Общение как взаимодействие (интерактивная сторона общения)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2015 в 21:00, контрольная работа

Описание работы

Интерактивная сторона общения включает в себя те компоненты общения, которые связаны с взаимодействием людей, с непосредственной организацией их совместной деятельности. Под взаимодействием обычно подразумевается не только обмен знаками, но и организация совместных действий, позволяющих группе реализовать общую деятельность.

Содержание работы

Стратегия взаимодействия как способ объединения индивидуальных усилий людей в ходе совместной деятельности._______________________________________
Типы взаимодействий.________________________________
Ролевое поведение личности в общении, модели личности в общении, локус контроля._____________________________
Социальная роль как идеальная модель поведения.________
Гендерные роли; ролевая структура группы._____________
Трансактный анализ Э. Берна._________________________
Референтная группа._________________________________
Список литературы__________________________________

Файлы: 1 файл

деловое общение.docx

— 44.87 Кб (Скачать файл)

Министерство сельского хозяйства Российской Федерации

 

ФГОУ ВПО Иркутская государственная сельскохозяйственная академия

 

 

 

 

 

 

Кафедра организации и управления на предприятиях АПК

 

 

 

Специальность 080109.65

 

«Бухгалтерский учет, анализ и аудит»

 

Контрольная работа

 

По дисциплине «Деловое общение»

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила: студентка 3 курса

 

                                                                                  1 группы заочного обучения

 

                                                                    № з/к 11416 Круч Н.В.     

 

                                               Проверил:

 

 

 

 

 

 

 

 

Иркутск – 2012

 

Тема 6. Общение как взаимодействие (интерактивная сторона общения).

  • Стратегия взаимодействия как способ объединения индивидуальных усилий людей в ходе совместной деятельности._______________________________________
  • Типы взаимодействий.________________________________
  • Ролевое поведение личности в общении, модели личности в общении, локус контроля._____________________________
  • Социальная роль как идеальная модель поведения.________
  • Гендерные роли; ролевая структура группы._____________
  • Трансактный анализ Э. Берна._________________________
  • Референтная группа._________________________________
  • Список литературы__________________________________

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                 

  • Стратегия взаимодействия как способ объединения индивидуальных усилий людей в ходе совместной деятельности.

Интерактивная сторона общения включает в себя те компоненты общения, которые связаны с взаимодействием людей, с непосредственной организацией их совместной деятельности. Под взаимодействием обычно подразумевается не только обмен знаками, но и организация совместных действий, позволяющих группе реализовать общую деятельность.

В общетеоретическом плане проблемы интерактивности («обмена действиями») были предметом изучения в основном социологов и психологов, которые разработали:

• теории социального действия (М. Вебер, П. Сорокин, Т. Парсонс);

• теории социальной связи (Я. Щипаньский, В.Н. Парфенов и др.);

• мотивационный подход, связанный с мотивами межгруппового взаимодействия. В основе подхода лежит учение З. Фрейда о бессознательном влечении;

• ситуативный подход (автор М. Шериф), суть которого в том, что причина межгрупповых конфликтов лежит не только в различиях мотивов, но и в факторах непосредственного взаимодействия между группами;

• когнитивный подход, сторонники которого утверждают, что в регуляции межгруппового взаимодействия ведущая роль принадлежит когнитивным процессам (на основе мышления);

• деятельностный подход, авторы которого, отечественные психологи Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, утверждали, что в любой развитой группе межличностные отношения опосредуются содержанием, целями и задачами социально значимой деятельности.

Интерактивная сторона общения - это условный термин, обозначающий характеристику тех аспектов межличностного общения, которые связаны, прежде всего, с взаимодействием людей. В процессе общения индивид может воздействовать на мотивы, цели, программы, принятие решений, на выполнение и контроль действий, то есть на все составляющие деятельности своего партнера, включая взаимную стимуляцию и коррекцию поведения.

Совместная деятельность и общение протекает в условиях социального контроля на основе социальных норм. Обращение людей к социальным нормам делает их ответственными за их поведение, позволяет регулировать действия и поступки; оценивая их как соответствующие или несоответствующие этим нормам. Ориентируясь на нормы, человек соотносит формы своего поведения с эталонами, отбирает нужные и, таким образом, регулирует свои отношения с другими людьми. Каждая роль (нормативно одобряемый образец поведения), в которую вступает субъект, должна отвечать совершенно определенным требованиям и ожиданиям окружающих.

 

  • Типы взаимодействий.

 

В процессе общения люди вступают в бесконечное количество различных видов взаимодействия. Однако для экспериментальных исследований крайне важно как минимум обозначить некоторые основные типы этих взаимодействий. Наиболее распространенным является дихотомическое деление всех возможных видов взаимодействий на два противоположных вида: кооперация и конкуренция. Разные авторы обозначают эти два основных вида различными терминами. Кроме кооперации и конкуренции, говорят о согласии и конфликте, приспособлении и оппозиции, ассоциации и диссоциации и т. д. За всеми этими понятиями ясно виден принцип выделения различных видов взаимодействия. В первом случае анализируются такие его проявления, которые способствуют организации совместной деятельности, являются «позитивными» с этой точки зрения. Во вторую группу попадают взаимодействия, так или иначе «расшатывающие» совместную деятельность, представляющие собой определенного рода препятствия для нее.

Кооперация, или кооперативное взаимодействие, означает координацию единичных сил участников (упорядочивание, комбинирование, суммирование этих сил). Кооперация – необходимый элемент совместной деятельности, порожденный ее особой природой. A.H. Леонтьев называл две основные черты совместной деятельности:

• разделение единого процесса деятельности между участниками;

• изменение деятельности каждого, так как результат деятельности каждого не приводит к удовлетворению его потребности, что на общепсихологическом языке означает, что «предмет» и «мотив» деятельности не совпадают.

Вступая в бесконечное количество различных видов взаимодействия, люди зачастую руководствуются следующими основными мотивами взаимодействия:

• максимизации общего выигрыша (мотив кооперации);

• максимизации собственного выигрыша (индивидуализм);

• максимизации относительного выигрыша (конкуренция);

• максимизации выигрыша другого человека (альтруизм);

• минимизации выигрыша другого (агрессия);

• минимизации различий в выигрышах (равенство). Соответственно перечисленным мотивам можно определить ведущие стратегии поведения во взаимодействии:

• сотрудничество направлено на полное удовлетворение участниками взаимодействия своих потребностей без ущемления интересов другого (реализуются мотивы кооперации, либо конкуренции);

• соперничество (противодействие) – предполагает ориентацию исключительно на свои цели без учета целей партнеров по общению (индивидуализм);

• компромисс – реализуется в частном достижении целей партнеров ради условного равенства;

• уступчивость (приспособление) предполагает жертву собственных целей для достижения целей партнера (альтруизм);

• избегание – представляет собой уход от контакта, потерю собственных целей для исключения выигрыша другого.

Заражение – это распространение любой деятельности или настроения в группе. Яркий пример такого способа взаимодействия показывают спортивные болельщики. Особыми условиями, в которых усиливается воздействие через заражение, являются толпа и ситуация паники. Иногда даже целые народы могут быть подвержены эффекту психологического заражения: от массового спортивного азарта или религиозного экстаза до политически окрашенного психоза (национализм или фашизм).

Внушение – целенаправленное, неаргументированное воздействие одного человека на другого или на группу. В отличие от заражения внушение, за исключением отдельных случаев гипноза и телепатической связи, осуществляется посредством речевого сообщения и основано на ее некритическом восприятии.

Убеждение – также целенаправленный, но логически обоснованный процесс побуждения человека принять определенные ценности, верования или отношения.

Подражание – это воспроизведение человеком образцов демонстрируемого поведения. Подражание имеет важное значение для научения и освоения жизненного опыта. Как способ взаимодействия можно рассматривать и моду.

 

  • Ролевое поведение личности в общении, модели личности в общении, локус контроля.

 

Роль – это способ поведения, задаваемый обществом. Роль определяется как социальная функция личности, то есть как способ поведения людей в системе межличностных отношений, зависящий от позиции или статуса в обществе и отвечающий принятым нормам. Так, например, под половой ролью понимают систему средовых стандартов, предписаний, нормативов, ожиданий, которым человек должен соответствовать, чтобы его признавали как мальчика (мужчину) или девочку (женщину).

Так как человек живет в обществе, он выполняет в нем множество различных функций:

 

служебные – начальник, подчиненный, учитель, ученик, ревизор,

ревизуемый, и т.д.;

житейские – квартиросъемщик, клиент, покупатель, сосед, отдыхающий,

пациент, гость, хозяин и проч.;

семейные – кормилец, муж, жена, родитель, сын, дочь и т.д.

Выполнять определенную социальную функцию, значит делать то, что положено на данном месте и при данных обстоятельствах. Общество – это кооперация людей, и каждый, выполняя множество функций, вносит этим свой вклад в сохранение кооперации. Общество на всех своих членов налагает определенные социальные роли.

Социальная роль – это то поведение, которое ожидается от человека другими на определенном месте и при определенных обстоятельствах. Действуя согласно этим ожиданиям, мы и выполняем свои социальные роли. Кроме социальных мы играем межличностные роли.

Межличностная роль – это то поведение, которое ожидается от человека другим человеком согласно установившимся между нами отношениям. У каждого человека есть определенный круг людей, с которыми он сталкивается изо дня в день. В отношении одного он выступает в роли Друга, в отношении другого в роли Недоброжелателя. Кто-то для человека Партнер, а кто-то Предмет обожания.

В межличностном взаимодействии человек может играть роль лидера, отверженного, клоуна и т.д.

Внутригрупповая роль – это то поведение, которое ожидается от человека членами группы, в которую он входит в соответствии с его репутацией, приобретенной в этой группе. Причем эти роли могут быть разными в разных группах: Лидер, Чудак, Свой и т.д.

Но так как на каждом этапе жизни индивид принадлежит ко многим группам сразу, то в его памяти откладывается набор «Я»-образов. Вести себя в соответствии с каким-либо из «Я»-образов – значит, проявлять себя определенным образом, играть индивидуальную роль: «Вундеркинда», «Хозяина», «Затравленного» и т.д. Причем, с детства у человека формируется особая психическая инстанция, задача которой интегрировать разные «Я»-образы, нанизывая их на ось. Эта инстанция – «психологический автопортрет» личности.

Причем каждый человек использует вытеснение, компенсации и другие психологические защитные механизмы для интеграции своего автопортрета. «Я»- образ – это зеркало с изменяющейся кривизной поверхности, причем эти изменения зависят от самого автопортрета.

Индивидуальная роль – это поведение, которое человек ожидает от самого себя (согласно своему «автопортрету»). Иными словами, в каждом человеке скрыт присущий ему «ролевой веер», т. е. набор усвоенных им психологических ролей.

По мере сближения с человеком его «веер» раскрывается для восприятия во всю ширь, но в каждый момент общения вы можете видеть лишь часть этого «веера».

Меньше всего он виднеется, когда человек вынужден (или считает нужным) спрятать все свои роли за одну формальную. Те «части веера», которые видны в каждый данный момент общения, называются:

Актуальная роль – это роли, которые исполняются индивидом здесь и сейчас. Актуальная роль – это комбинация ролей в конкретный период времени, это то, каким человек выглядит и позволяет себе выглядеть в данный момент коммуникации.

Выделяют также:

роли активные, т. е. исполняемые в данный момент времени;

роли латентные (не проявляющиеся в данной ситуации).

Кроме того, различают:

роли институализированные (официальные), связанные с официальными требованиями организации, в которую субъект входит;

роли стихийные, связанные со стихийно возникающими отношениями и видами деятельности.

Один и тот же человек выполняет различные роли. Множество ролевых позиций нередко порождает их столкновение — ролевые конфликты.

Взаимодействие людей, исполняющих различные роли, регулируется ролевыми ожиданиями. «Исполнение» роли подвержено социальному контролю и обязательно получает общественную оценку, а сколько-нибудь незначительное отклонение от образца осуждается.

 

Модели личности в общении.

Первый критерий выбора модели поведения состоит в соответствии этого поведения закону, установленному в обществе правопорядку.

Вторым критерием выбора модели поведения является нравственность. При всей склонности людей к субъективной трактовке морали существуют общепринятые подходы к объяснению её основных понятий, таких как честность, справедливость, совестливость. Их однозначная интерпретация и неуклонное соблюдение - гарант верности выбранной человеком модели поведения.

Третьим критерием следует признать оценку конкретной ситуации, в которой личность действует или оказалась по стечению обстоятельств. Интуитивная или умозрительная оценка ситуации является важнейшим условием оптимизации модели поведения. Как показывает практика, нередко индивидуальность человека проявляется на фоне других, более ярких натур, так как он удачно проявил себя в конкретной ситуации (то есть выигрышно "смотрелся", "слушался", "запомнился".

Информация о работе Общение как взаимодействие (интерактивная сторона общения)