Нормативное регулирование бухгалтерского учета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2013 в 22:38, реферат

Описание работы

В нормативных документах определяется порядок регулирования, организации и ведения бухгалтерского учета для всех предприятий и организаций, являющихся юридическими лицами.
Целью данной работы является анализ нормативного регулирования бухгалтерской (финансовой) отчетности в Российской Федерации.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………...3-4
ГЛАВА 1. СИСТЕМА ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО И НОРМАТИВНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА В РФ……………………5-8
ГЛАВА 2. ХАРАКТЕРИСТИКА ВТОРОГО УРОВНЯ НОРМАТИВНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА В РФ
2.1 Общая характеристика Положений (стандартов) по бухгалтерскому учёту в РФ……………………………………………………………………………..9-11
2.2 Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ……………………………………………………………………….......11-13
ГЛАВА 3. ОСОБЕННОСТИ ПЛАНА СЧЕТОВ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ…………………………………………...14-16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….17
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………18

Файлы: 1 файл

БФО.docx

— 85.48 Кб (Скачать файл)

Не входят в состав так называемых ПБУ следующие  регулирующие документы, имеющие статус положений:

  • «Положение по ведению бухгалтерского учёта и бухгалтерской отчётности в Российской Федерации» (Приказ Минфина РФ от 29.07.1998 № 34н (ред. от 24.12.2010))
  • «Положение по бухгалтерскому учёту долгосрочных инвестиций» (утв. письмом Минфина РФ от 30.12.1993 № 160)

 

2.2 Положение по ведению бухгалтерского  учета и бухгалтерской отчетности  в РФ

С 1 января 1999 г. во исполнение Программы реформирования в России бухгалтерского учета в  соответствии с международными стандартами  финансовой отчетности было введено  в действие Положение по ведению  бухгалтерского учета и бухгалтерской  отчетности, которое состоит из шести  разделов.

Раздел 1. Общие положения

Определяется  порядок организации и ведения  бухгалтерского учета, составления  и представления бухгалтерской  отчетности юридическими лицами по законодательству Российской Федерации, взаимоотношения  организации с внешними потребителями  бухгалтерской информации; рассматривается  понятие бухгалтерского учета; названы  объекты и основные задачи бухгалтерского учета; определяется порядок регулирования  бухгалтерского учета законодательными, нормативными и правовыми актами, указываются лица, ответственные  за их выполнение, устанавливается  назначение и содержание учетной  политики организации.

В зависимости  от объема учетной работы руководитель может:

  • учредить бухгалтерскую службу как структурное подразделение с главным бухгалтером во главе;
  • ввести в штат должность бухгалтера:
  • передать на договорных началах ведение бухгалтерского учета централизованной бухгалтерии, либо специализированной организации, либо бухгалтеру-специалисту;
  • лично вести бухгалтерский учет.

Раздел 2. Основные правила ведения бухгалтерского учета

В разделе  сформулированы требования к ведению  бухгалтерского учета; установлены  правила документирования хозяйственных  операций; определено назначение и  порядок формирования регистров  бухгалтерского учета; указаны способы  оценки имущества и обязательств, назначение и порядок проведения инвентаризации имущества и обязательств, правила бухгалтерского учета выявленных при инвентаризации расхождений  между фактическими и учетными данными.

Раздел 3. Основные правила составления  и представления бухгалтерской  отчетности

Состоит из двух подразделов: в первом —  изложены основные требования к содержанию, формам, порядку составления. подписи, изменения бухгалтерской отчетности. Все организации составляют бухгалтерскую отчетность за месяц, квартал и год нарастающим итогом с начала отчетного года по установленным формам (состав бухгалтерской отчетности бюджетных организаций определяется Министерством финансов России); во втором — установлены правила оценки статей бухгалтерской отчетности: незавершенные капитальные вложения; финансовые вложения; основные средства; нематериальные активы: сырье, материалы, готовая продукция и товары; незавершенное производство и расходы будущих периодов; капитал и резервы; расчеты с дебиторами и кредиторами; прибыль (убыток) организации.

Раздел 4. Порядок представления бухгалтерской  отчетности

Для всех организаций (за исключением бюджетных) определены направления, формы, сроки  представления годовой бухгалтерской  отчетности; указано, что названная  отчетность является открытой для заинтересованных пользователей: банков, инвесторов, кредиторов, покупателей, поставщиков, других субъектов; определен порядок публикации бухгалтерской отчетности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Раздел 5. Основные правила сводной бухгалтерской  отчетности

Согласно  этим правилам:

  • в случае наличия у организации дочерних и зависимых обществ помимо собственного бухгалтерского отчета составляется также сводная бухгалтерская отчетность, включающая показатели отчетов таких обществ, находящихся на территории Российской Федерации и за ее пределами, в порядке, устанавливаемом Министерством финансов Российской Федерации;
  • указываются лица, подписывающие сводную бухгалтерскую отчетность, — руководитель и главный бухгалтер, ответственность которых определена законодательством РФ.

Раздел 6. Хранение документов бухгалтерского учета

Организации при хранении документов должны соблюдать  следующие правила:

  • сроки хранения первичных учетных документов, регистров бухгалтерского учета, бухгалтерской отчетности устанавливаются в соответствии с правилами организации государственного архивного дела (не менее 5 лет);
  • изъятие первичных документов производится только органами дознания, предварительного следствия, прокуратуры, судами, налоговой полицией, инспекцией;
  • ответственность за организацию хранения документов несет руководитель организации.

Главный бухгалтер или другое должностное  лицо организации вправе с разрешения и в присутствии представителей органов, проводящих изъятие документов, снять с них копии с указанием  основания и даты изъятия.

ГЛАВА 3. ОСОБЕННОСТИ ПЛАНА СЧЕТОВ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

План  счетов бухгалтерского учета деятельности организации и Инструкция по его  применению утверждены приказом Минфина  России от 31 октября 2000 г. № 94н.

План  счетов бухгалтерского учета представляет собой схему регистрации и группировки фактов хозяйственной деятельности, активов, обязательств в бухгалтерском учете. В Плане счетов приведены наименования и номера (коды) синтетических счетов (счетов первого порядка), перечень которых обязателен для применения организациями, и субсчетов (счетов второго порядка). Синтетические счета имеют двузначный номер (от 01 до 99), разбиты на восемь разделов, в каждом из которых имеются свободные номера на случай дополнительного введения счетов. Практически в настоящее время используются 62 синтетических счета, остальные номера пока свободны. Субсчета отдельных синтетических счетов кодируются по порядку в пределах каждого счета. Забалансовые счета нумеруются по порядку тремя знаками (от 001 до 011), даны в приложении к Плану счетов.

На основе общего Плана счетов организации  учетной политикой хозяйствующего субъекта предусматривается рабочий  План счетов, предназначенный для  детального описания процессов деятельности организации, отражения специфических  хозяйственных фактов, удовлетворения в учетной информации внутренних потребностей управленческого персонала  для проведения анализа, контроля и  составления отчетности. Организации  при необходимости могут вводить  в рабочий План счетов по согласованию с Минфином России дополнительные синтетические  счета, используя свободные номера. Субсчета, предусмотренные в Плане счетов, могут объединяться, исключаться и вводиться организациями самостоятельно.

В России, Франции, Германии и в ряде других стран используются единые унифицированные  национальные планы бухгалтерских  счетов, которые применяются всеми  организациями независимо от форм собственности.

Счета активов  в системе международных бухгалтерских  стандартов трактуются как результаты прошлых событий и источники  будущих выгод. Они отражают увеличение или уменьшение различных видов  ценностей (имущества). Сюда относятся: касса, векселя полученные, счета к получению, авансом оплаченные расходы, земля, здания, оборудование и т.д.

Счета пассивов рассматриваются как результаты прошлых событий и источники  будущих изъятий. На них учитывается  увеличение или уменьшение денежных обязательств (долгов), которые делятся  на краткосрочные и долгосрочные. К счетам пассивов относят: векселя выданные, счета к оплате, прочие краткосрочные и долгосрочные обязательства и др. Приведенные формулировки практически не противоречат нынешнему представлению об активных и пассивных счетах в российском Плане счетов бухгалтерского учета.

Счета капитала предназначены для отражения  средств собственника, вложенных  в фирму. Собственный капитал  имеет постоянный характер, сальдо по его счетам отражается в балансе. Исключение составляют счета «Изъятие капитала» и «Вложение капитала», которые могут закрываться при  реформировании баланса.

Счета доходов  и расходов носят название временных  средств: в конце отчетного периода  они закрываются и определяется финансовый результат работы организации (прибыль либо убыток). Эти счета соответствуют счетам 90 «Продажи», 91 «Прочие доходы и расходы» российского бухгалтерского учета.

Сальдо  по счетам учета налогов на прибыль  фиксируется в балансе аналогично отражению на счете 68 «Расчеты по налогам  и сборам» в российском бухгалтерском учете и показывает задолженность либо переплату организации по налоговым платежам.

Следует отметить, что единый унифицированный  План бухгалтерских счетов, применяемый  в России, имеет свои преимущества, поскольку обеспечивает:

  • централизованное единое методическое руководство учетом и отчетностью;
  • контроль за правильностью ведения учета, отчетности и использования имущества организации;
  • сбор информационного материала в целом по стране, регионам и по отдельным организациям, что служит основой для анализа деятельности субъектов хозяйствования на разных уровнях и для принятия конкретных управленческих решений по дальнейшему совершенствованию ведения бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В  заключение данной работы следует отметить, что нормативное регулирование бухгалтерской (финансовой) отчетности в Российской Федерации состоит из четырех уровней:

Первый  уровень - законы, указы Президента РФ, постановления Правительства  РФ, устанавливающие единые правовые и методологические нормы организации  и ведения бухгалтерского учета  в России;

Второй  уровень - Положения по бухгалтерскому учету (российские стандарты), утверждаемые федеральными органами исполнительной власти, Правительством РФ;

Третий  уровень - методические указания, инструкции, рекомендации и иные аналогичные  документы, сюда относятся Планы  счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной  деятельности организаций и Инструкции по их применению;

Четвертый уровень - внутренние документы организации; учетная политика; рабочий план счетов; технологии обработки учетной информации и др.

Основные  требования к организации и ведению  бухгалтерского учета, подготовке и  предоставлению бухгалтерской отчетности предприятия установлены: Федеральным  законом «О бухгалтерском учёте» от 6 декабря 2011 года № 402-ФЗ; Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, утвержденным Приказом Министерства финансов РФ от 29.07.1998 г. №34н; Положениями по бухгалтерскому учету организаций.

Общее методологическое руководство бухгалтерским учётом в Российской Федерации осуществляется Правительством Российской Федерации. В настоящее время, в соответствии с постановлениями Правительства РФ, происходит приближение национальных правил бухгалтерского учёта к международным стандартам финансовой отчётности

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

1. Федеральный  закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ (ред. от 02.11.2013) "О бухгалтерском учете";

2. Постановление  Правительства РФ от 06.03.1998 N 283 «Об  утверждении Программы реформирования  бухгалтерского учёта в соответствии  с международными стандартами  финансовой отчётности»;

3. Приказ  Минфина РФ от 29.07.1998 N 34н (ред.  от 24.12.2010) "Об утверждении Положения  по ведению бухгалтерского учета  и бухгалтерской отчетности в  Российской Федерации";

4. Приказ  Минфина РФ от 31.10.2000 N 94н «Об  утверждении Плана счетов бухгалтерского учёта финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению»;

5. Положения по бухгалтерскому учёту;

6. Бреславцева, Михайлова, Гончаренко: Бухгалтерский учет. Учебное пособие / Кузнецова В. П. - Феникс, 2012 г.;

7. Кондраков  Н.П. Бухгалтерский учет: Учеб. пособие / Кондраков Н.П. - М.: ИНФРА-М, 2007 г.

8. Черных  И.Н. Теория бухгалтерского учета  / Черных И.Н. - М.: МИЭМП, 2009 г.

 

 

 

 


Информация о работе Нормативное регулирование бухгалтерского учета