Органы государства: понятие, признаки, виды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2012 в 21:28, реферат

Описание работы

В работе автор рассматривает не только понятие и признаки органов государства, но и их основные классификации, делая акцент на классификацию по принципу разделению властей, характеризует органы государственной власти, дает их понятия и виды. Для достижения данной цели автор рассматривает следующие задачи:
1. Раскрытие понятия и выявление сущности конституционной системы органов государственной власти в Российской Федерации;
2. Проведение классификации органов государственной власти;
3. Рассмотрение проблемы конституционно-правовой ответственности органов государственной власти РФ.

Содержание работы

Введение
1. Понятие и особенности государственного механизма
1.1 Понятие органа государства и его признаки
1.2 Принципы организации и деятельности органов государственной власти
2. Виды органов государства
2.1 Классификация органов государственной власти
2.2 Органы исполнительной власти
2.3 Органы законодательной власти
2.4 Органы судебной власти
3. Контрольно-надзорные органы государственной власти
Заключение

Файлы: 1 файл

Органы государства.docx

— 36.96 Кб (Скачать файл)

 

4. Принцип законности -- основной  метод осуществления деятельности  органов государственной власти. Принцип законности в деятельности  органов государственной власти  означает, во-первых, что все органы  государства и их должностные  лица должны действовать строго  в рамках закона, во-вторых, обеспечивать  исполнение законов всеми подчиненными  организациями и учреждениями, в-третьих,  обеспечивать охрану и защиту  прав и свобод граждан.

 

Принцип законности закреплен  в ст. 15 Конституции Российской Федерации, где сказано: «Органы государственной  власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать  Конституции и законы».

 

При осуществлении своих  полномочий в отношении государственных  органов действует принцип: запрещено  все то, что не разрешено законом.

 

5. Принцип федерализма  в организации и деятельности  органов государственной власти  означает, что:

 

все государственные органы образуют единую систему органов  государственной власти;

 

между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов  Российской Федерации разграничены предметы ведения (полномочия) -- вопросы  исключительного ведения Феде рации, вопросы совместного ведения, вопросы  исключительного ведения субъектов  Российской Федерации;

 

во взаимоотношениях с  федеральными органами государственной  власти органы государственной власти субъектов Российской Федерации  равноправны между собой;

 

субъекты Федерации самостоятельно устанавливают собственную систему  органов государственной власти;

 

субъекты Федерации участвуют  в формировании федеральных органов  государственной власти (выборы Президента Российской Федерации, депутатов.

 

Государственной Думы Федерального Собрания, представительство в 

 

Совете Федерации Федерального Собрания, участие в формировании судейского корпуса, дача согласия на назначение прокурора субъекта Федерации  и др.).

 

6. Принцип равного доступа  граждан к государственной службе. Конституция Российской Федерации  закрепляет, что граждане Российской  Федерации в соответствии со  своими способностями и профессиональной  подготовкой имеют равный доступ  к государственной службе. При  приеме на государственную службу  и при ее прохождении не  допускается каких бы то ни  было прямых или косвенных  ограничений или преимуществ  в зависимости от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного  или должностного положения, места  жительства, наличия или отсутствия  гражданства субъектов Федерации,  отношения к религии, убеждений,  принадлежности к общественным  объединениям, созданным в порядке,  предусмотренном Конституцией Российской  Федерации и федеральными законами. Это положение полностью соответствует  п. «с» ст. 25 Международного пакта  о гражданских и политических  правах, согласно которому каждый  гражданин должен иметь без  какой бы то ни было дискриминации  и без необоснованных ограничений  право допускаться в своей  стране на общих условиях равенства  к государственной службе.

 

Вакантная государственная  должность замещается на конкурсной основе с учетом профессиональной подготовки и личных качеств.

 

7. Принцип гласности в  осуществлении государственной  службы. Принцип гласности означает  информирование граждан о деятельности  государственных органов и государственных  служащих. В средствах массовой  информации должна освещаться  деятельность государственных органов  и государственных служащих, их  успехи и недостатки. Гласность  в работе государственной службы -- необходимое условие повышения  общественного мнения о ней,  более активного ее участия  в деятельности государственных  органов, привлечения граждан  к управлению государством. Только  благодаря гласности может быть  установлен общественный контроль  за функционированием государственной  службы.

 

В соответствии с ч. 2 ст. 24 Конституции Российской Федерации  органы государственной власти и  органы местного самоуправления, их должностные  лица обязаны обеспечить каждому  возможность ознакомления с документами  и материалами, непосредственно  затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом. Вместе с тем, Федеральный закон  «Об основах государственной  службы Российской Федерации» (ст. 10) закрепляет и определенные рамки этого принципа, устанавливая, что государственный  служащий обязан «хранить государственную  и иную охраняемую законом тайну, а также не разглашать ставшие  ему известными в связи с исполнением  должностных обязанностей сведения, затрагивающие частную жизнь, честь и достоинство граждан». Собрание законодательства Российской Федерации. 2003. №31. Ст. 2990.

 

2. Виды органов государства

 

 

2.1 Классификация органов  государственной власти

 

 

Органы государства классифицируются по различным основаниям (см. схему).

 

Классификацию органов государства  можно проводить по различным  основаниям, наглядно это видно на приведенной выше схемы [5]

 

По способу возникновения  они подразделяются на первичные  и производные. Первичные органы государства никакими другими органами не создаются. Они могут быть образованны  двумя способами: либо в порядке  наследования (наследственная монархия), либо путем избрания в установленном  порядке, при этом получая властные полномочия от избирателей (представительные органы). Первичные -- это, как правило, избираемые народом органы государственной  власти. К ним относятся представительные (законодательные) органы государственной  власти Российской Федерации и субъектов  в составе Российской Федерации, глава государства -- Президент Российской Федерации, главы субъектов Российской Федерации.

 

Производные -- это формируемые  другими органами государственной  власти (например, Правительство Российской Федерации формируется Президентом  Российской Федерации при утверждении  Председателя Правительства Государственной  Думой; Конституционный Суд Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации, Высший Арбитражный Суд  Российской Федерации формируются  Советом Федерации Российской Федерации  и т. д.).

 

По объему властных полномочий или территориальному признаку органы государства классифицируются на высшие и местные или на федеральные  органы государственной власти и  органы государственной власти субъектов  Российской Федерации. Федеральные  органы государственной власти осуществляют свою деятельность на всей территории Российской Федерации. К ним относятся: Президент Российской Федерации, Федеральное  Собрание Российской Федерации, Правительство  Российской Федерации, Конституционный  Суд Российской Федерации, Верховный  Суд Российской Федерации, Высший Арбитражный  Российской Федерации, Генеральная Прокуратура Российской Федерации, Счетная палата Российской Федерации, федеральные министерства и т.д.

 

Органы государственной  власти субъектов Российской Федерации  осуществляют свою деятельность на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (глава субъекта Российской Федерации, представительный (законодательный) орган субъекта Российской Федерации, правительство субъекта Российской Федерации и т. д.). Однако некоторые  органы не являются государственными, к ним можно отнести органы местного самоуправления. Высшие органы в наиболее полной форме обладают высшей государственной властью, которая  распространяется на всю территорию государства. Местные же органы государства  функционируют в административных единицах (графствах, округах, коммунах, уездах, провинциях и др.), их полномочия распространяются только на эти регионы.

 

По широте или характеру  компетенции выделяются органы государства  общей и специальной компетенции. Органы государственной власти общей  компетенции имеют широкий круг полномочий (Президент Российской Федерации, Правительство Российской Федерации  и др.). Например, правительство, исполняя законы, активно участвует в осуществлении  всех функций государства.

 

Органы государственной  власти специальной компетенции  имеют ограниченный круг полномочий в своей деятельности, специализируясь  на выполнении какой-то одной функции, одного вида деятельности (например, Министерство иностранных дел. Министерство здравоохранения. Министерство образования и т. д.).

 

По порядку принятия решения (по порядку осуществления компетенций  или порядку реализации полномочий) органы разделяются на коллегиальные  и единоличные (единоначальные). К  коллегиальным органам можно  отнести Федеральное Собрание Российской Федерации, представительные (законодательные) органы субъектов Российской Федерации, к единоличным же - Президент Российской Федерации, глава субъекта Российской Федерации и др.

 

Кроме того, органы государства  бывают выборные и назначаемые.

 

Помимо всех вышеперечисленных  классификаций, выделяют еще и классификацию  по срокам полномочий. Здесь органы государства разделяют на постоянные и временные. Постоянные органы создаются  без ограничения срока своего действия, тогда как временные - для  выполнения краткосрочных задач  и достижения краткосрочных целей (например чрезвычайные ситуации).

 

В структуре государственных  органов выделяют еще и правоохранительные органы, которые включают органы правосудия, юстиции, нотариата, ЗАГСа, внутренних дел, прокуратуры, госбезопасности, внешней  разведки и адвокатуру.

 

На механизм государства  и классификацию его высших органов  непосредственное влияние оказывает  принцип разделения властей, в соответствии с которым создаются законодательные, исполнительные и судебные органы. Статья 10 Конституции устанавливает, что государственная власть в  Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и  судебной власти самостоятельны. Тем  самым конституционно закреплено признание  теории разделение властей. Классификация  по принципу разделения властей, на взгляд автора, самая существенная из всех, поэтому он рассматривает ее более  подробно в следующих главах.

 

2.2 Органы законодательной  власти

 

 

Законодательная власть -- власть в области законодательства. В  государствах, где имеет место  разделение властей, принадлежит отдельному государственному органу, занимающемуся  разработкой законодательства. В  функции законодательных органов  также входит утверждение изменений  в налогообложении, утверждение  бюджета страны, ратификация международных  соглашений и договоров, объявление войны. Общее наименование органа законодательной  власти -- парламент.

 

В России законодательная  власть представлена двухпалатным Федеральным  Собранием, в которое входят Государственная  дума и Совет Федерации, в регионах -- законодательными собраниями (парламентами).

 

При парламентской форме  правления законодательный орган  представляет собой верховную власть. Одна из его функций -- назначение (выборы) президента, исполняющего в основном представительские функции, но не располагающего реальной властью.

 

При президентской форме  правления президент и парламент  избираются независимо друг от друга. Законопроекты, прошедшие через  парламент, утверждаются главой государства - президентом, который имеет право  роспуска парламента.

 

В соответствии со статья 94 Конституции  РФ Федеральное Собрание - парламент  Российской Федерации - является представительным и законодательным органом Российской Федерации.

 

Представительный характер Федерального Собрания означает, что  оно в правовых отношениях представляет народ Российской Федерации, является его легитимным представителем в  силу Конституции. Основная функция  Федерального Собрания -- принятие нормативно-правовых актов (законов), которые обладают высшей юридической силой.

 

Федеральное Собрание -- Парламент  Российской Федерации -- состоит из двух палат -- Совета Федерации и  Государственной Думы. Порядок формирования Совета Федерации и порядок выборов  депутатов Государственной Думы устанавливаются федеральными законами.

 

В Совет Федерации в  соответствии с частью 2 статьи 95 Конституции  Российской Федерации входят по два  представителя от каждого субъекта Российской Федерации: по одному от представительного  и исполнительного органов государственной  власти.

 

Порядок формирования Совета Федерации до 8 августа 2000 года был  определен Федеральным законом  от 5 декабря 1995 года № 192-ФЗ [9]: палата состояла из 178 представителей субъектов Российской Федерации -- глав законодательных (представительных) и глав исполнительных органов государственной  власти (по должности). Все члены  Совета Федерации совмещали исполнение обязанностей в палате федерального парламента с обязанностями в  соответствующем субъекте Российской Федерации.

 

8 августа 2000 года вступил  в силу новый Федеральный закон  от 5 августа 2000 года № 113-ФЗ  «О порядке формирования Совета  Федерации Федерального Собрания  Российской Федерации» [10].

 

Теперь палата состоит  из представителей, избранных законодательными (представительными) органами государственной  власти субъектов Российской Федерации, или назначенных высшими должностными лицами субъектов Российской Федерации (руководителями высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации). Срок полномочий таких представителей определяется сроком полномочий органов, их избравших  или назначивших, однако полномочия представителей могут быть прекращены досрочно избравшим (назначившим) его  органом в том же порядке, в  котором был избран (назначен) член Совета Федерации. Членом Совета Федерации  может быть избран (назначен) гражданин  Российской Федерации не моложе 30 лет, обладающий в соответствии с Конституцией Российской Федерации правом избирать и быть избранным в органы государственной  власти.

Информация о работе Органы государства: понятие, признаки, виды