Организация бухгалтерского учета в государственных (муниципальных) учреждениях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2015 в 17:37, реферат

Описание работы

Целью данной работы является изучение особенностей бухгалтерского учета в государственных (муниципальных) учреждениях.
Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:
- изучить область применения бюджетного учета;
- рассмотреть основные законодательно-нормативные документы;
- ознакомиться с видами бюджетной классификации.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Организация бухгалтерского учета в государственных (муниципальных) учреждениях
1.1 Определение и основные задачи бюджетного учета
1.2 Основные понятия и термины
1.3 Бюджетная классификация РФ
1.4 Принципы бюджетной системы РФ
Глава 2. Нормативно – правовое регулирование
2.1 Источники правового регулирования бюджетного учета
2.2 Основные нормативные документы, определяющие методологические основы, порядок организации и ведения бухгалтерского учета в государственных (муниципальных) учреждениях РФ
Заключение

Файлы: 1 файл

teoreticheskie_osnovy_organizacii_i_vedeniya_buhgalterskogo.doc

— 85.00 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение

 

Глава 1.  Организация бухгалтерского учета в государственных (муниципальных) учреждениях

1.1 Определение и основные задачи бюджетного учета

1.2 Основные понятия и термины

1.3 Бюджетная классификация  РФ

1.4 Принципы бюджетной системы РФ

Глава 2. Нормативно – правовое регулирование

2.1 Источники правового  регулирования бюджетного учета

2.2 Основные нормативные документы, определяющие методологические основы, порядок организации и ведения бухгалтерского учета в государственных (муниципальных) учреждениях РФ

Заключение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

За последние годы нормативная база бухгалтерского учета, отчетности и налогообложения государственных (муниципальных) учреждений значительно изменилась. Предполагается дальнейшее реформирование системы бухгалтерского учета в государственных (муниципальных) учреждениях. 

С развитием бюджетной системы постепенно обретают актуальность многие положения Бюджетного кодекса РФ.

Как известно, государственные (муниципальные) учреждения являются частью бюджетной системы России, соответственно бюджетный учет является составной частью бухгалтерского учета исполнения бюджетов. Очевидно, что для того, чтобы обеспечить учет государственных финансов, нужна единая система учета средств на всех этапах их формирования и расходования.

Таким образом, развитие системы бюджетного учета происходит в сторону унификации с системой учета исполнения бюджетов. И, скорее всего данный процесс будет только углубляться.

Кроме того, бухгалтерский учет государственных (муниципальных) учреждений имеет свои особенности, так как наряду с деятельностью, финансируемой из бюджета, эти учреждения занимаются хозрасчетной деятельностью, что имеет свою специфику отражения в системе бюджетного учета.

Таким образом, в условиях реформирования системы бюджетного финансирования, тема данной работы является весьма актуальной, так как материал ее может быть полезным бухгалтерам, работающим в бюджетной сфере.

Целью данной работы является изучение особенностей бухгалтерского учета в государственных (муниципальных) учреждениях.

Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:

- изучить область применения  бюджетного учета;

- рассмотреть основные  законодательно-нормативные документы;

- ознакомиться с видами  бюджетной классификации.

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1.  Организация бухгалтерского учета в государственных (муниципальных) учреждениях

 

1.1 Определение и основные задачи  бюджетного учета

Бюджетный учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении о состоянии финансовых и нефинансовых активов и обязательств Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований (органов государственной власти, органов управления государственных внебюджетных фондов, органов управления территориальных государственных внебюджетных фондов, органов местного самоуправления и созданных ими бюджетных учреждений) и операциях, приводящих к изменению вышеуказанных активов и обязательств.

Бюджетный учет осуществляется в соответствии с Федеральным законом "О бухгалтерском учете", бюджетным законодательством, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и Инструкцией по бюджетному учету.

В соответствии с Федеральным законом "О бухгалтерском учете" основными задачами бухгалтерского учета являются:

- формирование полной  и достоверной информации о  деятельности организации и ее имущественном положении, необходимой внутренним пользователям бухгалтерской отчетности - руководителям, учредителям, участникам и собственникам имущества организации, а также внешним - инвесторам, кредиторам и другим пользователям бухгалтерской отчетности;

- обеспечение информацией, необходимой внутренним и внешним  пользователям бухгалтерской отчетности для контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации при осуществлении организацией хозяйственных операций и их целесообразностью, наличием и движением имущества и обязательств, использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами;

- предотвращение отрицательных результатов хозяйственной деятельности организации и выявление внутрихозяйственных резервов обеспечения ее финансовой устойчивости.

Бухгалтерский учет в бюджетных организациях имеет специфические особенности, обусловленные законодательством о бюджетном устройстве и бюджетном процессе, Инструкцией по бюджетному учету, другими нормативными документами по учету и отчетности в бюджетных организациях, отраслевой их спецификой. К этим особенностям нужно отнести:

- организацию учета в  разрезе статей бюджетной классификации;

- контроль исполнения  сметы расходов;

- переход на казначейскую  систему исполнения бюджетов;

- выделение в учете  кассовых и фактических расходов;

- отраслевые особенности  учета в учреждениях бюджетной  сферы (здравоохранения, образования, науки и др.).

Специфические особенности учета в бюджетных организациях вызывают необходимость дополнить общие задачи бухгалтерского учета более конкретными, как, например, точное исполнение утвержденного бюджета, соблюдение финансово-бюджетной дисциплины, мобилизация средств в бюджет и выявление дополнительных доходов.

 

 

 

1.2 Основные понятия и термины

 

Бюджет - форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления;

 

Консолидированный бюджет - свод бюджетов бюджетной системы РФ на соответствующей территории (за исключением бюджетов государственных внебюджетных фондов) без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами;

 

Бюджетная система РФ - основанная на экономических отношениях и государственном устройстве РФ, регулируемая законодательством РФ совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов;

 

Доходы бюджета - поступающие в бюджет денежные средства, за исключением средств, являющихся в соответствии с Бюджетным Кодексом РФ источниками финансирования дефицита бюджета;

 

Расходы бюджета - выплачиваемые из бюджета денежные средства, за исключением средств, являющихся в соответствии с Бюджетным Кодексом РФ источниками финансирования дефицита бюджета;

 

Бюджетный процесс - регламентируемая законодательством РФ деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и иных участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, утверждению и исполнению бюджетов, контролю за их исполнением, осуществлению бюджетного учета, составлению, внешней проверке, рассмотрению и утверждению бюджетной отчетности;

 

Расходные обязательства - обусловленные законом, иным нормативным правовым актом, договором или соглашением обязанности публично-правового образования (РФ, субъекта РФ, муниципального образования) или действующего от его имени казенного учреждения предоставить физическому или юридическому лицу, иному публично-правовому образованию, субъекту международного права средства из соответствующего бюджета;

 

Бюджетные обязательства - расходные обязательства, подлежащие исполнению в соответствующем финансовом году;

 

Публичные обязательства - обусловленные законом, иным нормативным правовым актом расходные обязательства публично-правового образования перед физическим или юридическим лицом, иным публично-правовым образованием, подлежащие исполнению в установленном соответствующим законом, иным нормативным правовым актом размере или имеющие установленный указанным законом, актом порядок его определения (расчета, индексации);

 

Денежные обязательства - обязанность получателя бюджетных средств уплатить бюджету, физическому лицу и юридическому лицу за счет средств бюджета определенные денежные средства в соответствии с выполненными условиями гражданско-правовой сделки, заключенной в рамках его бюджетных полномочий, или в соответствии с положениями закона, иного правового акта, условиями договора или соглашения;

 

Межбюджетные отношения - взаимоотношения между публично-правовыми образованиями по вопросам регулирования бюджетных правоотношений, организации и осуществления бюджетного процесса;

 

Государственные (муниципальные) услуги (работы) - услуги (работы), оказываемые (выполняемые) органами государственной власти (органами местного самоуправления), государственными (муниципальными) учреждениями и в случаях, установленных законодательством РФ, иными юридическими лицами;

 

Государственное (муниципальное) задание - документ, устанавливающий требования к составу, качеству и (или) объему (содержанию), условиям, порядку и результатам оказания государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ);

 

Бюджетные инвестиции - бюджетные средства, направляемые на создание или увеличение за счет средств бюджета стоимости государственного (муниципального) имущества;

 

Казенное учреждение - государственное (муниципальное) учреждение, осуществляющее оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством РФ полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы.

 

 

1.3 Бюджетная классификация РФ

 

Закон обеспечивает приближение бюджетной классификации Российской Федерации к требованиям международных стандартов и введение интегрированного с бюджетной классификацией плана счетов бюджетного учета, основанного на методе начислений. Одновременно создаются законодательные основы для развития "управленческого" принципа построения и использования бюджетной классификации, позволяющего органам власти в рамках единых позиций бюджетной классификации в максимальной степени адаптировать ее к своим нуждам и специфике. В результате этих изменений создаются необходимые предпосылки для расширения самостоятельности и повышения ответственности как органов власти разных уровней, так и главных распорядителей бюджетных средств в сфере бюджетного планирования и управления при сохранении единства бюджетной системы и повышении прозрачности бюджетов.

Исходя из этого закон устанавливает новую редакцию главы 4 Бюджетного кодекса.

Уточняется состав бюджетной классификации Российской Федерации, включающей классификацию доходов (в том числе налоговых и неналоговых), классификацию расходов, классификацию источников финансирования дефицита бюджетов и классификацию операций сектора государственного управления. В соответствии с действующей редакцией Бюджетного кодекса бюджетная классификация включает в себя 3 вида классификации расходов бюджетов (функциональную, экономическую и ведомственную), 2 вида классификации источников финансирования дефицита бюджетов (источники внутреннего и внешнего финансирования), 2 вида классификации долгов, что усложняет ее применение в бюджетном процессе.

Закон предлагает отказаться от утверждения бюджетной классификации отдельным федеральным законом. Прежний порядок, с одной стороны, фактически требует ежегодного принятия двух в значительной степени дублирующих друг друга федеральных законов (о федеральном бюджете и о внесении изменений в бюджетную классификацию), с другой стороны - вносит элементы нестабильности в структуру бюджетной классификации, предполагая ее неизбежные ежегодные изменения и существенно усложняя подготовку региональных и местных бюджетов.

Согласно закону базовые, единые для бюджетов бюджетной системы Российской Федерации позиции двух первых уровней (группа - подгруппа, раздел - подраздел, группа - статья) каждого вида бюджетной классификации устанавливаются непосредственно Бюджетным кодексом. Одновременно Министерству финансов Российской Федерации предоставляется право утвердить единые позиции классификации доходов (предопределенных законами, устанавливающими состав доходных источников бюджетов бюджетной системы Российской Федерации) и операций сектора государственного управления (предопределенных их экономическим содержанием) на более низких уровнях и тем самым обеспечить единство бюджетного учета и отчетности в сферах, не имеющих существенной специфики с точки зрения уровня бюджетной системы.

Что касается классификации расходов и источников финансирования дефицита бюджетов, то при их определении, напротив, существенно расширяется самостоятельность каждого уровня власти. Согласно старым нормам органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления имеют право лишь на детализацию утвержденных федеральным законом позиций этих видов бюджетной классификации, что не позволяло в полной мере отразить специфику региональных и местных бюджетов. Законом предлагается перейти к утверждению целевых статей и видов расходов, а также статей и подстатей источников финансирования дефицита бюджетов законами (решениями) о соответствующих бюджетах. Таким образом, уже на этапе составления и рассмотрения проектов бюджетов появится возможность адаптации в рамках единой методологии бюджетной классификации к специфике и потребностям каждого бюджета.

 

1.4 Принципы бюджетной системы РФ

В условиях поэтапного расширения самостоятельности и ответственности органов власти в бюджетном процессе возрастает значение единых для бюджетной системы Российской Федерации принципов, которые становятся нормами прямого действия. Соответственно законопроектом предлагается ряд поправок в главу 5 Бюджетного кодекса.

Закон вводит новые принципы "единства кассы" и "подведомственности расходов".

Принцип "единства кассы" обеспечивает полную прозрачность при формировании и использовании бюджетных средств, существенно повышает управляемость государственными (муниципальными) финансами. Этот принцип законодательно подтверждает необходимость осуществления всех бюджетных операций в рамках единого счета соответствующего бюджета.

Информация о работе Организация бухгалтерского учета в государственных (муниципальных) учреждениях