральных органов исполнительной власти, акты исполнительных органов субъектов Российской Федерации.

 

Закон - нормативный акт, принимаемый  представительным органом государственной  власти Российской Федерации или  ее субъектов. Различают федеральные  конституционные законы, федеральные  законы, законы субъектов Федерации. К актам федеральных органов государственного управления относятся указы Президента и постановления Правительства.

 

Указы Президента Российской Федерации  принимаются на основании и во исполнение федеральных законов, являются подзаконными нормативными актами и не могут противоречить Конституции РФ и федеральным законам. В случае такого противоречия должны действовать нормы Конституции РФ и федеральных законов. По текущим вопросам оперативного характера Президент имеет право принимать распоряжения, не являющиеся нормативными актами. Постановления Правительства Российской Федерации принимаются на основании и во исполнение федеральных законов, указов Президента Российской Федерации и являются нормативными актами, так как содержат нормы права. Распоряжения Правительства содержат конкретные предписания и являются индивидуальными, а не нормативными актами. Акты федеральных органов исполнительной власти - нормативные акты, принимаемые министерствами и ведомствами и обязательные к применению предприятиями и гражданами. Наиболее значительна функция принятия нормативных актов лишь у некоторых министерств и ведомств, к которым относятся Министерство финансов РФ, Министерство РФ по налогам и сборам, Государственный таможенный комитет РФ, а также Центральный Банк России. Министерства и ведомства, иные органы и учреждения вправе издавать нормативные акты в пределах и случаях, предусмотренных федеральными законами, указами Президента и постановлениями Правительства РФ. Различные виды нормативных актов получили разные наименования в правовой литературе и текстах нормативных актов. Термин "законодательство" применяется, как правило, ко всей совокупности нормативных актов. Термином "правовой акт" принято обозначать федеральные законы, указы Президента и постановления Правительства. Термин "подзаконный акт" ("акт законодательства") применяется к указам Президента, постановлениям Правительства и ведомственным актам.

 

Основными целями законодательства о  бухгалтерском учете являются:

 

Ш - обеспечение единообразного ведения  учета имущества, обязательств и хозяйственных операций, осуществляемых организациями;

 

Ш - составление и предоставление сопоставимой и достоверной информации об имущественном положении организаций  и их доходах и расходах, необходимой  пользователям бухгалтерской отчетности.

 

Второй уровень системы представляют положения (стандарты) по бухгалтерскому учету. Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденное Приказом Министерства финансов РФ от 29 июля 1998 г. № 34н,[15 ] определяет порядок организации и ведения бухгалтерского учета, составления и представления бухгалтерской отчетности, а также взаимоотношения по этим вопросам организаций с внутренними и внешними потребителями бухгалтерской информации. Данный акт является комплексным, регулирующим в целом вопросы бухгалтерского учета и отчетности. В соответствии с Программой реформирования бухгалтерского учета, Минфином РФ утверждаются Положения по бухгалтерскому учету (ПБУ), регулирующие отдельные вопросы, направления ведения бухгалтерского учета и отчетности (учет отдельных видов имущества и операций, отдельные этапы бухгалтерского учета и т.п. Необходимость существования Положений заключается в детализации ими правил ведения бухгалтерского учета, изложении основных понятий, относящихся к отдельным участкам учета. Кроме того, в Положениях (стандартах) говорится о тех или иных возможных бухгалтерских приемах без раскрытия конкретного механизма применительно к определенному виду деятельности или организационно-правовой форме.

Информация о работе Нормативное регулирование бухгалтерского учета России