Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2013 в 04:10, курсовая работа
Цель данной работы состоит в следующем: раскрыть содержание нормативного регулирования – приведение правовой системы финансового учета в соответствии с требованиями рыночной экономики и международными стандартами финансовой отчетности. Для достижения данной цели поставлены задачи, такие как: определение основных аспектов нормативного регулирования финансового (бухгалтерского) учета России. Изучение теоретических предпосылок совершенствования нормативного регулирования бухгалтерского учета. Предложения возможных альтернатив нормативного регулирования финансового (бухгалтерского) учета в РФ.
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты российской системы нормативного регулирования бухгалтерского учета
1.1. Законодательные акты, регламентирующие организацию учета 7
1.2. Стандарты и инструктивные документы, регламентирующие организацию учета, организация бухгалтерского учёта в организациях 17
1.3. Концепция реформирования российской системы бухгалтерского учета 24
Глава 2. Практическая часть 29
Заключение 51
Список использованных источников 54
-Нормативные документы третьего уровня разрабатываются различными министерствами и ведомствами.
Данные документы следует разбить на две группы. Одна регулирует учет объектов общеотраслевого назначения, другая имеет отраслевую направленность.
Первая группа включает:
-Порядок ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержденный Положением Банка России от 12 октября 2011 г. N 373-П "О порядке ведения кассовых операций с банкнотами и монетой Банка России на территории Российской Федерации";
- Методические указания по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденные приказом Минфина России от 13 октября 2003 г. №91н (в ред.24.12.2010);
- Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденные приказом Минфина России от 13 июня 1995г. №49(в ред.от 08.11.2010);
- Методические рекомендации по раскрытию информации о прибыли, приходящейся на одну акцию, утвержденные приказом Минфина России от21 марта 2000г. №29н;
- План счетов бухгалтерского учета финансово - хозяйственной деятельности организаций и Инструкция по его применению, утвержденные приказом Минфина России от 31 октября 2000г. №94н (в ред. от 08.11.2010);
-Методические указания по бухгалтерскому учету специального инструмента, специальных приспособлений, специального оборудования и специальной одежды, утвержденные приказом Минфина России от 26 декабря 2002г. № 135н (в ред.от 24.12.2010)
Вторая группа документов третьего уровня, отражающих методические вопросы бухгалтерского учета в отдельных отраслях, включающих инструкции по учету затрат и калькулированию себестоимости готовой продукции (работ, услуг) в различных отраслях промышленности, строительства, сельского хозяйства, подразделениях непроизводственной сферы и др.
В системе нормативного регулирования бухгалтерского учета рабочие документы конкретной организации относят к четвертой группе, к ним можно отнести:
-документ по учетной политике предприятия;
-утвержденные руководителем формы первичных учетных документов;
-графики документооборота;
-утвержденный руководителем план счетов бухгалтерского учета;
-утвержденные руководителем формы внутренней отчетности.
Основы формирования (выбора и обоснования) и раскрытия (придания гласности) учетной политики организации установлены Положением по бухгалтерскому учету "Учетная политика организации", утвержденным Приказом Министерства финансов РФ от 6 октября 2008 г. N 106н. Учетная политика организации формируется главным бухгалтером (бухгалтером) организации и утверждается руководителем организации. Формы первичных учетных документов утверждаются руководителем организации в том случае, если они разработаны в самой организации.
В графике документооборота определяется круг лиц, ответственных за оформление документов, указываются порядок, место, время прохождения документа с момента его составления до сдачи в архив.
Рабочий план счетов, утверждаемый руководителем, содержит перечень применяемых организацией синтетических счетов и субсчетов. Формы внутренней отчетности, утверждаемые руководителем, разрабатываются организацией самостоятельно, исходя из особенностей ее функционирования и требований управления производством и реализацией продукции. В мировой практике сложилось два подхода к установлению правил ведения бухгалтерского учета. В англо-американской системе регулирование осуществляется через профессиональные неправительственные организации. В континентально-европейской, к которой исторически относится и Россия, нормативные акты в области бухгалтерского учета издаются государственными органами власти. Последние мировые тенденции развития системы бухгалтерского законодательства отдают предпочтение профессиональному регулированию, итогом которого в 1973 г. стало создание Комитета по международным стандартам финансовой отчетности (КМСФО). Однако международные стандарты не имеют официального статуса и потому могут быть только рекомендованы к применению в конкретной стране, т.е. возможность их использования зависит от законодательного закрепления такой обязанности для субъектов хозяйствования [ 14,56] .
В соответствии со ст. 71 Конституции РФ бухгалтерский учет находится в ведении Российской Федерации, поэтому был разработан и принят Федеральный закон № 402-ФЗ от 06.12.2011г. «О бухгалтерском учете», устанавливающий единые правовые и методологические основы организации и ведения бухгалтерского учета в стране. Таким образом, «официальный» бухгалтерский учет регулируется только актами федерального уровня [ 1].
Основными целями законодательства о бухгалтерском учете являются:
- обеспечение единообразного ведения учета имущества, обязательств и хозяйственных операций, осуществляемых организациями;
- составление и представление сопоставимой и достоверной информации об имущественном положении организаций и их доходах и расходах, необходимой пользователям бухгалтерской отчетности (ст. 3 Закона 2011г. [ 1].
С 2013 года вступил в силу новый закон «О бухгалтерском учете» №402-ФЗ от 06.12.11 г. С 01 января 2013 года изменяются некоторые правила ведения бухгалтерского учета, причем, достаточно основательно. Подписанный нормативный акт призван аннулировать устаревшие и переставшие быть эффективными нормы, исключить пробелы действующего законодательства.
Новый закон утверждает единые требования к ведению бухгалтерского учета и к бухгалтерской финансовой отчетности, а также формирует правовой механизм его регулирования. Его действие распространяется на все экономические субъекты: некоммерческие, коммерческие организации, государственные, муниципальные органы, государственные и территориальные фонды, индивидуальных предпринимателей, нотариусов, адвокатов, представительства и филиалы иностранных государств, международные организации, ЦБ РФ. Согласно новому закону, теперь все экономические субъекты будут обязаны обеспечить ведение бухгалтерского учета. Эта норма распространяется и на организации, перешедшие на упрощенную систему налогообложения. Исключением будут являться только частнопрактикующие лица, индивидуальные предприниматели, структурные подразделения иностранных компаний (последние только при условии, что ими ведется налоговый учет). Раньше объектами бухучета являлись исключительно обязательства, хозяйственные операции и имущество предприятия. С 2013 года согласно новым правилам ведения бухгалтерского учета, к объектам бухучета будут причислять любые факты хозяйственной жизни, обязательства, активы, источники финансирования, расходы и доходы, а также прочие объекты, установленные федеральными стандартами. Если сегодня требования к ведению бухучета допускают руководителям организаций заниматься им лично, то с новыми правилами это право за собой сохранят только управляющие малым и средним бизнесом. Утверждать образцы первичных документов сможет только руководитель. С 2013 года унифицированных форм документов больше не будет. Утвержденная организацией первичная документация должна будет содержать обязательные реквизиты, остальное отдается на усмотрение руководителя. По новым правилам бухгалтерская отчетность будет считаться сформированной после подписания руководителем, подписи главного бухгалтера для этого не потребуется. Более того, организация больше не имеет права объявлять содержание бухотчетности и регистров бухучета коммерческой тайной. В новом законе есть много положений, вызывающих вопросы со стороны руководителей и бухгалтеров. Некоторые возможности, которые были предусмотрены старым законом, в новом не предусмотрены вообще, например норма о том, что организация вправе не применять правила бухучета, если они не позволят правильно и полно отразить финансовое положение и имущественное состояние компании, отсутствует.
Новый законодательный акт регламентирует особенности формирования отчетности при реорганизации или ликвидации предприятия, закрепляет обязательные реквизиты регистров, устанавливает порядок и утверждение национальных стандартов в области бухучета.
1.3.Концепция реформирования национальной системы бухгалтерского учета.
Упрочение рыночных отношений в России, выход на международный рынок, увеличение числа собственников и пользователей экономической информации как внутри страны, так и за рубежом привело к повышению роли бухгалтерского учета и отчетности в управлении хозяйствующими субъектами.
Реформирование национальной системы бухгалтерского учета начато после принятия в 1992 г. Государственной программы перехода Российской Федерации на принятую в международной практике систему учета и статистики в соответствии с требованиями развития рыночной экономики. В ходе реализации этой программы были приняты и введены в действие Федеральный закон «О бухгалтерском учете», Положение по ведению бухгалтерского учета и отчетности в РФ, ряд положений по отдельным участкам бухгалтерского учета и другие документы. Но процесс трансформации национальной системы учета и отчетности отставал от экономических преобразований в стране. Поэтому общественными организациями (Методологическим советом по бухгалтерскому учету при Минфине РФ и Президентским советом Института профессиональных бухгалтеров России) в 1997 г. принимается Концепция бухгалтерского учета в рыночной экономике России (как известно, концепция — это система взглядов, определяющих стратегию действий при осуществлении реформ). Концепция была ориентирована на действующую рыночную экономику и основана на опыте развитых стран.[14,56]
Концепция бухгалтерского учета в рыночной экономике России устанавливала базовые положения для построения системы бухгалтерского учета.
Отмечалось, что целью бухгалтерского учета является формирование информации для внешних и внутренних пользователей.
Названная Концепция, несомненно, внесла вклад в процесс реформирования бухгалтерского учета в России и послужила основой для принятой Правительством РФ в 1998 г. Программы реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности.
В этой программе была обоснована необходимость реформирования бухгалтерского учета. Отмечалось, что система бухгалтерского учета, существовавшая в командно-административной экономике России, отвечала основным потребностям государственного управления. Кардинальные изменения системы экономических отношений и правовой среды потребовали преобразования бухгалтерского учета, однако темпы таких преобразований не соответствуют требуемым.
Цель реформирования системы бухгалтерского учета — привести национальную систему бухгалтерского учета в соответствие с требованиями рыночной экономики и сблизить с международными стандартами финансовой отчетности. Задачи реформы:
Предусматривается проведение реформы по таким основным направлениям: совершенствование правового обеспечения; продолжение формирования нормативной базы (разработка новых, уточнение ранее принятых положений по бухгалтерскому учету и внедрение их в практику); методическое обеспечение (методические указания, инструкции); подготовка и повышение квалификации бухгалтерских работников; широкое международное сотрудничество. В ходе реформы предполагается переориентировать нормативное регулирование с учета на бухгалтерскую отчетность, активизировать деятельность профессиональных бухгалтерских организаций, использовать в национальном регулировании положения МСФО.
Система бухгалтерского учета — это не статичная система, она постоянно изменяется и развивается под влиянием все новых и новых требований к учетной информации, предъявляемых ее пользователями.
За годы, прошедшие со времени принятия Программы, произошли значительные изменения в отечественном бухгалтерском учете, возрос престиж бухгалтерской профессии, появился ряд профессиональных общественных объединений, многие из которых являются членами Международной федерации бухгалтеров.
Однако, несмотря на эти успехи, в бухгалтерском учете и отчетности имеются серьезные проблемы: отсутствует инфраструктура применения МСФО и официальный статус бухгалтерской отчетности, составляемой по МСФО; слабая система аудиторского контроля качества бухгалтерской отчетности; хозяйствующие субъекты несут значительное административное бремя по представлению избыточной отчетности органам государственной власти, а также излишние затраты из-за необходимости параллельно с бухгалтерским вести налоговый учет; низкий уровень профессиональной подготовки бухгалтеров и аудиторов для использования МСФО и др.
Поэтому в июле 2004 г приказом Минфина РФ была одобрена Концепция развития бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2004—2010 гг.). В этой Концепции отмечается, что сложившаяся система бухгалтерского учета и отчетности не обеспечивает в полной мере качество и надежность, а также ограничивает возможности полезного использования предоставляемой пользователями информации, хотя для этого имеются все предпосылки. Поэтому в дальнейшем развивать бухгалтерский учет и отчетность необходимо по следующим направлениям:
Информация о работе Нормативное регулирование российской системы бухгалтерского учета