Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2015 в 21:00, контрольная работа
Интерактивная сторона общения включает в себя те компоненты общения, которые связаны с взаимодействием людей, с непосредственной организацией их совместной деятельности. Под взаимодействием обычно подразумевается не только обмен знаками, но и организация совместных действий, позволяющих группе реализовать общую деятельность.
Стратегия взаимодействия как способ объединения индивидуальных усилий людей в ходе совместной деятельности._______________________________________
Типы взаимодействий.________________________________
Ролевое поведение личности в общении, модели личности в общении, локус контроля._____________________________
Социальная роль как идеальная модель поведения.________
Гендерные роли; ролевая структура группы._____________
Трансактный анализ Э. Берна._________________________
Референтная группа._________________________________
Список литературы__________________________________
Референтная группа — это социальная группа, которая служит для индивида своеобразным стандартом, системой отсчета для себя и других, а также источником формирования социальных норм и ценностных ориентаций.
Классификация групп
По выполняемым функциям различают нормативные и сравнительные референтные группы, по факту членства в группе — группы присутствия и идеальные, в соответствии с согласием или отрицанием индивидом норм и ценностей группы — положительные и отрицательные референтные группы.
Нормативная референтная группа выступает источником норм, регулирующих поведение индивида, ориентиром по ряду значимых для него проблем. В свою очередь, сравнительная референтная группа является для индивида эталоном в оценках себя и окружающих. Одна и та же референтная группа может выступать и как нормативная, и как сравнительная.
Группа присутствия — это референтная группа, членом которой является индивид. Идеальная референтная группа — это группа, на мнение которой индивид ориентируется в своем поведении, в оценках важных для него событий, в субъективных отношениях к другим людям, но в состав которой он по каким-либо причинам не входит. Такая группа бывает для него особо притягательной. Идеальная референтная группа может быть как реально существующей в социальной среде, так и вымышленной (в этом случае эталоном субъективных оценок, жизненных идеалов индивида выступают литературные герои, исторические деятели далекого прошлого и др.).
Если социальные нормы и ценностные ориентации положительной референтной группы полностью соответствуют представлениям о нормах и ценностях индивида, то система ценностей отрицательной референтной группы при такой же степени значимости и важности оценок и мнения этой группы для индивида чужда и противоположна его ценностям. Поэтому в своем поведении он старается получить негативную оценку, «неодобрение» своих поступков и позиции со стороны этой группы.
В социологии и социальной психологии понятие «референтная группа» используется в основном для объяснения социально-психологических механизмов, участвующих в формировании в индивидуальном сознании установок ценностно-нормативной регуляции личности. В этом плане оно представляет интерес для социологических исследований, связанных с изучением эффективности педагогических и пропагандистских воздействий, так как умение находить и выделять референтные группы существенно упрощает работу по изучению направленности личности и поиск путей целенаправленного влияния на ее формирование.
Список литературы.
1. Бороздина Г.В. Психология делового общения: учебник для студ. вузов по
экономич. спец. - 2. изд. - М.: ИНФРА-М, 2008. 295 с.
2. Зельдович Б.З. Деловое общение: Учебное пособие. - М: Издательство
Альфа-Пресс, 2007. 456 с.
3. Морозов А. В. Деловая психология. Курс лекций; Учебник для высших и
средних специальных учебных заведений. СПб.: Издательство Союз, 2000. -576 с.
4. Журавлев А.Л. Социальная психология: учеб. пособие / А.Л. Журавлев, В.А. Соснин, М.А. Красников. – М.: ФОРУМ-ИНФРА-М, 2006. - 416 с.
5. Столяренко Л.Д. Психология делового общения и управления. Учебник /
Л.Д. Столяренко. — Ростов н/Д: Феникс, 2005. - 416 с.
Информация о работе Общение как взаимодействие (интерактивная сторона общения)