Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2013 в 20:14, реферат
Ревизия представляет собой систему обязательных контрольных действий по документальной и фактической проверке законности и обоснованности, совершенных в ревизуемом периоде хозяйственных и финансовых операций ревизуемой организации, правильности их отражения в бухгалтерском учете и отчетности, а также законности действий руководителя, главного бухгалтера и иных лиц, на которых возложена ответственность за их осуществление.
Цель ревизии – осуществление контроля над соблюдением законодательства РФ при осуществлении организацией хозяйственных и финансовых операций, их обоснованностью, наличием и движением имущества, использованием материальных и трудовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами.
Введение ……………………………………………………………………..3
1.Организационные основы ревизий……………………………….………5
2. Планирование и подготовка ревизий………………………….……..…11
3. Документальные методы проведения ревизии………………....………15
Заключение ……………………………………………..……….….……….19
Список литературы……………………………………………….…………20
Содержание
Введение ……………………………………………………………………..3
1.Организационные основы ревизий……………………………….………5
2. Планирование и подготовка ревизий………………………….……..…11
3. Документальные методы
проведения ревизии………………....……
Заключение ……………………………………………..……….….……….
Список литературы……………………………………………….…
Введение
Ревизия представляет собой систему обязательных контрольных действий по документальной и фактической проверке законности и обоснованности, совершенных в ревизуемом периоде хозяйственных и финансовых операций ревизуемой организации, правильности их отражения в бухгалтерском учете и отчетности, а также законности действий руководителя, главного бухгалтера и иных лиц, на которых возложена ответственность за их осуществление.
Цель ревизии – осуществление контроля над соблюдением законодательства РФ при осуществлении организацией хозяйственных и финансовых операций, их обоснованностью, наличием и движением имущества, использованием материальных и трудовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами.
В Министерстве Финансов России контрольно-ревизионная работа регулируется Федеральной службой финансово-бюджетного надзора (ФСФБН). В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 15 июня 2004г. №278 на базе аппаратов главных контролеров- ревизоров созданы в качестве самостоятельных органов территориальные управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора (ТУ ФСФБН) Минфина России. Федеральная служба финансово-бюджетного надзора осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями, осуществляющей функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, а также функции органа валютного контроля.. С 1 января 2000 года финансовые органы субъектов Российской Федерации и местного самоуправления выведены из системы территориальных органов Министерства Финансов России Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.11.99 г. № 1231 «О мерах по оптимизации структуры территориальных органов Министерства Финансов Российской Федерации».
На сегодняшний день в Российской Федерации главные функции контроля за целевым использованием средств, выделяемых из федерального бюджета, осуществляют:
- Счетная палата Российской Федерации;
- Главное контрольное управление Президента Российской Федерации;
- Министерство финансов Российской Федерации (в его составе Федеральная служба финансово-бюджетного надзора).
В конце 2000 года
в Государственной Думе были
разработаны два законопроекта:
В соответствии со ст.10 Бюджетного кодекса РФ бюджетная система нашей страны объединяет бюджеты всех уровней власти. Одним из основных принципов построения является принцип единства (ст.29 Бюджетного кодекса РФ), означающий единство правовой базы, единый порядок бюджетного финансирования, ведения бухгалтерского учета доходов и расходов бюджета, единство санкций за нарушение бюджетного законодательства и т.д. Следовательно, контроль за полнотой поступления средств из бюджетов всех уровней на финансирование расходов, утвержденных соответствующими бюджетными законами, целевым и эффективным использованием бюджетных средств должен осуществляться по единым правилам.
1. Организационные основы ревизий
Слово «ревизия» происходит от латинского слова revision, что означает «пересмотр». Ревизия Ї это система мер по осуществлению документальной и фактической проверки производственной и финансово-хозяйственной деятельности предприятий за определённый период с целью установления законности, достоверности и экономической целесообразности произведённых хозяйственных операций.
В теории и практике контрольно-ревизионной деятельности различают несколько видов ревизий, которые принято классифицировать по определённым признакам.
В зависимости от органов, которые осуществляют ревизии, их делят на вневедомственные, ведомственные, внутрихозяйственные и смешанные.
Вневедомственные ревизии проводятся органами государственного контроля, которые наделены контрольными правами по отношению к предприятиям, организациям и учреждениям всех отраслей экономики, независимо от их ведомственной подчинённости. К ним относятся, например, ревизии, проводимые Комитетом государственного контроля, Министерством по налогам и сборам.
Ведомственные ревизии проводятся контрольно-ревизионным аппаратом вышестоящих органов (министерств, ведомств) в подведомственных им предприятиях, организациях, учреждениях.
Внутрихозяйственные ревизии проводятся работниками предприятия (объединения), которые контролируют деятельность структурных внутренних подразделений, не имеющих юридической самостоятельности.
Смешанные ревизии осуществляются государственными и другими органами контроля одновременно.
Порядок и последовательность проведения финансовых ревизий основаны на стандартах бухгалтерского учета. Общественный регламент проведения комплексной ревизии включает следующие поэтапные действия контрольных органов инвентаризация наличия и сохранности товароматериальных ценностей, незавершенного производства (строительства), полуфабрикатов, офисного и другого оборудования, денежных средств и расчетов; визуальная проверка правильности оформления документов (полноты и достоверности заполнения реквизитов; соответствие предъявленных к проверке документов утвержденным нормам; выявление некачественных документов); арифметический подсчет итогов; проверка полноты и правильности отражения в документах финансово-хозяйственных операций. По первичным записям проводится таксировка (проверка количественных суммовых данных) и котировка (проверка правильности корреспонденции бухгалтерских счетов). Проверяются также правильность и полнота отражения бухгалтерских записей в учетных регистрах, разработочных таблицах, журналах-ордерах, в главной книге и т.д.; проверка правильности исчисления расчетных показателей (заработной платы, налогов, амортизационных сумм, резервов, процентов за кредиты и т.д.); проверка правильности формирования отчетности - бухгалтерской, финансовой, налоговой, статистической, страховой, кредитной и другой отчетности, предусмотренной законодательством страны.
Приказом Минфина России от 2 мая 2007 г. № 39н утверждена Инструкция о порядке проведения ревизий и проверок Федеральной службой финансово-бюджетного надзора.
Согласно Инструкции, цель ревизии или проверки - осуществление контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации при осуществлении организацией хозяйственных и финансовых операций, их обоснованностью, наличием и движением имущества и обязательствами, использованием материальных ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами. Инструкция уточняет объекты контроля Росфиннадзора. Это бюджетополучатели федерального бюджета различных уровней власти, государственные внебюджетные фонды, а также организации любых форм собственности, использующие федеральное имущество.
В новой Инструкции из перечня объектов контроля исключены органы власти и бюджетополучатели субъектов России и местного самоуправления, которые раньше могли проверяться на договорных началах. За органами Росфиннадзора остается право проверки этих объектов только в случаях получения ими помощи из федерального бюджета.
Органы Росфиннадзора теперь не смогут проверять абсолютно все организации по мотивированным постановлениям и обращениям правоохранительных органов, в том числе в рамках расследуемых уголовных дел. Здесь их компетенция также ограничивается контролем за использованием федеральных средств и имущества. Однако в ходе такого контроля ревизоры Росфиннадзора имеют право проведения встречных проверок в любых организациях независимо от их организационно-правовых форм.
Прежде чем говорить о сроках, отметим следующую особенность проведения контрольных мероприятий. Ранее проведение ревизии предполагало полный и всесторонний охват финансово-хозяйственной деятельности организации, а проверка представляла собой единичное контрольное действие.
В новой Инструкции отсутствуют определения ревизии и проверки. Более того, решение об использовании сплошного или выборочного метода проведения контроля принимает на месте руководитель ревизионной группы (п. 21 Инструкции). Все это делает различия между такими видами контрольных мероприятий, как ревизия и проверка, весьма условными.
В отличие от ранее существовавшего порядка новой Инструкцией установлен жесткий срок проведения контрольного мероприятия -- не более 45 рабочих дней. Срок отсчитывается с момента предъявления руководителем ревизионной группы удостоверения на проведение проверки до дня подписания акта.
Достаточно четко определены процедуры продления первоначально установленного срока и приостановления контрольного мероприятия. Продлить срок проверки или приостановить ее проведение может лицо, ее назначившее. О таком решении теперь в обязательном порядке уведомляется руководитель проверяемой организации.
В случае, если ревизоры превысят срок проведения контрольного мероприятия, нарушат порядок ее продления или приостановления, руководитель имеет право не допускать ревизионную группу к проверке своей организации.
Перед началом ревизии руководитель ревизионной группы представляет ее участников руководителю проверяемой организации. Новой Инструкцией предусмотрено не только ознакомление руководителя организации с удостоверением на право проведения проверки, но и с ее программой. В программе проверки должен содержаться перечень основных вопросов, по которым ревизионная группа будет проводить контрольные действия. Конкретные вопросы ревизии определяются программой ревизии. Программа включает ее тему, период, перечень основных объектов и вопросов, подлежащих ревизий, и утверждаются руководителем контрольно-ревизионного органа. Составлению программы ревизии и ее проведению предшествует подготовительный период, в ходе которого участники ревизии обязаны изучить необходимые законодательные и другие нормативные акты, отчетные и статистические данные, характеризующие финансово хозяйственную деятельность организации.
В процессе предварительного изучения документов проверяющие определяют наличие и комплектность представленных материалов ревизуемой организации (документы бухгалтерского учета и отчетности, учредительных, регистрационных, плановых и др. документов). При этом принимаются к ревизии подлинные документы, соответствующие нормам и стандартам, установленным законодательством Российской Федерации.
В случае неудовлетворительного состояния бухгалтерского учета в ревизуемой организации или отсутствия необходимых документов руководство контрольно-ревизионного округа вправе принять решение направить в правоохранительные органы материалы для принятия мер к должностным лицам ревизуемой организации, а также приостановить проведение ревизий до полного восстановления бухгалтерского учета.
При проведении контрольных действий обязательно проверяются кассовые и расчетные операции, операции по лицевым, расчетным и валютным счетам, а также с материальными ценностями (п. 22 Инструкции). Причем операции с денежными средствами и ценными бумагами, а также расчетные операции проверяются сплошным методом.
Инструкцией предусмотрены контрольные действия по изучению:
-- учредительных,
-- полноты, своевременности
и правильности отражения
-- фактического наличия,
сохранности и правильного
-- постановки и состояния бухгалтерского учета и отчетности;
-- состояния системы внутреннего
контроля проверяемого
Результаты ревизии или проверки оформляются актом. Акт по-прежнему должен содержать вводную и описательную части. Кроме того, Инструкцией введен новый заключительный раздел акта - информация о выявленных нарушениях, сгруппированная по их видам.
Необходимо отметить, что теперь в описании каждого нарушения в тексте итогового акта кроме положений законодательных и нормативных актов, которые были нарушены, содержания, периода, и суммы нарушения в обязательном порядке указывается должностное лицо, его допустившее.
Изменяется и процедура подписания самого акта. Инструкцией, регулирующей проведение ревизий КРУ Минфина России, было предусмотрено его подписание представителями Росфиннадзора, проводившими проверку, руководителем и главным бухгалтером проверяемой организации. Теперь главный бухгалтер акт не подписывает.