Оценка требований законодательства в отношении ведения учета и формирования отчетности субъектов малого предпринимательства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2013 в 14:54, научная работа

Описание работы

В былые времена советские средства массовой информации, а подчас и серьезные экономические издания подчеркивали, что в капиталистических странах ежегодно разоряются сотни тысяч субъектов малого бизнеса, умалчивая при этом о том, что практически столько же их возникает вновь, и этот сектор экономики остается весьма стабильным. Непрерывный процесс обновления как раз и свидетельствует о его жизнеспособности и быстрой реакции на изменяющуюся конъюнктуру. Основное преимущество малого бизнеса в том, что он направлен на непосредственное удовлетворение жизненных потребностей человека, и даже в самые суровые времена наша централизованная экономика не могла обойтись без допущения индивидуальной трудовой деятельности в сфере обслуживания.
Начало широкому развитию малых предприятий в России было положено Постановлением Совета Министров РСФСР от 18 июля 1991 года № 406 "О мерах по поддержке и развитию малых предприятий в РСФСР", после выхода которого началась массовая организация малых предприятий при больших государственных организациях.

Содержание работы

Введение3
1. Субъекты малого предпринимательства: понятие и особенности 5
2. Ведение бухгалтерского учета и формирование отчетности в организациях, относящихся к субъектам малого предпринимательства 8
Заключение16
Библиографический список17

Файлы: 1 файл

bukat.docx

— 55.69 Кб (Скачать файл)

Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение

Высшего профессионального  образования

«Хакасский государственный  университет им. Н.Ф. Катанова»

Институт экономики и  управления

Кафедра финансов и кредита

 

 

 

 

НАУЧНАЯ РАБОТА

По дисциплине: Бухгалтерский  учет

На тему: оценка требований законодательства в отношении ведения  учета и формирования отчетности субъектов малого предпринимательства

 

 

 

 

Выполнил:

Студент 3 курса

гр. Э-31

Твердохлебов

Георгий Евгеньевич

 

Научный руководитель:

Кокова Ирина Анатольевна,

 старший преподаватель

 

 

 

Абакан, 2013

Оглавление

Введение3

1. Субъекты малого предпринимательства: понятие и особенности 5

2. Ведение бухгалтерского  учета и формирование отчетности в организациях, относящихся к субъектам малого предпринимательства 8

Заключение16

Библиографический список17

Приложение18

 

 

Введение

 

В странах с развитой рыночной экономикой малый бизнес жизненно необходим  для ее нормального функционирования. Он является источником того самого "среднего класса", который и обеспечивает устойчивость всей экономической системы в целом.

В былые времена советские  средства массовой информации, а подчас и серьезные экономические издания подчеркивали, что в капиталистических странах ежегодно разоряются сотни тысяч субъектов малого бизнеса, умалчивая при этом о том, что практически столько же их возникает вновь, и этот сектор экономики остается весьма стабильным. Непрерывный процесс обновления как раз и свидетельствует о его жизнеспособности и быстрой реакции на изменяющуюся конъюнктуру. Основное преимущество малого бизнеса в том, что он направлен на непосредственное удовлетворение жизненных потребностей человека, и даже в самые суровые времена наша централизованная экономика не могла обойтись без допущения индивидуальной трудовой деятельности в сфере обслуживания. 

Начало широкому развитию малых предприятий в России было положено Постановлением Совета Министров РСФСР от 18 июля 1991 года № 406 "О мерах по поддержке и развитию малых предприятий в РСФСР", после выхода которого началась массовая организация малых предприятий при больших государственных организациях. 

Второй этап в развитии малого бизнеса в России связан с  начавшейся в 1992 году приватизацией мелких государственных предприятий, на базе которых были организованы акционерные общества и товарищества с ограниченной ответственностью. 

Основная задача политики в области государственной поддержки  малого предпринимательства заключается в придании ей инвестиционной направленности, которая должна обеспечиваться и соответствующей налоговой политикой и созданием системы гарантирования и страхования инвестиционных рисков. Необходимо создание и широкой сети специализированных компаний лизингового обслуживания и франчайзинга, системы информационной поддержки и т.п. К сожалению, пока решение всех этих вопросов на государственном уровне ограничивается соответствующими декларациями, а конкретные действия нередко им просто противоречат. Примером может служить отмена в 1997 году льготного  
налогообложения банков и страховых организаций, оказывающих поддержку малому бизнесу. 

Организационные сложности  деятельности субъектов малого предпринимательства в России на современном этапе усиливаются общей нестабильностью государственной налоговой и экономической политики. Руководители и главные бухгалтеры малых предприятий, индивидуальные предприниматели стоят перед необходимостью отслеживать огромное количество непрерывно изменяющихся нормативных документов. Упустить что-либо их них - это значит подвергнуть себя риску огромных штрафных санкций, которые установлены не только действующим законодательством, но и многочисленными указами Президента РФ.  Все вышеперечисленное и определяет актуальность данной темы на сегодняшний день.

Цель научной работы: рассмотреть  требования, предъявляемые законодательством к бухгалтерскому учету и формированию отчетности на малых предприятиях.

Задачи научной работы:

  1. дать понятие малого предприятия и выявить его основные особенности;
  2. рассмотреть особенности ведения учета на малых предприятиях;
  3. изучить послабления, предоставляемые малым предприятиям в методологии ведения учета. 

1. Субъекты малого предпринимательства: понятие и особенности

 

Под субъектами малого предпринимательства понимаются коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не превышает 25 процентов, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25 процентов и в которых средняя численность работников за отчетный период не превышает следующих предельных уровней (малые предприятия):

  • в промышленности - 100 человек;
  • в строительстве - 100 человек;
  • на транспорте - 100 человек;
  • в сельском хозяйстве - 60 человек;
  • в научно-технической сфере - 60 человек;
  • в оптовой торговле - 50 человек;
  • в розничной торговле и бытовом обслуживании населения - 30 человек;
  • в остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности - 50 человек.

Под субъектами малого предпринимательства  понимаются также физические лица, занимающиеся предпринимательской  деятельностью без образования  юридического лица.

Таким образом, из определения выше следует: для того чтобы организация считалась субъектом малого предпринимательства, должны быть выполнены следующие условия:

  1. организация должна быть только коммерческой;
  2. доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, общественных и религиозных организаций, благотворительных и иных фондов в уставном капитале организации не должна превышать 25 %;
  3. доля в уставном капитале, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, также не должна превышать 25 %;
  4. средняя численность работников за отчетный период, не должна превышать допустимую среднюю численность для соответствующего вида деятельности.
  5. выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год не должна превышать предельные значения, установленные Правительством РФ для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства.

В настоящее время предельные значения выручки от реализации товаров (работ, услуг) для предприятий малого и  среднего бизнеса установлены Постановлением Правительства РФ от 09.02.2013 N 101 «О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства».

Предельные значения выручки от реализации товаров (работ, услуг) устанавливаются Правительством РФ один раз в пять лет с учетом данных сплошных статистических наблюдений за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства.

Согласно утвержденному Правительством РФ постановлению предельные значения выручки, как и ранее, не должны превышать  следующих значений:

  • для микропредприятий - не более 60 млн. рублей;
  • для малых предприятий - не более 400 млн. рублей;
  • для средних предприятий - не более 1000 млн. рублей.

Если организация не будет  соответствовать хотя бы одному из вышеперечисленных условий, она  не может быть признана субъектом  малого предпринимательства.

Организационно-правовые формы малых предприятий

С введением в действие части 1 Гражданского кодекса РФ российские юридические лица могут быть зарегистрированы только в установленных им организационно-правовых формах (ГК РФ, гл. 4). Исходя из определения субъектов малого предпринимательства, введенного Федеральным законом "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации", к ним не могут относиться юридические лица, созданные в организационно-правовых формах некоммерческих организаций (ГК РФ, гл. 4, §5) и государственных и муниципальных унитарных предприятий (ГК РФ, гл. 4, §4).

Юридические лица всех прочих определенных Гражданским кодексом РФ организационно-правовых форм могут быть отнесены к субъектам малого предпринимательства при условии соблюдения установленных ограничений на среднесписочную численность работающих и долю участия в их уставном капитале юридических лиц, не являющихся субъектами малого предпринимательства. 

Таким образом, к субъектам  малого предпринимательства могут  относиться юридические лица, созданные в организационно-правовых формах:

  • хозяйственных обществ (ГК РФ, гл. 4, § 2, ст. ст. 87 - 106);
  • производственных и сельскохозяйственных кооперативов (ГК РФ, гл. 4, §3);
  • хозяйственных товариществ (ГК РФ, гл. 4, § 2, ст. ст. 69 - 86).

Различие этих организационно-правовых форм хозяйствующих субъектов заключается в степени ответственности участников данной организации по ее долгам и в степени непосредственного участия их в деятельности самой организации.  

2. Ведение бухгалтерского  учета и формирование отчетности в организациях, относящихся к субъектам малого предпринимательства

 

Ведение бухгалтерского учета  в организациях, являющихся субъектами малого предпринимательства, соответствует  общим требованиям бухгалтерского и налогового законодательства. Как  и во всех других организациях, ответственность  за организацию бухгалтерского учета  на малых предприятиях и соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций несут их руководители.

Учетная политика

Принципы построения и  ведения бухгалтерского учета определяются в учетной политике. Учетная политика – это принятая совокупность способов ведения бухгалтерского учета: первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей  группировки и итогового обобщения  фактов хозяйственной деятельности (ПБУ 1/2008).

Учетная политика должна обеспечивать:

  • полноту отражения в бухгалтерском учете всех фактов хозяйственной деятельности (требование полноты);
  • своевременное отражение фактов хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности (требование своевременности);
  • большую готовность к признанию в бухгалтерском учете расходов и обязательств, чем возможных доходов и активов, не допуская создания скрытых резервов (требование осмотрительности);
  • отражение в бухгалтерском учете фактов хозяйственной деятельности исходя не столько из их правовой формы, сколько из их экономического содержания и условий хозяйствования (требование приоритета содержания перед формой);
  • тождество данных аналитического учета оборотам и остаткам по счетам синтетического учета на последний календарный день каждого месяца (требование непротиворечивости);
  • рациональное ведение бухгалтерского учета исходя из условий хозяйствования и величины организации (требование рациональности).

Для субъектов малого предпринимательства  при выполнении прочих требований к  учетной политике важным является требование рациональности. Из этого исходит  и Минфин в своих рекомендациях. Условия хозяйствования и величина организации имеют решающее значение при организации бухгалтерского учета субъектов малого бизнеса. 

Принятая малым предприятием учетная политика утверждается приказом или распоряжением лица, ответственного за организацию и состояние бухгалтерского учета. 

Разработка и принятие учетной политики должно быть проведено  не позднее 90 дней с момента государственной  регистрации предприятия и проводится вне зависимости от сферы деятельности предприятия и выбранной формы  организации ведения учета. Действующие  предприятия должны утвердить учетную  политику на очередной год до начала этого года. При этом утверждаются:

  • рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета в соответствии с требованиями своевременности и полноты учета и отчетности;
  • формы первичных учетных документов, применяемых для оформления хозяйственных операций, по которым не предусмотрены типовые формы первичных учетных документов, а также формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности;
  • порядок проведения инвентаризации и методы оценки видов имущества и обязательств;
  • правила документооборота и технология обработки учетной информации;
  • порядок контроля за хозяйственными операциями, а также другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета.

Информация о работе Оценка требований законодательства в отношении ведения учета и формирования отчетности субъектов малого предпринимательства