Определение понятия ценных бумаг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Августа 2013 в 12:25, реферат

Описание работы

Ценные бумаги – необходимый атрибут рыночной экономики. Как объекты гражданских прав они относятся к вещам, будучи их особой разновидностью. В советской экономике, оборот ценных бумаг по необходимости был весьма обеднен и представлен в основном государственными ценными бумагами – облигациями, предъявительскими сберкнижками и аккредитивами гострудсберкасс, выигравшими лотерейными билетами, а в расчетах между юридическими лицами мог использоваться расчетный чек

Файлы: 1 файл

реферат.doc

— 124.50 Кб (Скачать файл)

 

Деятельность коммерческих банков на фондовом рынке

 

В зависимости от национального  законодательства той или иной страны, исторических традиций и особенностей формирования национальных фондовых рынков банки могут играть на них различную роль.

 

Основная теоретическая и практическая проблема здесь состоит в том, как отделить риски, свойственные обычным  «классическим» банковским операциям (депозитно-ссудным и расчетным), от рисков, возникающих в связи с участием банков на фондовом рынке.

 

Мировая практика знает два подхода  к проблеме сочетания обычной  банковской деятельности с деятельностью  на рынке ценных бумаг.

 

Согласно одному из подходов, банкам должно быть запрещено заниматься некоторыми видами профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг (брокерской, дилерской, организатора рынка), а также должны быть существенно ограничены отдельные виды непрофессиональной деятельности в качестве инвесторов (вложения в негосударственные ценные бумаги, кроме дочерних банковских и финансовых компаний).

 

Этот подход применяется в США, где разделение универсальных банков на коммерческие и инвестиционные на рубеже 30-х годов XX в. было введено как реакция на волну массовых банкротств банков. Причиной этих банкротств была чрезмерная активность банков по вложению привлеченных средств клиентов в негосударственные ценные бумаги и по предоставлению гарантий по таким ценным бумагам. Жестокий экономический кризис и депрессия привели к массовому разорению компаний, обесценению их ценных бумаг и как следствие — к цепочке банкротств банков. Свою роль сыграло также отсутствие должного государственного регулирования банковской инвестиционной деятельности. В результате экономического кризиса система рынка ценных бумаг и банковская система США были настолько разрушены, ослаблены и дискредитированы, что пришлось фактически заново перестраивать систему государственного регулирования финансового рынка (как рынка ценных бумаг, так и банковской системы). На этом фоне концепция разделения банков на коммерческие и инвестиционные так называемый «закон Гласса — Стигала») была легко принята и, надо отдать должное, в течение нескольких десятилетий успешно решала поставленную перед ней задачу — защиту средств массовых вкладчиков от рисков, свойственных инвестициям в ценные бумаги.

 

В течение последнего десятилетия  в США наблюдается «размывание  границ между инвестиционными и  коммерческими банками путем  принятия постепенных поправок в законодательство, расширяющих компетенцию коммерческих банков, а также путем внедрения новых видов банковских операций (особенно с производными финансовыми инструментами), которые прямо не подпадают под существующие ограничения.

 

Второй подход представляет собой разрешение банкам сочетать обычные банковские операции с большинством операций на рынке ценных бумаг (как профессиональных, так и непрофессиональных). Taкой подход преобладает в европейских странах и принят в качестве основного для будущей объединенной Европы. Согласно этому подходу, ограничение риска банковских инвестиционных операций должно осуществляться «хирургическими» методами прямого разделения функций, а путем введения специальных «встроенных» ограничителей, дестимулирующих чрезмерные инвестиции банков в ценные бумаги, путем надлежащего государственного контроля за банковской деятельностью, а также повышенного внимания к проблеме конфликта интересов при операциях на финансовых рынках.

 

В наиболее завершенном виде этот подход преобладает в Германии, где по законодательству исключительно банковские организации имеют право на основании специальной лицензии работать с финансовыми средствами клиентов как в области «классических» банковских операций, так и в области инвестиционной деятельности и обслуживания такой деятельности (например, в качестве депозитариев).

 

Под влиянием конкуренции в Европе некоторые банки сами внедряют в  свою деятельность концепцию специализации  и разделения различных банковских функций по разным филиалам и дочерним общества.м. При этом, однако, необходимо подчеркнуть принцип добровольности, самостоятельности в выборе банковской стратегии, законодательно закрепленную возможность при необходимости сочетать разные банковские операции в рамках одного юридического лица.

 

С момента возрождения современной  российской банковской системы (конец 80-х — начало 90-х годов) законодательство придерживалось второго подхода  — универсальности банков.

 

По банковскому законодательству банки в России являются универсальными банками, т.е. совмещают обычные банковские операции с операциями на рынке ценных бумаг (непрофессиональными и профессиональными).

 

Российские банки осуществляют непрофессиональные операции с ценными  бумагами по общим правилам для инвесторов и эмитентов, а также в рамках нормативов и по дополнительным правилам, установленным Банком России. Необходимо отметить, что Банк России регулирует непрофессиональную деятельность банков на рынке ценных бумаг более жестко, чем иные российские государственные органы контролируют подведомственные им коммерческие организации.

 

Профессиональная деятельность банков на рынке ценных бумаг осуществляется по общим банковским лицензиям, выдаваемым Банком России. При этом предполагается, что Банк России как единый надзорный  и контрольный орган имеет все полномочия проверять и при необходимости регламентировать профессиональную деятельность банков, в том числе и на рынке ценных бумаг. У Банка России для этого есть возможность требовать обычную и специальную отчетность, право назначать банковские проверки и при необходимости применять к банкам санкции (как легкие, так и серьезные, вплоть до отзыва лицензии и ликвидации банка).

 

Кроме того, по действующему российскому  валютному законодательству только банки, получившие на основании лицензии Банка России право на ведение валютных операций, могут беспрепятственно осуществлять как профессиональную, так и непрофессиональную деятельность на зарубежных финансовых рынках.

 

При этом Банк России применяет ряд  ограничений на инвесгиционные операции банков — повышенные коэффициенты риска при расчете соотношения собственных средств банков и различных статей их активов, а также значительные требования к созданию внутренних банковских резервов под потенциальное обесценение вложений в ценные бумаги.

 

Деятельность банков как инвесторов и эмитентов на рынке ценных бумаг регулирует Банк России, включая установление правил бухгалтерского учета и техники проведения операций.

 

Современное состояние дел на российском фондовом рынке позволяет предположить, что в обозримом будущем банки будут занимать лидирующее место как среди эмитентов и институциональных инвесторов, так и среди профессиональных участников рынка ценных бумаг.

 

Например, на рынке государственных  ценных бумаг банки самые активные покупатели при их первичном размещении. Основной оборот вторичного рынка с государственными ценными бумагами осуществляется банками. Последние активно начинают приобретать акции предприятий в целях создания финансово-промышленных групп и закрепления своего влияния на производящие отрасли экономики.

 

Кроме того, инфраструктура российского  фондового рынка будет развиваться  в дальнейшем за счет того, что именно банки будут предоставлять массовым клиентам и другим профессиональным торговцам слуги в области  депозитарной, расчетно-денежной и клиринговой деятельности.

 

Итак, коммерческие банки в России могут выполнять все виды деятельности и все виды операций на рынке ценных бумаг, разрешенные действующим  законодательством, как то:

 

• выступать в роли эмитентов  и институциональных инвесторов;

 

• осуществлять брокерскую и дилерскую  деятельность;

 

• управлять инвестициями и фондами;

 

• проводить расчетное обслуживание участников рынка ценных бумаг;

 

• организовывать депозитарное обслуживание;

 

• предлагать консалтинговые услуги и т.п.

 

На сегодняшний день коммерческие  банки в РФ вполне способны выполнять  абсолютно все классификации  деятельности и все возможные  варианты действий на фондовом рынке, которые разрешены действующим  законодательством России:

 

1.                 управление фондами и инвестициями

 

2.                 брокерская, а также дилерская  деятельность,

 

3.                 депозитарное обслуживание

 

4.                 расчетное обслуживание всех  участников фондового рынка, 

 

5.                 осуществление реестра,

 

6.                 консультационная работа.

 

Коммерческие банки могут принимать  от заемщиков ценные бумаги в качестве залога по выданной заранее краткосрочной  ссуде, при том, что стоимость  залога определяется по рыночному курсу  ценных бумаг, а не по их номинальной стоимости.

 

Кроме этих функций коммерческие банки  России также занимаются эмиссионной  деятельностью. Согласно законодательства РФ, им позволяется эмитировать векселя, акции, депозитарные и сберегательные сертификаты, облигации, иные производные ценные бумаги. Такая эмиссионная работа банков направлена на привлечение определенных финансовых ресурсов, и, следовательно,  вполне обоснованно речь может идти о цене их поиска.

 Цена привлечения финансовых  ресурсов приравнивается к отдаче  их размещения и также рассматривается принцип поддержания их ликвидности. Вообще, финансовое расположение коммерческого банка обусловливается размером маржи (это разница между ценами привлечения и размещения финансовых ресурсов).

 

 

Заключение

 Ценная бумага — результат отделения функций собственника на действительный капитал от функций управления этим капиталом в результате развития крупного капиталистического производства.

 

Ценная бумага это представитель  действительного капитала (в случае государственных ценных бумаг - косвенный представитель), который может быть использован и как ссудный, и как промышленный, и как товарный капитал, но сама по себе ценная бумага есть форма вложения ссудного капитала.

 

Поскольку ценная бумага — это  особый род капитала, то и ее рынком является особый рынок — рынок ценных бумаг, на котором титулы капитала (т.е. соответствующие права) обращаются как обычные товары, но у которых потребительной стоимостью является какое-либо право (на доход), а меновой стоимостью — фиктивная стоимость (капитализированный доход)[2].

 

Вследствие того, что конечной целью  современной товарной экономики  является получение прибыли, то любая  деятельность в сфере экономики  направлена на увеличение прибыли. Одним  из средств увеличения прибыли является вложение (инвестирование), поэтому важно выбрать наиболее целесообразный рынок для инвестирования капитала.

 

Денежные средства могут быть вложены  в различные рынки, и на каждом рынке будет иметь место определенный, отличный от другого прирост, но для  вложения, несомненно, требуется накопление, поэтому важно найти первоначальный капитал или накопить его. Отсюда можно рассматривать рынок с двух сторон: с одной стороны, как рынок для накопления, с другой - как рынок для инвестиций.

 

К рынкам, на которых можно накопить или получить капитал относится рынок ценных бумаг, наравне с рынком банковских капиталов, валютным рынком, рынком страховых и пенсионных фондов.

 

Рынок ценных бумаг имеет ряд  функций, которые условно можно  разделить на две группы: общерыночные функции, присущие обычно каждому рынку, и специфические функции, которые отличают его от других рынков.

 

Государство управляет рынком ценных бумаг на основании федерального закона "О РЫНКЕ ЦЕННЫХ БУМАГ" (О РЦБ) от 22.04.1996 N 39-ФЗ.

 

Российские банки осуществляют непрофессиональные операции с ценными бумагами по общим правилам для инвесторов и эмитентов, а также в рамках нормативов и по дополнительным правилам, установленным Банком России. Необходимо отметить, что Банк России регулирует непрофессиональную деятельность банков на рынке ценных бумаг более жестко, чем иные российские государственные органы контролируют подведомственные им коммерческие организации.

 

 

Список использованной литературы:

1.                 Алейничев В.В., Алейничева Т.Д.  Анализ хозяйственных результатов деятельности банка// Аудит и налогообложение. 2006 №4.

 

2.                 Банковский портфель - 3. Книга менеджера  по кредитам. Книга менеджера  по расчетам. Книга менеджера  по фондовым и трастовым операциям  /Под ред. Ю.И. Коробова, Ю.Б.  Рубина, В.И. Солдаткина. М.: Соминтэк, 1995. 752 с.

 

3.                 Банковский портфель - 2. Книга банковского  менеджера. Книга банковского  финансиста. Книга банковского юриста /Под ред. Ю.И. Коробова, Ю.Б.  Рубина, В.И. Солдаткина. М.: Соминтэк, 1994. 752 с.

 

4.                 Боровская М.А. Банковские услуги  предприятиям, Учебно-методическое  пособие. М.: «Века», 2007. 452с.

 

5.                 Законодательные документы и  нормативные акты, выпущенные ЦБР.  И.Т.Балабанов Основы финансового  менеджмента. Как управлять капиталом? МФиС, 1994.

 

6.                 Мой банк /Под ред. С.И. Кумок.  М.: Московское финансовое объединение, 1996. 320 с.

 

7.                 РЦБ № 23/24 (374/375) 2008.

 

8.                 Создание и организация деятельности  коммерческого банка /Под ред. С.И. Кумок. М.: Московское финансовое объединение, 1994. 322 с.

 

 

 

 

[1] Рынок  ценных бумаг: Учебник / Под  ред. В.А. Галанова, А.И. Басова. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Финансы  и статистика, 2006.

 

[2] Рынок  ценных бумаг: Учебник / Под  ред. В.А. Галанова, А.И. Басова. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Финансы и статистика, 2006.


Информация о работе Определение понятия ценных бумаг