Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2013 в 13:23, доклад
Относительно вопросов хранения бухгалтерской документации нормативные документы устанавливают сроки хранения и его процедуру.
В соответствии со статьей17 Федерального закона "Об архивном деле в Российской Федерации" от 22.10.2004 № 125-ФЗ организации обязаны обеспечивать сохранность архивных документов в течение сроков их хранения, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ.
Подобное расхождение в сроках едва ли может быть объяснено с точки зрения логики. Выход из данной коллизии налогоплательщики, как правило, находят в следовании максимальному сроку хранения документов.
Две версии ответственности
Ответственность за несоблюдение названных выше норм также установлена различными правовыми актами.
Статья 15.11 КоАП РФ устанавливает административную ответственность за "грубое нарушение правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности, а равно порядка и сроков хранения учетных документов". Субъектом правонарушения является должностное лицо налогоплательщика-организации, размер штрафа - от 20 до 30 МРОТ. Анализ данной статьи позволяет предположить, что попытка применить ее на практике чревата серьезными затруднениями.
Во-первых, Закон № 129-ФЗ и ряд других правовых актов устанавливают сроки хранения документов бухгалтерского учета. Что касается порядка их хранения, то он в известных нам правовых актах не описан. В то же время статья 15.11 КоАП РФ рассматривает в качестве противоправного деяния грубое нарушение порядка и (а не "или"!) сроков хранения учетных документов.
Во-вторых, остается только догадываться, что законодатель имел в виду под грубым нарушением порядка и сроков хранения учетных документов. Понятие "грубое нарушение" в контексте статьи 15.11 КоАП РФ раскрыто лишь применительно к той части, которая касается правил ведения бухгалтерского учета и представления отчетности. В отношении нарушения порядка и сроков хранения учетных документов термин "грубое нарушение" остается оценочным и в силу этого подлежащим субъективному толкованию.
Налоговая ответственность
за несоблюдение четырехлетнего срока
хранения документов как таковая
не предусмотрена. На практике налоговые
органы привлекают налогоплательщиков
к налоговой ответственности
за непредставление сведений, необходимых
для осуществления налогового контроля
(ст. 126 НК РФ), либо к административной
ответственности за непредставление
сведений (информации) (ст. 19.7 КоАП РФ).
В первом случае штраф составляет
50 рублей за каждый непредставленный документ,
во втором - от 30 до 50 МРОТ. Следует особо
подчеркнуть, что налоговый орган
вправе избрать лишь одну меру ответственности,
так как привлечение
В какой-то степени в качестве меры ответственности за нарушение сроков хранения документов можно рассматривать деяние, описанное в пункте 3 статьи 120 НК РФ, в котором под грубым нарушением правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения понимается, в частности, "отсутствие первичных документов, или отсутствие счетов-фактур, или регистров бухгалтерского учета". К сожалению, законодатель не конкретизирует, о каких именно счетах-фактурах идет речь: выставляемых налогоплательщиком или предъявляемых ему. Возьмемся утверждать, что в контексте рассматриваемой нормы имеются в виду счета-фактуры, выставляемые налогоплательщиком. Отсутствие таких счетов-фактур (за исключением особых случаев) обусловлено поведением налогоплательщика, не обеспечившего их сохранность либо вообще не составлявшего счета-фактуры. В то же время отсутствие "входных" счетов-фактур, как правило, является следствием бездействия третьих лиц и не зависит от воли налогоплательщика. При таких обстоятельствах нельзя говорить о наличии противоправного деяния со стороны налогоплательщика, не говоря уже о наличии вины, что является необходимым условием налоговой ответственности.