Нормативное регулирование бухгалтерского учета в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2011 в 15:28, доклад

Описание работы

нормативное регулирование бухучета

Файлы: 1 файл

1,2, Нормативное регулирование бухгалтерского учета в РФ.docx

— 48.83 Кб (Скачать файл)

     

• требование своевременности - должно быть обеспечено своевременное отражение фактов хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности;

     

• требование осмотрительности - должна быть обеспечена большая готовность к признанию в бухгалтерском учете расходов и обязательств, чем возможных доходов и активов, не допуская создания скрытых резервов. То есть из всех возможных оценок для активов и доходов применяется наименьшая, для обязательств и расходов - наибольшая оценка, а также доходы не должны отражаться в бухгалтерской отчетности преждевременно;

     

• требование приоритета содержания перед формой - должно быть обеспечено отражение, в бухгалтерском учете фактов хозяйственной деятельности исходя не столько из их правовой формы, сколько из экономического содержания фактов и условий хозяйствования;

     

• требование непротиворечивости - должно соблюдаться тождество данных аналитического учета оборотам и остаткам по счетам синтетического учета на последний календарный день каждого месяца;

     

• требование рациональности - должно быть обеспечено рациональное ведение бухгалтерского учета, исходя из условий хозяйственной деятельности и величины организации.

     

2. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ И УКАЗАНИЯ МИНФИНА РОССИИ

     

Более низкий уровень  нормативного регулирования бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности образуют методические рекомендации и  методические указания, разрабатываемые  и принимаемые Минфином. Эти нормативные  документы должны пройти регистрацию  в Минюсте, для того чтобы их использование в организациях всех форм собственности и всех организационно - правовых форм стало правомерным. Исключение составляют внутренние отраслевые документы. Эти документы процедуру регистрации не проходят и обязательны к исполнению только службами и отдельными работниками, подчиненными органам, которые разработали такие указания.

     

В методических указаниях и методических рекомендациях  осуществляется еще более детальная  проработка основных требований, предъявляемых  к бухгалтерскому учету законодательными и нормативными актами более высоких  уровней. В частности, в методических рекомендациях и указаниях приводятся конкретные схемы бухгалтерских  проводок, корреспонденция счетов бухгалтерского учета, применяемая в отдельных  хозяйственных ситуациях, а также  подробно характеризуются обстоятельства и условия, при которых те или  иные проводки могут быть оформлены.

     

Разница между  рекомендациями и указаниями состоит  в обязательности практического  применения их требований. Так, требования методических указаний, как правило, являются максимально конкретными  и предметными и, по существу, обязательны к выполнению. При наличии указании по соответствующему поводу организация не имеет права применять другие подходы к отражению той или иной хозяйственной операции или иного объекта бухгалтерского учета в учете или отчетности. Положения методических рекомендаций носят более общий характер и предназначены для использования органами отраслевого и ведомственного управления при разработке и принятии на своем уровне нормативных актов по бухгалтерскому учету, учитывающих специфику осуществления хозяйственной, административной, производственной, торговой и иной деятельности в данной отрасли. Кроме того, положения методических рекомендаций используются непосредственно в организациях, ведущих бухгалтерский учет, при проработке методологической базы учета, а также при формировании и раскрытии учетной политики организации.

     

Методические  рекомендации и методические указания можно условно разделить на две  большие группы:

     

* разъясняющие применение отдельных положений (стандартов) по бухгалтерскому учету;

     

* устанавливающие  порядок организации учета отдельных  хозяйственных операций или иных  объектов бухгалтерского учета,  которая другими документами  системы нормативного регулирования  бухгалтерского учета не урегулирована.  К этой же группе относятся  нормативные документы, являющиеся  отечественными аналогами международных  стандартов бухгалтерской отчетности, если для них разработка соответствующего  положения по бухгалтерскому  учету Программой реформирования  бухгалтерского учета не предусмотрена.

     

В первую группу входят, в частности, следующие документы:

     

Методические  указания по бухгалтерскому учету материально- производственных запасов, утвержденные приказом Минфина от 28 декабря 2001 г. № 119н. В данном документе нашли  отражение вопросы, не урегулированные  ПБУ 5/01. К ним относятся: порядок формирования и отражения в учете транспортно - заготовительных расходов, учет отдельных операций с готовой продукцией, отражение в учете сумм налога на добавленную стоимость по приобретенным материально-производственным запасам и налоговых вычетов, учет товаров в неторговых организациях, учет недостач и потерь материально-производственных запасов; уточнен порядок проведения инвентаризаций, учета неотфактурованных поставок и т.п.;

     

Методические  указания по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденные приказом Минфина  от 20 июля 1998 г.

     

Ко второй группе относятся: рекомендации по применению единой журнально-ордерной формы счетоводства, утвержденные письмом Минфина от 24 июля 1992 г. №59;

     

Методические  указания по инвентаризации имущества  и финансовых обязательств, утвержденные приказом Минфина от 13 июня 1995 г. № 49. Оба документа регулируют вопросы организации бухгалтерского учета, но не имеют непосредственного отношения к формированию бухгалтерской отчетности.

     

Положения (стандарты) по бухгалтерскому учету ориентированы  на международные стандарты финансовой отчетности и, следовательно, регулируют процессы формирования отчетной информации;

     

Указания об отражении в бухгалтерском учете  организаций операций, связанных  с осуществлением договора доверительного управления имуществом, утвержденные приказом Минфина от 28 ноября 2001 г. № 97н.

     

Методические  рекомендации по раскрытию информации о прибыли, приходящейся на одну акцию, утвержденные приказом Минфина от 21 марта 2000 г. № 29н. Данному документу  в международных стандартах финансовой отчетности соответствует отдельный  стандарт. В отечественном бухгалтерском  учете соответствующие операции регулируются документом, который по статусу ниже, чем стандарт, это  объясняется тем, что такая организационно-правовая форма, как акционерные общества, менее распространена у нас, чем  в развитых странах Запада.

     

В данных Методических рекомендациях определен порядок  расчета дивидендов, причитающихся  акционерам по результатам очередного финансового года. Отдельно регулируются вопросы расчета базовой и  разводненной прибыли (убытка) на акцию  и вопросы раскрытия соответствующей  информации в бухгалтерской отчетности;

     

Указания по отражению в бухгалтерском учете  и отчетности операций при исполнении соглашений о разделе продукции, утвержденные приказом Минфина от 11 августа 1999 г. № 53н. В настоящее время  существует только три соглашения о  разделе продукции, и процесс  развития данной схемы международной  интеграции капитала и ресурсов идет сравнительно медленно.

     

Из этого следует, что утверждение подобного документа  в виде общего стандарта нецелесообразно;

     

Типовые рекомендации по организации бухгалтерского учета  для субъектов малого предпринимательства, утвержденные приказом Минфина РФ от 21 декабря 1998 г. № 64н. Данный документ регулирует упрощенный (по сравнению с общепринятым) порядок организации и ведения  бухгалтерского учета организациями, которые соответствуют критериям, установленным федеральным законодательством. В данные Типовые рекомендации изменения  и дополнения в связи с изменением нормативной базы бухгалтерского учета  не вносились. Следовательно, для того чтобы отдельные положения Типовых  рекомендаций могли применяться  на практике, они должны быть скорректированы  с учетом происшедших изменений (в частности, следует уточнить номера счетов бухгалтерского учета).

     

Приведенный перечень методических рекомендаций и указаний не является исчерпывающим. Минфин ведет  постоянную работу по созданию, утверждению  и внедрению новых рекомендаций и указаний.

     

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

     

В заключение хотелось бы отметить, что для нормальной организации бухгалтерского учета  и эффективного его функционирования необходимо наличие проработанной  законодательной и нормативной  базы. Система законодательного и  нормативного регулирования бухгалтерского учета в Российской Федерации  в настоящее время находится  в стадии реформирования и приближения  к международным стандартам. Поэтому  требования отдельных законодательных  актов и документов системы нормативного регулирования бухгалтерского учета  нуждаются в дополнительных разъяснениях по их применению и адаптации к  конкретным условиям производственной, торговой и иной деятельности.

     

Для формирования системы нормативного регулирования  бухгалтерского учета, наиболее полно  отвечающей задачам реформирования бухгалтерского учета в нашей  стране, необходимы значительные усилия для наполнения всех ее уровней. Речь идет в первую очередь о принятии нового закона «Об официальном бухгалтерском учете», переработке национальных стандартов, максимально приближенных к МСФО и разработке отраслевых методических рекомендаций, например, по планированию, учету и калькулированию себестоимости продукции (работ, услуг) и указаний об особенностях состава затрат в определенной отрасли, подотрасли или виде деятельности, по бухгалтерскому учету в некоммерческих организациях и др.

     

Существующие  проблемы в нормативном регулировании  бухгалтерского учета существенно  усложняют профессиональную деятельность сотрудников бухгалтерской службы организаций, ведут к возникновению  споров с контролирующими органами и аудиторами.

     

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

     

Бакаев  А.С., Безруких П.С., Врублевский Н.Д. Бухгалтерский учет: Учебник / / Под ред. П.С. Безруких. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Бухгалтерский учет, 2005.-28 С.

     

Захарьин  В.Р. Теория бухгалтерского учета: Учебник. - М.: ИНФРА-М: 2003. - 304 с. - (Серия «Высшее образование»).

     

Кондраков Н.П. Бухгалтерский учет: Учебное пособие.4 - е изд., перераб.и доп.-М.: ИНФРА-М, 2001., 3-10 С.

     

Комментарии к  новому Плану счетов бухгалтерского учета / А.С. Бакаев, Л.Г. Макарова, Е.А. Мизиковский . / Под ред. А.С. Бакаева. - М.: ИПБ - БИНФА, 2006.15-38 С.

     

Лытнева Н. А., Малявкина Л. И., Федорова Т. В. Бухгалтерский учет: Учебник. - М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2006. - 496 с. - (Профессиональное образование) 

Информация о работе Нормативное регулирование бухгалтерского учета в РФ