Организация управленческого учета в торговых организациях на примере предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2012 в 03:38, курсовая работа

Описание работы

Введение
Управленческий учет в организации — это система, обеспечивающая руководящее звено организации информацией, необходимой для принятия решений и эффективного управления. Ведь одна из самых важных и наиболее часто встречающихся причин недостаточно успешного развития организации состоит в том, что ее руководители просто не знают, какой из видов деятельности или отделов наиболее прибылен и, что самое важное, почему.
Правильно поставленный управленческий учет в торговле позволяет получить информацию, необходимую для

Содержание работы

Введение 2
1. Общая характеристика управленческого учета 4
1.1 Подходы к определению управленческого учета 4
1.2 Разница между управленческим и финансовым учетом 7
1.3 Источники информации 10
1.4 Разработка политики управленческого учета на предприятии 11
2. Практическая оценка системы управленческого учета на предприятии торговли на примере ЗАО «Семь» 15
2.1 Общая хозяйственная характеристика предприятия 15
2.2 Процесс внедрения управленческого учета на ЗАО «Семь» 16
Заключение 23
Список использованной литературы 24

Файлы: 1 файл

Курсовик.doc

— 140.00 Кб (Скачать файл)

Оглавление

 

Введение 2

1. Общая характеристика управленческого учета 4

1.1 Подходы к определению управленческого учета 4

1.2 Разница между управленческим и финансовым учетом 7

1.3 Источники информации 10

1.4 Разработка политики управленческого учета на предприятии 11

2. Практическая оценка системы управленческого учета на предприятии торговли на примере ЗАО «Семь» 15

2.1 Общая хозяйственная характеристика предприятия 15

2.2 Процесс внедрения управленческого учета на ЗАО «Семь» 16

Заключение 23

Список использованной литературы 24

 

 

Введение

 

Управленческий учет в организации  — это система, обеспечивающая руководящее  звено организации информацией, необходимой для принятия решений  и эффективного управления. Ведь одна из самых важных и наиболее часто  встречающихся причин недостаточно успешного развития организации состоит в том, что ее руководители просто не знают, какой из видов деятельности или отделов наиболее прибылен и, что самое важное, почему.

Правильно поставленный управленческий учет в торговле позволяет получить информацию, необходимую для расстановки приоритетов в деятельности организации и планирования дальнейшей работы, предоставляет базу для оценки перспективности открывающихся возможностей и снабжает механизмами контроля за исполнением принятых решений.

Исходя из необходимости для  каждой организации оптимизации  своей деятельности в рыночной экономике  для максимизации прибыли, тема курсовой работы является актуальной, так как  внедрение управленческого учета  помогает организации достичь этой цели.

Целью курсовой работы является исследование организации управленческого учета в организации.

В курсовой работе по управленческому  учету будут рассмотрены основные теоретические вопросы и проблемы постановки системы управленческого учета на предприятии. В частности, показано различие и сходство между финансовым и управленческим учетом, уточнены и систематизированы цель, задачи и функции управленческого учета, определены предмет и объект данного вида учета, сформулированы принципы, а также выделены основные проблемы его внедрения в практику российских предприятий, а также рассмотрена организация учета на конкретном примере. Объектом исследования является ЗАО «СЕМЬ» .В ходе выполнения работы будет проанализировано фактическое состояние учета на данном предприятии, а также даны рекомендации по совершенствованию управленческого учета. В соответствии с этой целью поставлены следующие задачи:

− Изучить теоретические основы организации управленческого учета  в торговле;

− Проанализировать систему организации  управленческого учета в ЗАО «СЕМЬ» .

 

 

1. Общая характеристика  управленческого учета

 

1.1 Подходы к определению управленческого  учета

 

Сущность управленческого учета  в торговле – интегрированная  система учета затрат и доходов, нормирования, планирования, контроля и анализа, систематизирующая информацию для оперативных управленческих решений и координации проблем будущего развития предприятия. 1

Выделяют два подхода к пониманию  сущности термина «управленческий  учет»: первый связан с management accounting, второй – с европейским «контроллинг» (Германия).

В соответствии с первым термином основной задачей любой учетной  деятельности является обеспечение  управленческого персонала предприятия  своевременной и полной информацией  для принятия управленческих решений. Это означает, что деятельность по учету неразрывно связана с управлением предприятием в целом и отдельными его частями. Поэтому management accounting может быть переведен как организация учета, исходя из потребностей управления. При таком подходе управленческий учет – не только система сбора и анализа информации об издержках предприятия, но и система бюджетирования, система оценки деятельности подразделений. В целом, это в большей степени управленческие, чем бухгалтерские технологии.

В соответствии со вторым понятием управленческий учет рассматривается как система сбора и интерпретации информации о затратах, издержках и себестоимости продукции, т.е. это расширенная система организации учета для целей контроля за деятельностью предприятия.

В узком смысле под управленческим учетом можно понимать учет и контроль затрат и доходов, связанных с деятельностью предприятия.

В российской практике чаще управленческий учет рассматривается в широком  смысле (в соответствии с термином management accounting).

Современный управленческий учет в торговле можно определить как вид деятельности в рамках одной организации, который обеспечивает управленческий аппарат организации информацией, используемой для планирования, управления и контроля за деятельностью организации.

Этот процесс, включает выявление, измерение, сбор, анализ, подготовку, интерпретацию, передачу и прием информации, необходимой управленческому аппарату для выполнения его функций.

Управленческий учет представляет собой одновременно систему и  область исследований.

Он является важным элементом системы управления предприятием.

Предметом управленческого учета  является производственная деятельность организации в целом и его  отдельных структурных подразделений.

Объектами управленческого учета  являются издержки предприятия и  его отдельных структурных подразделений – центров ответственности; результаты хозяйственной деятельности всего предприятия и центров ответственности; внутреннее ценообразование; бюджетирование и внутренняя отчетность.

Объекты управленческого учета  отражаются через совокупность приемов и способов, составляющих основу метода управленческого учета.

Методы, используемые в управленческом учете, разнообразны:

некоторые элементы метода БУ (ФУ) (счета, двойная запись, инвентаризация и  документация, балансовое обобщение, отчетность);

приемы и методы, применяемые  в статистике и экономическом  анализе (индексный метод, факторный  анализ и т.д.);

математические методы (корреляция, линейное программирование, метод наименьших квадратов и т.д.)

Цели управленческого учета в торговле:

оказание информационной помощи управляющим в принятии оперативных управленческих решений;

контроль, планирование и прогнозирование  экономической деятельности предприятия  и центров ответственности;

обеспечение базы для ценообразования;

выбор наиболее эффективных путей развития предприятия.

Задачей управленческого учета  в торговле является составление  внутренних отчетов, информация которых  предназначена для собственников  предприятия (организации) и его  управляющих (менеджеров). Эти отчеты должны содержать информацию не только об общем финансовом положении предприятия, но и о состоянии дел непосредственно в области производства. Содержание отчетов может меняться в зависимости от их целевого назначения и должности администратора, для которого они предназначены. Менеджеры нуждаются в информации, которая поможет им в принятии решений, контроле и регулировании управленческой деятельности. К такой информации можно отнести, например, продажные цены, затраты на производство, спрос, конкурентоспособность, рентабельность товаров.2

Функции системы управленческого  учёта:

планирование (центральный элемент системы; общий бизнес-план;оперативное планирование);

организация (график и последовательность решения задач для каждого  руководителя);

учёт и контроль (основан на информации сегментарного учёта и отчётности);

компенсация и поощрения;

оценка менеджеров и персонала;

координация (через планирование всех задач сверху донизу и обмен информацией  между звеньями управления).

Система управленческого учета  состоит из множества процедур, которые могут меняться в зависимости от целей управления. Тем не менее они должны отвечать определенным принципам. К принципам, применимым в управленческом учете, можно отнести:

непрерывность деятельности предприятия;

использование единых для планирования и учета (планово-учетных)

единиц измерения;

оценка результатов деятельности подразделений предприятия;

преемственность и многократное использование  первичной и промежуточной информации в целях управления;

формирование показателей внутренней отчетности как основы коммуникационных связей между уровнями управления;

применение бюджетного (сметного) метода управления затратами, финансами, коммерческой деятельностью;

полнота и аналитичность, обеспечивающие исчерпывающую информацию об объектах учета;

периодичность, отражающая производственный и коммерческий циклы предприятия, установленные учетной политикой.

Совокупность перечисленных принципов  должна обеспечить действенность системы  управленческого учета.

 

1.2 Разница между управленческим  и финансовым учетом

 

Одна из важнейших задач руководителя любого предприятия – с максимальной отдачей использовать имеющиеся в его распоряжении ресурсы. Для этого необходима информация о наличии таких ресурсов. Стандартный бухгалтерский учет такой информации не дает. Поэтому появилась необходимость дополнения бухгалтерского (финансового) учета управленческим учетом.

Таким образом, единая система бухгалтерского учета стала включать финансовый и управленческий учет.

Управленческий и финансовый учет образуют единую систему бухгалтерского учета на предприятии. Общепринятые принципы финансового учета действуют и в управленческом учете. И в финансовом учете и управленческом учете используется оперативная информация. Предъявляются единые требования в первичной документации, которая является источником информации как для финансового, так и управленческого учета.

Данные финансового и управленческого  учета используются для принятия решений.

Для того чтобы нагляднее представить  сущность управленческого учета, полезно  показать различие и сходство между финансовым и управленческим учетом.

 

Область сравнения

Финансовый учет

Управленческий учет

1.Обязательность ведения

Обязательно. Должны быть приложены  определенные усилия для сбора данных в требуемой форме и с требуемой  точностью как это необходимо по законодательству, независимо от мнения руководства на этот счет

Всецело зависит от воли руководства: никакие посторонние органы и  организации не имеют права указывать, что нужно и ненужно делать. Нет смысла в сборе и обработке  ненужной информации

2.Цель ведения учета

Составление финансовых документов для  пользователей вне организации. Когда документы составлены –  цель достигнута.

УУ – средство обеспечения планирования, управления и контроля в организации (процесс непрерывный).

3.Пользователи информации

Внешние пользователи: акционеры, кредиторы, государственные налоговые органы и т.д.

Внутренние пользователи: менеджеры  организации, сотрудники, помогающие им в сборе и анализе информации

4. Базисная структура

Строится на основополагающем балансовом уравнении:

Активы = Собственный капитал (капитал  учредителей) + Обязательства

Структура информации зависит от запросов пользователей

5.Основные правила

Ведется в соответствии с нормами  и правилами БУ. У пользователей  должна быть уверенность в правильном понимании данных БУ

Управленческий аппарат может  следовать любым внутренним правилам в зависимости от их полезности.

6. Привязка ко времени

Отражает финансовую историю организации. Проводки делаются после совершения операций. «Как это было».

Кроме исторической информации включаются оценки и планы на будущее. «Как это должно быть».

7.Тип информации

Финансовые документы – конечный продукт ФУ – содержит информацию в стоимостном выражении

Информация в стоимостном и  натуральном выражении

8.Степень точности информации

Высокая степень точности

Могут использоваться приближения  и примерные оценки, ради оперативности

9.Периодичность отчетности

Полный финансовый отчет – по итогам года и ежеквартально

Детализированные отчеты в больших  организациях – ежемесячно; могут  составляться еженедельно, ежедневно, иногда – немедленно.

10.Сроки предоставления отчетности

Т.к. необходимо время для аудиторской  проверки, для оформления отчетности, то она попадает к пользователям  через несколько недель после  окончания отчетного периода

Обычно составляются и предоставляются  в течение нескольких дней после  окончания отчетного периода; при  оперативных отчетах – на следующее  утро

11.Объект отчетности

В финансовых отчетах организация  – единое целое; в крупных организациях – выручку и доход отражают по большим сегментам.

Основное внимание сравнительно небольшим  подразделениям, обособленным по отдельным  производствам, видам деятельности, центрам ответственности

12.Ответственность за правильность  ведения учета

Налоговые органы могут наложить штрафные санкции за неправильное отражение отчетности

Т.к. нет норм и правил, то руководителя могут привлечь к ответственности  только за неправильное управленческое решение на основе данных УУ, но не за сами данные УУ


 

 

1.3 Источники информации

 

Информация – сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах, т.е. все то, что расширяет представление об объекте исследования.3

Цель управленческого учета  – обеспечить менеджеров информацией. К информации такого рода предъявляются  иные требования, чем к информации, предназначенной для внешних пользователей:

Адресность (конкретным адресатам  в соответствии с их уровнем подготовленности и иерархии);

Оперативность (должна предоставляться  в сроки, дающие возможность сориентироваться и вовремя принять эффективное хозяйственное решение);

Достаточность (в достаточном объеме для принятия на соответствующем  уровне управленческого решения; не должно быть избыточной информации и  отвлекать внимание ее потребителя  на несущественные или не относящиеся  к делу сведения);

Аналитичность (должна содержать данные текущего экспресс-анализа и предлагать возможность проведения последующего анализа с наименьшими затратами);

Гибкость и инициативность (должна обеспечиваться вся полнота информационных интересов в условиях меняющихся управленческих ситуаций);

Полезность (привлекать внимание управляющих  к сферам потенциального риска и  объективно оценивать работу менеджеров предприятия);

Достаточная экономичность (затраты по подготовке информации не должны быть больше экономического эффекта от ее использования).

В управленческом учете  может быть использована неколичественная информация (слухи, результаты социальных опросов и т.п.) и количественная, которая в свою очередь может  быть учетной и неучетной, т.е. документально  обоснованной и нет. Для принятия оперативных управленческих решений может использоваться полная и неполная информация об объекте исследования.

В управленческом учете  учетная информация занимает 20% - 30%; остальные – экономический анализ (в финансовом учете соотношение 40% - 60%).

Информация управленческого  учета в торговле может носить конфиденциальный характер.

 

1.4 Разработка политики управленческого  учета на предприятии

 

Постановка управленческого  учета - сложная задача, которая часто  решается в рамках реорганизации всей компании. Все проблемы, связанные с постановкой управленческого учета, можно обобщенно сформулировать следующим образом:

сложность в определении  квалификации и подборе специалистов, в чьи обязанности входит постановка и ведение управленческого учета;

отсутствие понимания  руководством и сотрудниками предприятия  данного участка работы

отставание на других участках работы: слишком большое  различие между бухгалтерским и  налоговым учетом, отсутствие четкой структуры предприятия;

Информация о работе Организация управленческого учета в торговых организациях на примере предприятия