Нормативное регулирование бухгалтерской отчетности в России на методическом уровне

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2015 в 12:41, контрольная работа

Описание работы

В настоящее время одной из наиболее актуальных проблем для российского общества является приведение существующей в стране системы бухгалтерского учета и отчетности в соответствие с требованиями рыночной экономики и международными стандартами.
Необходимость рассмотрения системы международных стандартов мало кем сейчас ставится под сомнение. Это необходимо как отдельным предприятиям, пытающихся найти партнеров за рубежом, так и всему бухгалтерскому сообществу. Первым это нужно для получения финансовых ресурсов в виде кредитов.

Содержание работы

1.Введение………………………………………………………………………..3
2.Нормативное регулирование финансовой отчетности………………………4
3. Краткая экономическая характеристика объекта исследования……………6
4. Национальные и международные стандарты финансовой отчетности………………………………………………………………………...7
5. Назначение финансовой отчетности…………………………………………9
6. Элементы финансовой отчетности…………………………………………..13
7.Заключение…………………………………………………………………….15
8.Список литературы……………………………………………………………16

Файлы: 1 файл

БФО.docx

— 43.15 Кб (Скачать файл)

                             МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

 

Филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения    высшего образования

«Санкт-Петербургский Государственный Экономический Университет»

В городе Старая Русса   Новгородской области


 

 

 

 

 

«Кафедра социально-экономических дисциплин»

 

 

Контрольная работа

      По дисциплине: Бухгалтерская финансовая отчетность 

        ТЕМА: Нормативное регулирование бухгалтерской отчетности в России на методическом уровне

 

                                                                 Выполнила:

                                                                 Студентка 4 курса

                                                                 Специальность: 080100.62«Экономика»

                                                         Ф.И.О.: Иванова О.Д.

                                                    Проверила:                                                                                    

                                                           Ф.И.О.: Михеенко Е.И.

 

 

 

 

 

 

Старая Русса

2015г. 

 

 

Содержание

1.Введение………………………………………………………………………..3

2.Нормативное регулирование  финансовой отчетности………………………4

3. Краткая экономическая характеристика объекта исследования……………6

4. Национальные и международные стандарты финансовой отчетности………………………………………………………………………...7

5. Назначение финансовой отчетности…………………………………………9

6. Элементы финансовой отчетности…………………………………………..13

7.Заключение…………………………………………………………………….15

8.Список литературы……………………………………………………………16

 

Введение

В России за последние время подходы к регулированию бухгалтерской отчетности претерпели определенную эволюцию. В годы советской власти бухгалтерский учет регулировался так называемыми подзаконными актами: инструкциями, приказами, положениями и методическими указаниями, которые выпускались министерствами и ведомствами страны и республик. Методология учета задавалась Министерством финансов СССР. Основными регуляторами в области бухгалтерского учета были положения: Положение о главных бухгалтерах, Положение о бухгалтерских отчетах и балансах и т.д. Это были документы предписывающего характера, практически не дававшие бухгалтеру возможности выбора учетных процедур. В них регламентировались действия бухгалтера в виде типовых проводок, задавалась жесткая структура отчетности.

Ситуация кардинально изменилась в начале 90-х годов. Был принят новый план счетов, позволяющий вести учет объектов и операций, характерных для рыночной экономики, изменены принципы учета с ориентацией на международную практику и, в конце концов, была принята новая концепция по методологии, регулированию и организации бухгалтерского учета. В 2000 году план счетов был существенно переработан. При этом 2001 год был определен как переходный, в течение которого разрешено применение как плана счетов, действовавшего в 90-е годы, так и модифицированного плана.

В настоящее время одной из наиболее актуальных проблем для российского общества является приведение существующей в стране системы бухгалтерского учета и отчетности в соответствие с требованиями рыночной экономики и международными стандартами.

Необходимость рассмотрения системы международных стандартов мало кем сейчас ставится под сомнение. Это необходимо как отдельным предприятиям, пытающихся найти партнеров за рубежом, так и всему бухгалтерскому сообществу. Первым это нужно для получения финансовых ресурсов в виде кредитов. Для всего общества это имеет тот смысл, что можно использовать опыт развитых стран в процессе изменения и приспособления российского бухгалтерского учета к современной экономической ситуации.

 

 

 

 

1.Нормативное регулирование финансовой отчетности

К настоящему времени в России формально сложилась определенная концепция в регулировании учета и отчетности. Департаментом методологии и бухгалтерского учета и отчетности Министерства финансов РФ разработана стройная четырехуровневая система регулирования, в которой выделены законодательный, нормативный, методический и организационный уровни (таблица 1).

Таблица 1.

Система регулирования бухгалтерского учета в России

Уровни

Документы

Органы, принимающие документы

I уровень-

законодательный

Федеральные законы, постановления, указы

Федеральное Собрание, Президент РФ, Правительство РФ

II уровень –

нормативный

Положения (стандарты) по бухгалтерскому учету

Министерство финансов РФ, Центральный банк РФ

III уровень –

методический

Нормативные акты (иные, чем положения), методические указания

Министерство финансов РФ, Федеральные органы исполнительной власти, консультационные фирмы

IV уровень –

Организационный

(уровень предприятия)

Организационно-распорядительная документация (приказ, распоряжение и т.п.), в рамках учетной политики хозяйствующего субъекта

Организации, консультационные фирмы


Таким образом, на современном этапе в России действует четырехуровневая система регулирования, в которой выделены законодательный, нормативный, методический и организационный уровни.

Во внедряемой системе регулирования основную нагрузку с позиции методологии бухгалтерского учета безусловно призваны нести стандарты, названные в силу традиции положениями (ПБУ). С позиции практикующего бухгалтера эти регуляторы имеют ряд особенностей.

Во-первых, они являются рекомендательными, а не предписывающими, каковыми ранее были инструкции, к которым привык отечественный бухгалтер.

Во-вторых, они не содержат конкретных указаний или рекомендаций в виде типовых проводок.

В-третьих, по мнению Министерства юстиции РФ, данные регуляторы, как правило, не требуют регистрации этим министерством, то есть за их неисполнение не может быть судебной ответственности.

Положения по бухгалтерскому учету наряду с типовым планом счетов по существу задают методологию учета, поэтому они носят достаточно обобщенный характер и не всегда очевидны для понимания практикующих бухгалтеров, аудиторов, аналитиков. Разрешить указанное противоречие призваны регуляторы третьего уровня, предназначенные, в основном, для интерпретации первого и второго уровней.

Если в отношении типового положения по бухгалтерскому учету уже сложилось определенное понимание его структуры и наполнения (в известном смысле здесь были эталоны – международные стандарты бухгалтерского учета), то содержательная сторона соответствующих методических рекомендаций по его интерпретации и применению пока еще не обсуждалась. Некоторая сложность состоит и в том, что вряд ли возможно дать унифицированную структуру подобного документа, т.к. эта структура в значительной степени будет зависеть от вида базового стандарта (ПБУ), к которому готовится документ – Методические рекомендации по применению ПБУ.

Нормативные документы по учету, разрабатываемые Минфином России и другими государственными органами, имеют значимость, прежде всего, для бухгалтеров. Что касается пользователей отчетности, то для них важны лишь основополагающие регуляторы.

Наиболее примечательным регулятором является Закон "О бухгалтерском учете". Его принятие свидетельствует о том, что в России не считают разумным безоговорочное принятие англо-американской модели бухгалтерского учета (в США и Великобритании подобного закона нет).

Нормативные акты определяют методологию бухгалтерского учета в целом. Что касается документов, непосредственно регулирующих порядок составления и представления отчетности, то помимо регуляторов второго уровня для практикующих бухгалтеров имеют значимость отдельные приказы и письма Минфина России.

Важно отметить, что данными нормативными актами регулируется состав и содержание отчетности, представляемой владельцам хозяйствующего субъекта. Что касается, например, налоговых органов, то при представлении им отчетности бухгалтерам в дополнение к перечисленным регуляторам приходится руководствоваться Налоговым кодексом в части определения затрат. Поэтому налоговая отчетность гораздо более объемна по числу форм. Кроме того, хозяйствующие субъекты должны представлять определенную отчетную информацию во внебюджетные фонды. Общее число отчетных форм, справок, деклараций, ведомостей и т.п. может доходить до пятидесяти наименований.

В силу ряда причин четкое взаимодействие между нормативными документами различного уровня не отработано до сих пор. Поэтому имеется довольно много противоречий, как в отдельных документах, так и при их совместном рассмотрении.

Таким образом, на современном этапе в России действует четырехуровневая система регулирования, в которой выделены законодательный, нормативный, методический и организационный уровни.

В системе регулирования основную нагрузку с позиции методологии бухгалтерского учета несут стандарты, названные в силу традиции положениями (ПБУ), регулирующие состав и содержание отчетности.

2. Краткая экономическая характеристика объекта исследования

ООО "Эклер" осуществляет производство хлебобулочных изделий, реализуя продукцию через свой магазин и мини-кафе, в котором предлагается весь ассортимент выпечки, а также чай, кофе, соки, молочные коктейли. Продукция реализуется также через сеть магазинов, торгующих хлебобулочными изделиями в розницу. Предприятие состоит из 1 цеха, который занимает площадь 80 кв. м. В этом же здании находится магазин площадью 30 кв. м и мини-кафе площадью 40 кв. м.

На предприятии работают:

- в основном производстве  – 8 рабочих;

- во вспомогательном производстве:

1 водитель автомобиля "Газель";

4 продавщицы, которые работают  в две смены;

2 продавщицы в кафе (она  же и кассир, и уборщица);

1 кассир.

Функциональные обязанности административного аппарата распределены следующим образом.

Генеральный директор занимается кадрами (прием, увольнение), заключает договора на поставку хлебобулочных изделий ООО "Эклер" в учреждения, отвечает за поставку оборудования, его работоспособность.

Бухгалтер (на правах главного) ведет всю финансовую деятельность предприятия (начисление и уплата налогов, распределение прибыли, расчет и выдача заработной платы, бухгалтерский учет и отчетность).

Коммерческий директор обеспечивает регулярную поставку сырья, выполняет расчеты, связанные с изменением технологии, упаковки, отпуск сырья в производство и т.п., осуществляет своевременную замену МБП.

Доставку сырья от поставщиков в хранилище и развод готовой продукции по основным потребителям осуществляет водитель "Газели".

Таким образом, штат ООО "Эклер" состоит из 19 человек.

Бухгалтер, осуществляя бухгалтерский финансовый учет и формируя отчетность, руководствуется нормативно-законодательными актами, действующими в РФ.

Пекарня оснащена современным оборудованием фирмы "Convice", мощностью до 2500 кг в смену.

Объем продукции в месяц в среднем составляет 63 000 кг. За одну смену выпускается в среднем 2100 кг хлебных изделий. Из черствого хлеба (нереализованного своевременно) делаются панировочные сухарики, простые сухарики.

3. Национальные и международные стандарты финансовой отчетности

Исследуя Российскую и западную практику финансового учета можно отметить различия по следующим вопросам:

- использование для учета  объединения компаний метода  покупки или метода объединения  интересов (МСФО 22).

- пересчет данных финансовой  отчетности, выраженных в валюте  страны с гиперинфляционной экономикой, в единицы измерения, действующие  на отчетную дату (МСФО 29). Российские  правила не предусматривают корректировку  данных бухгалтерской отчетности  на уровень инфляции, что является  одной из причин несопоставимости  ее с МСФО;

- пересчет данных финансовой  отчетности дочерних компаний, выраженных  в валюте страны с гиперинфляционной  экономикой; обесценение активов (МСФО 36).

- признание стимулов по  договору операционной аренды (МСФО 17, ПКИ 15);

- учет пенсионных вкладов  с установленными выплатами и  некоторых других видов вознаграждений  работникам (МСФО 19).

- учет финансовых инструментов  эмитента (МСФО 32.18/23);

- учет курсовых разниц, образовавшихся в результате  серьезной девальвации или снижения  стоимости валюты (МСФО 21.21, ПКИ 11);

- консолидация специализированных  компаний (ПКИ 12);

- признание снижения, за  исключением временного, в балансовой  стоимости долгосрочных финансовых  вложений, отличных от вложений  в акции других организаций, обращающихся  на фондовой бирже (МСФО 25.23).

Как уже отмечалось в данной работе, в российской практике бухгалтерская отчетность состоит из: бухгалтерского баланса; отчета о прибылях и убытках и пояснений к ним. Отчеты об изменениях капитала и движении денежных средств рассматриваются как часть пояснений.

Знакомство с международными стандартами показывает, что учет, сложившийся в нашей стране, и особенно его нормативная база в значительной степени отвечают содержанию, заложенному в этих стандартах. Это позволяет сделать некоторые общие выводы:

Информация о работе Нормативное регулирование бухгалтерской отчетности в России на методическом уровне