Оценка требований законодательства в отношении ведения учета и формирования отчетности субъектов малого предпринимательства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2013 в 14:54, научная работа

Описание работы

В былые времена советские средства массовой информации, а подчас и серьезные экономические издания подчеркивали, что в капиталистических странах ежегодно разоряются сотни тысяч субъектов малого бизнеса, умалчивая при этом о том, что практически столько же их возникает вновь, и этот сектор экономики остается весьма стабильным. Непрерывный процесс обновления как раз и свидетельствует о его жизнеспособности и быстрой реакции на изменяющуюся конъюнктуру. Основное преимущество малого бизнеса в том, что он направлен на непосредственное удовлетворение жизненных потребностей человека, и даже в самые суровые времена наша централизованная экономика не могла обойтись без допущения индивидуальной трудовой деятельности в сфере обслуживания.
Начало широкому развитию малых предприятий в России было положено Постановлением Совета Министров РСФСР от 18 июля 1991 года № 406 "О мерах по поддержке и развитию малых предприятий в РСФСР", после выхода которого началась массовая организация малых предприятий при больших государственных организациях.

Содержание работы

Введение3
1. Субъекты малого предпринимательства: понятие и особенности 5
2. Ведение бухгалтерского учета и формирование отчетности в организациях, относящихся к субъектам малого предпринимательства 8
Заключение16
Библиографический список17

Файлы: 1 файл

bukat.docx

— 55.69 Кб (Скачать файл)

Предпочтительные  формы ведения бухгалтерского учета

Субъектам малого предпринимательства  рекомендованы в качестве предпочтительных следующие организационные формы ведения бухгалтерского учета (в зависимости от объема учетной работы):

  • учредить бухгалтерскую службу как структурное подразделение, возглавляемое главным бухгалтером;
  • ввести в штат должность бухгалтера;
  • передать на договорных началах ведение бухгалтерского учета специализированной организации (централизованной бухгалтерии) или бухгалтеру-специалисту;
  • вести бухгалтерский учет лично руководителем.

Данные варианты предусмотрены Федеральным законом от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете», также Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации.

Какой вариант выбрать  руководителю малого предприятия? Ответ  на этот вопрос зависит прежде всего от объема учетной работы. Во-вторых, важным фактором являются личные предпочтения руководителя: кому-то нравится работать со своим бухгалтером, а кому-то проще передать ведение бухгалтерского учета и сдачу всей отчетности сторонней организации.

Только вариант ведения  бухгалтерского учета лично руководителем  для некоторых предприятий представляется сомнительным. Например, руководителю аудиторской фирмы не составляет никакого труда вести бухгалтерский учет и сдавать отчетность своей организации. А вот руководителю строительной организации наверняка это будет сделать сложно.

Упрощенная система регистров учета

Малому предприятию рекомендуется  вести бухгалтерский учет с применением  следующих систем регистров бухгалтерского учета:

  • единой журнально-ордерной формы счетоводства для предприятий;
  • журнально-ордерной формы для небольших предприятий и хозяйственных организаций.

Малое предприятие должно самостоятельно избрать форму бухгалтерского учета исходя из потребностей и масштаба своего производства и управления, численности работников. 

Для систематизации и накопления информации субъект малого предпринимательства  может принять упрощенную систему  регистров (упрощенную форму) бухгалтерского учета. В зависимости от характера  и объема учетных операций это  может быть форма бухгалтерского учета без использования (простая  форма) или с использованием регистров  бухгалтерского учета имущества.

Субъектам малого предпринимательства, совершающим незначительное количество хозяйственных операций (не более 30 в месяц), не осуществляющим производство продукции (работ, услуг), связанное  с большими затратами материальных ресурсов, рекомендуется применять  простую форму бухгалтерского учета. Форма бухгалтерского учета без  использования регистров бухгалтерского учета имущества (простая форма) предполагает регистрацию всех хозяйственных  операций только в книге (журнале) учета  фактов хозяйственной деятельности. Книга (журнал) является регистром аналитического и синтетического учета, на основании  которого можно определить наличие  имущества и денежных средств, а  также их источников у субъекта малого предпринимательства на определенную дату и составить бухгалтерскую  отчетность.

Субъектам малого предпринимательства, осуществляющим производство продукции (работ, услуг), рекомендуется применять  форму бухгалтерского учета с  использованием регистров бухгалтерского учета имущества: регистрация фактов хозяйственной деятельности в комплекте упрощенных ведомостей, предназначенных для формирования информации для управленческих целей и составления бухгалтерской отчетности.

К числу таких регистров  относятся:

  • ведомость учета основных средств, начисленных амортизационных отчислений - форма №В-1:
  • ведомость учета производственных запасов и товаров, а также НДС, уплаченного по ценностям, - форма №В-2;
  • ведомость учета затрат на производство - форма №В-3;
  • ведомость учета денежных средств и фондов - форма №В-4;
  • ведомость учета расчетов и прочих операций - форма №В-5;
  • ведомость учета реализации - форма №В-6 (оплата);
  • ведомость учета расчетов и прочих операций - форма №В-6 (отгрузка);
  • ведомость учета расчетов с поставщиками - форма №В-7;
  • ведомость учета оплаты труда - форма №В-8;
  • ведомость (шахматная) - форма №В-9.

Каждая ведомость применяется  для учета операций по одному из используемых бухгалтерских счетов.

Ведомость по форме №В-1 является регистром аналитического и синтетического учета наличия и движения основных средств (счет 01 "Основные средства"), а также расчета сумм амортизационных  отчислений (счет 02 "Амортизация  основных средств"). При наличии  у малого предприятия значительного  количества объектов основных средств  оно может вести их учет с использованием первичной формы №ОС-6 "Инвентарная  карточка учета основных средств". 

Ведомость по форме №В-2 предназначена  для аналитического и синтетического учета производственных запасов, готовой  продукции и товаров, отражаемых на счетах 10 "Материалы" и 41 "Товары", а также сумм налога на добавленную  стоимость по приобретенным материальным ценностям (счет 19 "Налог на добавленную  стоимость по приобретенным ценностям"). 

Ведомость по форме №В-3 применяется  для аналитического и синтетического учета затрат по производству продукции (выполнению работ, оказанию услуг) и  затрат по капитальным вложениям, учитываемых  соответственно на счетах 20 "Основное производство" и 08 "Вложения во внеоборотные активы" (для учета капитальных  вложений открывается отдельная  ведомость по форме №В-3). Учет затрат на производство продукции (работ, услуг) организуется по производствам в  размере выпускаемой продукции (работ, услуг). Остатки незавершенного производства на начало месяца показываются в ведомости согласно соответствующим данным ведомости по форме №В-3 за прошлый месяц, а остаток на конец месяца определяется по актам инвентаризации незавершенного производства или по учетным данным.

Ведомость по форме №В-4 применяется  малым предприятием для учета  денежных средств и фондов, учет которых ведется на следующих  бухгалтерских счетах: 02 "Амортизация  основных средств", 50 "Касса", 51 "Расчетные счета", 52 "Валютные счета", 99 "Прибыли и убытки", 80 "Уставный капитал" и 84 "Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)".

Ведомость по форме №В-5 используется для учета операций на счетах бухгалтерского учета, подразделяющихся на субсчета и  требующих учета нарастающим  итогом остатков средств или задолженности  по субсчетам и их видам: 55 "Специальные  счета в банках", 58 "Финансовые вложения", 76 "Расчеты с разными  дебиторами и кредиторами", 68 "Расчеты  по налогам и сборам", 69 "Расчеты  по социальному страхованию и  обеспечению", 66 "Расчеты по краткосрочным кредитам и займам". 

Малое предприятие в зависимости  от применяемого порядка определения  финансового результата для целей  налогообложения использует для  учета реализации (расчетов с покупателями) разные варианты ведомости по форме  №В-6 при определении результата:

  • при использовании метода исчислений - по мере отгрузки (выполнения) покупателям (заказчикам) продукции (работ, услуг) и сдаче платежных документов в учреждение банка, форма №В-6 (отгрузка);
  • при использовании кассового метода - по мере оплаты расчетных документов покупателем (заказчиком) и поступлением средств на расчетный счет, форма №В-6 (оплата).

Ведомость по форме №В-6 (отгрузка) применяется малым предприятием для учета расчетов с покупателями (дебиторской задолженности) - счет 62 "Расчеты с покупателями и  заказчиками" и учет реализации продукции (работ, услуг) - счет 90 "Продажи" в  ведомости по форме №В-6 (отгрузка) совмещены. 

Ведомость по форме №В-7 применяется  для учета расчетов с поставщиками, учитываемых на счете 60 "Расчеты  с поставщиками и подрядчиками". По дебету отражаются операции по оплате счетов поставщиков и подрядчиков (кредит счетов: 51 "Расчетные счета", 55 "Специальные счета в банках" и др.).

Ведомость по форме №В-8 предназначена  для учета расчетов с работниками  малого предприятия по оплате труда, учитываемых на счете 70 "Расчеты  с персоналом по оплате труда". Ведомость  является также платежным документом и предназначена для оформления выдачи заработной платы работникам малого предприятия. 

Учет хозяйственных операций на малом предприятии, применяющем  форму учета, основанную на использовании  регистров бухгалтерского учета  имущества малого предприятия, завершается  по истечении месяца подсчетом итогов по оборотам в применяемых ведомостях и обязательным переносом их в  ведомость (шахматную) по форме №В-9. Ведомость по форме №В-9 является регистром синтетического учета  и предназначена для обобщения  данных текущего учета и взаимной проверки правильности произведенных  записей по счетам бухгалтерского учета. 

Ошибки в ведомостях исправляются путем зачеркивания неправильного  текста или суммы и надписывания над зачеркнутым правильного текста или суммы. Зачеркивают тонкой чертой так, чтобы можно было прочитать неправильную запись.

Всякое исправление ошибки в соответствующей ведомости  должно быть оговорено надписью "Исправлено" с указанием даты и подтверждено подписью лица, отвечающего за ведение  бухгалтерского учета на малом предприятии.

Малое предприятие может  самостоятельно приспосабливать применяемые  регистры бухгалтерского учета к  специфике своей работы.

Сокращенный вариант  рабочего плана счетов

Для практической реализации требования рациональности Минфин предлагает сократить количество синтетических  счетов в принимаемом субъектом  малого бизнеса рабочем плане  счетов бухгалтерского учета по сравнению  с Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций. Данные рекомендации приведены в таблице 1 (приложение 1). 

Послабления в  методике ведения бухгалтерского учета

Субъектам малого предпринимательства  сделан ряд послаблений при ведении  бухгалтерского учета. Например, они  могут не применять ряд ПБУ (таблица 2, приложение 2). Исключением из этого правила являются эмитенты публично размещаемых ценных бумаг, они не могут воспользоваться всеми льготными возможностями. Минфин предлагает использовать данные льготы при ведении бухгалтерского учета в полном объеме.

 

 

 

Годовая бухгалтерская  отчетность

В состав годовой бухгалтерской  отчетности малого предприятия включаются:

  • бухгалтерский баланс (форма №1);
  • отчет о прибылях и убытках (форма №2);
  • пояснения к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках:
  • отчет об изменениях капитала (форма №3);
  • отчет о движении денежных средств (форма №4);
  • пояснительная записка;

Бухгалтерский баланс – документ, характеризующий общее состояние  активов и пассивов предприятия  на определенный момент (дату) в денежном выражении. Баланс содержит обобщенные данные о финансовом положении организации. Данные бухгалтерского баланса информируют  владельца предприятия о материальных ценностях, величине запасов, инвестициях  и капитале, которыми он владеет. Бухгалтерский  баланс – необходимый документ для  руководства и работников аналитического отдела. С помощью баланса можно  составлять планирование на краткосрочную, а иногда и долгосрочную перспективу. По итогам баланса итоговая сумма активов должна быть равна итоговой сумме пассивов.

Отчет о прибылях и убытках  – документ, с помощью которого можно охарактеризовать финансовый результат деятельности предприятия за определенный отчетный период. Таким образом, можно увидеть за счет чего и по каким причинам организация получила прибыль или понесла убытки. Это происходит путем анализа суммарного дохода и расхода. Все доходы и расходы в данном отчете должны отображаться с эффектом нарастания (т.е. с начала отчетного года до даты составления).

Отчет об изменениях капитала – документ, являющийся пояснением к бухгалтерскому балансу, а так же отчету о прибылях и убытках. Данный документ раскрывает дополнительные важные сведения об изменениях в уставном, добавочном, резервном или другом капитале предприятия. Согласно ПБУ 4/99 "Бухгалтерская отчетность организации" следует указывать, за счет чего именно произошло изменение капитала. Данные следует приводить в сравнительной форме, сопоставляя несколько отчетных периодов (как правило, два года).

Информация о работе Оценка требований законодательства в отношении ведения учета и формирования отчетности субъектов малого предпринимательства