Нормативное регулирование бухгалтерского учета в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2011 в 15:28, доклад

Описание работы

нормативное регулирование бухучета

Файлы: 1 файл

1,2, Нормативное регулирование бухгалтерского учета в РФ.docx

— 48.83 Кб (Скачать файл)
     Нормативное регулирование бухгалтерского учета в РФ
     19.10.2010       все статьи за день 
      
 
     
     
     
      
 
Первый уровень – законы Российской Федерации и указы президента РФ, устанавливающие единые правовые и методологические основы организации  и ведения бухгалтерского учета  в РФ. К документам данного уровня относятся: 
- Конституция РФ – обеспечивает ведение бухгалтерского учета с применением единых правил всеми хозяйствующими субъектами; 
- Гражданский кодекс РФ – организует важнейшие положения учетной работы. Так например Гражданским кодексом РФ регламентируются такие положения: наличия самостоятельного баланса, обязательность утверждения годового отчета, определены случаи обязательного проведения аудита, установлен порядок регистрации, ликвидации, реорганизации юридических лиц, прописаны основные виды сделок и обязательств. 
- Налоговый кодекс РФ – определяет основы бухгалтерского учета для всех юридических лиц и устанавливает порядок представления информации заинтересованным пользователям; 
- Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 21 ноября 1996 №129ФЗ – устанавливает основные и методологические основы ведения бухгалтерского учета в РФ. Данный документ определяет порядок регулирования бухгалтерского учета, сформулированы основные правила его ведения, правила составления и представления бухгалтерской отчетности и основные требования к ней. 
- Указы президента РФ; 
- Постановления Правительства РФ; 
- Прочие федеральные законы, такие как: Федеральный закон «О государственной поддержки малого предпринимательства РФ» от 14.06.1995г. №88-ФЗ, Федеральный закон «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности и для субъектов малого предпринимательства» от 29.12.1995г. №222-ФЗ, Федеральный закон «Об акционерных обществах» от 26.12.1995г. №208-ФЗ. 
Второй уровень – система национальных бухгалтерских стандартов – положений по бухгалтерскому учету, устанавливающих принципы, базовые правила ведения бухгалтерского учета отдельных объектов и на отдельных его участках. На этом уровне регулирующим органом выступает Министерство финансов РФ. 
К документам второго уровня относят: 
1. «Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ», утвержденное Приказом Минфина РФ от 29.07.1998г. – определяет порядок организации и ведения бухгалтерского учета, составления и представления отчетности хозяйствующими субъектами. Данное положение определяет: 
- порядок взаимоотношения организаций с внешними пользователями; 
- обязанности Минфина по своевременной разработке положений по бухгалтерскому учету; 
- ответственность руководителя за ведение бухгалтерского учета в организации; 
- возможность выбора организационной формы осуществления учета; 
- требования к учетной политике; 
- требования к ведению бухгалтерского учета; 
- порядок проведения инвентаризации имущества организации и источников его образования (обязательств); 
-порядок хранения первичной информации. 
2. Установленные нормы (стандарты) – определенный комплекс документально оформленных правил ведения бухгалтерского учета, которые определяют способы, методы отражения тех или иных явлений. 
Любой стандарт должен содержать цель и область применения стандарта, основные термины и понятия, принципы, нормы учета и варианты их применения.  
Для ведения учета применяются три вида стандартов: 
- международные стандарты – разрабатываются Комитетом международных стандартов учета на основе действующих национальных стандартов и практики их использования в различных странах. Данные стандарты носят рекомендательный характер. 
- региональные стандарты – разрабатываются для групп стран региона, например для стран Европейского союза; 
- национальные стандарты – разрабатываются для использования внутри государства, учитываемые особенности экономического развития, налоговой политики. Национальные стандарты обязательны для применения на территории страны. К национальным стандартам РФ относят положения по бухгалтерскому учету (ПБУ). Они носят обязательный характер и предусматривают многовариантность ведения бухгалтерского учета по отдельным объектам. В настоящее время действуют 20 положений по бухгалтерскому учету. 
Третий уровень – методические указания по ведению бухгалтерского учета. Разрабатывать их могут все, кто заинтересован в интерпретации и детализации положений нормативных актов первого и второго уровня. К важнейшим документам этого уровня относят: 
- План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкция по его применению, утвержденные Приказом Минфина РФ от 31.10.2000г. №94н;

     - Методические указания по инвентаризации  имущества и финансовых обязательств, утвержденные Приказом Минфина  РФ от 13.06.1995г. №49; 
-Методические указания по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденные Приказом Минфина РФ от 13.10.2003г. №91н; 
- Методические указания по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, утвержденные Приказом Минфина РФ от 28.12.2001г. №119н и др. 
 
Четвертый уровень – внутренние рабочие документы предприятия, в которых на основе общеустановленных правил и принципов формируется учетная политика организации, свои подходы к раскрытию бухгалтерской информации в отчетах, представляемым заинтересованным пользователям. При этом состав и содержание рабочих документов предприятия зависит от особенностей организации. К документам данного уровня относят: 
- учетную политику предприятия; 
- рабочий план счетов; 
- отдельные формы первичных документов; 
- график документооборота; 
-формы внутренней отчетности; 
- учетные регистры.

 

СИСТЕМА НОРМАТИВНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

БУХГАЛТЕРСКОГО  УЧЕТА

     

1.1 Закон РФ  о бухгалтерском учете

     

1.2 Положения  бухгалтерского учета

     

1.3 Основные требования  к ведению бухгалтерского учета

     

2. МЕТОДИЧЕСКИЕ  РЕКОМЕНДАЦИИ И УКАЗАНИЯ

     

МИНФИНА РОССИИ

     

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

     

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

     

ПРИЛОЖЕНИЕ

     

ВВЕДЕНИЕ

     

Ведение бухгалтерского учета в России осуществляется в  соответствии с различными нормативными документами, имеющими разный статус. Одни из них обязательны к применению, другие носят рекомендательный характер.

     

Потребность в  выработке общих принципов и  требований к бухгалтерскому учету  и возможности осуществления  контроля за их выполнением обуславливает необходимость формирования системы законодательного и нормативного регулирования бухгалтерского учета.

     

Так как регулированию  подлежат вопросы разной степени  сложности, система регулирования  бухгалтерского учета должна быть многоступенчатой - на более высоких уровнях устанавливаются  общие принципы, на более низких - эти принципы детализируются.

     

От знания законов, содержания нормативных документов, регулирующих бухгалтерский учет, зависит  достоверность бухгалтерской отчетности и как, следствие, успех фирмы. В  связи с этим вызывает интерес  рассмотрение современного состояния  и перспектив развития нормативного регулирования бухгалтерского учета  в РФ.

     

Система нормативного регулирования бухгалтерского учета  представляет собой совокупность законодательных, нормативных правовых актов и  других документов, относящихся к  бухгалтерскому учету. С момента  введения в действие Федерального закона от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» можно по сути дела говорить о начале формирования подотрасли права - системы законодательных и нормативных актов по бухгалтерскому учету и бухгалтерской отчетности. Принятие Закона способствовало «уравниванию в правах» норм бухгалтерского учета с нормами других отраслей права, повышению статуса норм бухгалтерского учета, поставило бухгалтерский учет на одну ступень с налогообложением, которое изначально формировалось на основе федеральных законов.

     

1. СИСТЕМА НОРМАТИВНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА

     

Система нормативного регулирования бухгалтерского учета  законодательно устанавливает единые правовые и методологические основы организации и ведения бухгалтерского учета в Российской Федерации.

     

Действующие нормы  основаны на единообразии ведения бухгалтерского учета имущества, обязательств и  хозяйственных операций, составлении  и представлении сопоставимой и  достоверной информации об имущественном  положении, доходах и расходах организации, необходимой пользователям бухгалтерской  информации.

     

Общее методологическое руководство бухгалтерским учетом на государственном уровне осуществляется Правительством Российской Федерации. Приоритетное право регулирования  бухгалтерского учета предоставлено  Министерству финансов, которое осуществляет разработку и утверждение положений  по бухгалтерскому учету (национальных стандартов), методических указаний по бухгалтерскому учету отдельных  операций, имущества, обязательств, доходов, расходов и капитала. Нормативные  акты, утвержденные Министерством финансов, составляют основу системы нормативно-правового  регулирования бухгалтерского учета  и являются обязательными к применению на территории Российской Федерации.

     

Другие органы, которые наделены правом нормативного регулирования бухгалтерского учета  в пределах своей компетенции (отраслевые министерства и ведомства), не имеют  права издавать нормативные акты, противоречащие нормативным актам  и методическим указаниям Министерства финансов РФ.

     

Одни из утверждаемых нормативных актов обязательны  к применению (законы, положения  по бухгалтерскому учету), другие носят  рекомендательный характер (План счетов, методические указания, комментарии).

     

В настоящее  время в отечественной практике учета сложилась четырехуровневая система регулирования бухгалтерского учета иотчетности:

     

1-й уровень  - законодательные акты, указы Президента  РФ и постановления правительства,  регламентирующие прямо или косвенно  организацию и ведение бухгалтерского  учета в организации;

     

2-й уровень  - стандарты (положения) по бухгалтерскому  учету и отчетности;

     

3-й уровень  - методические рекомендации (указания), инструкции, комментарии, письма Министерства финансов РФ и других ведомств;

     

4-й уровень  - рабочие документы по бухгалтерскому  учету самой организации.

     

Федеральный закон  от 21.11.96 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском  учете» является основным актом первого уровня. Данный Закон определяет правовые основы бухгалтерского учета, его содержание, принципы, организацию, основные направления бухгалтерской деятельности и составления отчетности, состав хозяйствующих субъектов, обязанных вести бухгалтерский учет и предоставлять финансовую отчетность.

     

К первому уровню системы также следует отнести  Гражданский кодекс РФ, Налоговый  кодекс РФ, Трудовой кодекс РФ, Федеральный  закон от 26.12.95 г. № 208-ФЗ «Об акционерных  обществах», постановление Правительства  РФ от 06.03.98 г. № 283 «Об утверждении  программы реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности » и др.

     

Федеральный закон  «О бухгалтерском учете» занимает центральное  место в системе нормативного регулирования бухгалтерского учета  и отчетности, поскольку: определяет юридический статус норм бухгалтерского учета для коммерческих и некоммерческих организаций, закрепляет обязанность  юридических лиц по ведению бухгалтерского учета, определяет ответственность  за организацию учетной работы. В  Законе дано определение бухгалтерского учета, названы его объекты (имущество  организации, ее обязательства и  хозяйственные операции), обозначены задачи бухгалтерского учета, приведены  основные понятия, используемые в бухгалтерском  учете (синтетический и аналитический  учет, План счетов, бухгалтерская отчетность и т.п.).

     

В Федеральном  законе «О бухгалтерском учете» изложены требования к ведению бухгалтерского учета в организациях, к документированию хозяйственных операций, ведению  регистров бухгалтерского учета, оценке имущества и обязательств, порядку  осуществления инвентаризации имущества  и обязательств.

     

Второй  уровень системы нормативного регулирования бухгалтерского учета представлен учетными стандартами.

     

Учетный стандарт представляет собой свод основных правил, устанавливающих порядок учета  и оценки определенного объекта  или их совокупности.

     

Основным нормативным  документом второго уровня является Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденное приказом Минфина России от 29.07.98 г. № 34н. Данный документ конкретизирует Федеральный закон «О бухгалтерском учете» и занимает по своей значимости второе место.

     

Положение по бухгалтерскому учету обычно включает следующие  элементы:

     

- название и  номер ПБУ;

     

- сфера применения  соответствующего ПБУ и условия  признания соответствующего объекта  учета;

     

- основные определения  и понятия по соответствующему  объекту учета;

     

- способы оценки, применяемые по данному объекту;

     

- порядок учета  наличия и изменения соответствующего  объекта

     

учета;

     

-данные, подлежащие  раскрытию в составе информации  по учетной политике и в  бухгалтерской отчетности.

     

В системе нормативного регулирования План счетов относится  к документам второго уровня. В  практической деятельности бухгалтерских  служб Плану счетов придается  первостепенное значение.

     

План счетов бухгалтерского учета представляет собой систему регистрации и  группировки фактов хозяйственной  деятельности в бухгалтерском учете. В нем приведены наименования и номера синтетических счетов (счетов первого порядка) и субсчетов (счетов второго порядка).

     

План счетов и Инструкция по его применению утверждены приказом Минфина России от 31.10.2000 г. № 94н. На основании Плана счетов и Инструкции по его применению организации  утверждают рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий полный перечень синтетических  и аналитических счетов (включая  субсчета). Для учета специфических  операций организации могут по согласованию с Минфином России вводить в План счетов дополнительные синтетические  счета, используя свободные коды счетов. Субсчета, предусмотренные  в Плане счетов, используются организацией исходя из требований управления организацией, анализа, контроля и отчетности. Организация  может при необходимости уточнять их содержание, исключать и объединять их, а также вводить дополнительные субсчета.

Информация о работе Нормативное регулирование бухгалтерского учета в РФ