Нормативное регулирование управленческого учета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2015 в 17:43, контрольная работа

Описание работы

Управленческий учёт – это процесс определения, измерения и сопоставления информации, позволяющий менеджерам предприятия с помощью этой информации принимать компетентные решения и планировать деятельность предприятия.
С помощью управленческого учёта можно сравнить фактические результаты с запланированными и сопоставить реальную картину с ожидаемой. Принятие многих управленческих решений невозможно без учёта размеров затрат и выгод при следовании определенному курсу.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Сущность понятия управленческого учета…………………………………...4
2. Принципы организации управленческого учета……………………………..7
3. Нормативное регулирование управленческого учета………………………10
Заключение……………………………………………………………………….14
Список литературы………………………………………………………………15

Файлы: 1 файл

Организация управленческого учета, ее принципы КОНТРОЛЬНАЯ.doc

— 92.50 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………………...3

1. Сущность понятия управленческого  учета…………………………………...4

2. Принципы организации управленческого  учета……………………………..7

3. Нормативное регулирование управленческого  учета………………………10

Заключение……………………………………………………………………….14

Список литературы………………………………………………………………15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Управленческий учёт – это процесс определения, измерения и сопоставления информации, позволяющий менеджерам предприятия с помощью этой информации принимать компетентные решения и планировать деятельность предприятия.

С помощью управленческого учёта можно сравнить фактические результаты с запланированными и сопоставить реальную картину с ожидаемой. Принятие многих управленческих решений невозможно без учёта размеров затрат и выгод при следовании определенному курсу.

Управленческий учёт позволяет сопоставить затраты с выгодами. За последние годы условия существования предприятий стали ещё более нестабильными.

Преимущества системы управленческого учёта следующие: – она написана конкретно «под предприятие»; – система гибкая и при необходимости легко адаптируется к новым процессам, возникающим в рамках осуществления основной деятельности; – она включает в себя как натуральные, так и финансовые показатели; – при должном внедрении системы все принципы учёта понятны сотрудникам и руководителям структурных подразделений, а промежуточная отчётность используется ими для более эффективного решения повседневных задач.

Целью данной работы является – изучение организации управленческого учёта и его принципов.

 

1. Сущность понятия управленческого  учета

 

Управленческий учет – это управление экономическим субъектом через планирование, контроль и регулирование управленческой деятельности и процесса принятия решений. [4; 35]

В основе управленческого учета лежит система эффективного управления финансовыми, материальными и трудовыми ресурсами. Бухгалтерский учет призван обеспечить руководителей, специалистов информацией, необходимой для принятия эффективных управленческих решений. Рыночная экономика предполагает полную хозяйственную и финансовую самостоятельность. Хозяйственная самостоятельность заключается в выборе организационной формы предприятия, вида деятельности, партнеров по бизнесу, определении рынков сбыта, цены и т.д. Финансовая самостоятельность предприятия состоит в его полном самофинансировании, выработке финансовой стратегии, политики ценообразования.  В этой связи появляется необходимость создания управленческого учета как самостоятельной отрасли бухгалтерской деятельности. Это привело к делению бухгалтерского учета на финансовый и управленческий. Бухгалтерский управленческий учет в организации должен обеспечивать управленческий аппарат информацией, необходимой для планирования, управления и контроля над деятельностью предприятия. Бухгалтерский управленческий учет есть продолжение финансового учета, имеет с ним определенную взаимосвязь и различия. Предметом бухгалтерского управленческого учета является производственная деятельность предприятия в целом и его структурных подразделений. Основной целью бухгалтерского управленческого учета является калькулирование себестоимости, выполнение альтернативных расчетов по решению одной задачи. В бухгалтерском управленческом учете используются следующие методы:

  • рабочие приемы бухгалтерского финансового учета (счета и двойная запись, инвентаризация и документация, балансовое обобщение и отчетность);
  • индексный метод;
  • приемы экономического анализа (нормативный, цепных подстановок и др.);
  • математические методы (корреляция, линейное программирование, метод наименьших квадратов и т.д.); [6; 201]

Управленческий учет сформировался на базе производственного учета. Производственный учет призван следить за издержками, их отклонениями и выявлять резервы. Основным направлением производственного учета является учет издержек по:

  • видам деятельности, работ и услуг;
  • местам их возникновения и центрам ответственности;
  • носителям затрат.

Основные цели управленческого учета:

  • создание интегрированной системы учета затрат и доходов;
  • нормирование затрат;
  • планирование, контроль и анализ затрат;
  • бюджетирование;
  • обеспечение базы для ценообразования;
  • оказание информационной помощи финансовым менеджерам в принятии оперативных управленческих решений;
  • контроль, планирование и прогнозирование экономической эффективности деятельности предприятия и центров ответственности;
  • выбор наиболее эффективных путей развития предприятия. [7; 154]

Основным критерием действенности системы управления является эффективное использование финансовых, материальных и людских ресурсов. Управленческий учет обеспечивает для этого необходимый механизм, позволяя комплексно рассмотреть вопросы планирования, оперативного контроля и учета отдельных видов деятельности.

Под системой управленческого учета на предприятии нужно понимать наблюдение, оценку, регистрацию, измерение, обработку, систематизацию и передачу информации преимущественно о затратах и результатах хозяйственной деятельности в интегрированной системе учета, нормирования, планирования, контроля и анализа в целях формирования достаточной информационной базы внутренним пользователям для принятия оперативных (тактических) и прогнозных (стратегических) управленческих решений.

Оснoвным организационным вопросом в управленческом учете является необходимость детализации плана счетов. Детализацию плана счетов определяют виды анализа, которые руководство стремиться осуществлять более или менее регулярно. По сути дела, она зависит от «детальных расширений», которые необходимы для каждой статьи затрат, доходов или активов.

Таким образом, управленческий учёт является необходимым инструментом для управлeния организацией, позволяющим повысить качество и оперативность принимаемых управленческих решений, максимизировать ожидаемый результат и эффективно контролировать риски хозяйственной деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Принципы организации  управленческого учета

 

Принципы управленческого учета:

1. Принцип обособленности. Требует  рассмотрения каждого экономического  субъекта отдельно от других. В управленческом учете при  решении специфических задач  обособленно рассматривается предприятие  не только в целом, но и отдельные его подразделения;

2. Принцип непрерывности. Подразумевает  необходимость формирования информационного  поля учетных данных постоянно, а не время от времени;

3. Принцип полноты. Информация, которая  касается учетно-управленческой  проблемы, должна быть максимально полной для того, чтобы решения, принятые на основе этой информации, были максимально эффективными. С принципом полноты тесно перекликается принцип надежности, который требует, чтобы информация, используемая при принятии решений, была обоснованной;

4. Принцип своевременности. Информация  должна быть представлена тогда, когда она необходима;

5. Принцип сопоставимости. Одинаковые  показатели за разные периоды  времени должны быть сформированы  в соответствии с одними и  теми же принципами;

6. Принцип понятности. Информация, представленная в любом учетном  документе, должна быть понятна  пользователю этого документа. В  случае управленческого учета  можно сказать, что информация, подготовленная  для менеджера, который будет  принимать по ней какие-либо решения, должна быть представлена в такой форме, чтобы менеджер понял, что содержит в себе документ. Информация должна быть уместной, т.е. должна относиться к интересующей менеджера проблеме и не быть перегружена лишними деталями;

7. Принцип периодичности. Совершенно очевидный принцип, хотя фактически выдержать его сложнее, чем при подготовке внешней финансовой отчетности, там этот принцип поддерживается законодательным требованием представления периодической отчетности. Однако и внутренний оборот информации, и внутренние отчеты желательно также строить с учетом этого принципа;

8. Принцип экономичности. Данный  принцип никогда не обсуждается  относительно финансового учета, поскольку в силу своей жесткой  внешней регламентированности ведения  финансового учета он обязателен для организации. Затраты на поддержание системы управленческого учета должны быть существенно меньше затрат на ее функционирование. Информационный обмен учетно-управленческими данными должен приносить организации пользу в виде снижения трансанкционных и прочих затрат.

Соблюдение перечисленных выше принципов позволяет построить такую систему управленческого учета, чтобы она максимально соответствовала главной цели этого вида деятельности.

Поскольку у российских предприятий система управленческого учета ориентирована на отражение и накопление информации, она должна основываться на базовых бухгалтерских принципах.

При организации управленческого учета целесообразно применять следующие основные принципы и методы:

- двойной записи;

- отражения фактов хозяйственной деятельности в том периоде, когда они произошли (метод начисления);

- существенности (должна отражаться  только существенная информация);

- представления правдивой информации;

- баланса между выгодами и  затратами (выгоды, извлекаемые из информации, должны быть больше затрат на ее получение),

- приоритета содержания над  формой (операции должны отражаться  в учете исходя из их экономической  сути, а не из юридического  содержания);

- соответствия (отнесение расходов  к доходам, для получения которых эти расходы и были произведены). [1]

Поскольку управленческий учет регулируется только внутрикорпоративными нормами и предназначен исключительно для внутренних пользователей, то целесообразно утвердить указанные принципы приказом руководства и принять их в качестве основополагающих правил управленческого учета.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Нормативное регулирование  управленческого учета

 

В Российской Федерации осуществляется государственное регулирование бухгалтерского учёта, которое имеет своими основными целями: [8; 305]

  • обеспечение единообразия ведения учёта имущества, обязательств и хозяйственных операций, осуществляемых организациями;
  • составление и предоставление сопоставимой и достоверной информации об имущественном положении организаций и их доходов и расходов, необходимой пользователям бухгалтерской отчётности.

Система нормативного регулирования бухгалтерского учёта в России в соответствии с Федеральным законом от 21.11.1996г. № 129–ФЗ «О бухгалтерском учёте» включает четыре уровня.

Пeрвый уровень — федеральные законы, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ и другие законодательные акты, регламентирующие прямо или косвенно организацию и ведение бухгалтерского учёта на предприятии.

Основным документом, определяющим правовую основу организации и ведения бухгалтерского учёта, является Федеральный закон «О бухгалтeрском учёте» от 21 ноября 1996г. № 129–ФЗ (в редакции Федерального закона от 23.07.1998г.№ 123–ФЗ). Этот Закон определяет правовые основы бухгалтерского учёта, его содержание, принципы, организацию, основные направления бухгалтерской деятельности и составления отчётности, состав хозяйствующих субъектов, обязанных вести бухгалтерский учёт и предоставлять финансовую отчетность.

К первому уровню системы следует отнести Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая – от 30 ноября 1994г. № 51–ФЗ, часть вторая – от 26 января 1996г. № 14–ФЗ), федеральные законы «Об упрощённой системе налогообложения, учёта и отчётности для субъектов малого предпринимательства» от 29 декабря 1995г. №222–ФЗ, «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» от 14 июня 1995г. №88–ФЗ, «Об акционерных обществах» от 26 декабря 1995г. №208–ФЗ, постановление Правительства «О Программе реформирования бухгалтерского учёта в соответствии с международными учётными стандaртами финансовой отчётности» от 06 марта 1998г. №283 и др. [11; 98]

Второй уровень — нормативное регулирование, которое устанавливает общие правила (стандарты) ведения бухгалтерского учёта и отчётности. Нормативное регулирование осуществляют органы государственного управления: Правительство РФ, Министерство финансов РФ, Министерство экономики РФ, Госкомстат России, Центральный банк РФ и др. Эти органы разрабатывают и утверждают нормативные документы в виде положений (стандартов) по ведению бухгалтерского учёта и составлению отчётности.

Учётный стандарт можно определить как свод общих правил, устанавливающий порядок учёта и оценки определенного объекта или их совокупности. Учётные стандарты (в отечественном бухгалтерском учёте – положения) призвaны конкретизировать закон о бухгалтерском учёте и отчётности. В настоящее время в России разработано и утверждено 20 положений по бухгалтерскому учёту и отчётности. [6; 191]

К ним относятся положения по бухгалтерскому учёту (ПБУ) отдельных объектов и фактов хозяйственной жизни организации, в частности:

  • Приказ от 29 июля 1998г. №34н «Об утверждении Положения по ведению бухгалтерского учёта и бухгалтерской отчётности в Российской Федерации»;
  • ПБУ 1/08 «Учётная политика организации»;
  • ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчётность организации»;
  • ПБУ 6/01 «Учёт основных средств»;
  • ПБУ 9/99 «Доходы организации»;
  • ПБУ 10/99 «Расходы организации»;
  • ПБУ 18/02 «Учёт расчётов по налогу на прибыль».

Информация о работе Нормативное регулирование управленческого учета