Оценка имущества, обязательств и хозяйственных операций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2012 в 20:58, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение оценки имущества, обязательств и хозяйственных операций предприятия, а также рассмотрение документооборота хозяйственных операций. Поставленная цель определяет задачи исследования: рассмотреть понятие оценки имущества и обязательств организации; изучить сущность оценки имущества предприятия; изучить оценку обязательств и хозяйственных операций организации; рассмотреть документацию хозяйственных операций. Теоретико-методологическую базу для написания работы составили две группы источников.

Содержание работы

Введение
Понятие оценки имущества и обязательств организации.
Оценка имущества организации.
Оценка нематериальных активов и учет их поступления.
Оценка материально-производственных запасов и готовой продукции.
Оценка финансовых вложений.
Сущность оценки обязательств и хозяйственных операций организации.
Документация хозяйственных операций.
Заключение.
Практическое задание
Список использованных источников и литературы

Файлы: 1 файл

бухучет.docx

— 41.80 Кб (Скачать файл)

2. Оценка имущества  организации

Основные средства принимаются  к бухгалтерскому учету по первоначальной стоимости. Однако ее формирование зависит  от вышеперечисленных способов получения  основных средств. В соответствии с  пунктом 8 ПБУ 6/01 первоначальной стоимостью основных средств, приобретенных за плату, (или сооруженных силами самой  организации), признается сумма фактических  затрат на их приобретение, сооружение и изготовление за исключением налога на добавленную стоимость и иных возмещаемых налогов. В состав фактических затрат (расходов) могут включаться: суммы, уплачиваемые в соответствии с договором поставщику (продавцу), а также за доставку отчета и приведение его в состояние, пригодное для использования; суммы, уплачиваемые организациям по договору строительного подряда и иным договорам за осуществленные работы; суммы, уплачиваемые организациям за информационные и консультационные услуги, связанные с приобретением основных средств; вознаграждения посреднической организации, через которую приобретен объект основных средств; таможенные пошлины и таможенные сборы; государственные пошлины, невозмещаемые налоги, уплачиваемые с связи с приобретением объектов основных средств; иные затраты, непосредственно связанные с приобретением, сооружением и изготовлением объектов основных средств. Не включаются в фактические затраты на приобретение, сооружение или изготовление основных средств общественные и иные аналогичные расходы, кроме случаев когда они непосредственно связаны с приобретением, сооружением или изготовлением основных средств. Примером такого рода общехозяйственных затрат, включаемых в первоначальную стоимость объекта, могут служить командировочные расходы сотрудников предприятий, связанные с приобретением объектов основных средств.

Таким образом, в первоначальной стоимости объектов основных средств  учитываются суммы фактических  затрат, связанных с приобретением (изготовлением и сооружением), которые  возникли только до принятия объекта  основных средств к бухгалтерскому учету (т.е. до введения его в эксплуатацию на основании акта о приеме - передаче объекта).

В процессе эксплуатации основные средства теряют свои первоначальные свойства, т.е. физически и морально изнашиваются. Соответственно их стоимость  по мере износа уменьшается на его  величину. Остаточная стоимость представляет собой разницу между первоначальной (восстановительной) стоимостью объекта  основных средств и суммой начисленного износа (амортизации). В бухгалтерском  балансе основные средства отражаются по остаточной стоимости.

Оценка нематериальных активов и учет их поступления. В соответствии с пунктом 6 ПБУ 14/2000 все нематериальные активы принимаются к бухгалтерскому учету по первоначальной стоимости. Однако порядок определения этой стоимости различается в зависимости от способа поступления НМА в организацию. Формирование первоначальной стоимости нематериальных активов, так же как и основных средств, зависит от способов их поступления в организацию: приобретение за плату; безвозмездное получение от юридических и физических лиц; в качестве взноса в счет вкладов в уставной капитал организации; путем создания их самой организацией; приобретение на условиях обмена. Для их учета в Плане счетов предусмотрены два счета: 04 “Нематериальные активы” - активный, 05 “Амортизация нематериальных активов” - пассивный. По дебету счета 04 учитывается нематериальные активы по первоначальной стоимости т.е. стоимости приобретения и создания, включающей всей затраты, произведенные организацией до момента передачи объекта в эксплуатацию. Все указанные затраты носят характер капитальных вложений организации - вложение во внеоборотные активы. Все затраты предварительно собираются на счете 08 “Вложения во внеоборотные активы”, субсчет 5 “Приобретение нематериальных активов”. Наиболее распространенным вариантом поступления НМА в организацию является их приобретение за плату (покупка). Первоначальная стоимость такого имущества определяется как сумма всех фактических расходов на приобретение, за исключением НДС и иных возмещаемых налогов (кроме случаев, предусмотренных законодательством РФ). При этом фактическими расходами на приобретение нематериальных активов могут быть: суммы, уплачиваемые в соответствии с договором уступки (приобретения) прав правообладателю (продавцу); суммы, уплачиваемые организациям за информационные и консультационные услуги, связанные с приобретением нематериальных активов; регистрационные сборы, таможенные пошлины, патентные пошлины и другие аналогичные платежи; невозмещаемые налоги; вознаграждения, уплачиваемые посреднической организации, через которую приобретен объект нематериальных активов; иные расходы, непосредственно связанные с приобретением объектов нематериальных активов, такие, как командировочные расходы, проценты по кредитам и займам. При приобретении НМА могут возникать дополнительные расходы на приведение их в состояние, в котором они пригодны к использованию в запланированных целях. Такими расходами могут быть суммы оплаты труда занятых этим работников, соответствующие отчисления на социальные страхование и обеспечение (ЕСН и взносы во внебюджетные фонды), материальные и иные расходы. Такого рода дополнительные расходы увеличивают первоначальную стоимость нематериальных активов.

Нематериальные активы могут  быть внесены в качестве вклада в  уставный (складочный) капитал организации, первоначальную стоимость которых  определяют исходя из их денежной оценки, согласованной учредителями (участниками) организации. В учете данная операция отразится проводкой: Дебет 04 Кредит 75 - оприходован НМА, полученный в  качестве взноса в уставный капитал организации. Нематериальные активы могут поступать в организацию также по договору, предусматривающему оплату неденежными средствами, т.е. по договору мены. Первоначальной стоимостью таких нематериальных активов признается стоимость переданного имущества, устанавливаемая исходя из цены, по которой организация в сравнимых обстоятельствах обычно определяет стоимость аналогичных товаров (ценностей). Любой объект нематериальных активов принимается к учету по акту о приеме-передаче, оформленному в соответствии с требованиями законодательства о бухгалтерском учете. В акте должна быть отражена следующая информация: название объекта нематериальных активов, от кого он поступил в организацию, где будет использоваться, дата принятия к учету, первоначальная стоимость, срок полезного использования и др.

Оценка материально-производственных запасов и готовой продукции. Состав материально - производственных запасов очень разнообразен. Это собственно сырье и материалы, используемые в производственном процессе предприятий; материалы строительные; инструменты (предметы труда); топливо; запасные части; покупные полуфабрикаты; тара и тарные материалы; спецодежда и спецоснастка; прочие материалы (канцелярские товары, инвентарь и т.п.). К данной группе относятся также товары и готовая продукция.

Материально - производственные запасы принимаются к бухгалтерскому учету по фактической себестоимости (п.5 ПБУ 5/01). Однако их оценка (определение  этой фактической себестоимости) может  отличаться в зависимости от способа  получения предприятием данных МПЗ. Они могут быть получены организацией: - за плату; - внесены в качестве вклада в уставной (складочный) капитал организации; - за плату не денежными способами (бартером); - безвозмездно (в порядке дарения).

Фактической стоимостью материалов, приобретенных за плату, признается сумма фактических затрат организации  на приобретение, за исключением налога на НДС и иных возмещаемых налогов (кроме случаев, предусмотренных  законодательством РФ). Фактическими затратами на приобретение материалов могут быть: суммы, уплачиваемые в соответствии с договором поставщику (продавцу); суммы, уплачиваемые организациям за информационные и консультационные услуги, связанные с приобретением материалов; таможенные пошлины и иные платежи; невозмещаемые налоги и, уплачиваемые в связи с приобретением единицы материалов; вознаграждения, уплачиваемые посреднической организации, при участии которой приобретены материалы; затраты по заготовке и доставке материалов до места их использования, включая расходы по страхованию; затраты на оплату процентов по кредитам и займам, если они связаны с приобретением материалов и произведены до даты их принятия к учету; начисленные проценты по коммерческим кредитам и затраты, непосредственно связанные с приобретением материалов; суммовые разницы, если они возникли до принятия материалов к бухгалтерскому учету.  Фактическая себестоимость МПЗ, которые организация изготавливает самостоятельно (к ним, кстати, относятся и полуфабрикаты собственного производства), определяется исходя из фактических затрат, связанных с производством данного вида МПЗ (п.7 ПБУ 5/01). Фактическая себестоимость МПЗ, внесенных в счет вклада в уставной капитал организации, определяется исходя из их денежной оценки, согласованной учредителями или участниками организации, если иное не предусмотрено законодательством РФ.  При получении материалов по договорам, предусматривающим исполнение обязательств (оплату) не денежными средствами (например, по договору мены) фактической себестоимостью таких материалов признается стоимость активов, переданных или подлежащих передаче организацией. Стоимость этих активов устанавливают исходя из цены, по которой в сравнимых обстоятельствах обычно организация определяет стоимость аналогичных активов. Если МПЗ получены безвозмездно (по договору дарения), фактическую себестоимость материалов определяют исходя из рыночной стоимости на дату принятия их к учету. Готовую продукцию оценивают в соответствии с правилами, установленными ПБУ 5/01 “Учет материально-производственных запасов”, Методическими указаниями по учету материально-производственных запасов. Готовая продукция отражается в бухгалтерском учете по фактической или нормативной (плановой) производственной себестоимости, включающей затраты, связанные с использованием в процессе производства основных средств, сырья, материалов, топлива, энергии, трудовых ресурсов и другие затраты на производство продукции либо по прямым статьям затрат. Выбранный вариант учета выпуска готовой продукции должен быть зафиксирован в учетной политике предприятия для целей бухгалтерского учета.

Оценка финансовых вложений. Многие предприятия помимо своей основной деятельности получают также доходы от вложений в ценные бумаги, уставные капиталы сторонних организаций, предоставления займов и т.п. такие операции в учете относятся к финансовым вложениям. Порядок оценки и отражения в бухгалтерском учете финансовых вложений установлен Положением по бухгалтерскому учету “Учет финансовых вложений” ПБУ 19/02, утвержденным приказом Минфина РФ от 10 декабря 2002года № 126н. Пунктами 8 и 9 ПБУ 19/02 определено понятие первоначальной стоимости финансовых вложений, под которой понимается сумма фактических затрат организации на их приобретение, за исключением НДС и иных возмещаемых налогов (кроме случаев, предусмотренных законодательством РФ о налогах и сборах). При этом такими расходами могут быть: сумма, уплаченная в соответствии с договором продавцу; сумма, уплаченная за информационные и консультационные услуги из посреднических вознаграждений; из иных затрат, непосредственно связанных с приобретением финансовых активов. В случае несущественности затрат, кроме уплаченных непосредственно продавцу, они могут быть списаны на операционные расходы соответствующего отчетного периода. Финансовые вложения могут быть приобретены организацией за счет заемных средств (займов, кредитов). При этом отражение в бухгалтерском учете затрат по полученным кредитам (займам) может проводиться двумя путями: - в полной сумме в составе прочих (операционных) расходов (п.11 ПБУ 10/99);  - в составе первоначальной стоимости финансовых вложений в сумме затрат, произведенных до принятия к учету этих вложений, и в сумме расходов, осуществленных после их оприходование на баланс организации, согласно ПБУ 19/02 и пункту 15 ПБУ 15/01. Выбранный организацией способ должен быть обязательно зафиксирован в ее учетной политике для целей бухгалтерского учета. Следует иметь в виду, что не включаются в фактические затраты финансовых вложений общехозяйственные расходы, за исключением случаев их прямой связи с осуществлением. Например, в случае, когда уполномоченное лицо организации командируется для подписания учредительных документов, командировочные расходы могут включаться в первоначальную стоимость финансовых вложений (вклада в уставной капитал другой организации).

В части формирования первоначальной стоимости финансовых вложений, полученных организацией безвозмездно, ПБУ 19/02 они  определены только для ценных бумаг, для которых первоначальной стоимостью будет признаваться (п.13 ПБУ 19/02): - текущая рыночная стоимость на дату принятия к бухгалтерскому учету; - сумма денежных средств, которая может быть получена в результате продажи таких ценных бумаг на дату их принятия к бухгалтерскому учету. В этом случае оценку производит или сама организация, или по ее поручению - профессиональный оценщик.

Первоначальной стоимостью финансовых вложений, полученных организацией по договору, предусматривающим исполнение обязательств (оплату) не денежными  средствами (к примеру, путем обмена, зачета встречных требований и т.п.), признается стоимость активов, переданных или подлежащих передаче организацией (п.14 ПБУ 19/02). Стоимость активов, переданных или подлежащих передаче организацией, устанавливается исходя из цены, по которой в сравнимых обстоятельствах обычно организация определяет стоимость аналогичных активов. Это означает, что первоначальная стоимость финансовых вложений в подобной ситуации определяется бартерным договором, но не ниже стоимости переданных в обмен товаров (работ, услуг).

Финансовые вложения в  акции других организации, котирующихся на бирже или внебиржевом рынке, отражаются в отчетности по фактической  рыночной стоимости, если последняя ниже их балансовой. Возникшее отклонение в стоимости относят на результаты хозяйственной деятельности, увеличивая убыток и уменьшая балансовую прибыль путем начисления этой суммы по кредиту счета 59 “Резервы под обесценение финансовых вложений”. Разницу между фактическими затратами и их номинальной стоимостью в течение срока их обращения равномерно относят на убытки в случае превышения фактических затрат или отражают как доходы будущих периодов в случае превышения номинальной стоимости.

       3. Сущность оценки обязательств и хозяйственных операций организации

Гражданский кодекс РФ трактует понятие обязательства следующим  образом (ст. 307): «в силу обязательства  одно лицо (должник) обязано совершить  в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как-то передать имущество, выполнить работу, уплатить деньги и т.п. либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности».

В ФЗ РФ «О несостоятельности (банкротстве)» дается определение  денежных обязательств (ст. 2) «обязанность должника уплатить кредитору определенную денежную сумму по гражданско-правовому  договору и по иным основаниям, предусмотренным  ГК РФ». Кроме того, в более узком смысле, долговое обязательство - это документ, выдаваемый заемщиком кредитору при получении ссуды. За последние несколько лет в связи с принятием Закона О бухгалтерском учете, Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, системы национальных учетных стандартов (ПБУ) правила оценки объектов учета существенно изменились и стали больше соответствовать международным стандартам.

Информация о работе Оценка имущества, обязательств и хозяйственных операций