Нормативное регулирование бухгалтерского учета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2013 в 22:38, реферат

Описание работы

В нормативных документах определяется порядок регулирования, организации и ведения бухгалтерского учета для всех предприятий и организаций, являющихся юридическими лицами.
Целью данной работы является анализ нормативного регулирования бухгалтерской (финансовой) отчетности в Российской Федерации.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………...3-4
ГЛАВА 1. СИСТЕМА ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО И НОРМАТИВНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА В РФ……………………5-8
ГЛАВА 2. ХАРАКТЕРИСТИКА ВТОРОГО УРОВНЯ НОРМАТИВНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА В РФ
2.1 Общая характеристика Положений (стандартов) по бухгалтерскому учёту в РФ……………………………………………………………………………..9-11
2.2 Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ……………………………………………………………………….......11-13
ГЛАВА 3. ОСОБЕННОСТИ ПЛАНА СЧЕТОВ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ…………………………………………...14-16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….17
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………18

Файлы: 1 файл

БФО.docx

— 85.48 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………...3-4

ГЛАВА 1. СИСТЕМА ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО И НОРМАТИВНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА В РФ……………………5-8

ГЛАВА 2. ХАРАКТЕРИСТИКА ВТОРОГО УРОВНЯ НОРМАТИВНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА В РФ

2.1 Общая характеристика Положений  (стандартов) по бухгалтерскому учёту  в РФ……………………………………………………………………………..9-11

2.2 Положение по ведению бухгалтерского  учета и бухгалтерской отчетности  в РФ……………………………………………………………………….......11-13

ГЛАВА 3. ОСОБЕННОСТИ ПЛАНА СЧЕТОВ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ…………………………………………...14-16

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….17

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………18

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Бухгалтерский учет является важнейшей частью общей  системы информации о деятельности предприятий любых организационно-правовых форм. В связи с этим к бухгалтерскому учету предъявляются определенные требования.

Все организации  и индивидуальные предприниматели  на территории Российской Федерации  должны вести бухгалтерский и  налоговый учет и составлять отчетность в порядке, предусмотренном законодательством.

Основные  требования к организации и ведению  бухгалтерского учета, подготовке и  предоставлению бухгалтерской отчетности предприятия установлены: Федеральным законом «О бухгалтерском учёте» от 6 декабря 2011 года № 402-ФЗ; Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, утвержденным Приказом Министерства финансов РФ от 29.07.1998 г. №34н; Положениями по бухгалтерскому учету организаций.

В настоящее  время в отечественной практике учета сложилась четырехуровневая система регулирования бухгалтерского учета и отчетности. Одни из утверждаемых нормативных актов обязательны  к применению (законы, положения  по бухгалтерскому учету), другие носят  рекомендательный характер (План счетов, методические указания, комментарии).

Актуальность  данной темы исследования не поддается  сомнению, ведь бухгалтерский учет часто называют «языком» бизнеса  и предпринимательства. Поэтому  в основе организации и ведения  бухгалтерского учета должны лежать общие правила, принимаемые и  исполняемые всеми участниками  хозяйственной деятельности. Эти  правила регламентируются законодательными и нормативными актами на уровне государства. В нормативных документах определяется порядок регулирования, организации и ведения бухгалтерского учета для всех предприятий и организаций, являющихся юридическими лицами.

Целью данной работы является анализ нормативного регулирования бухгалтерской (финансовой) отчетности в Российской Федерации.

Работа  состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников. В введении обосновывается актуальность данной темы исследования, в первой главе рассмотрена общая система нормативного регулирования бухгалтерского учета в РФ, во второй главе более подробно рассмотрен второй уровень регулирования, в частности Положение по ведению бухгалтерского учёта и бухгалтерской отчётности в Российской Федерации, представлен Перечень действующих ПБУ, принятых Министерством финансов РФ, в третьей главе представлены особенности плана счетов бухгалтерского учета в РФ, в заключении представлены основные выводы по результатам данной работы.

 

 

ГЛАВА 1. СИСТЕМА ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО И НОРМАТИВНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА В РФ

 

Законодательное регулирование бухгалтерского учета на территории Российской Федерации осуществляется системой нормативных актов, имеющих следующую иерархию (см. рис. 1).

Рис. 1. Схема  законодательного регулирования бухгалтерского учета

Общее методологическое руководство бухгалтерским учетом в Российской Федерации осуществляется Правительством Российской Федерации.

Организации, руководствуясь законодательством  Российской Федерации о бухгалтерском  учете, нормативными актами органов, регулирующих бухгалтерский учет, самостоятельно формируют свою учетную политику, исходя из своей структуры, отрасли  и других особенностей деятельности.

В России идет реформа бухгалтерского учета. Концепция бухгалтерского учета  в рыночной экономике России, одобренная Методологическим советом по бухгалтерскому учету при Министерстве финансов РФ, Президентским советом ИПБ 29 декабря 1997 г., определяет основы построения системы бухгалтерского учета в условиях новой экономической среды, складывающейся в стране. Она основывается на последних достижениях науки и практики, ориентируется на модель рыночной экономики, использует опыт стран с развитой рыночной экономикой, отвечает международным признанным стандартам финансовой отчетности.

Правительством  РФ разработана и утверждена (постановлением от 6 марта 1998 г. № 283) Программа реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности.

В целях  приведения национальной системы бухгалтерского учета в соответствие с требованиями рыночной экономики и международными стандартами финансовой отчетности реформа будет проводиться по следующим основным направлениям:

  • совершенствование нормативного правового регулирования;
  • формирование нормативной базы (стандарты);
  • методическое обеспечение (инструкции, методические указания, комментарии);
  • кадровое обеспечение (формирование бухгалтерской профессии, подготовка и повышение квалификации специалистов бухгалтерского учета);
  • международное сотрудничество (вступление и активная работа в международных организациях; взаимодействие с национальными организациями, ответственными за разработку стандартов бухгалтерского учета и регулирование соответствующей деятельности). По мере становления бухгалтерской профессии, адекватной требованиям рыночной экономики, степень участия профессиональных организаций в регулировании вопросов бухгалтерского учета должна возрастать.

Важной  составляющей нормативного обеспечения  является сохранение стабильности развития системы бухгалтерского учета.

Главная задача — создание приемлемых условий  последовательного, полезного, рационального  и успешного выполнения системой бухгалтерского учета присущих ей функций  в конкретной экономической среде.

Ведется работа по устранению противоречий между  российской системой бухгалтерского учета  и общепризнанными в мире подходами  к ведению бухгалтерского учета, сформирована модель сосуществования  и взаимодействия системы налогообложения  и системы бухгалтерского учета, введены процедуры корректировки  бухгалтерской отчетности в связи  с инфляцией, пересмотрены допустимые способы оценки имущества и обязательств, созданы механизмы обеспечения  открытости (публичности) бухгалтерской  отчетности.

Ключевым  элементом реформирования бухгалтерского учета и финансовой отчетности в соответствии с международными стандартами является разработка новых и уточнение ранее утвержденных положений (стандартов) по бухгалтерскому учету, внедрение их в практику.

В России ведется постоянная работа по совершенствованию  системы правового и методологического  регулирования бухгалтерского учета, базирующаяся на четырехуровневой системе  нормативно- правовых актов.

Первый  уровень - законы, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, устанавливающие единые правовые и методологические нормы организации и ведения бухгалтерского учета в России. Нормы, содержащиеся в других федеральных законах и затрагивающие вопросы бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, должны соответствовать Федеральному закону «О бухгалтерском учете».

Второй  уровень — Положения по бухгалтерскому учету (российские стандарты), утверждаемые федеральными органами исполнительной власти, Правительством РФ. В настоящее время издано 24 Положения (стандарты) по бухгалтерскому учету.

Третий  уровень - методические указания, инструкции, рекомендации и иные аналогичные документы. Подготавливаются и утверждаются они федеральными органами, министерствами, другими органами исполнительной власти, профессиональным объединением бухгалтеров на основе и в развитие документов первого и второго уровней. Сюда относятся Планы счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и инструкции по их применению.

Четвертый уровень — документы по организации и ведению бухгалтерского учета по отдельным видам имущества, обязательствам и хозяйственным операциям, которые носят обязательный характер для конкретных организаций. Это рабочие документы организаций, предназначенные для внутреннего пользования, утверждаемые руководителем организации в рамках принятой учетной политики. Указанные документы, их содержание и статус, принципы построения и взаимодействия между собой, а также порядок подготовки и утверждения определяются руководителем организации.

В последние  годы система нормативного регулирования  и ведения бухгалтерского учета  в России подверглась значительным изменениям, дополнениям и уточнениям. Поэтому при разработке учетной  политики организации должны исходить из Федерального закона о бухгалтерском  учете, иных федеральных законов, указов Президента РФ, постановлений Правительства  РФ и положений, приказов, Плана счетов бухгалтерского учета, инструкций и  писем Министерства финансов РФ и  других нормативных документов.

 

 

ГЛАВА 2. ХАРАКТЕРИСТИКА ВТОРОГО УРОВНЯ НОРМАТИВНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА В РФ

2.1 Общая характеристика Положений (стандартов) по бухгалтерскому учёту в РФ

В 1998 году Правительство РФ утвердило программу  реформирования бухгалтерского учёта  в соответствии с Международными стандартами финансовой отчётности. Эта программа наметила основные направления совершенствования  российской системы бухгалтерского учёта. Среди них формирование нормативной  базы, методическое обеспечение (инструкции, указания и рекомендации, комментарии), совершенствование нормативно-правового  регулирования, подготовка и повышение  квалификации специалистов по бухгалтерскому учёту, международное сотрудничество.

В рамках указанной программы Минфин России разработал национальные стандарты  или как их принято называть положения  по бухгалтерскому учёту. ПБУ устанавливают  основные правила по организации  и ведению бухгалтерского учёта  имуществ и обязательств.

Положение по бухгалтерскому учёту обычно включает следующие элементы:

  • название и номер ПБУ;
  • общие положения (указываются сфера применения соответствующего ПБУ и условия признания соответствующего объекта учёта);
  • определения (основные определения и понятия по соответствующему объекту учёта);
  • оценка (указываются различные виды применяемых оценок по объекту);
  • порядок учёта (описывается порядок учёта наличия и изменения соответствующего объекта учёта);
  • раскрытие информации (указывается состав информации, подлежащий раскрытию в составе информации по учётной политике и в бухгалтерской отчётности).

Перечень  действующих ПБУ, принятых Министерством  финансов РФ:

  • ПБУ 1/2008 «Учётная политика организации»
  • ПБУ 2/2008 «Учет договоров строительного подряда»
  • ПБУ 3/2006 «Учёт активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте»
  • ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчётность организации»
  • ПБУ 5/12 «Учет запасов»
  • ПБУ 6/01 «Учёт основных средств»
  • ПБУ 7/98 «События после отчётной даты»
  • ПБУ 8/2010 «Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы»
  • ПБУ 9/99 «Доходы организации»
  • ПБУ 10/99 «Расходы организации»
  • ПБУ 11/2008 «Информация о связанных сторонах»
  • ПБУ 12/2010 «Информация по сегментам»
  • ПБУ 13/2000 «Учёт государственной помощи»
  • ПБУ 14/2007 «Учёт нематериальных активов»
  • ПБУ 15/2008 «Учёт расходов по займам и кредитам»
  • ПБУ 16/02 «Информация по прекращаемой деятельности»
  • ПБУ 17/02 «Учёт расходов на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы»
  • ПБУ 18/02 «Учёт расчётов по налогу на прибыль организаций»
  • ПБУ 19/02 «Учёт финансовых вложений»
  • ПБУ 20/03 «Информация об участии в совместной деятельности»
  • ПБУ 21/2008 «Изменения оценочных значений»
  • ПБУ 22/2010 «Исправление ошибок в бухгалтерском учёте и отчетности»
  • ПБУ 23/2011 «Отчёт о движении денежных средств»
  • ПБУ 24/2011 «Учёт затрат на освоение природных ресурсов»

Информация о работе Нормативное регулирование бухгалтерского учета