Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2011 в 15:28, доклад
нормативное регулирование бухучета
• требование своевременности - должно быть обеспечено своевременное отражение фактов хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности;
• требование осмотрительности - должна быть обеспечена большая готовность к признанию в бухгалтерском учете расходов и обязательств, чем возможных доходов и активов, не допуская создания скрытых резервов. То есть из всех возможных оценок для активов и доходов применяется наименьшая, для обязательств и расходов - наибольшая оценка, а также доходы не должны отражаться в бухгалтерской отчетности преждевременно;
• требование приоритета содержания перед формой - должно быть обеспечено отражение, в бухгалтерском учете фактов хозяйственной деятельности исходя не столько из их правовой формы, сколько из экономического содержания фактов и условий хозяйствования;
• требование непротиворечивости - должно соблюдаться тождество данных аналитического учета оборотам и остаткам по счетам синтетического учета на последний календарный день каждого месяца;
• требование рациональности - должно быть обеспечено рациональное ведение бухгалтерского учета, исходя из условий хозяйственной деятельности и величины организации.
2. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ И УКАЗАНИЯ МИНФИНА РОССИИ
Более низкий уровень
нормативного регулирования бухгалтерского
учета и бухгалтерской
В методических
указаниях и методических рекомендациях
осуществляется еще более детальная
проработка основных требований, предъявляемых
к бухгалтерскому учету законодательными
и нормативными актами более высоких
уровней. В частности, в методических
рекомендациях и указаниях
Разница между рекомендациями и указаниями состоит в обязательности практического применения их требований. Так, требования методических указаний, как правило, являются максимально конкретными и предметными и, по существу, обязательны к выполнению. При наличии указании по соответствующему поводу организация не имеет права применять другие подходы к отражению той или иной хозяйственной операции или иного объекта бухгалтерского учета в учете или отчетности. Положения методических рекомендаций носят более общий характер и предназначены для использования органами отраслевого и ведомственного управления при разработке и принятии на своем уровне нормативных актов по бухгалтерскому учету, учитывающих специфику осуществления хозяйственной, административной, производственной, торговой и иной деятельности в данной отрасли. Кроме того, положения методических рекомендаций используются непосредственно в организациях, ведущих бухгалтерский учет, при проработке методологической базы учета, а также при формировании и раскрытии учетной политики организации.
Методические рекомендации и методические указания можно условно разделить на две большие группы:
* разъясняющие применение отдельных положений (стандартов) по бухгалтерскому учету;
* устанавливающие
порядок организации учета
В первую группу входят, в частности, следующие документы:
Методические указания по бухгалтерскому учету материально- производственных запасов, утвержденные приказом Минфина от 28 декабря 2001 г. № 119н. В данном документе нашли отражение вопросы, не урегулированные ПБУ 5/01. К ним относятся: порядок формирования и отражения в учете транспортно - заготовительных расходов, учет отдельных операций с готовой продукцией, отражение в учете сумм налога на добавленную стоимость по приобретенным материально-производственным запасам и налоговых вычетов, учет товаров в неторговых организациях, учет недостач и потерь материально-производственных запасов; уточнен порядок проведения инвентаризаций, учета неотфактурованных поставок и т.п.;
Методические указания по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденные приказом Минфина от 20 июля 1998 г.
Ко второй группе относятся: рекомендации по применению единой журнально-ордерной формы счетоводства, утвержденные письмом Минфина от 24 июля 1992 г. №59;
Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденные приказом Минфина от 13 июня 1995 г. № 49. Оба документа регулируют вопросы организации бухгалтерского учета, но не имеют непосредственного отношения к формированию бухгалтерской отчетности.
Положения (стандарты)
по бухгалтерскому учету ориентированы
на международные стандарты
Указания об
отражении в бухгалтерском
Методические
рекомендации по раскрытию информации
о прибыли, приходящейся на одну акцию,
утвержденные приказом Минфина от 21
марта 2000 г. № 29н. Данному документу
в международных стандартах финансовой
отчетности соответствует отдельный
стандарт. В отечественном бухгалтерском
учете соответствующие операции
регулируются документом, который по
статусу ниже, чем стандарт, это
объясняется тем, что такая организационно-
В данных Методических
рекомендациях определен
Указания по
отражению в бухгалтерском
Из этого следует,
что утверждение подобного
Типовые рекомендации
по организации бухгалтерского учета
для субъектов малого предпринимательства,
утвержденные приказом Минфина РФ от
21 декабря 1998 г. № 64н. Данный документ регулирует
упрощенный (по сравнению с общепринятым)
порядок организации и ведения
бухгалтерского учета организациями,
которые соответствуют
Приведенный перечень методических рекомендаций и указаний не является исчерпывающим. Минфин ведет постоянную работу по созданию, утверждению и внедрению новых рекомендаций и указаний.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В заключение хотелось бы отметить, что для нормальной организации бухгалтерского учета и эффективного его функционирования необходимо наличие проработанной законодательной и нормативной базы. Система законодательного и нормативного регулирования бухгалтерского учета в Российской Федерации в настоящее время находится в стадии реформирования и приближения к международным стандартам. Поэтому требования отдельных законодательных актов и документов системы нормативного регулирования бухгалтерского учета нуждаются в дополнительных разъяснениях по их применению и адаптации к конкретным условиям производственной, торговой и иной деятельности.
Для формирования системы нормативного регулирования бухгалтерского учета, наиболее полно отвечающей задачам реформирования бухгалтерского учета в нашей стране, необходимы значительные усилия для наполнения всех ее уровней. Речь идет в первую очередь о принятии нового закона «Об официальном бухгалтерском учете», переработке национальных стандартов, максимально приближенных к МСФО и разработке отраслевых методических рекомендаций, например, по планированию, учету и калькулированию себестоимости продукции (работ, услуг) и указаний об особенностях состава затрат в определенной отрасли, подотрасли или виде деятельности, по бухгалтерскому учету в некоммерческих организациях и др.
Существующие
проблемы в нормативном регулировании
бухгалтерского учета существенно
усложняют профессиональную деятельность
сотрудников бухгалтерской
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Бакаев А.С., Безруких П.С., Врублевский Н.Д. Бухгалтерский учет: Учебник / / Под ред. П.С. Безруких. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Бухгалтерский учет, 2005.-28 С.
Захарьин В.Р. Теория бухгалтерского учета: Учебник. - М.: ИНФРА-М: 2003. - 304 с. - (Серия «Высшее образование»).
Кондраков Н.П. Бухгалтерский учет: Учебное пособие.4 - е изд., перераб.и доп.-М.: ИНФРА-М, 2001., 3-10 С.
Комментарии к новому Плану счетов бухгалтерского учета / А.С. Бакаев, Л.Г. Макарова, Е.А. Мизиковский . / Под ред. А.С. Бакаева. - М.: ИПБ - БИНФА, 2006.15-38 С.
Лытнева
Н. А., Малявкина Л. И.,
Федорова Т. В. Бухгалтерский учет: Учебник.
- М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2006. - 496 с. - (Профессиональное
образование)
Информация о работе Нормативное регулирование бухгалтерского учета в РФ