Любое управленческое
решение основывается на оценке, в
которой управленческое планирование
и система контроля полностью
взаимодействуют.
В этом случае определяется,
была ли достигнута поставленная цель
(обратная связь) и выясняются причины
отклонений:
- недостатки
планирования;
- неоптимальный
набор действий, который привел
к увеличению оперативных решений;
- несоответствие
системы контроля требованиям
управления;
- выбор неверной
цели.
Стимулирование
— это средство мотивации участников
производственного процесса, побуждающего
уяснить цели и задачи организации
и принимать решения, соответствующие
этим целям. В этом качестве выступают
сметы и исполнительные отчеты об
их выполнении.
Бюджеты и отчеты
об их исполнении стимулируют деятельность
персонала организации, ведь бюджеты
содержат плановые показатели, которые
должны быть достигнуты.
Налаживается
обмен информацией и отчетностью
между отдельными службами, таким
образом, менеджеры знакомятся с
разработанными для них планами,
уясняют стоящие перед ним
задачи.
Управленческий
учет характеризуется:
- отсутствием
стандартизации – способы и
формы ведения управленческого
учета не ограничены нормативным
регулированием; формы представления
отчетных данных могут быть
любыми; применяемые термины могут
использоваться в различных смыслах,
удобных для внутренних целей;
- конфиденциальностью
– информация управленческого
учета предназначена исключительно
для внутреннего потребления;
- плановым характером
- управленческий учет призван
давать прогнозы по различным
аспектам деятельности организации
(объему реализации, эксплуатационным
расходам, расходам на персонал
и пр.);
- измерением
показателей как в денежном, так
и в натурально-вещественном выражении,
например, измерение количества
производственных запасов в штуках,
погонных метрах, тоннах и т.п.
Подобное измерение применяется
и в аналитическом учете;
- актуальностью
предоставленной информации (за
счет использования приблизительных
оценок, неполного набора данных).
Оперативная отчетность
составляется на основе данных оперативного
учета и содержит сведения по основным
показателям за короткие промежутки
времени – сутки, пятидневку, декаду
и пр.
Эти данные используются
для оперативного контроля и управления
процессами производства и реализации
продукции:
-индивидуальной
периодичностью отчетов;
-расширенным
составом объектов учета –
в качестве объектов могут
выступать отдельные изделия,
виды деятельности, центры ответственности.
В заключение следует
отметить, что все элементы метода
действуют не изолированно друг от
друга, а в системе организации
внутренних хозяйственных связей, направленной
на решение целей управления.
Помимо методов
бухгалтерского учета управленческий
учет использует совокупность методов
статистики, экономического анализа, а
также экономико-математические методы.
1.2 Законодательные акты РФ,
регламентирующие управленческий учёт
Основные нормативные документы,
регламентирующие управленческий учет,
разработаны применительно к
бухгалтерскому учету. Это в некоторой
степени подтверждает методологическую
взаимосвязь управленческого и
бухгалтерского учета, которая основывается
на единстве применяемых принципах
и методах учета. Вместе с тем
многие положения нормативных документов
можно использовать и в управленческом
учете. Например, первичные документы
в управленческом учете целесообразно
составлять в соответствии с требованиями
Закона «О бухгалтерском учете»; положения
по бухгалтерскому учету так же целесообразно
отнести к управленческому учету,
хотя они для него не обязательны
(в отличие от бухгалтерского учета).
К настоящему времени
систему нормативных документов,
регламентирующих бухгалтерский
и управленческий учет, можно
представить иерархично в виде
четырехуровневой системы
Первый уровень
образуют законодательные акты,
указы Президента РФ и Постановления
Правительства, регламентирующие
прямо или косвенно организацию,
ведение бухгалтерского управленческого
учета и отчетности в организации.
Основным законодательным актом
на данном уровне является
Федеральный закон «О бухгалтерском
учете» от 21. 11. 1996 г. № 129-ФЗ (в
ред.от 28.11.2011). Этот закон определяет
правовые основы бухгалтерского
учета и отчетности, их содержание,
принципы, организацию, основные
направления бухгалтерской деятельности
и составления отчетности, состав
хозяйствующих субъектов, обязанных
вести бухгалтерский учет и
предоставлять бухгалтерскую (финансовую)
отчетность.
К законодательным
нормативным документам также
относятся: Гражданский кодекс
РФ, в первой части которого
законодательно закреплены многие
вопросы учета и отчетности (наличие самостоятельного
баланса как признака юридического лица,
обязательность утверждения годового
отчета, понятие дочерних и зависимых
обществ); «Об акционерных обществах»
от 26. 12. 1995 г. №208-ФЗ (в ред.№77-ФЗ от 14.06.2012),
Постановление Правительства РФ «О Программе
реформирования бухгалтерского учета
в соответствии с международными учетными
стандартами финансовой отчетности» (Принят
ГД ФС РФ 24.11.1995)(с изм. и доп., вступающими
в силу с 01.01.2011)
Так как в настоящее
время происходят весьма существенные
перемены в финансовом учете,
связанные с переходом России
на международные стандарты финансового
учета, то следует обратить
внимание на положения Концепции
развития бухгалтерского учета
и отчетности в РФ на среднесрочную
перспективу, которая была утверждена
Приказом Минфина от 1 июля 2004 г.
№ 180. Концепция, разработанная
по решению Правительства РФ,
направлена на повышение качества
информации, формируемой в бухгалтерском
учете и отчетности, и обеспечение
гарантированного доступа к ней
заинтересованным пользователям.
Концепция раскрывает
такие положения, касающиеся учета
и отчетности, как:
- необходимость дальнейшего развития
бухгалтерского учета и отчетности;
- цель и основные направления
дальнейшего развития бухгалтерского
учета и отчетности;
- необходимость повышения качества
информации, формируемой в бухгалтерском
учете и отчетности;
- создание инфраструктуры применения
МСФО;
- изменение системы регулирования
бухгалтерского учета и отчетности;
- подготовка и повышение качества
квалификации кадров;
- а также основные этапы развития
бухгалтерского учета и отчетности
в среднесрочной перспективе.
В п. 2. 1. Концепции говорится
об управленческой отчетности. «Управленческая
отчетность предназначена для использования
в управлении хозяйствующим субъектом
(руководством, другим управленческим
персоналом). В связи с этим содержание,
периодичность, сроки, формы и порядок
ее составления определяются самостоятельно
хозяйствующим субъектом. Вместе е тем
передовая практика управления показывает,
что наиболее полезным и эффективным является
такое построение управленческой отчетности,
при котором содержание и порядок составления
ее основывается на тех же принципах, на
каких составляется индивидуальная бухгалтерская
и консолидированная финансовая отчетность.
Главная задача в области финансовой отчетности
заключается в широком распространении
передового опыта ее организации, а также
опыта Использования ее в управлении хозяйствующим
субъектом».
Второй уровень составляют
Положения (стандарты) по бухгалтерскому
учету (ПБУ), которые были разработаны
Минфином РФ согласно государственной
программе перехода России на
принятую в международной практике
систему учета и отчетности
в соответствии с требованиями
развития рыночной экономики.
Учетные стандарты призваны конкретизировать
Закон о бухгалтерском учете и отчетности,
и рассматривают отдельные методологические
вопросы учета конкретных операций, например,
учета основных средств и запасов. В настоящее
время в российской Федерации разработано
и утверждено 24 Положения по бухгалтерскому
учету и отчетности. К числу ПБУ, которые
регулируют не только финансовый, но и
управленческий учет, можно отнести:
- Положение по бухгалтерскому
учету «Бухгалтерская отчетность
организации» (ПБУ 4/99). Утверждено
приказом Минфина РФ от 6 июля
1999 г. № 43н; (ред. от 08.11.2010)
- Положение по
бухгалтерскому учету «Информация
по сегментам» (ПБУ 12/2010). Утверждено
приказом Минфина РФ от 08 ноября
2010 г.; № 143
- Положение по бухгалтерскому
учету «Учетная политика» (ПБУ
1/2008). Утверждено приказом Минфина
РФ от 06 октября 2008 г. № 106
н (в ред.Приказа Минфина от
08.11.2010 №144).
К числу документов
второго уровня следует отнести
также План счетов бухгалтерского
учета финансово-хозяйственной
деятельности и Инструкцию по его
применению, являющиеся базовыми документами
системы учета в России. План счетов —
документ общего порядка, который является
единым, обязательным к применению в организациях
любых видов деятельности независимо
от форм собственности, подчиненности,
за исключением бюджетных организаций
и банков. В План счетов неоднократно вносились
корректировки в связи с меняющимися экономическими
условиями. Минфин России приказом от
31 октября 2000 г. № 94 н (в ред. от 08.11.2010).
Третий уровень объединяет
документы рекомендательного характера:
инструкции, комментарии, письма
Минфина РФ и других ведомств,
указания, конкретизирующие общие
методологические указания, изложенные
в законах и ПБУ, в соответствии
с отраслевой спецификой.
Документы данного
уровня регулируют конкретные
операции. Так, если ПБУ 4/99 является
документом второго уровня, то
ежегодные приказы Минфина России,
издаваемые в его развитие и конкретизирующие
требования к отчетности текущего года,
являются документами третьего уровня
(например, приказ от 22 июля 2010 г. № 67н (в
ред. от 05.10.2011 №124н, от 17.08.2012 №113н) «О формах
бухгалтерской отчетности организаций»
или Методические рекомендации по бухгалтерскому
учету основных средств, принятые в развитие
ПБУ 6/01 «Учет основных средств»).
Четвертый уровень
включает в себя приказы, указания,
инструкции, выпускаемые самой организацией.
Например, рабочий план счетов, составленный
на основе единого Плана счетов,
или учетная политика организации.
Документы этого уровня определяют
особенности организации и ведения
учета и отчетности в нем.
На основе нормативных
документов служба управленческого
учета разрабатывает рабочие
документы, в их числе:
- приказ по учетной
политике;
- формы первичных
документов и учетных регистров;
- графики документооборота;
- план счетов управленческого
учёта;
- формы внутренней
отчетности.
1.3 Принципы
управленческого учета
К принципам управленческого учёта
относятся:
- оперативность представления
информации;
- конфиденциальность представления
информации;
- гибкость системы управленческого
учета;
- непрерывность деятельности
предприятия;
- использование единых для
планирования и учёта (планово-учётных)
единиц измерения;
- оценка результатов деятельности
подразделений предприятия;
-преемственность и многократное
использование первичной и промежуточной
информации в целях управления;
- формирование показателей внутренней
отчетности, как основа коммуникационных
связей между уровнями управления;
- применение бюджетного (сметного)
метода управления затратами,
финансами, коммерческой деятельностью;
- полнота и аналогичность, обеспечивающие
исчерпывающую информацию об
объектах учёта:
- периодичность, отражающая производственный
и коммерческий циклы предприятия,
установленные учётной политикой.
Совокупность перечисленных принципов
обеспечивает действенность системы
управленческого учёта, но не
унифицирует учётный процесс.
Оперативность представления информации
предполагает ослабление требований к
полноте информации в пользу ее оперативности.
Конфиденциальность представления
информации предполагает обособленное
ведение управленческой бухгалтерии.
Гибкость системы управленческого
учета означает приспособленность
системы управленческого учета
к индивидуальным особенностям организации.
Непрерывность деятельности предприятия
означает, что предприятие будет
функционировать неопределенно
долгое время, для чего необходимо создать
информационную систему, которая обеспечит
составление долгосрочных планов, проведение
анализа конкурентоспособности
продукции, стабильности поставок сырья
и материалов, целесообразности обновления
ассортимента и освоения новой продукции,
инвестиций и т.д.
Использование единых планово-учётных
единиц измерения в планировании
и учёте производства обеспечивает
между ними прямую и обратную связь.
Планово-учётные единицы раскрывают
сущность и различие систем оперативно-производственного
планирования на разных его уровнях;
с их помощью создается реальная
возможность разработки методологии
системы учёта, основанной на тесной
взаимосвязи показателей управленческого
учёта производства и бухгалтерского
учёта затрат, определения результатов
хозяйствования отдельных структурных
подразделений.