Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2013 в 22:01, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является раcсмотрение вопросов учета и анализа основных средств. Для доcтижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
-Расcмотреть основные средства, изучить их классификацию и оценку;
-Изучить дoкументальное оформление, синтетический и аналитический учет основных cредств, учет их поступления, перемещения и выбытия;
-Описать учет амортизации оснoвных средств;
- Расcмотреть учет ремонта, модернизации основных средств;
- Изучить инвентаризацию основных средств с отражением результатов в учете.
1.2.Документальное оформление движения основных средств
Все хозяйственные операции, проводимые организацией, согласно Федеральному Закону «О бухгалтерском учете», должны оформляться оправдательными документами. Эти документы являются первичными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет.[2]
Первичный бухгалтерский документ - письменное свидетельство о совершении хозяйственной операции, имеющее юридическую силу и не требующее дальнейших пояснений и детализации.
Хозяйственные операции, не оформленные первичным учетным документом, не принимаются к учету и не подлежат отражению в регистрах бухгалтерского учета.
Постановлением от 21 января
2003 года №7 «Об утверждении
Табл.1.3.Формы документации по учету основных средств
№ формы |
Наименование формы |
ОС-1 |
Акт о приеме-передаче объекта основных средств (кроме зданий, сооружений) |
ОС-1а |
Акт о приеме-передаче здания (сооружения) |
ОС-16 |
Акт о приеме-передаче групп объектов основных средств (кроме зданий, сооружений) |
ОС-2 |
Накладная на внутреннее перемещение объектов основных средств |
ОС-3 |
Акт о приеме-сдаче |
ОС-4 |
Акт о списании объекта основных средств (кроме автотранспортных средств) |
ОС-4а |
Акт о списании автотранспортных средств |
ОС-46 |
Акт о списании групп объектов основных средств (кроме автотранспортных средств) |
ОС-6 |
Инвентарная карточка учета объекта основных средств |
ОС-6а |
Инвентарная карточка группового учета объектов основных средств |
ОС-66 |
Инвентарная книга учета объектов основных средств |
С 01.01.2013 г. вступает в силу Федеральный закон от 06.12.2011 г. N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете». Согласно пункту 4 статьи 9 Закона N 402-ФЗ формы первичных учетных документов утверждает руководитель экономического субъекта по представлению должностного лица, на которое возложено ведение бухгалтерского учета. При этом необходимо, чтобы первичный учетный документ содержал перечень обязательных реквизитов, установленных пунктом 2 статьи 9 Закона N 402-ФЗ.
Таким образом, Законом N 402-ФЗ предусмотрено, что формы первичных учетных документов, разработанные организацией самостоятельно, не обязаны соответствовать утвержденным унифицированным формам. [2]
Глава 2.Учёт основных средств
2.1.Синтетический и аналитический учёт основных средств
Синтетический учет основных средств - это обобщение информации о наличии и движении принадлежащих организации основных средств, находящихся в эксплуатации, в запасе, на консервации и сданных в аренду. Учет ведется в денежной оценке.
Для синтетического учета основных средств используются балансовые счета: 01 «Основные средства», 03 «Доходные вложения в материальные ценности», 02 «Амортизация основных средств», 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет 3 «Выбытие основных средств», а также забалансовые счета (при необходимости) - 001 «Арендованные основные средства», 011 «Основные средства, сданные в аренду», 010 «Износ основных средств».
Аналитический учет представляет собой пообъектный учет основных средств и ведется на инвентарных карточках по ф. № ОС-6. Инвентарная карточка открывается на каждый инвентарный объект или на группу однотипных объектов. Заполнение инвентарных карточек (книг) производится на основе первичной документации: актов приемки-передачи, технических паспортов и других документов.
Заполненные инвентарные карточки регистрируются в описях типовой формы. Описи инвентарных карточек ведутся бухгалтерией в одном экземпляре по классификационным группам (видам) объектов основных средств. Организации, учитывающие основные средства в инвентарной книге, описи не ведут.
Инвентарные карточки (индивидуальные и групповые) составляются в одном экземпляре и хранятся в бухгалтерии организации. В случае когда в результате реконструкции (модернизации), достройки и дооборудования объекта произведены изменения, отражение которых в старой карточке невозможно, заполняется новая инвентарная карточка, а старая сохраняется как справочный документ.
В картотеке бухгалтерии инвентарные карточки располагаются по отраслевым группам основных средств (промышленность, транспорт, строительство и др.), а внутри этих групп - по месту нахождения объектов (цех, отдел), по видам (здания, сооружения и т.д.) с подразделением на производственные и непроизводственные.
Поступление основных средств
есть не что иное, как ввод в эксплуатацию
и оприходование вновь
- завершения строительно-монтажных работ;
- приобретения за плату;
- безвозмездного поступления;
- поступления в качестве взноса в уставный капитал;
- перехода права собственности по окончании срока аренды (если договором не предусмотрен переход такого права ранее);
- выявления неоприходованных (неучтенных) объектов основных средств по результатам инвентаризации;
- получения объектов основных средств от государственного или муниципального органа при создании унитарной организации.
Во всех приведенных случаях ввод объектов основных средств в эксплуатацию оформляется актом передачи ф. № ОС-1. Такой же акт выписывается при внутреннем перемещении объектов из одного структурного подразделения в другое и для оформления передачи их со склада (из запаса) в эксплуатацию. При оформлении внутреннего перемещения объектов акт (накладная) выписывается в двух экземплярах работником структурного подразделения, передающего имущество. Первый экземпляр с распиской получателя и сдатчика передается в бухгалтерию, второй - структурному подразделению, передавшему объект.
Акт приемки-передачи вместе
с технической документацией
передается в бухгалтерию организации,
подписывается главным
Основные средства учитываются на активном счете 01 «Основные средства». Дебетовое сальдо отражает сумму первоначальной стоимости основных средств. По дебету записывают первоначальную стоимость поступивших основных средств и их дооценку, а по кредиту – выбытие основных средств и их уценку.
Источниками приобретения основных средств являются:
- собственные (сумма накопленной амортизации, доходы организации, вклады учредителей в уставный капитал, дарения, или безвозмездные поступления от юридических и физических лиц и субсидии правительственного органа);
- заемные - кредиты, займы и кредиторская задолженность.
На поступление основных средств составляются проводки, основные из которых представлены в табл. 2.1.
Табл.2.1. Основные проводки при поступлении основных средств
Содержание хозяйственной операции |
Номера счетов | |
Дебет |
Кредит | |
1 |
2 |
3 |
Приобретение основных средств производственного назначения Поступили основные средства по первоначальной стоимости (в том числе услуги по доставке, оплата комиссионных и другие расходы) Перечислено юридическим лицом за основные средства На сумму начисленного НДС по закупленным основным средствам Оприходованы (переданы в эксплуатацию) основные средства |
08
60(76) 19 01 |
60(76)
51 60(76) 08 |
Поступили основные средства в качестве вклада в уставный капитал Определен размер взносов в уставный капитал после государственной регистрации Оприходованы основные средства, внесенные учредителями в счет их вкладов в уставный капитал Переданы основные средства в эксплуатацию |
75
08
01 |
80
75
08 |
Разные случаи поступления основных средств Безвозмездно получены от юридических и физических лиц по договору дарения, а также в качестве субсидии правительственного органа Получены безвозмездно основные средства непроизводственного назначения Оприходованы неучтенные основные средства, выявленные при инвентаризации Отражено увеличение первоначальной (восстановительной) стоимости объектов: производственного назначения (при переоценке) непроизводственного назначения (при переоценке) Оприходованы полученные объекты основных средств унитарной организацией при ее создании и наделении имуществом |
08
08 01
01 01 01 |
981
98 91
83 83 75-3 |
2.2.Амортизация основных средств, методы её начисления
Амортизация – это постепенное перенесение стоимости основных средств на себестоимость продукции (работ, услуг). Порядок начисления амортизации по основным средствам в бухгалтерском учете регулируется ПБУ 6/01. Амортизацию начисляют ежемесячно начиная с месяца, следующего за вводом основного средства в эксплуатацию.
Начисление амортизации объектов основных средств производится следующими способами (табл.2.2)
Табл.2.2.Способы начисления амортизации
Линейный способ |
Исходя из первоначальной стоимости или (текущей (восстановительной) стоимости (в случае проведения переоценки) объекта основных средств и нормы амортизации, исчисленной исходя из срока полезного использования этого объекта; |
Способ уменьшаемого остатка |
Расчёт производится от остаточной
стоимости объекта от начала текущего
года и срока полезного |
Способ списания стоимости
по сумме чисел лет срока |
Исходя из первоначальной
стоимости или (текущей (восстановительной)
стоимости (в случае проведения переоценки)
объекта основных средств и соотношения,
в числителе которого число лет,
остающихся до конца срока полезного
использования объекта, а в знаменателе
- сумма чисел лет срока |
Пропорционально объёму выпуска продукции |
При способе списания стоимости
пропорционально объему продукции
(работ) начисление амортизационных
отчислений производится исходя из натурального
показателя объема продукции (работ)
в отчетном периоде и соотношения
первоначальной стоимости объекта
основных средств и предполагаемого
объема продукции (работ) за весь срок
полезного использования |
В течение отчетного года амортизационные отчисления по объектам основных средств начисляются ежемесячно независимо от применяемого способа начисления в размере 1/12 годовой суммы.
По основным средствам, используемым в организациях с сезонным характером производства, годовая сумма амортизационных отчислений по основным средствам начисляется равномерно в течение периода работы организации в отчетном году.