Организация учёта расчётов с покупателями и заказчиками

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 23:50, курсовая работа

Описание работы

Нормативное регулирование расчетов с покупателями и заказчиками по РСБУ осуществляется на четырех уровнях.
Первый уровень нормативного регулирования представлен кодексами и законами. В первую очередь, это Гражданский кодекс Российской Федерации и Налоговый кодекс Российской Федерации (в части I и II), а также Таможенный кодекс Российской Федерации.
Из законов наиболее важным для учета расчетов с покупателями и заказчиками является Федеральный закон «О бухгалтерском учете». В числе других законов можно отметить закон «О переводном и простом векселе», закон «О валютном регулировании и валютном контроле».

Файлы: 1 файл

главная.docx

— 49.72 Кб (Скачать файл)

1. Теоретические  основы организации учета расчетов с покупателями и заказчиками.

    1. Нормативно-правовое регулирование учета расчетов с покупателями и заказчиками в Российской Федерации.

Нормативное регулирование  расчетов с покупателями и заказчиками  по РСБУ осуществляется на четырех  уровнях.

 Первый уровень нормативного  регулирования представлен кодексами  и законами. В первую очередь,  это Гражданский кодекс Российской  Федерации и Налоговый кодекс  Российской Федерации (в части I и II), а также Таможенный кодекс Российской Федерации.

 Из законов наиболее  важным для учета расчетов  с покупателями и заказчиками  является Федеральный закон «О  бухгалтерском учете». В числе  других законов можно отметить  закон «О переводном и простом  векселе», закон «О валютном регулировании  и валютном контроле». 

 Из Указов Президента можно отметить, например, Указ Президента РФ от 23.05.1994 N 1005 (ред. от 17.05.2007 № 637) «О дополнительных мерах по нормализации расчетов и укреплению платежной дисциплины в народном хозяйстве», а также Указ Президента РФ от 21.11.1995 N 1166 (ред. от 01.08.2005 № 904) «О дополнительных мерах по укреплению платежной дисциплины по расчетам с Пенсионным фондом Российской Федерации».

 Второй уровень представлен  нормативными актами, изданными  министерством финансов РФ и  другими органами, которым предоставлено  право регулирования бухгалтерского  учета. При этом, согласно п.2 ст.5 закона «О бухгалтерском учете», в случае если нормативные акты, разработанные какими-либо министерствами и ведомствами, противоречат положениям и методическим указаниям Минфина, то последние имеют приоритет. Основными нормативными актами Минфина являются положения по бухгалтерскому учету (ПБУ). Наибольшее значение для учета расчетов с покупателями и заказчиками имеют следующие ПБУ:

  1. Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации (от 24.12.2010 N 186н);
  2. ПБУ 15/08 «Учет займов и кредитов и затрат по их обслуживанию» (в ред. Приказов Минфина РФ от 6 октября 2008 г. N 107н);
  3. ПБУ 3/2006 «Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте» (в ред. Приказов Минфина РФ от 24.12.2010 N 186н);
  4. ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль» (в ред. Приказов Минфина РФ от 24.12.2010 N 186н);
  5. ПБУ 9/99 «Доходы организации» (в ред. Приказов Минфина России от 27.04.2012 N 55н).

 Третий уровень нормативного  регулирования представлен методическими  указаниями и инструкциями по  ведению бухгалтерского учета.  Примерами нормативных актов  данного уровня являются:

  1. План счетов бухгалтерского учета с Инструкцией по его применению (в ред. Приказов Минфина РФ от 08.11.2010 N 142н);
  2. Правила ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по НДС (Постановление Правительства РФ от 26.12.2011 N 1137);
  3. Письмо Минфина РФ от 05.02.2009 N 02-03-09/336 «О возврате дебиторской задолженности прошлых лет»;
  4. Письмо ФНС РФ от 21.09.2007 г. N ВЕ-6-16/728 «О списании дебиторской задолженности»;
  5. Письмо ФНС РФ «О порядке оформления Справки о дебиторской и кредиторской задолженности, определяемой в соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 22.07.2005 N 119-ФЗ».

Четвертый уровень нормативного регулирования составляют рабочие  документы организации, формирующие  ее систему бухгалтерского учета. В  первую очередь это учетная политика фирмы (для целей бухгалтерского учета и для целей налогообложения) и рабочий план счетов, разработанные на основании Закона о бухгалтерском учете, ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации», а также Плана счетов бухгалтерского учета. К учетной политике могут прилагаться используемые в компании формы первичных документов, график документооборота.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2. Характеристика счета «Расчеты с покупателями и заказчиками».

Счет 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»:

  1. Предназначен для обобщения информации о расчетах с покупателями и заказчиками;
  2. Дебетуется в корреспонденции со счетами 90 «Продажи», 91 «Прочие доходы и расходы» на суммы, на которые предъявлены расчетные документы.
  3. Кредитуется в корреспонденции со счетами учета денежных средств расчетов на суммы поступивших платежей (и суммы полученных авансов). При этом суммы полученных авансов и предварительной оплаты учитываются обособленно.

Если по полученному векселю, обеспечивающему задолженность  покупателя (заказчика), предусмотрен процент, то по мере погашения этой задолженности делается запись по дебету счета 51 «Расчетные счета» или 52 «Валютные  счета» и кредиту счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» (на сумму погашения задолженности) и 91 «Прочие доходы и расходы» (на величину процента).

Аналитический учет по счету 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» ведется по каждому предъявленному покупателям (заказчикам) счету, а при  расчетах плановыми платежами –  по каждому покупателю и заказчику. При этом построение аналитического учета должно обеспечивать возможность  получения необходимых данных по:

  1. Расчетным документам, срок оплаты которых не наступил;
  2. Неоплаченным в срок расчетным документам;
  3. Авансам полученным;
  4. Векселям, срок поступления денежных средств по которым не наступил;
  5. Векселям дисконтированным (учтенным) в банках;
  6. Векселям, по которым денежные средства не поступили в срок

Учет расчетов с покупателями и заказчиками в рамках группы взаимосвязанных организаций, о  деятельности которой составляется сводная бухгалтерская отчетность, ведется на счете 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» обособленно.

Счет 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» зеркально отражает у продавца факты хозяйственной  жизни, регистрируемые покупателем  по счету 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками».

Как только этот счет дебетуется, то есть собственность на отгруженные  товары переходит к покупателю, так  сразу же у предприятия возникает  дебиторская задолженность и  именно поэтому счет корреспондирует  со счетами 90.1 «Выручка» или 91.1 «Прочие  доходы». Если работы выполнялись по договору долгосрочного характера, то может кредитовать счет 46 «Выполненные этапы по незавершенным работам». Покупатель может внести деньги вперед (т.е. имеет место быть получение аванса или зачисление предоплаты), в этом случае возникает кредиторская задолженность.

Счет 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» нужен для отражения  задолженности для отражения  задолженности покупателей за реализованные  ценности (работы, услуги).

Современные ПБУ требуют  отражения всех операций, связанных  с реализацией, в момент их отпуска, что вытекает из допущения временной  определенности факта хозяйственной деятельности, т.е. «независимо от фактического времени поступления или выплаты денежных средств». Однако можно отметить и другие возможности.

Основной вариант предполагает сразу же после отгрузки ценностей  или оказания услуг составление  следующей записи:

Дебет

Кредит

62 «Расчеты с покупателями  и заказчиками»

90.1 «Выручка»


Цикл операций по продаже  ценностей можно представить  по следующему примеру.

Пример: Отгружены товары покупателю общей стоимостью – 120 000 руб., себестоимость этих ценностей – 90 000 руб.

Дебет

Кредит

62 «Расчеты с покупателями  и заказчиками»

90.1 «Выручка»


120 000 руб. - выписан счет  покупателю за отгруженные ценности;

Дебет

Кредит

90.2 «Себестоимость продаж»

41 «Товары»


90 000 руб. – отгружены  ценности.

Прибыль в объеме 30 000 руб. отражена как разность между оборотами по счетам 90.1 «Выручка» и 90.2 «Себестоимость продаж». При этом прибыль зафиксирована, уже надо платить налоги, но денег нет, платить нечем.

В тех случаях, когда моментом реализации признается, согласно условиям договора купли-продажи и/или выбранной  учетной политике, оплата ценностей, таких проблем не возникает.

Рассмотрим записи, которые  не рекомендуют ПБУ, на условиях предыдущего  примера:

Пример. Отгружены товары покупателю общей стоимостью 120 000 руб., себестоимость этих ценностей – 90 000руб.

Дебет

Кредит

45 «Товары отгруженные»

41 «Товары»


90 000 руб. – отгружены  ценности (выписка и предоставление счета покупателю в этом случае бухгалтерскими записями не отражается).

Дебет

Кредит

51 «Расчетные счета»

62 «Расчеты с покупателями  и заказчиками»


120 000 руб. - покупателем оплачен  счет;

Дебет

Кредит

62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»

90.1 «Выручка»


120 000 руб. - отражена выручка  от реализации ценностей;

Дебет

Кредит

90.2 «Себестоимость продаж»

45 «Товары отгруженные»


90 000 руб. – списана  себестоимость реализованных товаров.

Полученная прибыль в  объеме 30000 руб. получила отражение  на тех же счетах и в той же сумме, но только после оплаты проданных  товаров и оказанных услуг.

Для целей налогообложения  данный вариант отличается большей  простотой и удобством. Однако если заключается договор, согласно которому риск гибели товара (полный или частичный) падает на собственника до момента  оплаты ценностей, что по многим причинам, крайне невыгодно для него.

Обязательства покупателей  и заказчиков в бухгалтерском  учете должны быть отражены в момент их возникновения. В силу того, что  обязательства покупателя возникают  в момент исполнения продавцом обязательств по передаче товара, возможны два варианта отражения в бухгалтерском учете  дебиторской задолженности покупателя, которые определяются условиями  договора о переходе права собственности  на материальные ценности.

Первый вариант основан  на условии договора о переходе права  собственности в момент исполнения обязательств поставщиком или подрядчиком. В этом случае обязательства покупателя или заказчика возникают одновременно с выполнением обязательств поставщика или подрядчика и переходом права  собственности на продукцию, (товары). Выполнение обязательств поставщиком или подрядчиком по договору является основанием для отражения на счетах бухгалтерского учета выручки от реализации продукции, товаров, работ, услуг. 

Согласно пункту 12 положения по бухгалтерскому учету «Доходы организации» ПБУ 9/99 в бухгалтерском учете выручка отражается при наличии следующих условий:

  1. организация имеет право на получение выручки, вытекающее из конкретного договора или подтвержденное иным соответствующим образом;
  2. сумма выручки может быть определена;
  3. имеется уверенность в том, что в результате конкретной операции произойдет увеличение экономических выгод организации. Уверенность в том, что в результате конкретной операции произойдет увеличение экономических выгод организации, имеется в случае, когда организация получила в оплату актив либо отсутствует неопределенность в отношении получения актива;
  4. право собственности (владения, пользования и распоряжения) на продукцию (товар) перешло от организации к покупателю или работа принята заказчиком (услуга оказана);
  5. расходы, которые произведены или будут произведены в связи с этой операцией, могут быть определены.

Информация о работе Организация учёта расчётов с покупателями и заказчиками