Нормативное регулирование российской системы бухгалтерского учета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2013 в 04:10, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы состоит в следующем: раскрыть содержание нормативного регулирования – приведение правовой системы финансового учета в соответствии с требованиями рыночной экономики и международными стандартами финансовой отчетности. Для достижения данной цели поставлены задачи, такие как: определение основных аспектов нормативного регулирования финансового (бухгалтерского) учета России. Изучение теоретических предпосылок совершенствования нормативного регулирования бухгалтерского учета. Предложения возможных альтернатив нормативного регулирования финансового (бухгалтерского) учета в РФ.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты российской системы нормативного регулирования бухгалтерского учета
1.1. Законодательные акты, регламентирующие организацию учета 7
1.2. Стандарты и инструктивные документы, регламентирующие организацию учета, организация бухгалтерского учёта в организациях 17
1.3. Концепция реформирования российской системы бухгалтерского учета 24
Глава 2. Практическая часть 29
Заключение 51
Список использованных источников 54

Файлы: 1 файл

гот.doc

— 514.50 Кб (Скачать файл)

 

Содержание

 

Введение             3

Глава 1. Теоретические  аспекты российской системы нормативного регулирования бухгалтерского учета        

1.1. Законодательные акты, регламентирующие организацию учета  7

1.2. Стандарты и инструктивные документы, регламентирующие организацию учета, организация бухгалтерского учёта в организациях         17

1.3. Концепция  реформирования    российской системы бухгалтерского учета                    24

Глава 2. Практическая часть                29

Заключение                                                                                                            51

Список использованных источников            54

 

 

 

Введение

В настоящее  время, каждый, кто занят предпринимательской и хозяйственной деятельностью, должен знать необходимые ему основы права. Деятельность организации в хозяйственном обороте невозможна без соблюдения многочисленных норм и правил.

В современных  условиях именно от знаний бухгалтера во многом зависит функционирование и благосостояние организации. Благосостояние самого бухгалтера также напрямую зависит от багажа знаний, которыми он располагает.

Для того чтобы  продолжать нормальную работу, бухгалтер  обязан владеть правовой терминологией, знать, как применяются и действуют  нормативные акты, кто может быть субъектом хозяйственных отношений, как совершаются сделки и заключаются договоры, что такое имущество и интеллектуальная собственность, как регулируются трудовые отношения в организации и многое другое.

Финансовый (бухгалтерский) учет - важный элемент финансово-экономических отношений в человеческом обществе, выступающий в сфере действия коммерческого предприятия, как:

-звено управления, осуществляющее взаимную связь между руководством предприятия и его трудовым коллективом;

-специальный финансовый язык, с помощью которого отображаются сущность и своеобразие хозяйственной деятельности.

Финансовый (бухгалтерский ) учет как система регистрации, контроля и анализа хозяйственной деятельности людей зародился много тысячелетий тому назад. Он развивался и совершенствовался одновременно с развитием человеческого общества. Понятия и принципы финансового учета отбирались, шлифовались и дополнялись все новыми и новыми поколениями. Все страны, эпохи, общества и государства внесли свой вклад в эту научно-практическую деятельность людей. И Россия не оставалась в стороне от этой деятельности.

Любое коммерческое предприятие функционирует в  двух состояниях: как замкнутая внутренняя система и как элемент общей  экономической системы государства.

В этом смысле можно  говорить о внутренней и внешней среде предпринимательства. Рассмотрим внешнюю предпринимательскую среду. Она характеризуется следующими элементами, существенно влияющими на деятельность предприятия:

-экономическое состояние и обстановка в обществе;

-политическая ситуация;

-правовая система государства;

-социально-культурная среда;

-технологическая сфера;

-физическая и географическая среда;

-партнерская финансово-техническая сфера.

Правовая система  государства теснейшим образом  связана с двумя вышеназванными сферами воздействия на предприятие. Наличие развитой правовой основы коммерческой деятельности в совокупности с отработанным налоговым законодательством во многом способствуют динамичной и прибыльной работе коммерческих фирм и общему экономическому подъему государства. Именно поэтому считается данная тема актуальной.

Предметом исследования в данной работе является система  нормативного регулирования такого объекта, как финансовый учет.

Цель данной работы состоит в следующем: раскрыть содержание нормативного регулирования – приведение правовой системы финансового учета в соответствии с требованиями рыночной экономики и международными стандартами финансовой отчетности.

Для достижения данной цели поставлены задачи, такие как:

 определение  основных аспектов нормативного регулирования финансового (бухгалтерского) учета России.

 изучение  теоретических предпосылок совершенствования  нормативного регулирования бухгалтерского  учета.

 предложения  возможных альтернатив нормативного  регулирования финансового (бухгалтерского) учета в РФ.

В настоящее время складываются благоприятные условия для дальнейшего  развития бухгалтерского учета и  отчетности в Российской Федерации.

Введены в действие нормативные правовые акты, охватывающие большинство объектов финансового (бухгалтерского) учета и отчетности.

В профессиональном сообществе накоплены определенные навыки и опыт ведения бухгалтерского учета и отчетности в рыночных условиях. В обществе созрело понимание  необходимости повышения темпов перехода к использованию МСФО.

Общее методологическое руководство осуществляется правительством РФ.

Кроме того, существуют органы, которым федеральным законом  предоставлено право разрабатывать, и утверждать определенные документы.

Данный вопрос прорабатывался коллективом авторов  и специалистов в области финансового учета, среди которых: Ю.Ю.Бабаев, В.Ю. Бакшинскас, Н.Г. Волков, В.И. Мещеряков, В.А. Кашин, Н.П. Кондраков, И.Н. Ложников, Е.В.Орлова и другие.

Для выполнения курсовой работы были изучены и использованы нормативные акты, Постановления Правительства РФ и т.д. использованы материалы экономических Интернет – форумов, статистика.

Практическая  значимость данной работы заключается  в том, что ее можно использовать не только с теоретической но и  практической стороны, как студентами ВУЗа, так и предпринимателями.

Для реализации поставленных в данной работе задач  были использованы следующие методы:

- монографический, статистический, аналитический (анализ документов).

 

 

Глава 1. Теоретические аспекты  российской системы нормативного регулирования бухгалтерского учета.

 

1.1.Законодательные акты, регламентирующие организацию учета.

В связи с  осуществлением мероприятий по переходу на рыночные условия хозяйствования произошли изменения в законодательстве Российской Федерации, функциях управления органов исполнительной власти различных уровней, степени их влияния на происходящие процессы. Важную роль в этой деятельности играет бухгалтерский учет. Он впитал в себя лучшие традиции и правила зарубежной практики ведения учета, сохраняя в целом национальную систему организации бухгалтерского учета. Переход на рыночные условия экономики потребовал разработки новой системы нормативных документов, регламентирующих вопросы организации и ведения бухгалтерского учета в организации, а также определения роли государственных органов в ее создании. Нынешняя система нормативного регулирования бухгалтерского учета в России состоит из документов четырех уровней.

Первую группу документов составляют законы и иные законодательные акты (указы Президента, постановления Правительства), регулирующие прямо или косвенно постановку учета в организации. Особое место в этом уровне системы должен занять Федеральный закон "О бухгалтерском учете". Очень важным документом первого уровня системы является Гражданский кодекс Российской Федерации. В его первой части законодательно закреплены многие вопросы учетной работы. Среди них: наличие самостоятельного баланса как необходимый признак юридического лица; обязательность утверждения годового бухгалтерского отчета; обязательные случаи аудиторского заключения; понятие чистых активов, дочерних и зависимых обществ (предприятий); порядок реорганизации и ликвидации различных видов юридического лица[1].

К этой же группе документов можно отнести Федеральный закон от 24.07.2007 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", Налоговый кодекс, Трудовой кодекс и др.

Второй уровень  системы представляют положения (стандарты) по бухгалтерскому учету. Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденное Приказом Министерства финансов РФ от 29 июля 1998 г. № 34н,[4 ] определяет порядок организации и ведения бухгалтерского учета, составления и представления бухгалтерской отчетности, а также взаимоотношения по этим вопросам организаций с внутренними и внешними потребителями бухгалтерской информации. Данный акт является комплексным, регулирующим в целом вопросы бухгалтерского учета и отчетности. В соответствии с Программой реформирования бухгалтерского учета, Минфином РФ утверждаются Положения по бухгалтерскому учету (ПБУ), регулирующие отдельные вопросы, направления ведения бухгалтерского учета и отчетности (учет отдельных видов имущества и операций, отдельные этапы бухгалтерского учета и т.п. Необходимость существования Положений заключается в детализации ими правил ведения бухгалтерского учета, изложении основных понятий, относящихся к отдельным участкам учета. Кроме того, в Положениях (стандартах) говорится о тех или иных возможных бухгалтерских приемах без раскрытия конкретного механизма применительно к определенному виду деятельности или организационно-правовой форме.

Такое раскрытие  осуществляется в документах третьего уровня системы

– методических указаниях, методических рекомендациях, инструкциях. В качестве примера  можно назвать Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденные Приказом Минфина России от 28 июня 1995 г. № 49,[ 14 ] типовые формы бухгалтерской отчетности. Методические указания зачастую принимаются в развитие ПБУ. К примеру, на основе ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов» Приказом Минфина РФ от 28 декабря 2001 г. № 149н утверждены Методические указания по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов. Методическими указаниями и рекомендациями устанавливаются особенности ведения бухгалтерского учета организациями отдельных видов деятельности. В качестве примера приведем Приказ Минфина РФ от 12 января 2001 г. № 2н «О методических рекомендациях о порядке формирования показателей бухгалтерской отчетности страховых организаций».

Один из важнейших  документов этого уровня – План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкция по его применению, утвержденные Приказом Минфина России от 31 октября 2000 г. № 94н. К данному уровню относятся многочисленные оперативные указания Министерства финансов РФ по вопросам, впервые возникающим в хозяйственной деятельности организаций. Так, Письмом Минфина России от 25 октября 1996 г. № 92 разрешены вопросы, возникающие при ведении бухгалтерского учета и отчетности садоводческими товариществами. Следует отметить, что в соответствии со ст. 5 Закона о бухгалтерском учете общее методологическое руководство бухгалтерским учетом в Российской Федерации осуществляется Правительством Российской Федерации. От лица Правительства РФ эту функцию выполняет Министерство финансов РФ. В данном Законе также отмечено, что нормативные акты и методические указания по бухгалтерскому учету, издаваемые органами, которым федеральными законами предоставлено право регулирования бухгалтерского учета, не должны противоречить нормативным актам и методическим указаниям Министерства финансов РФ. В настоящее время федеральными законами право регулирования бухгалтерского учета предоставлено Центральному банку Российской Федерации, Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг. В качестве примера такого регулирования можно назвать Положение о правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории РФ.

Четвертый уровень  в системе составляют локальные нормативные акты, принимаемые организацией и формирующие ее учетную политику в методическом, техническом и организационном аспектах. Необходимо также руководствоваться актами по бухгалтерскому учету, принятыми еще органами исполнительной власти СССР. Эти акты действуют, если не были отменены официально и если не противоречат стандартам бухгалтерского учета. Регулирование бухгалтерского учета видимо следует рассматривать с точки зрения мировых моделей учета: континентальная модель - регулирование учета и его развитие регламентируется законодательными актами государства; британо-американская модель - доминирующую роль в разработке и установлении стандартов и правил ведения учета и отчетности играют бухгалтеры-профессионалы (профессиональные организации бухгалтеров и аудиторов). До недавнего времени Российская учетная система характеризовалась доминированием государственного регулирования учета и отчетности, направленностью учета на фискальные цели, незначительной ролью профессиональных организаций в регулировании учета (близко к континентальной модели). В последнее время ситуация изменилась, совершенствование законодательной базы учета проводится с привлечением объединений профессиональных бухгалтеров и аудиторов (характерно для британо-американской модели), но все же регулирование бухгалтерского учета производится нормативными актами государства. [2] Какова иерархия нормативного законодательства, регулирующего бухгалтерский учет?

I уровень: 

Конституция Российской Федерации.

II уровень: 

Гражданский кодекс Российской Федерации;

Налоговый кодекс Российской Федерации. Части 1 и 2.

III уровень: 

Федеральный закон  “О бухгалтерском учете” от 06 декабря 2011 г. № 402-ФЗ.

IV уровень: 

Положение по ведению  бухгалтерского учета и бухгалтерской  отчетности в Российской Федерации, утвержденное приказом Минфина Российской Федерации от 27 июля 1998 г. № 34 н; [ 4]

План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной  деятельности организаций и инструкция по его применению утверждены приказом Министерства финансов Российской Федерации от 31 октября 2000 г. № 94н (вводится с 1 января 2001 г. поэтапно по мере готовности предприятий в течение 2001 г.);

ПБУ 1/2008 Учетная политика организации. Документ устанавливает правила формирования (выбора или разработки) и раскрытия учетной политики организаций, являющихся юридическими лицами. Описывает требования к отражению в бухгалтерском учете фактов хозяйственной деятельности. Порядок изменения учетной политики организации.

Информация о работе Нормативное регулирование российской системы бухгалтерского учета