Организация и методика аудиторской проверки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2013 в 22:54, курсовая работа

Описание работы

При организации работы по проведению аудиторских проверок аудитор руководствуется правилом (стандартом) № 3 «Планирование аудита», утвержденным постановлением Правительства РФ от 23.09.2002 № 696, который устанавливает единые требования по планированию аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности и применяется в первую очередь к проверкам, которые аудитор проводит не первый год в отношении данного аудируемого лица. Для проведения аудиторской проверки в течение первого года аудитору требуется расширить процесс планирования, включив в него вопросы помимо тех, которые указаны в настоящем правиле (стандарте). Аудиторская организация должна начинать планировать аудит до написания письма-обязательства и до заключения договора с экономическим субъектом о проведении аудита.

Файлы: 1 файл

Глава 1Теоретические основы организации и методики аудиторской проверки.docx

— 41.37 Кб (Скачать файл)

детальная проверка верности отражения  в бухгалтерском учете оборотов и сальдо по счетам;

аналитическая процедура;

проверка (тест) средств внутреннего  контроля.

Аудиторские доказательства могут  быть внутренними, внешними и смешанными.

Внутренние аудиторские доказательства включают в себя информацию, полученную от экономического субъекта в письменном или устном виде.

Внешние аудиторские доказательства включают в себя информацию, полученную от третьей стороны в письменном виде (обычно по письменному запросу аудиторской организации).

Смешанные аудиторские доказательства включают в себя информацию, полученную от экономического субъекта в письменном или устном виде и подтвержденную третьей стороной в письменном виде.

Наибольшую ценность и достоверность  для аудиторской организации  представляют внешние доказательства, затем смешанные и внутренние.

Собранные доказательства отражаются аудитором в его рабочих документах, составленных в виде записей об изучении и оценке постановки бухгалтерского учета и организации внутреннего  контроля, а также бланков, таблиц и протоколов, отражающих планирование, выполнение и изложение результатов  аудиторских процедур. Данные полученных доказательств используются при  составлении аудиторского заключения и отчета руководству проверяемого предприятия по результатам аудита.

 

3Документирование аудита

 

Единые общие  требования по подготовке и ведению  рабочей документации аудитора устанавливаются как Международным стандартом аудита МСА230, так и российским Федеральным правилом (стандартом) № 2 «Документирование аудита»3.

Правило (стандарт) аудиторской деятельности «Документирование аудита» устанавливает  единые требования по подготовке рабочей  документации аудита аудиторской фирмой или аудитором, работающим самостоятельно.

Аудит, проводимый аудиторской организацией, должен сопровождаться обязательным документированием, т.е. отражением полученной информации в рабочей документации аудита, оформленной в соответствии с настоящим правилом (стандартом) аудиторской деятельности.

К рабочей документации аудита относятся:

  • планы и программы проведения аудита;
  • описания использованных аудиторской организацией процедур и их результатов;
  • объяснения, пояснения и заявления экономического субъекта;
  • копии, в том числе фотокопии, документов экономического субъекта;
  • описание системы внутреннего контроля и организации бухгалтерского учета экономического субъекта;
  • аналитические документы аудиторской организации;
  • другие документы.

Примерный перечень документов, которые  могут быть включены в состав рабочей  документации аудиторской организации:

  • материалы относительно организационно-правовой формы и организационной структуры экономического субъекта;
  • извлечения из копии учредительных документов экономического субъекта, а также иных важных юридических документов его (договоров, контрактов, протоколов и т.п.);
  • материалы, свидетельствующие о планировании аудита, и программы аудита;
  • записи об изучении и оценке систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля (описания, вопросники, схемы документооборота или комбинации их);
  • аналитические материалы хозяйственных операций и остатков по счетам бухгалтерского учета;
  • записи, содержащие анализ существенных показателей и тенденций деятельности экономического субъекта;
  • записи о характере, дате проведения и объеме проведенных аудиторских процедур и результатах таких процедур;
  • материалы, свидетельствующие о том, что работа, выполненная не аудиторами, контролировалась аудиторами;
  • сведения о том, кем и когда выполнялись аудиторские процедуры;
  • копии переписки с другими аудиторскими организациями, экспертами и прочими лицами в связи с лроводимым аудитом экономического субъекта;
  • копии переписки или записи обсуждений во время встреч с экономическим субъектом по поводу вопросов, возникших в процессе аудита, включая условия проведения аудита;
  • письма-подтверждения, полученные от экономического субъекта;
  • копии бухгалтерской и иной финансовой документации экономического субъекта;
  • выводы, сделанные аудиторской организацией по результатам аудита.

Рабочая документация может быть создана  аудиторской организацией, проводящей аудит, либо получена от экономического субъекта, в отношении которого проводится аудит, или от других лиц.

Состав, количество и содержание документов, входящих в рабочую документацию аудита, определяются аудиторской организацией исходя из:

  • характера проводимой работы;
  • характера и сложности деятельности экономического субъекта;
  • состояния бухгалтерского учета экономического субъекта;
  • надежности системы внутреннего контроля экономического субъекта;
  • необходимого уровня руководства и контроля за работой персонала аудиторской организации при выполнении отдельных процедур.

Формы рабочей документации самостоятельно разрабатываются аудиторской организацией, если акты, регулирующие аудиторскую  деятельность в Российской Федерации, не предписывают такие формы.

Рабочая документация находится в  собственности аудиторской организации, проводившей аудит. Копии (в том  числе фотокопии) документов экономического субъекта могут быть включены в состав рабочей документации аудиторской организации с согласия этого экономического субъекта.

Экономический субъект, в отношении  которого проводился аудит, и другие лица, включая налоговые и иные государственные органы, не имеют  право требовать от аудиторской  организации предоставить рабочую  документацию или ее копии полностью  или в какой-либо части, кроме  случаев, прямо предусмотренных  законодательством Российской Федерации.

Сведения, содержащиеся в рабочей  документации, являются конфиденциальными  и не подлежат разглашению аудиторской  организацией.

Аудиторская организация не обязана  предоставлять рабочую документацию экономическому субъекту, в отношении  которого проводился аудит. Аудиторская  организация не имеет права и  не обязана предоставлять рабочую  документацию другим лицам, включая  налоговые и иные государственные  органы, кроме случаев, прямо предусмотренных  законодательством Российской Федерации.

Рабочая документация должна содержать  все сведения, необходимые и достаточные  для:

  • составления аудиторского заключения по результатам аудита, проведенного аудиторской организацией;
  • подтверждения того, что аудит проведен аудиторской организацией в соответствии с актами, регулирующими аудиторскую деятельность в Российской Федерации;
  • осуществления аудиторской организацией контроля за ходом аудита;
  • планирования аудита аудиторской организацией.

Рабочая документация должна содержать  записи о планировании аудита, записи о характере, времени проведения и объеме выполнения аудиторских процедур и выводы, сделанные на основе полученных в ходе аудита сведений.

Все существенные вопросы, требующие  профессионального суждения аудитора, вместе с выводами, сделанными по этим вопросам, подлежат отражению в рабочей  документации.

Рабочая документация должна быть достаточно полной и подробной, с тем чтобы опытный аудитор, ознакомившись с ней, мог получить общее представление о проведенном аудиторской организацией аудите.

Сведения, включенные в рабочую  документацию, излагаются ясно и четко, чтобы были очевидны их содержание и форма и невозможны различные  толкования.

Рабочая документация должна создаваться  своевременно: до начала, в ходе и  по завершении аудита. К моменту представления аудиторского заключения экономическому субъекту вся рабочая документация должна быть создана (получена) и завершена оформлением.

По окончании аудита рабочая документация подлежит сдаче для обязательного хранения в архиве аудиторской организации.

Рабочая документация хранится в архиве аудиторской организации не менее  пяти лет.

4Использование работы  других лиц и контакты с  руководством экономического субъекта  третьими сторонами

 

Использование работы эксперта в аудите регламентируется как Международным стандартом аудита МСА 620, так и российским Правилом (стандартом) «Использование работы эксперта»4.

В качестве эксперта аудиторская организация  может использовать работу специализированной организации, являющейся юридическим  лицом.

Решение об использовании работы эксперта при проведении аудита принимает аудиторская организация, исходя из характера и сложности обстоятельств, подлежащих исследованию, уровня их существенности, а также целесообразности, возможности и надежности иных аудиторских процедур применительно к этим обстоятельствам.

Эксперт, работу которого аудиторская  организация использует при проведении аудита, должен иметь соответствующую  квалификацию, как правило, подтвержденную надлежащими документами (квалификационный аттестат, лицензия, диплом), и опыт или репутацию, подтвержденные соответствующими отзывами, рекомендациями, публикациями, справками.

Аудиторская организация может  использовать работу эксперта при проведении аудита лишь с согласия экономического субъекта, в отношении которого проводится аудит. Отказ экономического субъекта от использования работы эксперта должен быть совершен в письменной форме. В случае такого отказа аудиторская организация рассматривает вопрос о подготовке по результатам проведенного аудита заключения, отличного от безусловно-положительного.

Эксперт представляет результаты своей  работы в виде заключения (отчета, расчета  и т.п.) в письменной форме, которое  должно быть достаточно полным и подробным. Заключение эксперта должно иметь следующие  обязательные реквизиты: наименование документа; дата документа; личная подпись  эксперта и ее расшифровка. Заключение эксперта — юридического лица скрепляется  его печатью.

Использование работы эксперта при  проведении аудита, в том числе отсылка к такой работе в аудиторском заключении, не снимает ответственности за аудиторское заключение с организации, подготовившей его.

Использование работы другого аудитора регламентируется Международным стандартом аудита МСА 600, а также российским правилом (стандартом) аудиторской  деятельности5.

При проведении аудита основная аудиторская организация должна определить, достаточна ли проводимая ею работа для подготовки заключения о бухгалтерской отчетности экономического субъекта, в состав которого входят подразделения. Для этого необходимо оценить:

существенность той части показателей  подразделений, аудит в отношении  которых проводит основная аудиторская  организация, и соответственно —  той части показателей подразделений, аудит в отношении которых  она не проводит;

уровень собственных знаний о деятельности подразделений, аудит показателей  которых проводит другая аудиторская  организация;

риск существенных искажений показателей  подразделений, аудит в отношении  которых проводит другая аудиторская  организация;

возможность при необходимости  выполнить дополнительные процедуры  в отношении показателей подразделений, аудит которых проводит другая аудиторская  организация, что должно обеспечить существенное участие основной аудиторской  организации в аудите бухгалтерской  отчетности экономического субъекта.

Основная аудиторская организация  уведомляет другую аудиторскую организацию  о своем намерении использовать результаты ее работы при проведении аудита.

Выбор формы, объема и времени ознакомления с работой другой аудиторской  организации зависит от характера  и объема проводимого аудита и  оценки профессиональной компетентности другой аудиторской организации, а также предыдущего опыта сотрудничества с ней. Если при проведении аудита другая аудиторская организация выявила факты, которые, по ее мнению, могли бы иметь значение для основной аудиторской организации, то она должна уведомить ее об этом. Это может быть сделано путем непосредственной передачи важной информации или раскрытия соответствующих обстоятельств в аудиторском заключении.

Если руководство подразделения  не согласно с тем, чтобы другая аудиторская организация передала соответствующую информацию основной организации, то другая аудиторская организация должна непосредственно уведомить о данном обстоятельстве основную аудиторскую организацию.

Основная организация не обязана  представлять другой аудиторской организации  какую-либо информацию, полученную в  ходе аудита экономического субъекта.

Если при проведении аудита подразделения основная аудиторская организация выявила факты, которые, по ее мнению, помогли бы в работе другой аудиторской организации, то она должна обсудить возможные действия с руководством экономического субъекта.

Планируя использовать работу другой организации, основная аудиторская  организация должна получить достаточные  доказательства того, что работа, выполненная  этой аудиторской организацией, адекватна  целям и задачам основной аудиторской  организации в отношении проводимого  ею аудита бухгалтерской отчетности экономического субъекта.

Информация о работе Организация и методика аудиторской проверки