Организационные структуры управленческого учета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2013 в 15:17, курсовая работа

Описание работы

Цели управленческого учета:
Выработка рекомендаций на будущее на основе анализа происшедших явлений;
Обеспечение менеджеров организации информацией для принятия объективных, оперативных управленческих решений.

Файлы: 1 файл

контрольная работа.docx

— 43.16 Кб (Скачать файл)

Введение

Использование исторического подхода  позволило исследовать генезис  управленческого учета, установить динамику и периоды его ретроспективного и перспективного развития. Однако он не является единственным, а занимает лишь определенное место среди других методологических подходов, обеспечивающих познание столь сложного и неоднозначного экономического явления, каким оказывается  управленческий учет. В результате в такие исторические эпохи как: первобытнообщинный мир, Древний мир, античность, Средневековье, Новое время  промышленный период происходит формирование предпосылок возникновения управленческого  учета. На современном этапе экономического развития наблюдается становление  и развитие управленческого учета  и его методологии.

Для раскрытия не только внутреннего  содержания, но и механизма функционирования, а также построения необходимого теоретического базиса требуется переход  от историко-логического к теоретико-методологическому  уровню познания, что обеспечивает необходимую степень абстрактности  в исследовании свойств управленческого  учета как науки.

Управленческий учет – это установленная организацией система сбора, регистрации, обобщения и представления информации о хозяйственной деятельности организации и ее структурных подразделений для осуществления планирования, контроля и управления этой деятельностью.

Основная цель управленческого  учета – представление руководителям и специалистам организации и структурных подразделений плановой, фактической и прогнозной информации о деятельности организации и внешнем окружении для обеспечения возможности принятия обоснованных управленческих решений.

Основными пользователями информации управленческого учета являются высшее руководство организации, руководители структурных подразделений и специалисты.

Цели управленческого учета:

  1. Выработка рекомендаций на будущее на основе анализа происшедших явлений;
  2. Обеспечение менеджеров организации информацией для принятия объективных, оперативных управленческих решений.

Основные задачи управленческого  учета:

  1. Выявление и измерение основных показателей, характеризующих деятельность организации;
  2. Сбор и хранение информации о значениях показателей деятельности;
  3. Подготовка и обработка информации в соответствии с поставленной целью;
  4. Анализ полученных результатов;
  5. Передача результатов анализа в соответствующие уровни управления организацией;
  6. Калькулирование продукции;
  7. Планирование и прогнозирование экономической эффективности деятельности организации;
  8. Составление отчетов для контроля;
  9. Предоставление объективной информации для принятия нестандартных решений в процессе управления организацией;
  10. Прогнозирование и выбор наиболее эффективных путей развития организации.

Система управленческого учета  позволяет:

  1. Иметь объективную и качественную информацию о себестоимости каждого вида продукции, выпускаемой предприятием;
  2. Анализировать отклонения от запланированных результатов и выявлять причины отклонений;
  3. Выявлять резервы повышения эффективности деятельности организации;
  4. Обеспечивать контроль наличия и движения имущества, материальных, денежных и трудовых ресурсов;
  5. Использовать достаточно гибкую систему ценообразования с учетом информации о таких же видах продукции, выпускаемых другими производителями;
  6. Производить конкурентоспособную продукцию, цена которой может быть уменьшена за счет снижения определенных видов издержек;
  7. Принимать обоснованные и эффективные управленческие решения, позволяющие значительно увеличить прибыль предприятия за счет снижения доли издержек и т.д.

Организация управленческого  учета  – внутреннее дело. Организация  сама решает, как классифицировать затраты,  насколько детализировать места возникновения затрат и  как увязать их с центрами ответственности, каким образом вести учет фактических  либо плановых (нормативных), полных либо частичных (переменных, прямых, ограниченных) затрат.

Многообразие организаций, определяемое формами собственности, экономическими, юридическими, технико-технологическими и другими факторами, а также  компетентностью руководителей  и их потребностью в   той или  иной управленческой информации обуславливают  разнообразие конкретных форм организации  управленческого учета.

 Целью данной курсовой  работы  является: изучение организационных   структур управленческого учета.

Задачами курсовой работы являются изучение организационных аспектов управленческого учета и решение практической задачи.

 

 

 

 

 

 

  1. Организационные структуры  управленческого учета

В начале XX в. в западных странах и в 30-х гг. в нашей стране сложился определенный тип организации производства и управления. Суть его заключалась в жесткой централизации всех функций управления, вертикальной организационной структуре, административно-командном методе руководства. Производство территориально и организационно строилось как единая фабрика, управляющий которой лично контролировал все параметры производственного процесса и управлял действиями подчиненных.

Послевоенный период XX в. четко  обозначил тенденцию развития крупной  промышленности в сторону усложнения организационных структур промышленных компаний и объединений. В результате возникала необходимость в децентрализации  управления, то есть в распределении  полномочий и обязанностей принимать  решения между различными уровнями управления.

Как известно, при децентрализированной системе управления происходит распределение (делегирование) ответственности между менеджерами в части управления, планирования и контроля затрат и результатов деятельности подразделения, за которое отвечает данный менеджер. В этих условиях менеджер децентрализованной организации в пределах своих полномочий имеет право самостоятельно, без согласования с высшим руководством, оперативно принимать решения. Децентрализация управления воздействует на организационную структуру предприятия и способствует более четкому, формализованному определению всех уровней управления и всех сегментов организации.

Исходя из целей функционирования организации, факторов, влияющих на построение учета, принципов выделения подсистем  и выбранной структуры подсистемы строится организационная структура  управленческого учета.

Построение данной структуры реализуется  посредством осуществления следующих  процедур:

  1. Определяется организационная форма управленческого учета;
  2. Строятся схемы организационной структуры;
  3. Выявляются функции, взаимосвязи с другими подразделениями предприятия;
  4. Составляются должностные инструкции, которые упрощают делегирование полномочий;
  5. Подбираются специалисты соответствующей квалификации, ведется подготовка и переподготовка кадров;
  6. Организуется техническое и финансовое обеспечение, в том числе обеспечение информационными технологиями.

Организационная структура оказывает  непосредственное влияние на построение системы финансового и управленческого  учета. В соответствии с ней определяются вопросы централизации и децентрализации  учета, строятся регистры и рабочий  план счетов; выбираются объекты учета  и калькулирования.

Под организацией управленческого  учета понимают систему условий  и элементов построения учетного процесса с целью получения достоверной  и своевременной информации о  хозяйственной деятельности организации, осуществления контроля за рациональным использованием производственных ресурсов и управления производственной деятельностью.

Система, управленческого учета  не может существовать на предприятии  сама собой, без участия человеческого  фактора, не занимая определенного  места в организационной структуре.

Для того чтобы считать систему  управленческого учета в организации  эффективной, необходимо, чтобы она  позволяла облегчить достижение целей организации с наименьшими  затратами на организацию и функционирование самой системы.

Организационная структура системы  управленческого учета строится с учетом:

  1. Структуры самой организации;
  2. Информационных потребностей руководства;
  3. Технических возможностей и особенностей компьютерной информационной системы, используемой в организации;
  4. Квалификации и личных качеств менеджеров и бухгалтеров-аналитиков.

Крупные и средние организации  имеют в своей организационной  структуре специальные подразделения, задачами которых является осуществление  отдельных процедур управленческого  учета. Такие службы, работающие на уровне всей организации, можно назвать  штабными. Кроме того, в отдельных  подразделениях и центрах ответственности  назначаются специальные сотрудники, осуществляющие координацию учетно-управленческой работы как внутри подразделения, так  и с вышестоящими уровнями управления.

Для того чтобы определить точное место управленческого учета  в системе управления предприятия, необходимо первоначально разобраться  со структурой управления в целом. А  потом в зависимости от организационной  структуры, определить место управленческого  учета и анализа в ней, то есть либо изменить выбранную структуру, либо изменить ее тип.

Реализация функций управленческого  учета и контроля осуществляется на основе использования управляющими всех уровней специально подготовленной информации. Обычно система управленческого  учета функционирует в рамках существующих организационных структур предприятия: линейно-функциональной, дивизиональной или матричной.

  1. Унитарная (линейно-функциональная) структура с установленной иерархией взаимоотношений и ответственности, существующей неопределенно долгое время. Это классическая форма организационной структуры, она характеризуется строгой подчиненностью сотрудников низшего звена управления руководителям высшего и передачей информации и команд преимущественно по вертикали. Уже на заре индустриальной эры производство во многих отраслях было устроено по этой схеме.

В рамках линейно-функциональной структуры  управления главные подразделения  предприятия осуществляют основную деятельность по выпуску товарной продукции  и услуг, а специализированные функциональные службы, например отдел маркетинга, экономический отдел, служба НИОКР, отдел кадров, бухгалтерия, выполняют  функции, обеспечивающие нормальную или  обусловленную действующим законодательством  работу, без которой невозможно функционирование всей организации.

Линейно-функциональная форма организации  имеет несомненные достоинства, в частности:

  1. Стимулирует профессиональную специализацию;
  2. Не допускает дублирования функций и обязанностей внутри организации;
  3. Улучшает вертикальную координацию в каждой из функциональных ветвей.

При линейно-функциональной структуре  управления управленческий учет и контроль организуется по вертикали, когда вышестоящий  управляющий контролирует деятельность нижестоящего менеджера. Такая система  управления характеризуется высокой  степенью централизации контроля всех сторон деятельности организации и во многом унаследована от командной системы управления.

Большинство производственных и торговых компаний малого и среднего бизнеса  и сейчас имеют линейно-функциональную организацию. Однако существенны и  недостатки этой формы организации: отсутствие формальных горизонтальных связей приводит к тому, что информация может достичь низших уровней  на «соседней вертикали», только поднявшись до самого верха по «нашей» функциональной ветви. Это затрудняет координацию между отдельными функциональными ветвями, способствует проявлению конфликта интересов и целей отдельных функциональных ветвей и тем самым увеличивает затраты (финансовые и временные) на управление такой системой. Поэтому компании, работающие в наиболее технологичных отраслях или выпускающие продукцию по единичным заказам (аэрокосмическая отрасль, консалтинг и аудит, производство программного обеспечения), не довольствуясь такой схемой, имеют хотя бы зачатки матричной формы организации.

При линейно-функциональной форме  организации помимо бухгалтеров-аналитиков, работающих непосредственно в структуре  учетно-финансовой службы (в финансовой вертикали), назначаются экономисты, нормировщики, администраторы цехов, отделов, служб (учетно-фннансовые сотрудники на средних и низших уровнях производственной, сбытовой и других вертикалей).

  1. Дивизиональная (холдинговая) структура представляет собой группу относительно самостоятельных подразделений, объединенных общим финансовым руководством и (чаще всего) отношениями собственности.

Информация о работе Организационные структуры управленческого учета