Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2012 в 11:08, курсовая работа
В соответствии со статьей 2 Раздел 1 трудового законодательства Республики Казахстан:
1.Трудовое законодательство Республики Казахстан основывается на Конституции Республики Казахстан и состоит из настоящего Кодекса, законов Республики Казахстан и иных нормативных правовых актов Республики Казахстан.
1. Введение……….3
2. Виды и формы оплаты труда……….5
3. Формы и системы оплаты труда коммерческого работника……….14
4. Государственные социальные гарантии в сфере оплаты труда……….22
5. Социальный диалог в Республике Казахстан……….26
6. Заключение……….32
7. Список использованной литературы……….34
Сетка "вилок" соотношений в оплате труда представлена в табл. 2.1. Показатели, характеризующие фактический вклад по каждой категории работников, дифференцируются, и среднее значение по каждой группе корректируется (уменьшается или увеличивается) в зависимости от уровня соблюдения показателей. Только установив такое изменение по каждому работнику и найдя его "точку" в пределах "вилки", можно распределить фонд оплаты и определить долю каждого в этом фонде.
Таблица 2.1
Сетка "вилок" соотношений в оплате труда разных квалификационных групп работников
|
Рассматриваемая
модель предполагает наличие страхового
фонда, формирование которого осуществляется
за счет, например, неполной отработки
трудящимися установленного количества
времени, невыполнения норм выработки,
заданий и т.д. Автором методики
предполагается расходовать страховой
фонд на выплату работникам заработной
платы не ниже того минимума, который потребуется
для восстановления ими своих способностей
к труду. За ненормированный рабочий день
предполагается повышение уровня заработной
платы на 25 %.
Государственные
социальные гарантии
в сфере оплаты
труда.
К ним отнесены:
1) мин. размер месячной заработной платы;
2) мин. размер часовой заработной платы;
3) мин. стандарты оплаты труда;
4) оплата за работу в сверхурочное время;
5) оплата за работу в праздничные и выходные
дни;
6) оплата за работу в ночное время;
7) ограничение размера удержаний из заработной
платы работника;
8) государственный контроль за полной
и своевременной выплатой з\платы;
9) порядок и сроки выплаты заработной
платы.
Кодексом введено
в оборот новое понятие – «минимальный
стандарт оплаты труда», под которым
принимается гарантированный
Необходимо особо
отметить, что минимальный стандарт оплаты
труда (МСОТ) вводится в действие с 1 января
2008г. и будет применяться только к работникам,
занятых на работах с вредными (особо вредными),
тяжелыми и опасными условиями труда.
ТК предельно конкретизирован порядок
выплаты заработной платы. Теперь работодатель
обязан в письменной форме ежемесячно
извещать каждого работника о составных
заработной платы, причитающихся ему за
отработанный период, а также о размерах
и основаниях произведенных удержаний.
Последнее требование означает, что в
выдаваемых работникам выписках о составе
заработной платы должны содержаться
не просто сведения о характере удержания,
т.е. ссылки на соответствующие статьи
законодательных актов.
Впервые в законодательной практике республики
в кодекс введена статья, устанавливающая
проведение обязательной индексации заработной
платы. Такая индексация должна производиться
в порядке, установленном разного вида
соглашениями (генеральным, отраслевым,
региональным), коллективным договором
или актом работодателя, в размерах не
ниже инфляции, определенного на соответствующий
период нормативными правовыми актами.
Сохранены действовавшие ранее правила
установления квалификационных требований
к работникам и сложности определенных
видов работ на основе Единого тарифно-квалификационого
справочника работ и профессий рабочих
(ЕКТС), тарифно-квалификационных характеристик
профессий рабочих, квалификационного
справочника должностей руководителей,
специалистов и других служащих (КС), а
также других типовых квалификационных
характеристик должностей служащих. На
основе требований данных справочников
должно производится присвоение квалификационных
(тарифных) разрядов и отнесение выполняемых
работ к определенной сложности.
Статья 126 «Система
оплаты труда» разрешает
Без тарифные системы оплаты труда характеризуются:
Бестарифная система оплаты труда может применяться эффективно в случаях:
Трудовое законодательство
позволяет использовать на практике
и так называемые смешанные системы,
когда часть персонала оплачивается по
бестарифной системе, а другая – на основе
применения тарифов.
Новшество:
Требование обеспечения доли основной
заработной платы не менее 75%
в среднемесячной заработной плате работников
без учета единовременных стимулирующих
выплат (выплаты постоянного характера).
К подобным выплатам, регулируемым законодательством,
очевидно, можно отнести:
- оплату за работу в ночное и сверхурочное
время, а также в праздничные и выходные
дни;
- дополнительную оплату за работу во вредных,
тяжелых и опасных условиях труда;
- доплаты работникам, не достигшим восемнадцатилетнего
возраста и т.д.
в отраслевых соглашениях могут быть:
- выплаты по районным коэффициентам и
коэффициентам к заработной плате за работу
в пустынных безводных местностях;
- надбавки за выслугу лет и т.д. применение
таких и иных выплат может быть предусмотрено
также условиями коллективных договоров.
Кодексом предусмотрено, что величина
мин. размера тарифной ставки (оклада)
должна определяться отраслевыми соглашениями.
В таких соглашениях в обязательном порядке
должны отражаться договоренности сторон:
- об оплате труда;
- о компенсационных выплатах:
- о механизме регулирования оплаты труда,
исходя из уровня инфляции, прожиточного
мин. и выполнения показателей, определенных
данным соглашением;
- об установлении повышающих отраслевых
коэффициентах.
В коллективных договорах должны быть
соглашения:
- о нормировании, формах, системах оплаты
труда, размерах тарифных ставок и окладов,
надбавок и доплат работникам, в том числе
занятым на тяжелых работах, работах с
вредными (особо вредными) и опасными условиями
труда;
- об индексации оплаты труда, о выплате
пособий и компенсационных выплат;
- об установлении меж разрядных коэффициентах
соответствующей отрасли.
АНАЛИЗ свидетельствует о введении серьезных
новшеств по сравнению с требованиями
ранее действовавшего закона « О труде
в Республики Казахстан».
Оптимальным механизмом регулирования трудовых отношений, как показывает мировая практика и пореформенный опыт постсоветских республик, является социальный диалог между представителями работников и работодателями с участием государства.
В суверенном Казахстане первые примеры заключения генеральных и отраслевых соглашений (после принятия правительством соответствующего постановления) относятся к 1993 г. Но поскольку рыночные институты не были до конца сформированы, отсутствовали соответствующие наработки и т.д., подписанные документы носили скорее формальный характер.
Постановление
Президента Республики Казахстан ”О
социальном партнерстве в области
социально-экономических и
Развитию социального диалога способствовало принятие Парламентом республики закона ”О социальном партнерстве в Республике Казахстан” (2000 г.). В документе обозначены основные задачи и принципы социального партнерства, установлен порядок заключения соглашений между сторонами, определено примерное (рекомендательное) их содержание (включающее вопросы, связанные с оплатой, условиями и охраной труда, режимом труда и отдыха, механизмом регулирования оплаты труда исходя из уровня цен, инфляции и прожиточного минимума; доплатами компенсационного характера; содействием занятости, профессиональной подготовке и переподготовке работников; организацией охраны здоровья работников на производстве путем создания благоприятных условий для работы и отдыха и обеспечения соответствующей окружающей среды; мерами защиты работников на случай временной приостановки производства).
Соглашениям придан статус правовых актов, установлена их иерархическая соподчиненность: генеральные - отраслевые - региональные (областные, городские и районные). Благодаря реализации положений этого закона договоренности социальных партнеров стали более социально направленными и конкретными. Например, в Генеральном соглашении на 2003-2004 гг., заключенном между правительством республики, республиканскими объединениями работодателей и профсоюзами, стороны приняли обязательство не допускать на период его действия проведения мероприятий, влекущих за собой массовое высвобождение работников, способствующих превышению 9%-го уровня безработицы (рассчитанного по методологии МОТ). Одновременно в рамках республиканской трехсторонней комиссии было решено разработать ряд программ в области содействия занятости.
С точки зрения конкретизации задач, решаемых социальными партнерами, большой интерес представляют отраслевые (тарифные) соглашения. В качестве примера приведем фрагменты соглашения, заключенного между профсоюзом трудящихся горно-металлургической промышленности, группой горно-металлургических предприятий, входящих в состав Евразийской промышленной ассоциации (ЕПА), и Министерством энергетики и минеральных ресурсов Республики Казахстан на 2002-2003 гг. Так, в части, касающейся оплаты труда, зафиксировано следующее:
Перечисленные
положения однозначно можно признать
прогрессивными, поскольку они не
отражены в действующем
Аналогично в
указанных соглашениях