Оценка затрат предприятия на производство и реализацию продукции на примере ОАО «Первый хлебозавод»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2015 в 16:08, курсовая работа

Описание работы

Учет затрат на производство и калькулирование себестоимости продукции заключается в своевременном, полном и достоверном определении фактических затрат, связанных с производством и сбытом продукции, исчислении фактической себестоимости отдельных видов и всей продукции, контроле за использованием ресурсов и денежных средств. Непрерывный текущий учет издержек в местах возникновения затрат, повседневного выявления возможных отклонений от установленных норм, причин и виновников этих отклонений должен удовлетворять требованиям оперативного управления производством.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………………...3-4
1. Теоретические основы формирования и учета затрат на производство и реализацию продукции…………………………………………………………………………………5-18
1.1 Роль и значение статистического анализа затрат на производство и реализацию продукции…………………………………………………………………………………5-7
1.2 Сущность и классификация затрат…………………………………………………7-14
1.3 Прогнозирование и методы учета затрат на производство………………………..14-17
1.4 Инфляция как фактор характеризующий показатель деятельности………………17-18
2. Оценка затрат предприятия на производство и реализацию продукции на примере ОАО «Первый хлебозавод»………………………………………………………………19-33
2.1 Статистический анализ деятельности ОАО «Первый хлебозавод»……………….19-21
2.2 Анализ себестоимости продукции…………………………………………………...21-23
2.3 Анализ себестоимости отдельных видов продуктов……………………………….23-26
2.4 Анализ производства и реализации продукции…………………………………….26-28
2.5 Мероприятия по снижению себестоимости продукции и оценка их экономической эффективности для ОАО «Первый хлебозавод»………………………………………..28-33
Заключение………………………………………………………………………………..33-35
Глоссарий………………………………………………………………………………….36-37
Список использованных источников……………………………………………………

Файлы: 1 файл

Введение rhrhrhrhr.docx

— 34.48 Кб (Скачать файл)

Введение……………………………………………………………………………………...3-4 
1. Теоретические основы формирования и учета затрат на производство и реализацию продукции…………………………………………………………………………………5-18 
1.1 Роль и значение статистического анализа затрат на производство и реализацию продукции…………………………………………………………………………………5-7 
1.2 Сущность и классификация затрат…………………………………………………7-14 
1.3 Прогнозирование и методы учета затрат на производство………………………..14-17 
1.4 Инфляция как фактор характеризующий показатель деятельности………………17-18 
2. Оценка затрат предприятия на производство и реализацию продукции на примере ОАО «Первый хлебозавод»………………………………………………………………19-33 
2.1 Статистический анализ деятельности ОАО «Первый хлебозавод»……………….19-21 
2.2 Анализ себестоимости продукции…………………………………………………...21-23 
2.3 Анализ себестоимости отдельных видов продуктов……………………………….23-26 
2.4 Анализ производства и реализации продукции…………………………………….26-28 
2.5 Мероприятия по снижению себестоимости продукции и оценка их экономической эффективности для ОАО «Первый хлебозавод»………………………………………..28-33 
Заключение………………………………………………………………………………..33-35 
Глоссарий………………………………………………………………………………….36-37 
Список использованных источников……………………………………………………38-39 
Приложение А. Технико-экономические показатели ОАО «Первый хлебозавод»……40 
Приложение Б. Выполнение плана по ассортименту продукции…………………………41 
Приложение В. Форма № 5-3 Сведения о затратах на производство и продажу продукции (товаров, работ, услуг)………………………………………………………42-44 
 
 
Введение 
 
Предприятие в процессе своей деятельности совершает материальные и денежные затраты на простое и расширенное воспроизводство основных фондов и оборотных средств, производство и реализацию продукции, социальное развитие своих коллективов и др. Производство продукции (работ и услуг) связано с определенными затратами или издержками. В процессе производства продукции затрачивается труд, используются средства труда, а также предметы труда. Данная темаявляется актуальной, поскольку все затраты предприятия на производство и реализацию продукции, выраженные в денежной форме, образуют себестоимость продукции, а себестоимость служит важнейший показателем эффективного использования производственных ресурсов. 
К затратам на производство относятся все виды расходов по поддержанию основных производственных фондов в рабочем состоянии - на капитальный, средний и текущий ремонт, уход, содержание и эксплуатацию машин и оборудования и др. 
Учет затрат на производство и калькулирование себестоимости продукции заключается в своевременном, полном и достоверном определении фактических затрат, связанных с производством и сбытом продукции, исчислении фактической себестоимости отдельных видов и всей продукции, контроле за использованием ресурсов и денежных средств. Непрерывный текущий учет издержек в местах возникновения затрат, повседневного выявления возможных отклонений от установленных норм, причин и виновников этих отклонений должен удовлетворять требованиям оперативного управления производством. 
В последние годы наблюдается тенденция роста затрат на производство и реализацию продукции. К увеличению себестоимости приводят удорожание стоимости сырья, материалов, топлива, энергии, оборудования, рост процентных ставок за пользование кредитом, повышение тарифов на транспортные услуги, рост расходов на рекламу, представительских расходов. 
Цель работы: изучить особенности и провести статистический анализ затрат на производство и реализацию продукции и изыскание путей улучшения финансовой отчётности и финансового состояния предприятия в условиях рыночной экономики. 
Объектом исследования избрано ОАО «Первый хлебозавод». 
Для написания работы поставлены следующие задачи: 
- изучить литературу, касающуюся экономических затрат и реализацию продукции; 
- выявить значение процесса прогнозирования затрат и основные показатели деятельности предприятия, которые позволяют оценить не только приемлемость для производства отдельных заказов, но и повышают эффективность контрольной функции учета и рассмотреть экономическую сущность затрат на производство и реализацию продукции; 
- рассмотреть организационно-экономическую характеристику предприятия; 
- на основе данных провести анализ производственных затрат и объема реализации; 
- разработать предложения по повышению эффективностиработы; 
- наметить пути улучшения и произвести расчет экономического эффекта от предлагаемых мероприятий. 
В экономической теории утвердился подход, согласно которому любое коммерческое предприятие стремится принимать такие решения, которые обеспечивали бы ему получение максимально возможной прибыли, которая зависит прежде всего от цены продукции предприятия и затрат на ее производство и реализацию, что нашло отражение в трудах различных авторов, таких как: И.Н Чуев, И.А. Либерман, В.Э. Керимов. 
«Ибо кто из вас, желая построить башню, не сядет 
прежде и не вычислит издержек, имеет ли он, что нужно 
для совершения ее, дабы, когда положит основание и не 
возможет совершить, все видящие не стали смеяться над 
ним, говоря: этот человек начал строить и не мог 
окончить?» - Лука. 
 
1. Теоретические основы формирования и учета затрат на производство и реализацию продукции 
1. Роль и значение статистического анализа затрат на производство и реализацию продукции. 
Одна из основных целей предприятия, ведущего свою экономическую деятельность в рыночных условиях, - получение максимально возможной прибыли. Возможности достижения этой стратегической цели ограничены затратами производства и реализации, а также рыночным спросом на продукцию предприятия. Затраты, таким образом, являются фактором, определяющим величину предложения и размеры прибыли, а принятие управленческих решений невозможно без анализа уже существующих затрат на производство и реализацию продукции и затрат, которые возникнут в ходе реализации вновь разрабатываемых проектов и бизнес-планов. 
Необходимо выделить основную идею, которая проходит красной нитью через все разработки теоретиков экономического анализа: учет и анализ деятельности предприятия должны быть обращены в будущее. Следовательно, в целях перспективного анализа должны быть учитываемы только самые существенные, естественные затраты. 
Эта идея была воплощена первоначально в методе Standard Costs, в рамках развития которого появилось правило: «Все расходы сверх установленных норм должны относиться на виновных лиц и никогда не включаться в счета, отражающие затраты» В рамках этой концепции была определена и основная цель учета-«фабрикация информационно-ориентирующих данных». Было заявлено, что необходим такойпроизводственный учет, который, ставит задачи на будущее, а «не копается» в том, что было. В ходе дальнейшего развития такой вид учета получил название управленческого. Практический опыт применения позволил сделать выводы о преимуществах метода: он дает возможность оптимизировать запасы материальных ценностей; помогает выявить скрытые резервы; обеспечивает сопоставимость в анализе экономических тенденций; стимулирует работу коллектива. Идеи, заложенные в основу метода Standard Costs оказали большое влияние на развитие статистического учета и анализа как в Америке, так и в Европе. Однако, как выявили дальнейшие исследования, Standard Costs может применяться только на тех предприятиях, где есть механизм выявления отклонений, где выполняются правила: 
• При указании всех расходов присутствует ссылка на нормативы (стандарты); 
• При отклонении действительных расходов от нормативов называются причины. 
Совокупность затрат на производство и реализацию продукции включается в бюджет расходов и определяет структуру себестоимости продукции (работ, услуг). В составе себестоимости различают группы затрат, которые детализируются по отдельным видам затрат. Например, материальные затраты можно подразделить по конкретным видам основных и вспомогательных материалов. Финансово-хозяйственная деятельность предприятия в зависимости от структуры затрат на производство и реализацию продукции делится на материалоемкую, фондоемкую, трудоемкую и энергоемкую. [11] 
Общая характеристика затрат на производство и реализацию продукции (работ, услуг) может осуществляться в такой последовательности: 
• определение структуры и видов затрат, составление сметы затрат на основании производственной программы; 
• расчет физического объема и стоимости затрат на единицу продукции (работ, услуг), калькулирование по видам затрат; 
• сводный расчет затрат по участкам (цехам) и видам деятельности. 
Для различных отраслей используются разные методические подходы по определению затрат на производство продукции (работ, услуг). Чаще всего для сравнительного анализа затрат на производство используются затраты на 1 руб. выпускаемой продукции. 
Изменение уровня себестоимости определяется следующим образом: 
[pic] 
Структура себестоимости и ее величина оказывают прямое влияние на прибыль, размер и уровень цен, экономическуюэффективность отдельных организационно-экономических и технических мероприятий. 
На структуру затрат влияют конкретные условия финансово-хозяйственной деятельности предприятия и различные факторы, к которым относятся: 
• техническая оснащенность производства; 
• уровень автоматизации и механизации труда; 
• специализация (универсальность) технико-экономической деятельности; 
• природно-климатические условия; 
• месторасположение предприятия. 
В рамках диагностики финансово-хозяйственной деятельности предприятия выполняется расчет влияния каждого фактора на себестоимость продукции. При этом факторы делятся на группы: 
• прямо зависящие от работы предприятия (снижение расхода сырья, материалов, топлива и электроэнергии на единицу продукции, изменение структуры потребляемых сырья, материалов, топлива и электроэнергии; улучшение использования основных фондов); 
• не зависящие от работы предприятия (природно-климатические условия и месторасположение предприятия, емкость сырьевой базы, размещение производственных участков, цехов, комплексов). 
2. Сущность и классификация затрат 
В экономической литературе и нормативных документах применяются такие понятия как «издержки», «расходы», «затраты». Следует отметить, что некоторые авторы считают эти термины различными, а другие – синонимами. 
Термин «издержки» применяется, как правило, в экономической теории. Это суммарные жертвы предприятия, связанные с выполнением определенных операций. Они включают в себя как явные (бухгалтерские), так и вмененные (альтернативные) издержки. 
Явные (бухгалтерские) издержки – это выраженные в денежной форме траты предприятия, обусловленные приобретением и расходованием разных видов экономических ресурсов в процессе производства и обращения продукции, товаров, работ или услуг. 
Альтернативные (вмененные) издержки означают упущенную выгоду предприятия, которую оно получило бы при выборе производства альтернативного товара, по альтернативной цене, на альтернативном рынке и т.д. 
Поэтому под затратами целесообразно понимать явные (бухгалтерские, фактические, расчетные) издержки предприятия. [16] 
Термин расходы означает уменьшение средств предприятия или увеличение его долговых обязательств в процессе хозяйственной деятельности. Расходы являются использованием сырья,материалов, услуг сторонних организаций и т.д. Лишь в момент реализации предприятие признает свои доходы и связанную с ними часть затрат – расходы. Таким образом, можно сказать, что понятия «издержки», «затраты», «расходы» прямыми синонимами не являются. 
Понятие затрат предприятия существенно различается в зависимости от их экономического назначения. Четкое разграничение затрат по их роли в процессе воспроизводства является определяющим моментом в теории и практической деятельности, о соответствии с ним на всех уровнях управления осуществляется группировка затрат, формируется себестоимость продукции, определяются источники финансирования. По воспроизведенному признаку затраты предприятия подразделяются на три вида: 
• затраты на производство и реализацию продукции, образующие ее себестоимость. Это текущие затраты, покрываемые из выручки от реализации продукции при посредстве кругооборота оборотного капитала; 
• затраты на расширение и обновление производства. Как правило, это крупные единовременные вложения средств капитального характера под новую или модернизированную продукцию. Они расширяют применяемые факторы 
производства, увеличивают уставный капитал; 
• затраты на социально-культурные, жилищно-бытовые и иные аналогичные нужды предприятия. Они прямо не связаны с производством и финансируются из специальных фондов, формируемых в основном из распределяемой прибыли. 
Затраты на производство и реализацию продукции (работ, услуг) представляют собой расходы предприятия, выраженные в денежной форме и связанные с использованием в процессе производства сырья и материалов, комплектующих изделий, топлива, энергии, труда, основных фондов, нематериальных активов и других затрат некапитального характера. Они включаются в себестоимость выпускаемой продукции, уровень которой определяет объем прибыли, рентабельность продукции и капитала, а также другие конечные показатели финансово-экономической деятельности предприятия. 
Выделяют следующие направления и признаки классификации затрат в зависимости от процессов хозяйственной деятельности предприятия: 
- принятия управленческих решений – затраты явные и альтернативные, релевантные и нерелевантные, эффективные и неэффективные; 
- прогнозирования – затраты краткосрочного и долгосрочного периодов; 
- планирования – затраты планируемые и непланируемые; 
-нормирования – затраты в пределах установленных стандартов, норм и смет и по отклонениям от них; 
- организации – затраты по местам и сферам их возникновения, функциям деятельности и центрам ответственности; 
- учета – затраты в разрезе экономических элементов и статей калькуляции, одноэлементные и комплексные, постоянные и переменные, основные и накладные, прямые и косвенные, текущие и единовременные; 
- контроля – затраты контролируемые и неконтролируемые; 
- регулирования – затраты регулируемые и нерегулируемые; 
- стимулирования – затраты обязательные и поощрительные; 
- анализа – затраты фактические, плановые, стандартные и нормативные, полные и частичные, общие и структурные. 
Важным моментом в управлении предприятием является процесс принятия решений, в ходе которого определяются тактика и стратегия развития предприятия. При этом прежде всего имеет значение подразделение затрат на явные и неявные (альтернативные). 
Явные затраты – это предполагаемые затраты, которые должно нести предприятие при выполнении производственной и коммерческой деятельности. 
Затраты, обусловленные отказом от одного товара в пользу другого, называют альтернативными (вмененными) затратами. Они означают упущенную выгоду. Когда выбор одного действия исключает появление другого действия. Альтернативные затраты возникают в случае ограниченности ресурсов. Если ресурсы неограниченны, вмененные затраты равны нулю. Альтернативные затраты иногда называют дополнительными. 
В зависимости от специфики принимаемых решений затраты целесообразно подразделять на релевантные и нерелевантные. Релевантными (т.е. существенными, значительными) затратами можно считать только те затраты, которые зависят от рассматриваемого управленческого решения. В частности, затраты прошлых периодов не могут быть релевантными, поскольку повлиять на них уже нельзя. В то же время вмененные затраты (упущенная выгода) ревалентны для принятия управленческих решений. 
На результаты принимаемых решений существенное влияние может оказать деление затрат на эффективные и неэффективные. 
Эффективные затраты – это производительные затраты, в результате которых получают доходы от реализации тех видов продукции, на выпуск которых были произведены эти затраты. 
Неэффективные затраты – это затраты непроизводительного характера, в результате которых не будутполучены доходы, так как не будет произведен продукт. Неэффективные затраты – это потери на производстве, к которым относятся потери от брака, простоев, недостачи и порчи товарно-материальных ценностей и др. Выделение неэффективных затрат позволяет не допустить проникновения потерь в планировании и нормировании. 
Чтобы затраты на единицу выпускаемой продукции были минимальны, необходимо сделать так, чтобы принимаемые решения были ориентированы на минимизацию затрат, где важную роль играет процесс прогнозирования, в ходе которого затраты предприятия, по критерию временного лага, рассматриваются в краткосрочном и долгосрочном периодах. Это обусловлено тем, что краткосрочный и долгосрочный периоды отличаются по возможностям, которые возникают у организации. 
К таким отличиям относятся: 
- в краткосрочном периоде организация не может изменить свои производственные мощности, а в долгосрочном периоде такая возможность имеется; 
- в краткосрочном периоде отсутствует возможность свободного доступа новых фирм в отрасль и на рынок, т.е. число функционирующих экономических единиц, как правило, не меняется; в долгосрочном периоде такая возможность возникает; 
- в краткосрочном периоде можно выделить постоянные и переменные затраты. В долгосрочном периоде все затраты становятся переменными в связи с изменением масштабной базы. 
Принятые управленческие решения не могут быть осуществлены, если они не будут иметь непосредственные связи с процессом планирования, в ходе которого предполагаемые затраты, связанные с выполнением производственной и коммерческой деятельности, рассматриваются с точки зрения возможностей их охвата планом. В этих целях затраты предприятия необходимо подразделять на планируемые и непланируемые. 
Большое значение имеет классификация затрат в зависимости от их отношения к действующим на предприятии нормам, нормативам, лимитам и стандартам. По данному признаку все затраты, включаемые в себестоимость продукции, группируются в разрезе установленных норм, действующих на начало текущего месяца, и по отклонениям от действующих норм, возникшим в процессе производства. Такое деление затрат лежит в основе нормативного учета и является важнейшим средством текущего оперативного контроля за уровнем издержек производства. 
По составу затраты подразделяются на одноэлементные и комплексные.Одноэлементными называются затраты, состоящие из одного элемента: материалы, заработная плата, амортизация и др. Эти затраты независимо от места их возникновения и целевого назначения не делятся на различные компоненты. 
Комплексными считаются затраты, состоящие из нескольких элементов, например, общепроизводственные и общехозяйственные расходы, в состав которых входит заработная плата соответствующего персонала, амортизация зданий и другие одноэлементные затраты. [12] 
По экономическому содержанию затраты классифицируют по экономическим элементам и статьям калькуляции. 
Экономическим элементом принято называть первичный однородный вид затрат на производство и реализацию продукции, который на уровне предприятия невозможно разложить на составные части. 
Для всех предприятий установлен единый перечень элементов затрат, включающий в себя следующие затраты: материальные, оплату труда, отчисления на социальные нужды, амортизация и прочие затраты. 
Группировка затрат по экономическим элементам является объектом финансового учета и используется при составлении годовой бухгалтерской отчетности. Данная группировка дает возможность устанавливать потребности в основных и оборотных фондах, определении фонда оплаты труда и т.д. 
Однако классификация затрат по экономическим элементам не позволяет исчислить себестоимость отдельных видов продукции. 
Для решения этой задачи применяют классификацию затрат по статьям калькуляции. Она позволяет определить назначение расходов и их роль, организовать контроль над ними, устанавливать по каким направлениям необходимо вести поиск путей снижения затрат, На основе этой группировки строится аналитический учет затрат на производство, составляется плановая и фактическая калькуляция себестоимости отдельных видов продукции. 
В коммерческих организациях данная группировка затрат является основной, но ее содержание дифференцируется исходя из специфики каждой отрасли. 
При установлении системы учета затрат можно выделить группировку затрат по отношению к изменениям объема производства. По данному признаку затраты разделяются на постоянные и переменные. 
Постоянными считаются затраты, величина которых не изменяется при изменении объема производства, например, общехозяйственные расходы. 
Переменными называются затраты, величина которых изменяется вместе сизменением объема производства. К ним относят расход сырья и материалов, топлива и энергии на технологические цели, заработную плату производственных рабочих и др. 
Особое значение для учета и управления затратами имеет способ включения затрат в себестоимость продукции. По данному признаку затраты предприятия разделяются на прямые и косвенные. 
Прямыми называются затраты по производству конкретного вида продукции. Поэтому они могут быть отнесены на объекты калькуляции в момент их совершения или начисления на основании данных первичных документов. 
Косвенные затраты связаны с выпуском нескольких видов продукции, например затраты по управлению и обслуживанию производства. 
Косвенные расходы сначала собирают на отдельных счетах учета, а затем включают в себестоимость конкретных изделий с помощью специальных расчетов распределения. Выбор базы распределения обусловливается отраслевыми особенностями предприятия. 
Важное значение в процессе управления затратами, имеет группировка затрат по их роли в технологическом процессе. По данному признаку затраты предприятия делятся на основные и накладные. 
Основными называются затраты, непосредственно связанные с технологическим процессом изготовления продукции. К ним относятся: стоимость сырья, расходы на оплату труда производственных рабочих, расходы по эксплуатации производственных машин и оборудования и др. 
Накладные расходы образуются в связи с организацией, обслуживанием производства, реализацией продукции и управлением. Они состоят из управленческих и коммерческих расходов. Величина этих расходов зависит от структуры управления организации, эффективности менеджмента и других факторов. 
Большую роль в управлении затратами имеет группировка затрат в зависимости от времени их возникновения и отнесения на себестоимость продукции. По данному признаку затраты подразделяются на текущие и будущих периодов. 
Текущими называются затраты по производству и реализации продукции данного отчетного периода. Они принесли доход в настоящем и потеряли способность приносить доход в будущем. 
Расходы будущих периодов – это затраты, произведенные в текущем отчетном периоде, но подлежащие включению в себестоимость продукции, которая будет выпускаться в последующие отчетные периоды. 
Немаловажное значение в управлении затратами имеет системаконтроля, которая обеспечивает полноту и правильность действий в будущем, направленных на снижение затрат и рост эффективности производства. Для обеспечения системы контроля за затратами их группируют на контролируемые и неконтролируемые. 
Контролируемые – это затраты, которые поддаются контролю со стороны субъектов управления. 
Неконтролируемые затраты не зависят от деятельности субъектов управления, например, переоценка основных средств увеличивает суммы амортизационных отчислений. 
При построении эффективной системы контроля затрат на предприятии, необходимо выделить центры ответственности, где формируются затраты, классифицировать затраты а затем организовать управление затратами. В результате руководитель предприятия получит возможность своевременно выделять «узкие места» в формировании затрат и принимать соответствующие решения. Процесс управления затратами на предприятии включает в себя и процесс регулирования их уровня. Для этих целей затраты подразделяются на регулируемые и нерегулируемые. 
Степень регулируемости затрат зависит от специфики конкретного предприятия, поэтому универсальной методики классификации затрат по этому признаку не существует. 
Опыт успешных предприятий показывает, что четкое определение затрат и их классификация имеют немаловажное значение для организации оптимального управления ими и, соответственно, для их снижения и максимизации прибыли. [13] 
3. Прогнозирование и методы учета затрат на производство 
Значительное внимание уделяется прогнозированию и перспективному плану, а также основным показателям деятельности. 
Для успешного социально-экономического развития общества, реализации долгосрочной стратегии развития России необходима качественно новая система управления, основанная на принципах стратегического планирования и прогнозирования. РФ приступила в 90-е годы в обстановке острого социально-экономического кризиса к перестройке прежней системы мирохозяйственных связей, что отрицательно сказалось на темпах развития страны. 
В этих условиях гибкое прогнозирование приобретает особо важное значение по сравнению со старыми подходами, в том числе планированием. 
Основные же задачи управления социально-экономическим развитием вытекают из необходимости определения и обособления главных системообразующих показателей перспективного развития объекта исследования ина основе их комплексного и системного анализа принятия необходимых управленческих решений. 
Всеобъемлющее преобразование экономики в условиях перехода к регулируемым рыночным отношениям вполне очевидно уже не сможет развиваться, ориентируясь лишь на сложившиеся в прошлом тенденции, которые были столь характерны для периода жестко централизованной системы управления развитием страны. А поэтому сегодня прежде всего требуется реальная оценка возможностей экономического потенциала страны, а следовательно, и трезвая, и взвешенная экономическая политика, ориентирующаяся не только на тенденции прошлого, которые заметно сказываются и, очевидно, еще долго будут сказываться на динамике экономических преобразований. 
В этих условиях вполне правомерна постановка задачи о выделении особых принципов и методов прогнозирования, которые в большей мере учитывали бы особенности настоящего периода экономических преобразований. Сегодня вполне правомерна постановка вопроса о том, что в условиях развивающегося рынка особенности прогнозирования экономического развития, форм и методов формирования комплексных планов, должны базироваться на особом типе прогноза, сочетающем в себе принципы комплексного, системного и ситуационного подходов. 
Перспективное, или долгосрочное, финансовое планирование должно осуществляться по трем основным направлениям. 
1. Прогнозирование и определение общей потребности организации в денежных средствах (капитале) исходя из прогноза основных показателей хозяйственной деятельности, предусмотренных стратегической программой развития. 
2. Составление планов капитальных вложений и определение потребности в средствах на реализацию намечаемых инвестиционных проектов, связанных с расширением, совершенствованием материально-технической базы организации, внедрением новых технологий и осуществление других - хозяйственных мероприятий. 
3. Прогнозирование ликвидности активов организации исходя из стратегической программы развития в целях обеспечения постоянной платежеспособности организации. 
Систематический анализ финансового состояния и умелое управление финансовыми ресурсами являются важнейшими условиями эффективной деятельности организации. 
Для оценки финансового состояния организации применяется целая система абсолютных и относительных показателей, характеризующих структуру активов иисточники их финансирования, обеспеченность собственными средствами и эффективность их использования, конечные результаты хозяйственной деятельности (прибыль и рентабельность), оборачиваемость основных и оборотных средств, финансовую устойчивость, состояние расчетов с финансовыми органами. 
Показатели оценки финансового состояния организации можно подразделить на несколько групп: 
Показатели эффективности управления активами предприятия. 
Показатели эффективности управления финансовыми ресурсами. 
Показатели ликвидности и платежеспособности. 
Показатели прибыльности. 
Показатели эффективности использования акционерного капитала (для акционерных обществ). 
Соответственно и задачи анализа финансового состояния многогранны и заключаются прежде всего в том, чтобы дать развернутую характеристику финансового положения организации на начало и конец отчетного периода, с тем чтобы видеть, какими активами (имуществом) располагает организация, как они размещены, насколько эффективно используются и за счет каких источников сформированы. Главной особенностью представленного прогноза является его ориентация на стабилизацию экономической ситуации в отраслях и на предприятиях, а также создание предпосылок для роста объемов производства продукции и услуг на основе принятых мер по реализации прогноза экономического развития. 
Таким образом, необходимо прогнозировать прежде всего динамику объемов производства, производительности труда, долю прироста объемов производства за счет роста производительности труда, численности работающих, капитальных вложений в развитие региона. При этом следует рассматривать не только территорию в целом, но и каждую из отраслей как материального производства регионального народнохозяйственного комплекса, так и непроизводственной сферы. 
Не менее важной является проблема выбора конкретных методов прогнозирования регионального развития. Как известно, в настоящее время различают два вида прогнозов: поисковый (или так называемый генетический) прогноз как предсказание о будущем объекте на основании предположения о неизменности сложившихся в прошлом тенденций; нормативный ( или так называемый целевой) прогноз как предсказание поведения исследуемого объекта на основе заданных целей, критериев, норм и нормативов. В соответствии с сутью этих видов прогнозов их принято классифицировать какпассивный и активный прогнозы. 
Использовались следующие показатели, характеризующие перспективы развития предприятий: прогнозируемый спрос на основные виды продукции: возможности увеличения объемов выпуска продукции; планируемые объемы капитальных вложений за счет всех видов источников финансирования; планируемое создание новых рабочих мест; планируемая ликвидация рабочих мест; численность работающих в разрезе отраслей; дополнительная потребность в работниках по профессиям; планируемое профессиональное обучение (переобучение) работников на производстве. 
1.4 Инфляция как фактор характеризующий показатель деятельности 
Влияние инфляции на показатель деятельности затрат на производство и реализацию продукции является очень важным для России, поскольку в условиях инфляции, сложившихся в стране, оценка ликвидности, рентабельности, надёжности, деятельности существенно искажает определение границ, зон финансового риска. 
Инфляция проявляется в первую очередь в форме повышения уровня товарных цен, а также в форме относительного удорожания золота и иностранной валюты. 
В отдельных случаях возможен рост цен, не обусловленный инфляционными процессами. Это происходит, когда меняются общие воспроизводственные условия в результате чего происходит рост издержек производства. 
Инфляционный процесс связан с таким ростом цен, который не вызван непосредственным возрастанием затрат на производство. Инфляция есть результат макроэкономической нестабильности, когда совокупный спрос превышает совокупное предложение. 
Небольшая (умеренная) инфляция до 10% в год в западной литературе не рассматривается как социальное зло. Наоборот, считается, что она в какой-то мере подхлестывает экономику. При росте цен население больше покупает, ибо в дальнейшем покупки обойдутся еще дороже. Это стимулирует производителей увеличивать предложение, и рынок быстрее насыщается. Следует учесть, что при инфляции цены растут по отраслям разными темпами. Состояние разновыгодности производства сохраняется. Поэтому механизм перелива капиталов и рабочей силы также сохраняется, что позволяет выравнивать экономические диспропорции и оздоровлять рыночное хозяйство. 
Однако при уровне инфляции выше 10% инфляция делается очень опасной. Особенно агрессивно разрушается инфляция при гиперинфляции, когда цены увеличиваются не на несколько процентов, ав несколько раз. В этом случае происходит резкое обесценивание денег. Население начинает терять сбережения, обесценивается вложенный капитал. Поэтому пропадает стимул вкладывать инвестиции в производство, ведь они дадут доход нескоро, а за этот срок потеряется их ценность. В такие периоды растет лишь спекулятивный бизнес, направленный на перепродажу, а он не увеличивает совокупное предложение. Если предложение не растет длительное время, то страна сталкивается с угрозой стагнации. Стагнация, сопровождающаяся инфляцией, разрушает экономику и не создает механизмы выхода на путь эффективного роста, так как не приводит к росту предложения. 
Инфляция, оказывая пагубное влияние на показатель деятельности предприятий, приводит к отрицательным последствиям, имеющим общеуправленческий глобальный характер. Чем выше темпы инфляции, тем значительнее степень искажения и активов, и пассивов баланса. Игнорирование влияния инфляции в бухгалтерском учете и отчетности, отсутствие в анализе расчета инфляционного воздействия приводят к тому, что фактическая эффективность деятельности искажается, а показатели финансового состояния предприятия перестают служить объективной основой для принятия правильных управленческих решений. Качество финансового менеджмента в связи с этим снижается до опасного предела, грозящего полной потерей управляемости предприятия. [20] 
В последние годы наблюдается тенденция роста затрат на производство и реализацию продукции. К увеличению себестоимости приводят удорожание стоимости сырья, материалов, топлива, энергии, оборудования, рост процентных ставок за пользование кредитом, повышение тарифов на транспортные услуги, рост расходов на рекламу, представительских расходов. Увеличивается сумма амортизационных отчислений основных фондов, в том числе из-за их переоценок и введения индексации. Большую роль играет повышение удельного веса заработной платы в структуре затрат в условиях либерализации цен и социальной напряженности. Одновременно повышаются отчисления на социальное и медицинское страхование, пенсионное обеспечение, в фонд занятости населения, различные компенсационные выплаты. Все это впоследствии обусловливает очередной виток инфляции. 
Таким образом, влияние инфляции на финансовое положение во многом определяется структурой активов и пассивов предприятия и вызывает заметные изменения показателей егодеятельности. 
 
 
 
2. Оценка затрат предприятия на производство и реализацию продукции на примере ОАО «Первый хлебозавод» 
1. Статистический анализ деятельности 
ОАО «Первый хлебозавод» 
Акционерное общество «Первый хлебозавод», в дальнейшем именуемый «общество» является открытым акционерный обществом. Общество является юридическим лицом и действует на основании устава законодательства РФ. 
Основными видами деятельности ОАО «Первый хлебозавод» являются выпуск широкого ассортимента хлебобулочных и кондитерских изделий, макаронной продукции, а также оптовая и розничная торговля своей продукции и сопутствующими товарами. 
Юридический адрес предприятия ОАО «Первый хлебозавод»: 236040, Калининград, ул. Ген. Галицкого, д. 16. 
ОАО «Первый хлебозавод» ведет свою историю с 1946 года, когда постановлением Совета Министров СССР № 1298 и приказом Министерства пищевой промышленности СССР на базе хлебопекарни № 38 Управления по гражданским делам Калининградской области был создан хлебозавод № 1, вошедший в состав треста «Росглавхлеб». 
Технологическое оборудование того времени составляло: две печи ФТЛ-2 общей мощностью 12 тонн хлеба в сутки и две печи ДСД мощностью 24 тонн хлеба в сутки, одной тестомесительной машины, мукопроизводительного агрегата и мешкоподьемника. В 1950 году общая суточная мощность хлебокомбината составляла 80 тонн. 
Численность работающих начислялось – 600 человек. Все работы производились вручную. Печи топились жидким топливом – нефть, мазут. Ассортимент выпускаемой продукции состоял из 3-х видов: 
• хлеб пшеничный весовой; 
• хлеб из пшеничной муки 2 сорта весовой; 
• хлеб из пшеничной муки 1 сорта весовой. 
За года 10-й пятилетки 1975-1980 гг. хлебокомбинат систематически вел работу по реконструкции производственных, производственно-технологической базы, внедрение новой техники в производство. 
В IV квартале 1979 года построен (начато строительство 1976 г) склад бестарного хранения муки 40 тонн. 
В целях расширения ассортимента и выработки годовых сортов хлеба назрела необходимость произвести соответствующую реконструкцию печного отделения цеха хлебопечения с заменой морально-устаревшей физически изношенной печи. 
В 1988 году для удовлетворения спроса населения в хлебобулочных изделиях и кондитерских, и макаронныхизделиях вырабатывались: 
• 8-видов хлеба; 
• 10-видов булочно-бараночных изделий; 
• 40-видов кондитерских изделий; 
• 8-видов макаронных изделий. 
Среднесуточная выработка и удельный вес хлебобулочных, макаронных и кондитерских изделий составил: 
• хлеба – 50 тонн – 13%; 
• булочных мелкоштучных изделий – 10 тонн – 4,1%; 
• бараночных изделий – 3,2 тонн – 1,7%; 
• кондитерских изделий – 2,5 тонн – 1,1%; 
• макаронных изделий – 30 тонн – 2,0%. 
За период 2005-2006 гг. в связи с бурным развитием частных пекарен и вводом импортной продукции, в ОАО «Первый хлебозавод» резко сократились объемы вырабатываемой продукции: хлебобулочные на 65%. За первое полугодие 2007 года производство хлебобулочных изделий сократилась еще на 20%, т.е. до 12-13 тонн в сутки при установленной мощности 90 тонн в сутки. 
Сырьевой базой предприятия являются в основном местные производители, кроме того налажено активное сотрудничество с партнерами из других регионов России и зарубежья. 
Производственная база состоит из двух современных цехов – хлебного и кондитерского. Они обновляются импортным оборудованием напрямую от изготовителя. Сегодня на предприятии установлены новейшие польские тестомесильные машины, германские хлеборезательные машины и водоохладители с электронным дозаторами, делительные и закаточные машины, тестораскаточная машина, дающая на выходе тончайшие слои теста. Крепнут партнерские связи со странами Европы (Нидерландами, Польшей, Германией). 
2. Анализ себестоимости продукции 
Важным показателем, характеризующим работу предприятий, является себестоимость продукции, работ и услуг. От ее уровня зависят финансовые результаты деятельности предприятий, темпы расширенного воспроизводства, финансовое состояние субъектов хозяйствования. 
Анализ себестоимости продукции, работ и услуг имеет очень важное значение. Он позволяет выяснить тенденции изменения данного показателя, выполнения плана по его уровню, определить влияние факторов на его прирост, установить резервы и дать оценку работы предприятия по использованию возможностей снижения себестоимости продукции. 
Объектами анализа себестоимости продукции являются следующие показатели: полная себестоимость товарной продукции в целом и по элементам затрат; затраты на рубль товарнойпродукции; себестоимость отдельных изделий; отдельные статьи затрат. 
Источники информации: "Отчет о затратах на производство и реализацию продукции (работ, услуг) предприятия (организации)" (приложение А) 
|Элементы затрат |Сумма, тыс.руб. |Структура затрат, % | 
| |План |Факт |( |План |Факт |( | 
|Материальные затраты |26420 |29998 |3578 |64,68 |65,61 |0,93 | 
|Заработная плата |5800 |6074 |274 |14,20 |13,29 |-0,91 | 
|Отчисления в фонд соц.защиты |2100 |2448 |348 |5,14 |5,35 |0,21 | 
|Амортизация основных средств |1660 |2021 |361 |4,06 |4,42 |0,36 | 
|Прочие расходы |4870 |5181 |311 |11,92 |11,33 |-0,59 | 
|Полная себестоимость в т.ч. |40850 |45722 |4872 |100 |100 |- | 
|переменные расходы | | | | | | | 
|постоянные расходы |33211 |37074 |3863 |80,05 |81,1 |1,05 | 
| |8169 |8648 |479 |19,95 |18,9 |-1,05 | 
 
 
Таблица 1 - Затраты на производство продукции 
 
Как видно из таблицы 1 фактические затраты предприятия выше плановых на 4872 тыс.руб. или на 11,9 %. Перерасход произошел по всем видам и особенно по материальным затратам. Увеличилась сумма как переменных, так и постоянных расходов. Изменилась и структура затрат: увеличилась доля материальных затрат и амортизации основных средств, в связи с инфляцией, а доля зарплаты уменьшилась. 
Общая сумма затрат (Зобщ) может измениться из-за объема выпускапродукции в целом по предприятию (VВП), ее структуры (Уд.в.), уровня переменных затрат на единицу продукции (VC) и суммы постоянных расходов на весь выпуск продукции (FC): Зобщ = ( (VBП x УД1 х VC ) + FC. 
Таблица 2 - Исходные данные для факторного анализа общей суммы издержек на производство и реализацию продукции (приложение А) 
| | |Факторы изменения затрат | 
|Затраты |Сумма, тыс.руб. | | 
| | |Объем выпуска пр-ции |Структура пр-ции |Перемен. затраты |Постоян. | 
| | | | | |затраты | 
|По плану на плановый выпуск пр-ции |40850 |План |План |План |План | 
|По плану, пересчит.на факт.объем пр-ва прод-ции | | | | | | 
|при сохранен.планов.стр-ры |41671 |Факт |План |План |План | 
|По планов.уровню на фактич.выпуск пр-ции при | | | | | | 
|фактич.ее стр-ре |43270 |Факт |Факт |План |План | 
|Фактические при пл.уровне постоянных затрат |45243 |Факт |Факт |Факт |План | 
| | | | | | | 
|Фактические |45722 |Факт |Факт |Факт |Факт | 
 
Из таблицы 2 видно, что в связи с перевыполнением плана по выпуску товарной продукции в условно-натуральном выражении на 2,2% сумма затрат возросла на 821 тыс.руб. (41671-40850). 
За счет структуры выпуска продукции сумма затрат также возросла на 1599руб. (43270-41671) . 
Перерасход издержек на производство продукции составил 1973 руб. (45243-43270). Постоянные расходы возросли по сравнению с планом на 479 руб. (45722-45243). 
Таким образом, сумма затрат выше плановой на 12%, за счет перевыполнения плана по объему производство возросло на 2320 руб. 
3. Анализ себестоимости отдельных видов продукции 
Для более глубокого изучения причин изменения себестоимости анализируют отчетные калькуляции по отдельным изделиям, сравнивают фактический уровень затрат на единицу продукции с плановым и данными прошлых лет в целом и по статьям затрат. 
Влияние факторов первого порядка на изменение уровня себестоимости единицы продукции изучают с помощью факторной модели: 
[pic] 
Таблица 3 - Исходные данные для факторного анализа себестоимости хлеба «Галицкий» 
|Показатель |По плану |По факту |Отклонение от плана | 
| | | | | 
|Объем производства, т. |2787 |2672 |-115 | 
| | | | | 
|Сумма постоянных затрат, тыс. руб. |3344 |3487 |143 | 
|Сумма переменных затрат на 1 руб. пр-ции, руб. | | | | 
| |1355 |1656 |301 | 
| | | | | 
|Себестоимость 1 тн, руб. |2555 |3340 |785 | 
 
Используя эту модель и данные табл. 3, произведем расчет влияния факторов на изменение себестоимости белого хлеба методом цепной подстановки: 
С пл. = [pic] 
С усл.1 = [pic] 
С усл.2 = [pic] 
С ф. = [pic] 
 
 
 
Общее изменение себестоимости составила: 
(С общ. = Сф. – Спл. = 2961-2555 = + 406 в том числе за счет: 
а) объемапроизводства: 
С об.пр. = 2600 – 2555 = + 45; 
б) сумма удельных переменных затрат: 
(С(A) = 2660 – 2600 = + 60; 
в) сумма удельных переменных затрат: 
(С(B) = 2961 – 2660 = + 301. 
Таблица 4 - Анализ себестоимости отдельных видов продукции 
| |Себестоимость единицы пр-ции, руб. |Изменение себестоимости | 
|Изделия | | | 
| |План |Усл.1 |Усл.2 |Факт |Общее |В т.ч. за счет | 
| | | | 
| |План |Факт |( |План |Факт |( | 
|Сырье и материалы |920 |1079 |159 |36,0 |36,44 |0,44 | 
|Топливо и энергия |287 |353 |66 |11,25 |11,93 |0,68 | 
|Зар.плата произв.рабочих |495 |543 |48 |19,38 |18,33 |-1,05 | 
|Отчисления на соц. и мед. страхование |192 |215 |23 |7,50 |7,27 |-0,23 | 
|Расходы на содержание и эксплуат. оборудования |249 |293 |44 |9,75 |9,89 |0,14 | 
|Общепроизводств. расходы |173 |171 |-2 |6,75 |5,78 |-0,97 | 
|Потери от брака |- |20 |20 |- |0,68 |0,68 | 
|Прочие произ-е расходы |48 |59 |11 |1,88 |2,00 |0,12 | 
|Коммерческие расходы |47 |72 |25 |1,87 |2,44 |0,57 | 
|Итого: |2555 |2961|406 |100 |100 |- | 
 
 
Приведенные данные показывают рост по всем статьям затрат и в особенности расходы на содержание и эксплуатацию оборудования на 44 руб., сырье и материалы на 159 руб., потери от брака – 20 руб., прочие производственные расходы на 11 руб. и коммерческие расходы на 25 руб., топливо и энергию на 66 руб., заработную плату производственных рабочих на 48 рублей, отчислений на социальное и медицинское страхование на 23 руб. А по статье общепроизводственные расходы наблюдается снижение затрат на одно изделие на 2 руб. 
Снижение статьи затрат по сырью и материалам связано с реконструкцией проведенной на предприятии, т.е. производственная мощность предприятия была увеличена. 
В следующей таблице рассматривается более подробно заработная плата, то есть как влияет этот фактор на себестоимости готовой продукции. (приложение В) 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Таблица 6 - Факторный анализ заработной платы в расчете на единицу продукции 
| |Удельная трудоемкость, |Уровень оплаты труда, руб. |Зар.пл.на изделие, руб. |Отклонение от | 
| |чел/час | | |плана, руб. | 
|Изделие | | | | | 
| |План |Факт |План |Факт | 
| | | | | | | | 
| | |базисные |цепные | |базисные |цепные | 
|2009 |32049 |100 |100 |32890 |100 |100 | 
|2010 |37818 |118 |118 |36450 |118 |118 | 
|2011 |45382 |142 |120 |43740 |132 |110 | 
 
Из таблицы 7видно, что за три года объем производства возрос на 42%, а объем реализации на 39%. За последний год темпы роста производства значительно выше темпов реализации продукции, что свидетельствует о накоплении остатков нереализованной продукции на складах предприятия и неоплаченной покупателями. 
Среднегодовой темп роста (прироста) выпуска и реализации продукции можно рассчитать по среднегеометрической или среднеарифметической взвешенной. 
 
 
 
Исчислим его по среднегеометрической: 
 
[pic] 
Среднегодовой темп прироста выпуска продукции составляет 18,99%, а реализация продукции – 13,99%. 
 
Таблица 8 - Анализ выполнения плана по выпуску и реализации продукции предприятием ОАО «Первый хлебозавод» 
| |Объем производства |Реализация продукции | 
|Изделия |продукции, (тыс.руб) |(тыс.руб) | 
| |План |факт | 
| |2009 |2010 |2011 |2009 |2010 | 
|1.Объем производства, тыс. руб. |32049 |37818 |45382 |13333 |7564 | 
|2.Себестоимость продукции, тыс. руб. |31700 |36350 |43903 |12203 |7553 | 
|3.Фонд заработной платы: |3340 |4092 |5011 |1671 |919 | 
|- среднегодовая зар. плата, тыс. руб. |11761 |11761 |14400 |2639 |2639 | 
|- месячная зар.плата, тыс. руб. |980 |980 |1200 |220 |220 | 
|4.Среднесписочная |284 |341 |341 |57 |- | 
|численность рабочих, чел. | | | | | | 
|5.Товарная продукция, тыс. руб.|37294 |43795 |51651 |14357 |7856 | 
|6.Затраты на 1 руб. продукции |0,85 |0,83 |0,85 |-0,2 |0,2 | 
|7.Прибыль, тыс .руб. |1363 |1563 |2195 |832 |632 | 
|8.Рентабельность, % |4,3 |4,3 |5,0 |0,7 |0,7 | 
|9.Производительность труда, % |34,7 |36,3 |38,0 |3,3 |1,7 | 
|10.Фондоемкость |0,82 |0,82 |0,78 |- |-0,04 | 
 
 
Приложение Б. Выполнение плана по ассортименту продукции 
| |Объем пр-во прод-ции в план.цен. (тыс.руб) |Выполнение плана, % |Объем пр-ции зачтенный в выполнен.плана по | 
|Изделия | | |ассортименту (тыс.руб) | 
| |план |факт | | | 
|Хлеб «Галицкий» |13850 |13276 |95,9 |13276 | 
|Батон «Троицкий» |17874 |17554 |98,2 |17554 | 
|Лаваш |7950 |9207 |115,8 |7950 | 
|Батон |4120 |5345 |129 |4120 | 
|«Тостовый» | | | | | 
|Итого: |43794 |45382 |103,6 |42900 |

 


Информация о работе Оценка затрат предприятия на производство и реализацию продукции на примере ОАО «Первый хлебозавод»