Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2012 в 21:28, реферат
В работе автор рассматривает не только понятие и признаки органов государства, но и их основные классификации, делая акцент на классификацию по принципу разделению властей, характеризует органы государственной власти, дает их понятия и виды. Для достижения данной цели автор рассматривает следующие задачи:
1. Раскрытие понятия и выявление сущности конституционной системы органов государственной власти в Российской Федерации;
2. Проведение классификации органов государственной власти;
3. Рассмотрение проблемы конституционно-правовой ответственности органов государственной власти РФ.
Введение
1. Понятие и особенности государственного механизма
1.1 Понятие органа государства и его признаки
1.2 Принципы организации и деятельности органов государственной власти
2. Виды органов государства
2.1 Классификация органов государственной власти
2.2 Органы исполнительной власти
2.3 Органы законодательной власти
2.4 Органы судебной власти
3. Контрольно-надзорные органы государственной власти
Заключение
4. Принцип законности -- основной
метод осуществления
Принцип законности закреплен в ст. 15 Конституции Российской Федерации, где сказано: «Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституции и законы».
При осуществлении своих полномочий в отношении государственных органов действует принцип: запрещено все то, что не разрешено законом.
5. Принцип федерализма
в организации и деятельности
органов государственной
все государственные органы образуют единую систему органов государственной власти;
между федеральными органами
государственной власти и органами
государственной власти субъектов
Российской Федерации разграничены
предметы ведения (полномочия) -- вопросы
исключительного ведения Феде рации,
вопросы совместного ведения, вопросы
исключительного ведения
во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти органы государственной власти субъектов Российской Федерации равноправны между собой;
субъекты Федерации
субъекты Федерации участвуют в формировании федеральных органов государственной власти (выборы Президента Российской Федерации, депутатов.
Государственной Думы Федерального Собрания, представительство в
Совете Федерации Федерального Собрания, участие в формировании судейского корпуса, дача согласия на назначение прокурора субъекта Федерации и др.).
6. Принцип равного доступа
граждан к государственной
Вакантная государственная должность замещается на конкурсной основе с учетом профессиональной подготовки и личных качеств.
7. Принцип гласности в
осуществлении государственной
службы. Принцип гласности означает
информирование граждан о
В соответствии с ч. 2 ст. 24 Конституции Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом. Вместе с тем, Федеральный закон «Об основах государственной службы Российской Федерации» (ст. 10) закрепляет и определенные рамки этого принципа, устанавливая, что государственный служащий обязан «хранить государственную и иную охраняемую законом тайну, а также не разглашать ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей сведения, затрагивающие частную жизнь, честь и достоинство граждан». Собрание законодательства Российской Федерации. 2003. №31. Ст. 2990.
2. Виды органов государства
2.1 Классификация органов государственной власти
Органы государства
Классификацию органов государства можно проводить по различным основаниям, наглядно это видно на приведенной выше схемы [5]
По способу возникновения
они подразделяются на первичные
и производные. Первичные органы
государства никакими другими органами
не создаются. Они могут быть образованны
двумя способами: либо в порядке
наследования (наследственная монархия),
либо путем избрания в установленном
порядке, при этом получая властные
полномочия от избирателей (представительные
органы). Первичные -- это, как правило,
избираемые народом органы государственной
власти. К ним относятся
Производные -- это формируемые
другими органами государственной
власти (например, Правительство Российской
Федерации формируется
По объему властных полномочий или территориальному признаку органы государства классифицируются на высшие и местные или на федеральные органы государственной власти и органы государственной власти субъектов Российской Федерации. Федеральные органы государственной власти осуществляют свою деятельность на всей территории Российской Федерации. К ним относятся: Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, Конституционный Суд Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации, Высший Арбитражный Российской Федерации, Генеральная Прокуратура Российской Федерации, Счетная палата Российской Федерации, федеральные министерства и т.д.
Органы государственной
власти субъектов Российской Федерации
осуществляют свою деятельность на территории
соответствующего субъекта Российской
Федерации (глава субъекта Российской
Федерации, представительный (законодательный)
орган субъекта Российской Федерации,
правительство субъекта Российской
Федерации и т. д.). Однако некоторые
органы не являются государственными,
к ним можно отнести органы
местного самоуправления. Высшие органы
в наиболее полной форме обладают
высшей государственной властью, которая
распространяется на всю территорию
государства. Местные же органы государства
функционируют в
По широте или характеру
компетенции выделяются органы государства
общей и специальной
Органы государственной власти специальной компетенции имеют ограниченный круг полномочий в своей деятельности, специализируясь на выполнении какой-то одной функции, одного вида деятельности (например, Министерство иностранных дел. Министерство здравоохранения. Министерство образования и т. д.).
По порядку принятия решения
(по порядку осуществления
Кроме того, органы государства бывают выборные и назначаемые.
Помимо всех вышеперечисленных классификаций, выделяют еще и классификацию по срокам полномочий. Здесь органы государства разделяют на постоянные и временные. Постоянные органы создаются без ограничения срока своего действия, тогда как временные - для выполнения краткосрочных задач и достижения краткосрочных целей (например чрезвычайные ситуации).
В структуре государственных органов выделяют еще и правоохранительные органы, которые включают органы правосудия, юстиции, нотариата, ЗАГСа, внутренних дел, прокуратуры, госбезопасности, внешней разведки и адвокатуру.
На механизм государства
и классификацию его высших органов
непосредственное влияние оказывает
принцип разделения властей, в соответствии
с которым создаются
2.2 Органы законодательной власти
Законодательная власть -- власть
в области законодательства. В
государствах, где имеет место
разделение властей, принадлежит отдельному
государственному органу, занимающемуся
разработкой законодательства. В
функции законодательных
В России законодательная власть представлена двухпалатным Федеральным Собранием, в которое входят Государственная дума и Совет Федерации, в регионах -- законодательными собраниями (парламентами).
При парламентской форме
правления законодательный
При президентской форме
правления президент и
В соответствии со статья 94 Конституции
РФ Федеральное Собрание - парламент
Российской Федерации - является представительным
и законодательным органом
Представительный характер Федерального Собрания означает, что оно в правовых отношениях представляет народ Российской Федерации, является его легитимным представителем в силу Конституции. Основная функция Федерального Собрания -- принятие нормативно-правовых актов (законов), которые обладают высшей юридической силой.
Федеральное Собрание -- Парламент Российской Федерации -- состоит из двух палат -- Совета Федерации и Государственной Думы. Порядок формирования Совета Федерации и порядок выборов депутатов Государственной Думы устанавливаются федеральными законами.
В Совет Федерации в
соответствии с частью 2 статьи 95 Конституции
Российской Федерации входят по два
представителя от каждого субъекта
Российской Федерации: по одному от представительного
и исполнительного органов
Порядок формирования Совета Федерации до 8 августа 2000 года был определен Федеральным законом от 5 декабря 1995 года № 192-ФЗ [9]: палата состояла из 178 представителей субъектов Российской Федерации -- глав законодательных (представительных) и глав исполнительных органов государственной власти (по должности). Все члены Совета Федерации совмещали исполнение обязанностей в палате федерального парламента с обязанностями в соответствующем субъекте Российской Федерации.
8 августа 2000 года вступил
в силу новый Федеральный
Теперь палата состоит
из представителей, избранных законодательными
(представительными) органами государственной
власти субъектов Российской Федерации,
или назначенных высшими
Информация о работе Органы государства: понятие, признаки, виды