Нормативное регулирование бухгалтерского учета России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2013 в 10:27, реферат

Описание работы

Финансовый (бухгалтерский ) учет как система регистрации, контроля и анализа хозяйственной деятельности людей зародился много тысячелетий тому назад. Он развивался и совершенствовался одновременно с развитием человеческого общества. Понятия и принципы финансового учета отбирались, шлифовались и дополнялись все новыми и новыми поколениями. Все страны, эпохи, общества и государства внесли свой вклад в эту научно-практическую деятельность людей. И Россия не оставалась в стороне от этой деятельности.

Любое коммерческое предприятие функционирует в двух состояниях: как замкнутая внутренняя система и как элемент общей экономической системы государства.

Содержание работы

Введение

1. Система нормативного регулирования бухгалтерского учета в РФ

2. Законодательные акты, регламентирующие организацию учета

3. Стандарты и инструктивные документы, регламентирующие организацию учета, организация бухгалтерского учёта в организациях

Заключение

Список литературы

Файлы: 1 файл

курсовая работа.doc

— 118.50 Кб (Скачать файл)

 

Такое раскрытие осуществляется в  документах третьего уровня системы

 

- методических указаниях, методических  рекомендациях, инструкциях. В  качестве примера можно назвать  Методические указания по инвентаризации  имущества и финансовых обязательств, утвержденные Приказом Минфина России от 28 июня 1995 г. № 49,[ 15 ] типовые формы бухгалтерской отчетности. Методические указания зачастую принимаются в развитие ПБУ. К примеру, на основе ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов» Приказом Минфина РФ от 28 декабря 2001 г. № 149н утверждены Методические указания по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов. Приказ Минфина РФ от 28 декабря 2001 г. № 149н Методическими указаниями и рекомендациями устанавливаются особенности ведения бухгалтерского учета организациями отдельных видов деятельности. В качестве примера приведем Приказ Минфина РФ от 12 января 2001 г. № 2н «О методических рекомендациях о порядке формирования показателей бухгалтерской отчетности страховых организаций». Приказ Минфина РФ от 12 января 2001 г. № 2н

 

Один из важнейших документов этого  уровня - План счетов бухгалтерского учета  финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкция по его  применению, утвержденные Приказом Минфина  России от 31 октября 2000 г. № 94н. [18 ].К данному уровню относятся многочисленные оперативные указания Министерства финансов РФ по вопросам, впервые возникающим в хозяйственной деятельности организаций. Так, Письмом Минфина России от 25 октября 1996 г. № 92 разрешены вопросы, возникающие при ведении бухгалтерского учета и отчетности садоводческими товариществами. Следует отметить, что в соответствии со ст. 5 Закона о бухгалтерском учете общее методологическое руководство бухгалтерским учетом в Российской Федерации осуществляется Правительством Российской Федерации. От лица Правительства РФ эту функцию выполняет Министерство финансов РФ. В данном Законе также отмечено, что нормативные акты и методические указания по бухгалтерскому учету, издаваемые органами, которым федеральными законами предоставлено право регулирования бухгалтерского учета, не должны противоречить нормативным актам и методическим указаниям Министерства финансов РФ. В настоящее время федеральными законами право регулирования бухгалтерского учета предоставлено Центральному банку Российской Федерации, Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг. В качестве примера такого регулирования можно назвать Положение о правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории РФ.

 

Четвертый уровень в системе составляют локальные нормативные акты, принимаемые организацией и формирующие ее учетную политику в методическом, техническом и организационном аспектах. Необходимо также руководствоваться актами по бухгалтерскому учету, принятыми еще органами исполнительной власти СССР. Эти акты действуют, если не были отменены официально и если не противоречат стандартам бухгалтерского учета. Регулирование бухгалтерского учета видимо следует рассматривать с точки зрения мировых моделей учета: континентальная модель г регулирование учета и его развитие регламентируется законодательными актами государства; британо-американская модель г доминирующую роль в разработке и установлении стандартов и правил ведения учета и отчетности играют бухгалтеры-профессионалы (профессиональные организации бухгалтеров и аудиторов). До недавнего времени Российская учетная система характеризовалась доминированием государственного регулирования учета и отчетности, направленностью учета на фискальные цели, незначительной ролью профессиональных организаций в регулировании учета (близко к континентальной модели). В последнее время ситуация изменилась, совершенствование законодательной базы учета проводится с привлечением объединений профессиональных бухгалтеров и аудиторов (характерно для британо-американской модели), но все же регулирование бухгалтерского учета производится нормативными актами государства. [2] Какова иерархия нормативного законодательства, регулирующего бухгалтерский учет?

 

I уровень: 

 

Конституция Российской Федерации.

 

II уровень: 

 

Гражданский кодекс Российской Федерации;

 

Налоговый кодекс Российской Федерации. Части 1 и 2.

 

III уровень: 

 

Федеральный закон “О бухгалтерском  учете” от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ.

 

IV уровень: 

 

Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденное приказом Минфина Российской Федерации от 27 июля 1998 г. № 34 н; [ 4]

 

План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной  деятельности организаций и инструкция по его применению утверждены приказом Министерства финансов Российской Федерации от 31 октября 2000 г. № 94н (вводится с 1 января 2001 г. поэтапно по мере готовности предприятий в течение 2001 г.);

 

Положение по бухгалтерскому учету “Учетная политика организации” (ПБУ 1/98), утвержденное приказом Минфина Российской Федерации от 9 декабря 1998 г. № 60н; [5]

 

Положение по бухгалтерскому учету “Учет договоров (контрактов) на капитальное строительство” (ПБУ 2/94), утвержденное приказом Минфина  Российской Федерации от 20 декабря 1994 г. № 167;

 

Положение по бухгалтерскому учету “Учет активов  и обязательств, стоимость которых  выражена в иностранной валюте” (ПБУ 3/2000), утвержденное приказом Минфина  Российской Федерации от 10 января 2000 г. № 2н;

 

Положение по бухгалтерскому учету “Бухгалтерская отчетность организаций” (ПБУ 4/99), утвержденное приказом Минфина Российской Федерации от 6 июля 1999 г. № 43н; [6].

 

Положение по бухгалтерскому учету “Учет материально-производственных запасов” (ПБУ 5/01), утвержденное приказом Минфина Российской Федерации от 9 июня 2001г. № 44н;

 

Положение по бухгалтерскому учету “Учет основных средств” (ПБУ 6/01), утвержденное приказом Минфина Российской Федерации от 30 марта 2001 г. № 26н;

 

Положение по бухгалтерскому учету “События после отчетной даты” (ПБУ 7/98), утвержденное приказом Минфина Российской Федерации от 25 ноября 1998 г. № 56н;

 

Положение по бухгалтерскому учету  “Условные факты хозяйственной деятельности” (ПБУ 8/98), утвержденное приказом Минфина Российской Федерации от 25 ноября 1998 г. № 57н;

 

Положение по бухгалтерскому учету  “Доходы организации” (ПБУ 9/99), утвержденное приказом Минфина Российской Федерации  от 6 мая 1999 г. № 32н с изменениями, внесенными приказом Минфина Российской Федерации от 30 марта 2001 г. № 27н;

 

Положение по бухгалтерскому учету  “Расходы организации” (ПБУ 10/99), утвержденное приказом Минфина Российской Федерации  от 6 мая 1999 г. № 33н с изменениями, внесенными приказом Минфина Российской Федерации от 30 марта 2001 г. № 27н;

 

Положение по бухгалтерскому учету  “Информация об аффилированных лицах” (ПБУ 11/99), утвержденное приказом Минфина  Российской Федерации от 13 января 2000 г. № 5н. [8].

 

Положение по бухгалтерскому учету “Информация по сегментам” (ПБУ 12/2000), утвержденное приказом Минфина Российской Федерации от 27 января 2000 г. № 11н. [9].

 

Положение по бухгалтерскому учету  “Учет государственной помощи” (ПБУ 13/2000), утвержденное приказом Минфина Российской Федерации от 16 октября 2000 г. № 92н;

 

Положение по бухгалтерскому учету  “Учет нематериальных активов” (ПБУ 14/2000), утвержденное приказом Минфина  Российской Федерации от 16 октября 2000 г. № 91н; [10].

 

Положение по бухгалтерскому учету “Учет займов и кредитов и затрат по их обслуживанию” (ПБУ 15/01), утвержденное приказом Минфина Российской Федерации от 2 августа 2001 г. № 60н.

 

3. Стандарты и инструктивные  документы, регламентирующие организацию  учета, организация бухгалтерского  учёта в организациях

 

 

Организации в процессе формирования учетной политики могут создавать  документы, исходя из своей структуры, отрасли и других особенностей деятельности. В их состав входят:

 

o рабочий план счетов бухгалтерского  учета; 

 

o формы первичных учетных документов, применяемых для оформления хозяйственных операций, по которым не предусмотрены типовые формы первичных учетных документов;

 

o порядок проведения инвентаризации  и методы оценки видов имущества  и обязательств;

 

o правила документооборота и технология обработки учетной информации;

 

o порядок контроля за хозяйственными  операциями, а также другие решения,  необходимые для организации  бухгалтерского учета.

 

o а также изменения требований  и допущений см приложение  А.

 

Ответственность за организацию бухгалтерского учёта в организациях, соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций несут руководители организаций. Руководители организаций могут в зависимости от объема учётной работы:

 

а) учредить бухгалтерскую службу как структурное подразделение, возглавляемое главным бухгалтером;

 

б) ввести в штат должность бухгалтера;

 

в) передать на договорных началах  ведение бухгалтерского учёта централизованной бухгалтерии, специализированной организации  или бухгалтеру-специалисту;

 

г) вести бухгалтерский учёт лично.

 

Принятая организацией учётная  политика утверждается приказом или  распоряжением лица, ответственного за организацию и состояние бухгалтерского учёта. При этом утверждаются:

 

- рабочий план счетов бухгалтерского  учёта, содержащий синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учёта в соответствии с требованиями своевременности и полноты учёта и отчётности;

 

- формы первичных учётных документов, применяемых для оформления хозяйственных  операций, по которым не предусмотрены типовые формы первичных учётных документов, а также формы документов для внутренней бухгалтерской отчётности; (и изменения к ним см приложение Б)

 

- порядок проведения инвентаризации  и методы оценки видов имущества  и обязательств;

 

- правила документооборота и  технология обработки учётной  информации;

 

- порядок контроля за хозяйственными  операциями, а также другие решения,  необходимые для организации  бухгалтерского учёта.

 

Принятая организацией учётная  политика применяется последовательно из года в год. Изменение учётной политики может производиться в случаях изменения законодательства Российской Федерации или нормативных актов органов, осуществляющих регулирование бухгалтерского учёта, разработки организацией новых способов ведения бухгалтерского учёта или существенного изменения условий ее деятельности.

 

В целях обеспечения сопоставимости данных бухгалтерского учёта изменения  учётной политики должны вводиться  с начала финансового года. Бухгалтерский  учёт ведется организацией непрерывно с момента ее регистрации в качестве юридического лица до реорганизации или ликвидации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Организация ведет бухгалтерский учёт имущества, обязательств и хозяйственных операций путем двойной записи на взаимосвязанных счетах бухгалтерского учёта, включенных в рабочий план счетов бухгалтерского учёта.

 

Данные аналитического учёта должны соответствовать оборотам и остаткам по счетам синтетического учёта. Все  хозяйственные операции и результаты инвентаризации подлежат своевременной регистрации на счетах бухгалтерского учёта без каких-либо пропусков или изъятий.

 

В бухгалтерском учёте организаций  текущие затраты на производство продукции и капитальные вложения учитываются раздельно.

 

Рабочие документы, регламентирующие учет в организациях

 

Ш Методические указания, инструкции, рекомендации и другие аналогичные  документы, рабочие документы организаций

 

Ш Методические указания, инструкции, рекомендации в системе нормативного регулирования бухгалтерского учета относятся к документам третьего уровня. Они призваны конкретизировать основные положения, изложенные в нормативных документах первого и второго уровней, т.е. в Законе "О бухгалтерском учете" и положениях по бухгалтерскому учету.

 

Ш Нормативные документы третьего уровня разрабатываются различными министерствами и ведомствами.

 

Данные документы следует разбить  на две группы. Одна регулирует учет объектов общеотраслевого назначения, другая имеет отраслевую направленность.

 

Первая группа включает:

 

Ш Порядок ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержденный решением Совета директоров ЦБ РФ от 22 сентября 1993 г. № 40 (письмо ЦБ РФ от 4 октября 1993 г. №18);

 

Ш Методические указания по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденные приказом Минфина России от 20 июля 1998г. №33н (в ред. Приказа Минфина России от 23 марта 2000г. №32н);

 

Ш Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденные приказом Минфина России от 13 июня 1995г. №49;

 

Ш Методические рекомендации по раскрытию информации о прибыли, приходящейся на одну акцию, утвержденные приказом Минфина России от21 марта 2000г. №29н;

 

Ш План счетов бухгалтерского учета  финансово - хозяйственной деятельности организаций и Инструкция по его применению, утвержденные приказом Минфина России от 31 октября 2000г. №94н (в ред. приказа Минфина России от 7 мая 2003г. №38н);

 

Ш Методические указания по бухгалтерскому учету специального инструмента, специальных  приспособлений, специального оборудования и специальной одежды, утвержденные приказом Минфина России от 26 декабря 2002г. № 135н.

 

Вторая группа документов третьего уровня, отражающих методические вопросы  бухгалтерского учета в отдельных  отраслях, включающих инструкции по учету  затрат и калькулированию себестоимости готовой продукции (работ, услуг) в различных отраслях промышленности, строительства, сельского хозяйства, подразделениях непроизводственной сферы и др.

 

В системе нормативного регулирования  бухгалтерского учета рабочие документы  конкретной организации относят к четвертой группе, к ним можно отнести:

 

Ш документ по учетной политике предприятия;

 

Ш утвержденные руководителем формы  первичных учетных документов;

 

Ш графики документооборота;

 

Ш утвержденный руководителем план счетов бухгалтерского учета;

 

Ш утвержденные руководителем формы  внутренней отчетности.

 

Основы формирования (выбора и обоснования) и раскрытия (придания гласности) учетной  политики организации установлены  Положением по бухгалтерскому учету "Учетная  политика организации", утвержденным Приказом Министерства финансов РФ от 9 декабря 1998 г. N 60н. Учетная политика организации формируется главным бухгалтером (бухгалтером) организации и утверждается руководителем организации. Формы первичных учетных документов утверждаются руководителем организации в том случае, если они разработаны в самой организации.

Информация о работе Нормативное регулирование бухгалтерского учета России